Основные темы сайта:
Главная » Душеполезное чтение » Православная народная газета » От избытка сердца

Татарстанские вразумления
Наш прошлый рассказ был посвящен майскому паломничеству по Великой русской реке Волге на теплоходе «Алексей Толстой» по маршруту Самара – Нижний Новгород – Самара и знакомству со святынями Православия. Хочется отметить, что на теплоходе были созданы все необходимые условия как для полноценного отдыха, так и для православной жизни (в конференц-зале был оборудован походный храм), а также для участия путешествующих в службах в монастырях и храмах Волжских городов. Любой имел возможность заказать вкусные и полезные постные блюда и жить привычной для себя жизнью, окруженной радостной доброжелательностью… Итак, мы покинули этот чудо-град Свияжск вместе с покорителем Казани Иоанном Грозным, чтобы, в отличие от его основателя, вернуться сюда несколько позже. Сегодня храмы Успенского Свияжского монастыря резко контрастируют с прочими постройками города-острова. По этим храмам можно судить о том, какое впечатление производили они в XVI веке, когда, словно белая лилия, изваянная из камня, расцвели посреди сплошь деревянного Иван града. Ощутить дух времени нетрудно еще и потому, что первоначальный архитектурный облик обители в основе своей не изменился до сих пор. В отличие от прочих русских монастырей, долго остававшихся деревянными, храмы Успенского Свияжского монастыря сразу строили в камне. Еще продолжались военные действия, а монументальные белокаменные церкви, вознесшиеся, как знамена, над волжскими просторами, убедительно провозглашали – христианство пришло в эти края навсегда. Белокаменные памятники веры. Храмы возводила артель псковских мастеров под руководством выдающихся зодчих Постника Яковлева и Ивана Ширяя, построивших Казанский кремль и собор Василия Блаженного в Москве. В 1955-1956 годах вырос первый монастырский храм в честь Святителя Николая Чудотворца, трапезный. Внутри он напоминает Грановитую палату Московского Кремля. До революции на острове действовало 12(!) замечательных храмов. Но сейчас их осталось шесть.Все - в довольно плачевном состоянии. Все требуют значительных реставрационных работ, как и 43-метровая колокольня. Промыслом Божиим мы прибыли в Свияжск в день празднования памяти Николая Чудотворца. Экскурсовод Андрей нам рассказал, что в храме Николая Чудотворца, также подлежащего восстановительным работам, службы проводятся только два раза в году - на Николу зимнего и летнего. Какова была наша радость, когда мы поняли, что организаторы тура, зная это, позаботлись о нас – грешных. Потому и предупреждали заранее о возможности принять участие в монастырской службе. Оттого и подгняли паломников пораньше, и небольшое судно «Москва» заказали ко времени, чтобы мы успели в храм. И вот, пройдя несколько сот метров, мы получим возможность послушать удивительное пение монастырского мужского хора, помолиться великому угоднику Божию о помощи в разрешении своих проблем… И даже причаститься Святых Христовых Таин вместе с насельниками этой обители. Здесь вспомнилась и библейская мудрость о том, что «много званных, но мало избранных», ибо совершили все перечисленное совсем немного паломников. Но все же шанс сделать это был у всех. Наверное, не зря город напоминает большой, плывущий по воде корабль. Его движение по житейскому морю не было простым, а изменения совпадали с историей нашей Родины. Изначально Свияжск (Иван град) славился своими монастырями (их было три) и храмами, было местом, куда приезжало множество паломников, ценивших особый микроклимат, первозданную тишину и благодать, а также страждущих прикоснуться к святыням: иконам Святой Троицы, Сергия Радонежского, Николы Можайского, чудотворному образу первосвятителя, архиепископа Казанского и Свияжского Германа. Накануне революции (большевицкого переворота), разрушившего этот патриархальный город, здесь жило более трех тысяч человек, из них более пятисот - практически каждый шестой - были представителями духовного звания.
В Свияжске существовала земская больница на тридцать коек, здесь имелось семь учебных заведений, среди них в Успенском монастыре работало уездное церковно-приходское училище, в помещении думы располагалась библиотека, городок имел двухэтажную богадельню, работали телеграф, почта и телефон, активно трудились губернское земство и местные благотворительные общества, была даже своя пожарная команда. В сторону Казани курсировали два грузо-пассажирских парохода. Горожане не жаловались на отсутствие работы - они служили в присутственных местах, казначействе, уездной тюрьме. И хотя промышленность здесь не развивалась, в городке имелись два солодовенных заводика, а Торговую площадь венчало двухэтажное здание паровой мельницы с керосиновым двигателем. Особенно оживлялся Свияжск по субботам, когда открывался базар, где можно было купить продукты сельского хозяйства и изделия народных промыслов. А дважды за лето, в дни престольных праздников, в Свияжске шумела ярмарка. Так, не особенно роскошно, в соответствии с понятным ему укладом, жил этот городок на высоком холме - Круглой горе, где когда-то была стоянка язычников. Памятник Богоотступнику
…Испытания начались для жителей Свияжска летом 1918 года. Когда на «военно - передвижном фронтовом литературном поезде имени Ленина» в город прибыл «иудушка» наркомвоенмор Троцкий и его спутники-помощники Всеволод Вишневский, Демьян Бедный и другие первые советские деятели культуры. Появление в этих местах бронепоезда не удивительно местных жителей. Они знали, что летом 1918 года белочехи захватили Казань, где тогда комиссары сконцентрировали основную часть золотого запаса России. Вопрос, быть или не быть новой власти, стоял тогда очень остро. Красные под натиском противника отступали… Здесь в 1918 году Лев Троцкий останавливал отступление Красной армией путем децимации — методом, забытым со времен античного Рима и орды Чингисхана. Он заключался в том, что расстреливали каждого десятого красноармейца. Таким же вот летним солнечным, напоенным синевой чистым тихим утром на центральной площади города выстроили в шеренгу воинскую часть красноармейцев, отступившую под натиском армии Каппеля и белочехов, и каждому десятому человеку пустили пулю в затылок. Надо сказать, что фашисты до такого не додумались, а в Свияжске этот прием нашел свое реальное воплощение. Наверное, действительно, на святом месте враг лютует больше. Сложно понять, почему Свияжск вызывал такую ненависть у большевиков и последующих за ними коммунистов. По приказу Троцкого при содействии революционного писателя и поэта Демьяна Бедного на главной площади Свияжска был установлен впервые в истории нашей страны памятник Иуде Искариоту, привезенный из Москвы на бронепоезде! Он был прикручен болтами и гайками к тумбе. Как вспоминает один из очевидцев, когда сдернули брезент, "взору присутствующих предстал тщедушный гипсовый истукан в рубище, с искаженным злобной гримасой лицом, но коротких кривых ногах, потрясавший кулаком в небо...Народ начал роптать, старухи крестились”
Как писал в своих мемуарах участник этого события датский писатель Галлинг Келлер: «…местный совдеп долго обсуждал, кому поставить статую. Люцифер был признан не вполне разделяющим идеи коммунизма, Каин — слишком легендарной личностью, поэтому и остановились на Иуде Искариотском как вполне исторической личности, первом бунтаре – революционере, представив его во весь рост с поднятым кулаком, которым грозил небу…» К счастью, как только ушла Красная Армия, навсегда исчез и памятник Иуде. Даже такой ненавистник Православия, как Владимир Ленин, посчитал это ошибкой, и вскоре памятник заменили скульптурным изображением «вождя мирового пролетариата». Наверное, чтобы компенсировать это отступление от своих планов, новые хозяева жизни закрыли монастыри и церкви, сорвали с иконостасов древние иконы. Кроме того, большевики расстреляли монахов и священников, а также многих жителей города. Богоборцы действуют.
Летом этого же года началось плановое разграбление свияжских церквей и монастырей, расстрелы священников и монахов. Одним из первых погиб епископ Амвросий, он был арестован красноармейцами, которые прибыли реквизировать хлебные запасы Свято-Успенского монастыря. Владыку расстреляли через день после ареста на станции Свияжск. По рассказам очевидцев, он стоял на коленях и молился, пока убийцы рыли ему неглубокую могилу. Через несколько часов келейник нашел тело архипастыря. С израненной штыком спиной и вывернутыми руками. Он похоронил священномученика на месте его кончины и в течение 12 лет платил крестьянину, владельцу поля, чтобы тот не пахал землю вокруг могилы. Иногда говорят, что архиерея расстреляли по личному приказу Льва Троцкого. Чья армия вошла в город, оставленный белочехами. Перед расстрелом 51 летнего епископа будто бы привязали к хвосту бешеной лошади, пустив ее по городу. Ныне справедливость восторжествовала, и епископ Амвросий канонизирован и причислен к лику новомучеников российских. Святитель Герман, первый настоятель Успенского Свияжского монастыря, разделил крестные страдания Церкви и своей обители. Большевики кощунственно вскрыли святые мощи праведника. Но когда они попытались увезти их из монастыря, при совершенно ясном небе ударил гром, в воздухе потемнело и по Волге пронесся страшный смерч. Толпа кощунников в страхе разбежались. До 1925 года мощи оставались в обители, а затем таинственно исчезли.
Другой жертвой стал протоирей Константин Долматов - священник Софийской церкви, бескорыстный пастырь, отец огромного семейства, хорошо известный за пределами Свияжска. Отцу Константину было в это время 64 года, но его обвинили в том, что он стрелял из пулемета с колокольни Софийской церкви по наступавшим красноармейцам. Престарелый священник погиб за два дня до владыки Амвросия. После всех этих событий Свияжск начал пустеть и разрушаться…
В 1924 году насельников монастырей выгнали на улицу, храмы были опечатаны. Со временем в Свияжске открылась колония из двух зон - мужской и женской, сюда помещали людей с "политической” 58.10 статьей. Условия содержания здесь были страшными, по непроверенным данным, за годы существования зоны в свияжском филиале ГУЛАГА полегли в землю несколько тысяч заключенных.
Позже в обители появились новые постояльцы - психически больные хроники, они, сменяя друг друга, прожили здесь почти три десятилетия. Именно из-за психиатрической больницы Свияжск на долгие годы стал как бы закрытым городом, куда не особенно часто попадали посторонние. Но парадокс: когда в 1993 году психиатрическую больницу закрыли, жители лишились около ста рабочих мест.
Свияжск, после создания в 1954-56 г.г. Куйбышевской ГЭС, и подъема уровня рек ,по сути стал островом, опутанным проблемами. Некогда самобытная городская среда неуклонно стала перерождаться в сельскую. Износ домов, в которых живут несколько сот обитателей, составляет на сегодня почти 65 процентов. Осенью и весной, когда лед еще не установился, а вода уже замерзла, до него практически не добраться. Больницы нет, есть только фельдшер, в серьезных случаях лечиться ездят в Васильево. Выбор продуктов в магазине весьма скромен. С питьевой водой - проблема, тот, кто помоложе, возит ее для питья из Макарьевского монастыря, расположенного напротив. Ну а бабушки-дедушки довольствуются тем, что есть, то есть водой не очень пригодной для питья из-за высокого содержания в ней нитратов. Был когда-то на Свияжске прекрасный источник Святого Германа, но загубили его. Возможно, это просто "страшилка”, но старожилы уверяют, что во времена, когда в монастыре была психиатрическая больница, в источник выбрасывали лекарства с просроченным сроком действия. И все-таки Свияжск не сдается. Дорога, которая строится сюда с "большой земли”, сделает остров полуостровом. Наверное, ее можно назвать "дорогой жизни”. Она решит многие бытовые проблемы жителей, а также привлечет туристов и паломников. Теперь добраться от Казани до Свияжска можно будет за час с небольшим. Путь из небытия
Время не стоит на месте. В начале этого века, в престольный праздник Успения Пресвятой Богородицы, Русской Православной Церкви вернули Свято-Успенский Свияжский мужской монастырь, и это событие стало первой ласточкой возрождения когда-то трогательного провинциального городка. Через несколько дней после возвращения обители, Свияжск с пастырским визитом посетил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй, которому остров-град пришелся по душе.
Рассматривать возрождение Свияжска сейчас можно только в комплексе с восстановлением монастырской жизни, потому что самая реальная статья доходов здесь - туристы и паломники. Все, кто приезжает сюда, прежде всего хотят попасть именно в монастырь. Развивающийся монастырский комплекс рано или поздно начнет создавать рабочие места для местных жителей, как это происходит в Раифе, где мы тоже побывали. Наверняка положительный опыт Раифы пригодится и здесь, ведь наместник Свято-Успенского Свияжского монастыря игумен Силуан много лет был благочинным Раифской обители. Пока в Свияжском монастыре несколько десятков насельников, а чтобы пересчитать монахов, хватит пальцев рук. И хотя их числом немного, Свято-Успенский - реальный живой организм, который окормляет и местных жителей, и паломников, и туристов. Когда писался этот материал, в программе «Вести недели» мы услышали следующую информацию: «На красивейших берегах Волги - два исторических памятника. Они объединяют православную и исламскую цивилизации. Где еще мы можем показать, на что способны, и какой у нас народ. И как мы умеем ценить свою память, свои исторические ценности», - говорил председатель попечительского совета фонда "Возрождение", экс-президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Не потерять и сохранить - цель председателя фонда "Возрождение". В Великом Болгаре поставят памятник исламу и новую мечеть. Такое же возрождение – реконструкция православных святынь фоном «Возрождение» - ждет Свияжск. Тихий остров с непростой судьбой. Готовясь взять Казань, Иван Грозный приказал здесь строить крепость. Ее тайно срубили в Угличе и сплавили по Волге. Деревянная Троицкая церковь – древнейшая в Поволжье - так и стоит с тех пор. Чуть позже учредили Казанскую Епархию и Богородице-Успенский мужской монастырь, являющийся шедевром русского зодчества, одним из главных христианских центров государства Российского. "Свияжск был на острие продвижения Москвы, а потом и всей Российской империи в Сибирь, на Восток. Играл очень большую миссионерскую роль", - рассказывает настоятель Свято-Успенского Свияжского мужского монастыря игумен Силуан. -Успенский собор уникален и внутри. Совмещать несовместимое - почти искусство. В Татарстане думают о будущем и помнят о прошлом. Берегут историю, но не боятся перемен». Это вселяет надежду, что чудо-остров ждет достойное будущее. Вот бы и нам научиться не сметая с лица земли все, что построено раньше, не отказываясь от него, приумножать достигнутое, понять мудрость выражения «богатеть в Боге» и стремиться жить по нему. И здесь надо сказать, что паломничества – лучшее средство для понимания Истины. Взять, к примеру, начальные пункты нашего речного тура – посещение Казани и Раифы. Сначала подумалось: а зачем нам столица мусульманской республики, мы же совершаем православное паломничество и мечетей в столице Татарстана гораздо больше, чем православных храмов. А чуть позже пришел и ответ: для того, чтобы лучше понять необходимость жить в соответствии с традициями, не отметая прошлого, но, проецируя его на будущее, жить сегодня полноценной жизнью, вбирающей в себя все традиционные особенности нашего великого народа, в лоне православной цивилизации. А русская цивилизация несокрушима и неподвластна влиянию времени. И главное, понятна всем, живущим внутри нее, неисповедимыми путями находящими в здесь поддержку и опору. Поэтому мы можем жить в мире со всеми национальными этнокультурами, оставаясь при этом сами собой. А представители других религий, пользуясь поддержкой и защитой титульной нации могут не сливаясь, не растворяясь в ней жить своей традиционной жизнью. Зримое свидетельство дружбы народов. Ступив на казанскую землю, первым мы посетили кафедральный Петропавловский собор – величественный памятник, построенный в честь посещения г. Казани Петром I и его царского благоволения к казанскому купцу и промышленнику Ивану Афанасьевичу Михляеву. Петр Великий побывал здесь 27 мая 1722 года, направляясь в свой персидский поход. Царь останавливается в доме Михляева, владельца суконных мануфактур, рядом с приходской деревянной Петропавловской церковью, которая была построена на месте нынешнего собора вскоре после взятия Казани. Видя деловые качества купца, царь отдает ему убыточную государственную суконную мануфактуру, обезпечивавшую армию обмундированием. В знак благодарности и преданности императору Петру I И.А. Михляев задумал построить грандиозный собор, посвященный небесным покровителям царя – первоверховным апостолам Петру и Павлу. Для воплощения задуманного в Казань приезжают столичные зодчие, а вместе с ними и мастера из Флоренции. И в 1726 году храм был освящен митрополитом Казанским и Свияжским Сильвестром Холмским. В том же году построена отдельно стоящая шестиярусная колокольня. Строитель собора И.А. Михляев не только обезпечивал его всем необходимым при жизни. Но и завещал на его содержание большую часть своего имущества. Согласно завещанию, его похоронили под колокольней в специальной усыпальнице, которые в советские времена была разграблена. В XVIII – начале XX вв. Петропавловский собор был гордостью Казани. Здесь бывали все российские императоры, начиная с Екатерины II (кроме Николая II) и практически все известные люди, посещавшие Казань, причем не только православные – описания храма приведены в сочинениях Александра Гумбольдта и Александра Дюма. Был здесь и Александр Сергеевич Пушкин, в хоре собора пел Федор Иванович Шаляпин. Посетили и мы этот выдающийся памятник церковной архитектуры XVIII века не только города Казани, но и всей России. Воздвигнутый в стиле так называемого нарышкинского или строгановского барокко, он отличается чрезвычайно богатым цветным архитектурным декором, оформившимся в конце XVII-первой половины XVIII вв. Петропавловский собор представляет собой двухэтажное сводчатое сооружение высотой 52 метра. Каждый этаж разделен на собственно храмовую часть и трапезную, отделенную от храма стеной с арочными проемами. Собор великолепно декорирован внутри и снаружи. Стены, оконные и дверные проемы украшены цветными карнизами, сдвоенными полуколоннами и пышным лепным растительным орнаментом – гирляндами цветов, виноградных лоз с листьями и гроздьями, плодов груш, яблонь, персиков. Простенки окон второго этажа украшены изразцами с растительным узором. Богатая цветовая гамма придает собору неповторимую индивидуальность. В верхнем храме мы увидели главный резной позолоченный семиярусный иконостас (XVII в.), выполненный в стиле русского барокко казанскими мастерами во главе с резчиком Гусевым. Высота иконостаса – 25 метров. С северной стороны от Петропавловского собора стоит колокольня высотой 49 метров. На четвертом ярусе колокольни находится звонница, состоящая из восьми колоколов, выполненных современными ярославскими мастерами и приобретенными на средства благотворителя храма Наталии Владимировны Девятых.О чем и свидетельствует соответствующая запись. Самый большой колокол весит 3 тонны, как и тот, что был утрачен в советские времена. На пятом ярусе размещаются первые в Казани механические часы с боем. От экскурсовода мы узнали, что собор многократно страдал от городских пожаров. А в 1774 году был разграблен пугачевцами. После октябрьской революции 1917 года начались массовые гонения на Православную Церковь. Храмы и монастыри повсеместно закрывались. Но в Петропавловском соборе богослужения продолжались до 1939 г. В 1939 году были сняты с колокольни, разбиты и вывезены колокола. Разобрали и вывезли механизм башенных часов, богослужебную и храмовую утварь. Драгоценные оклады икон были изъяты и куда-то безследно изчезли. Спасти от полного разрушения дом Божий помогло лишь то, что внутренние помещения храма использовались для размещения партийного архива. Но здание было лишено своего первоначального облика. Новые хозяева помещения сбивали великолепные каменные наличники с оконных и дверных проемов, разрушали многие церковные принадлежности, ломали детали росписи стен и иконостас. Безвозвратно утрачены великолепные ажурные украшения из золота, серебра и кованого железа. Многие святыни священнослужителями и верующими были перенесены в действующий храм Ярославских чудотворцев на Арском кладбище. Среди них и мощи Казанского святителя Гурия. После 1945 года в здании Петропавловского храма размещались реставрационные мастерские и планетарий. И, наконец, 25 июля 1989 года храм был торжественно освящен епископом Анастасием (ныне архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий). Главной святыней собора является чудотворная икона Божией Матери «Смоленская Седмиозерная». Она хранится в алтаре верхнего храма. Наша паломническая группа попала в этот собор, когда начиналась вечерняя служба. И во время службы эту чудотворную икону вынесли из алтаря и положили на аналой. Словно сама Божия Матерь хотела указать нам, что наше паломничество – не простая прогулка, а молитвенное делание и богоугодное предприятие. И вот для духовного подкрепления нам было позволено приложиться к этому образу, прославившемуся многими чудотворениями и исцелениями болящих. Невозможно описать внутреннюю радость и трепет, которые охватила паломников, расценивших это благодеяние как великую милость Божию к нам, грешным. Мы почувствовали внутри всех составов своих ту безграничную благодать Божию, которую благодаря «Честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим» получили здесь. Затем мы посетили Казанский Кремль, главной достопримечательностью которого является кафедральный Благовещенский собор подлинная драгоценность в архитектурном уборе Казани. Основателем собора стал царь Иоанн IV. Он избрал для него «самое лучшее и красное место». А впереди была прекрасная радующая сердце и глаз Раифа. Но об этом – в следующий раз. Михаил Щербак Продолжение следует.

Категория: От избытка сердца | Добавил: Mixail_Borisov (20 Июл 2010)
Просмотров: 3510 | Теги: Татарстан, хрпм, Москва, Иоанн Грозный, обитель | Рейтинг: 5.0/2
Поделиться:
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела
Вначале было слово [3]
Мир мой даю вам [31]
материалы для тех кто уже воцерковлен
Православный хронограф [1]
События, факты комментарии, православные вести, новости епархиальной жизни
И свет во тьме светит [46]
Все миссионерские материалы.
Проповедь на паперти [19]
Литература, искусство, культура и православие
От избытка сердца [16]
Записки паломников, творчество наших читателей
Возвращение образа [10]
Православная педагогика, образование, основы православной культуры
Дивен Бог во святых своих [1]
Жития святых прошлых веков и современных
Подснежник [2]
Страница для православных детей
Дорогу осилит идущий [3]
Страница для юношества
Богословие в красках [0]
Иконопись, архитектура
В соц. сетях
Почта
Логин:
Пароль:

(что это)
Мини-чат
Поделиться в соц. сетях:




Сайт работает благодаря вашим пожертвованиям.

Форма для пожертвования:
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Душеполезное чтение"

Наши друзья

Общество друзей милосердия InetLog.ru
Besucherzahler femmes russes a marier
счетчик посещений
Яндекс.Метрика