Основные темы сайта:
Главная » Душеполезное чтение » Газета "Возрождение" » Свет православие

Цели и задачи курса Основ православной культуры в школе (диакон Андрей Кураев)
Протодиакон Андрей Кураев проводит встречи с учителями в разных регионах страны. 4 и 5 марта в Томском областном институте состоялась встреча отца Андрея с директорами образовательных учреждений, специалистами муниципальных методических служб, учителями и всеми, кого интересует проблема преподавания основ православной культуры в школе. Предлагаем вниманию читателей отрывок из беседы отца Андрея Кураева.

[...] Так какова же задача именно курса, а не эксперимента?
Задача эксперимента маленькая и локальная - доказать нашу способность говорить о наших святынях на разных языках. Задача эксперимента - открыть дорогу курсу.
Задача самого курса - привить детям навыки нравственного самоанализа. Чтобы ребёнок открыл внутренний мир своей души, познакомился со своей душой, научился бы реагировать не только на боль пальчика, но и на боль своей совести, чтобы он научился делать запросы к совести, прося её проанализировать вот то или иное его стремление и ответить - к добру оно или ко злу. В этом смысле задача курса - это именно нравственное воспитание. Заметьте, задача курса не в том, чтобы подготовить богословски грамотных прихожан.
Но есть и неофициальная задача курса. По крайней мере я такую цель ставил. Я хотел бы, чтобы наш курс породил поколение блудных сыновей.
Возраст нашего эксперимента 10 - 11 лет, младшие подростки. Скоро начнётся кошмар переходного возраста. Блудными они станут и без нашей помощи. Важно, чтобы с нашей помощью они стали "блудными сыновьями" в евангельском смысле этого слова. Чтобы, когда пройдет буря пубертата, у них осталось некое послевкусие, ощущение родного дома, куда можно вернуться.
Когда на новом уровне они задумаются над тем, кто они такие, в чём смысл их жизни и т. д., пусть через воспоминание о наших уроках к ним вернётся ощущение чего-то доброго и светлого. Пусть по итогам курса ребёнок воспринимает мир Православия как часть родного пейзажа. Не экзотику, а часть родного доброго мира, к которому потом в минуту отчаяния можно обратиться и вернуться. Это сверхзадача курса.
Но эта сверхзадача должна быть достигаема без призывов. Да, я хочу, чтобы дети полюбили мир Православия, но призывать их к этому нельзя.
Легко сказать: "Любите Родину - мать вашу!". Легко сказать и стукнуть при этом кулаком по столу. Но научить любить Россию в непогоду гораздо тяжелее.
Легко написать: "Наташа любит Андрюшу". Написать легко, а вот для того, чтобы читатель погрузился в эту любовь, нужен гений Льва Толстого. А скажешь прямо в лоб: "Наташа полюбила князя Андрея" - и получишь репортаж "Московского комсомольца" или иной бульварной сплетницы. Толстой же умел показать рождение любви, не сказав слова "любовь". Это высшее мастерство художника.
Такое же мастерство ожидается от педагога. Родить в детях любящее понимание Православия и притяжение к нему, при этом не бросая лозунга: "Дети, полюбите Православие".
Ваша задача - просто сделать презентацию проекта под названием "Православие" и не более. Ребёнок же дома должен помечтать: "Я хочу, чтобы эта сказка стала былью!" Это его домашнее задание.
И вот без прямых призывов, а всё таки надо сказать о мире веры с такой любовью, чтобы ребенку самому потом захотелось: "Я хочу войти в этот мир! Я хочу, чтобы этот мир стал моим!" Это сверхзадача задача курса.
Весь наш курс из шести модулей является морально-экуменическим. Это означает, что нравственные ценности, которые доносятся им до ребёнка, одинаковы: почитание старших, забота о слабых или о младших, бережное отношение к природе, любовь к Отечеству и т. п. Это общие семейные ценности.
Опыт показывает, что донести эти ценности до ума и сердца до всех детей одним языком и одним путём невозможно. Этико-религиозные традиции различны, а светская этика не всех убеждает творить добро по причине нехватки у неё аргументов: "Дети, надо творить добро! - А почему надо? - Потому что надо!".
Что ж, раз аргументы светской этики не для всех убедительны, пусть к детям обратятся разные культуры с разным подбором образов и аргументов.
Если мне нужно лекарство, то мне нужна такая таблетка с этим лекарством, которая гарантировала бы, что оно сработает именно в больном моём органе и не начнёт своё действие ещё по дороге к нему. Поэтому в таблетке есть ещё и защитная оболочка, предотвращающая разрушения в желудке, есть балластные, защитные вещества.
Так вот лекарство нашего курса -нравственные ценности, - одинаково во всех шести модулях. Но форма и пути их доставки до ума и сердца детей разные. Для кого-то заповедь "Люби ближнего твоего" будет значима, если под ней будет подпись "Иисус Христос", для кого-то будет авторитетна подпись "Лев Толстой", а для кого-то - "Пророк Магомет". Вот поэтому аргументация будет разная.
Кстати, именно по ходу нашего эксперимента школа, наконец, перестанет быть антиконституционным институтом. На сегодняшний день школа - это антиконституционный институт, потому что в Конституции РФ ясно сказано, запрещается устанавливать любую идеологию в качестве обязательной.
Но школа никак этого не может расслышать, и до сих пор идеология воинствующего сциентизма оказывается единственно допустимой в образовании.
Сциентизм (от лат. scientia - знание, наука) - мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире. Сциентизм - это вера в науку. Это вера в то, что язык естествознания и математики является единственным достойным языком, с помощью которого человек может познавать мир и самого себя. Сциентизм - это идеологическая установка, которую осуждала даже советская марксистско-ленинская философия. Но сциентизм и наука - не одно и тоже.
Российская школа до сих пор страдает болезнью европоцентризма, т. е. представлением о том, что единственный "нормальный" путь развития - это путь развития Западной Европы, а единственно "нормальная культура" - это культура новоевропейских университетов. И хотя сами европейские университеты давно уже отказались от европоцентризма и сциентизма, наша школа оказалась феноменально консервативна. Она по прежнему верна заветам XIX века.
Появление нашего курса означает, что плюрализм, который приветствуется либеральной идеологией во всех областях, войдёт и в школу.
Наш эксперимент означает, что школа открывает свои двери для народной культуры, причём не на шутовском уровне ложек и матрёшек.
Через наш проект в нашу школу войдут азы демократии. Теперь каждая семья получает право сделать заказ школе: пусть обычная школа на соседней улице (а не платная или национальная гимназия) продолжит работу с моим ребёнком - но на основании тех ценностей, которые дороги именно для меня.
Да, воспитание -это, прежде всего, дело семьи. Но семья имеет право попросить школу ей помочь.
Законы математики одинаковы для всех людей. Но пути воспитания и убеждения у людей разнятся. Поэтому школа должна гибко реагировать на различные просьбы разно-верующих родителей.
Не заставляйте ребёнка выбирать, кого он любит больше - маму или завуча. Пусть завуч говорит моему ребёнку то же, что я ему говорю дома. А соседскому ребёнку пусть тот же самый завуч говорит то, что дорого и значимо в традиции моих соседей. И хотя у моих соседей другая духовная традиция, у них точно такое же право сделать свой воспитательный заказ этой же общей нашей школе.
Вот поэтому и есть шесть модулей. Поэтому принципиально важно соблюсти право родителей на свободный и осознанный выбор того или другого модуля.
Вот теперь надо чётко разграничить цели курса и цели эксперимента. Цель эксперимента и цель курса не совпадают. Цель эксперимента очень локальна и конкретна - доказать, что мы с вами взрослая гражданская нация, способная воспринимать своё религиозно-этническое разнообразие не как проблему, а как богатство, что мы можем заметить наше разнствование и, заметив его, все же не вставать на тропу войны.
Соответственно, успех или неуспех эксперимента определяется тем, умножил он количество этнических конфликтов в наших городах и сёлах или уменьшил. Единственный критерий успешности труда педагога, вашего труда, - это не умножение числа юных прихожан в храме или мечети, а отсутствие жалоб. Как говорил персонаж Леонида Куравлёва в фильме "Афоня": "Отсутствие жалоб со стороны населения -лучшее вознаграждение за наш труд!".
Оцениваться будет одно: смогли ли вы быть корректными в изложении материала. [...]

Газета Возрождение, № 3 (14) апреля 2010 года


Источник: http://club-vozrojdenie.ru/load/22-1-0-168
Категория: Свет православие | Добавил: Vladimir (15 Апр 2010)
Просмотров: 9486 | Теги: родители, ученики, нравственность, Возрождение, Православие, школа, курс, учитель, культура, любовь | Рейтинг: 5.0/4
Поделиться:
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела
Литературная страничка [12]
Державное строительство [3]
Книжное обозрение [2]
Раскрывает перед читателем широкую панораму книжного дела в современной России, знакомит его с новинками православной литературы и периодики, рассказывает о насущных проблемах и планах церковного книгоиздательства. Надеемся, что новая рубрика предоставит читателю много интересной и полезной информации.
Исторический календарь [6]
Церковный словарь [2]
Традиции и современность [14]
Свет православие [10]
Православные праздники и не только...
История и культура [16]
Русское слово [13]
Из истории русской эмиграции [6]
Из жизни клуба "Возрождение" [2]
Воинский подвиг [1]
Клубная страничка [2]
Славянскiй мiръ [2]
Царский крест [4]
Из истории Марийского края [4]
Дни славянской письменности и культуры [1]
Нам пишут [2]
В соц. сетях
Почта
Логин:
Пароль:

(что это)
Мини-чат
Поделиться в соц. сетях:




Сайт работает благодаря вашим пожертвованиям.

Форма для пожертвования:
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Душеполезное чтение"

Наши друзья

Общество друзей милосердия InetLog.ru
Besucherzahler femmes russes a marier
счетчик посещений
Яндекс.Метрика