Главная » Душеполезное чтение » Газета "Возрождение" » Свет православие |
"ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ" и система государственного образования
Диакон Андрей Кураев "ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ" и система государственного образования Вниманию читателей предлагается отрывок из интервью о введении курса "Основ православной культуры" в школах профессора Московской духовной академии протодиакона Андрея Кураева. ![]() - Как соотнести появление нового школьного предмета с правом людей на свободу совести? Предмет будет добровольно-обязательным. Добровольность состоит в том, что родители смогут сделать выбор: отдать ребёнка на курс светской этики, на курс православной культуры или мусульманской, буддистской или иудейской. Обязательность же состоит в том, что: а) дети и родители будут выбирать между разными направлениями обучения, но не между его наличием и отсутствием. Если предлагать детям выбор между отдыхом и трудом, то слишком понятно, что они предпочтут. Поэтому лучше предлагать выбор между разными видами труда. б) они должны будут сделать выбор именно из этих альтернатив. То есть выбор не между этикой и отдыхом и не между этикой и математикой, а выбор между разными течениями этической мысли человечества. Мы привыкли, что в середине учебного дня ребята могут расходиться на несколько групп, изучающих иностранные языки: кто-то идёт учить английский, а кто-то немецкий или французский. Также и здесь: одни пойдут слушать о православной культуре, другие об исламской, третьи отправятся на светскую этику. [...] - В российской конституции сказано, что Россия - светское государство со свободой вероисповедания и никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. И вдруг - религиозное обучение в государственной школе... Поскольку это предмет до некоторой степени обязательный, то его высокий статус определяет его содержание. Так как школа остаётся светской, и государство не может навязывать никакие религиозные убеждения через школу, то в обязательной части её программы могут быть только светские предметы. Вот и "Основы православной культуры" станут не "религиозным обучением", а светским предметом. Светскость заключается в том, что: а) предмет финансируется не религиозными организациями; б) реализацию и контроль над реализацией ведёт министерство образования, а не Церковь; в) преподаётся он светскими преподавателями, за подготовку которых отвечает Министерство Образования; г) он не ставит своей целью подготовку кадров священнослужителей или вербовку новых прихожан; д) на этих уроках не может быть религиозной пропаганды. В сумме это означает, что в трёх-составной формуле "Основы православной культуры" (ОПК) акцент перемещается со второго слова на третье. -То есть, практическая сторона религий - обряды и молитвы - остаются за рамками изучения? Описание и объяснение обряда может быть темой урока. Например, можно рассказать, какую молитву читала Герда, входя во дворец Снежной Королевы. Можно рассказать -почему она читала эту молитву, в чём её смысл, и что она означает для христиан. Можно сказать, что христиане каждый день начинают с этой молитвы. Но нельзя призвать - "Итак, дети, вы тоже должны перед уроком прочитать Отче наш!". ![]() С призывами учитель также должен быть осторожен. Допустимы лишь учебные императивы: "подумайте! прочтите! нарисуйте!". И нравственные. Но нельзя призывать учащихся к исполнению религиозного обряда или к личному согласию с излагаемым конфессиональным материалом. Конфессиональные тезисы могут излагаться только от третьего лица: "с точки зрения христиан это место Евангелия имеет такой-то смысл", но без личностной самоидентификации. Педагог может сказать "мы" только в двух случаях: "мы, люди" и "мы, граждане России". А вот самоидентификация по конфессиональному принципу - "все мы православные" или "наш Господь заповедует нам" -на этих уроках совершенно недопустима. Только тогда ОПК получат право на прописку в светской школе. Это ограничение, кстати, может расширить круг посетителей именно этого урока: именно в этом случае нецерковная семья сможет сделать выбор в пользу урока ОПК, а не урока светской этики. - Почему, на Ваш взгляд, этот предмет должен быть не факультативным, а обязательным? Обязательным в школе должно быть присутствие не Православия, а этики. 20 лет российская школа переиначивались под лозунгом: "Школа должна давать знания; она не должна воспитывать". Этот лозунг образовательной перестройки был понятен в те времена, когда школу надо было избавить от излишней коммунистической идеологизации. Вот только одно осталось неясным - а кто же будет воспитывать взрослых дяденек и тётенек, определяющих политику телеканалов ТНТ, СТС или MTV. Родители оказались брошеными один на один с глобальной медиаимперией развлечений. И сейчас педагогическое сообщество все больше склоняется к тому, что воспитание - это задача не только семьи. Определённую систему ценностей детям может передать и школа. На наших глазах происходит долгожданная мною педагогическая контрреволюция - в новых образовательных стандартах обозначена новая обязательная область - "духовно-нравственная компонента". А вот в рамках этой новой обязательности возможен свободный выбор - в том числе и в пользу изучения основ православной культуры. И я вовсе не против, чтобы 60% детей ходило на светскую этику, и только 30% на православную. Пусть ещё 10% - на другие религии. Главное - в школу должна вернуться работа над совестью. [...] - Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. В то же время для преподавания в школе выбраны Православие - одно из направлений христианства, а также ислам, буддизм и иудаизм. Почему отдаётся предпочтение лишь некоторым мировым религиям и направлениям христианства? Равенство религий перед законом не означает их равенства перед культурой и историей России. Никакая конституция не может уравнять вклад кришнаизма в культуру России и вклад Православия или ислама. Без знания христианства многое будет непонятно в истории и жизни Европы и России. А вот незнание о вере мормонов не так печально отзовётся на судьбах русских детей. К счастью, жизнь не сводится к дискуссии адвокатов. Нет же правовой дефиниции пушкинского стиха. А стих-то - есть! Никакое право не определяет статус Пушкина в русской культуре. А статус этот - выше, чем у президента! И оттого школы проводят ежедневную и публичную дискриминацию - отличая Пушкина от Пупкина, Пушкину предоставляя право звучать в школе, а Пупкину -нет. Любая школа делает свои преференции, включая или не включая те или иные события, произведения и языки в курс обучения. ![]() Наконец, упомянутые четыре религии - кстати, они ещё в 1997 году были перечислены в преамбуле российского закона о свободе совести -расскажут о себе в порядке отклика на уже существующий интерес именно к ним. Есть спрос в школе на разговор именно об этой религии - и разговор будет. Если же у родителей и детей спроса на эту тематику нет - за чем её навязывать? Приглашает общество через школу. Приглашает своих старых знакомцев, а не тех, кто рекламирует только что созданный ими продукт. В любом случае: ребёнок, имеющий несчастье расти в семье иеговистов, получит возможность не ходить на уроки православной культуры. Он сможет совмещать изучение светского природоведения с изучением светской этики. [...] - А зачем в принципе нам такой предмет как основы православной культуры? В идеале он и не нужен. Евангельские ценности должны быть растворены по всем школьным предметам. Но раз этого нет, то давайте создадим в школе очаг свободы. Да-да, чтобы ребёнок имел выбор - в его кругозоре должно быть нечто отличное от рекламно-телевизионной идеологии с её слоганами "Бери от жизни всё", "Если ты такой умный, то почему такой бедный", "Стреляй первым или проиграешь". Для ребёнка - это новые возможности. А для Церкви такой предмет -это новые проблемы. Вообще Церковь сегодня оказывается в очень неудобном положении. В России действительно светское государство. И Церковь в самом деле отделена от государства. Но значительная часть общественного мнения считает, что мы - одна из башен Кремля. Получается, что не имея никаких плюсов властепредержания, мы получаем все его же минусы. Со стороны кажется, будто Церковь хочет учить детей из одного лишь властного инстинкта и властного интереса... Это не так. Мы идём в школу не ради расширения нашего влияния, а ради самих детей. И страны как таковой. [...] Взято из газеты клуба "Возрождение", № 9 (11) декабрь 2009 год Источник: http://club-vozrojdenie.ru/load/nomer_11/22-1-0-119 | |
Просмотров: 3566
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |
|
|
Категории раздела
Литературная страничка [12] |
Державное строительство [3] |
Книжное обозрение [2] Раскрывает перед читателем широкую панораму книжного дела в современной России, знакомит его с новинками православной литературы и периодики, рассказывает о насущных проблемах и планах церковного книгоиздательства. Надеемся, что новая рубрика предоставит читателю много интересной и полезной информации. |
Исторический календарь [6] |
Церковный словарь [2] |
Традиции и современность [14] |
Свет православие [10] Православные праздники и не только... |
История и культура [16] |
Русское слово [13] |
Из истории русской эмиграции [6] |
Из жизни клуба "Возрождение" [2] |
Воинский подвиг [1] |
Клубная страничка [2] |
Славянскiй мiръ [2] |
Царский крест [4] |
Из истории Марийского края [4] |
Дни славянской письменности и культуры [1] |
Нам пишут [2] |
В соц. сетях
Почта
Мини-чат
Поделиться в соц. сетях:
Сайт работает благодаря вашим пожертвованиям. | ||
Наши друзья |
![]() |
![]() |
InetLog.ru |
|
|||||
![]() |
|
![]() |