Основные темы сайта:
Главная » Душеполезное чтение » Газета "Возрождение" » Русское слово

Слово на святую Пасху
МИТРОПОЛИТ АНТОНИЙ (ХРАПОВИЦКИЙ) (1863-1936)-епископ Русской Православной Церкви; с 30 мая 1918 г. - митрополит Киевский и Галицкий. В 1920 г. эмигрировал в Грецию, затем - в Сербию. Первый председатель Архиерейского Синода Русской Православной Церкви за границей. Богослов, философ, автор множества научных трудов.

"Приидите нового винограда рождения божественного веселия в нарочитом дни воскресения царствия Христова насладимся".

Христос воскресе!
Да, велико духовное "наслаждение" сегодняшнего праздника. Радуемся мы тому, что поруганный и убитый нечестивцами Христос, Спаситель наш, воскрес из мёртвых; радуемся тому, что Его воскресение и нам дало жизнь вечную; радуемся, наконец, и тому, что торжественный и великий день сей и наши-то души хоть не надолго пробудил от сна греховного и "приобщил Христову царствию". Посмотрите сегодня на людей, не всех, но на большинство: они как будто бы переродились. Где сегодня обычное между ними недружелюбие, старания друг другу досадить, друг друга осмеять? Где присущая им кичливая гордость высших пред низшими? Где свойственная грешникам угрюмость и скрытность? Где все эти орудия нашей духовной смерти? Смерть, где твоё жало? Ад, где твоя победа?. Вместо злобы мы встречаем сегодня взаимную между людьми ласку, вместо зависти - взаимное прощение, вместо гордости - братское лобзание великих мира сего с простолюдинами, вместо духовной смерти мы видим "воскресение и жизнь", вместо того ада, который мы устроили на земле в своей греховной жизни, мы сегодня предвкушаем тот рай, то небесное царство, что Господь обещал любящим Его. "Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало".
Благословен Господь наш Иисус Христос, Который возвёл нас от смерти в жизнь, искупил нас от тьмы к свету; благословен да будет Он и за то, что установил в Своей Церкви такой праздник, когда мы хотя не надолго, хотя "отчасти" только можем вознестись на высоту христианского настроения духа, когда мы "входим в радость Господа нашего" и хоть несколько приближаемся к той жизни, которою жили древние христиане, более нас достойные своего имени. О, если бы всегда жили мы тем радостным, всепрощающим, любящим настроением души, которое испытываем сегодня! Как бы светла и богоугодна была наша жизнь! Как бы мы сами, кажется, должны желать этого! Ведь если к сидящим в мрачной темнице преступникам, голодным и заброшенным, на минуту придёт добрый человек, принесёт с ним свет и сытную пищу и ласковую беседу, - как они будут нетерпеливо его ждать вторично, как они будут душою стремиться к нему, и думать о нём днём и ночью, и упрашивать стражей, чтобы ещё раз и ещё раз они уговорили дорогого гостя навестить их! Так и ныне в нашу мрачную темницу мирской жизни пришёл воскресший из мёртвых Христос, дал нам вкусить "нового пития" Своей любви, осветил нас светом Своей радости: нам ли теперь не дорожить этою радостью, не беречь её всю жизнь, как жемчужину, ради которой мудрый купец лишился всего имения? Вкусив раз Христа, пережив хоть на минуту своим сердцем всю правду Его обетовании, всю сладость Его закона, неужели мы вновь утеряем её? Неужели только на сегодняшний день останемся христианами? Ведь не на один же только день воскрес Христос: Христос, воскресши из мёртвых, уже не умирает, - писал апостол, - смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха, а что живёт, то живёт для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 6,9-11).
Итак, если бы мы на самом деле хотя сегодня-то жили "для Бога" и были бы "мертвы греху", то конечно мы бы не могли так легко и быстро вновь оживать для греха и умирать для Бога. А если, однако, так случается, если мы только на несколько часов живём для Христа, то значит живём не по настоящему, встречаем Его воскресение с недостаточно ясною верою, с недовольно твёрдою надеждою, с слишком слабою любовью. Как же нам проникнуться настоящею, а не кажущеюся только радостью, чем наполнить свою душу, чтобы встретить воскресшего достойно, чтобы и сегодняшнее наше "приобщение царствия Христова" было не однодневным легко исчезающим восторгом, но постоянно возрастающим проникновением заповедями Божиими, "чтобы радость наша была совершенна" (Ио-ан. 16, 24)? Припомним священные повествования о явлениях воскресшего Спасителя своим апостолам и мироносицам-жёнам; вникнем вто расположение души, в котором они удостоились ясно узреть вновь своего Учителя, о ком они надеялись, что Он есть "хотяй избавити Израиля" (Лук. 24, 21); вникнем в это расположение и постараемся его усвоить себе, дабы и нам не в смутном только чувстве, но со всею ясностью узреть "в неприступном свете воскресения Христа блистающагося и радуйтеся рекуща".
Вот "еще сущей тьме" идут на гроб верные Христу ученицы, чтобы почтить поруганного и зверски казнённого Учителя своего последнею земною честью и любовью, "несуще, яже уготоваша, ароматы" (Лук. 24, 1), и - что дороже ароматов - горькия слезы любви и благоговения. Они не презрели Христа в Его поруганий, не убоялись насмешек и ненависти Его врагов, они помнили только Его любовь и святость и с сокрушёнными сердцами спешили к Его гробу. Но что же их встретило во гробе? Вместо грубых воинов - небесные ангелы, вместо пещерной тьмы - невещественный свет, вместо рыданий надгробных - Сам воскресший с приветствием: "радуйтесь" (Матф. 28, 9). "Что ищите живого с мертвыми? Что плачете нетленого во тли? Шедше проповедуйте ученикам Его". Шедшие на скорбь, на позор и обиды возвратились благо-вестницами и научили величайшей истине воскресения тех, кому надлежало "научить вся языки" (Матф. 28,19).
Братие! Когда мы видели в жизни поругание Христа, когда встречали забвение Его закона, - соблазнение ли детей, осквернение ли святыни, превозношение ли порока, - плакали ли мы как мироносицы, оставались ли тверды в любви своей к Нему? Отирали ли Его тело ароматами добрых дел, обличая поносителей, вразумляя соблазняемых, утешая огорченных? А если мы так не поступали, то сотворим так ныне, и тогда исполнится ваша радость о воскресении, сотворим так и присно, чтобы и нам, как св. жёнам, удостоится узреть Христову жизнь даже при тех обстоятельствах, когда миру будет казаться, что закон Его совершенно умер и попран в жизни. Будем подражать св. жёнам в безстрашной верности ко Христу, не взирая на то, насколько Его ценят в окружающей нас жизни. Тогда мы, как все истинно благочестивые, истинно Ему преданные люди, будем духовными очами всегда видеть Его воскресение, подобно мироносицам, которым первым явил Он Себя в прославленной плоти.
Вот ещё, к двум путникам Луке и Клеопе подходит неведомый третий, спрашивает их о причине их скорби, и упрекнув за непонимание пророков, начинает им объяснять "начен от Моисея", как "подобаше пострадати Христу и внити в славу Свою" (Лук. 24, 26 - 27). Богодухновенные предвещания древних праведников, воспламенили дух скорбных учеников, в душах их с новою силою отобразился нравственный облик их возлюбленного Учителя - и что же? Пришедший к ним на трапезу путник, преломив хлеб, вдруг отверз им очи и они видят, что Сам-то воскресший Христос и был с ними, Он-то и раскрыл им сердца, разъясняя Писания.
Братие! Горят ли наши сердца при слушании слова Божия в церкви? Тщимся ли мы и сами читать данное нам в св. Библии откровение воли Господней? А если нет, то будем впредь поступать иначе, будем уделять хоть 15 минут в каждом дне, который мы отдаём своим мирским интересам, хоть несколько минут для усвоения божественного закона и, когда его читаем, будем гореть сердцами, т. е. постараемся мысленно вкушать каждое слово Библии своим сердцем, переживать в себе самих все то, чему учит нас Господь. Тогда мы будем всегда с Ним жить, тогда ныне празднуемая радость Его воскресения и впредь пребудет с нами и мы будем носить её всегда в своих горящих сердцах, "Пасху празднующе вечную".
Однако смотрите: ни мироносицы, ни ученики Христовы не удостоились Его встретить без испытания и скорби; но дольшее всех испытание повидимо-му понесла та, которой Он "явился первее" (Марк. 16, 9), т. е. Мария Магдалина. Не нашедши Господа во гробе, она не поняла, что пришёл уже день и час Его прославления, но решила в простоте души, что враги Его допустили ещё новое поругание над Его телом, выбросив его куда-нибудь на улицу. Горько плачет она, так что от избытка слёз не узнаёт беседующего с нею ангела, решает, что с ней говорит садовник и обращается к нему с последней надеждой: "аще ты еси взял Его, повеждь, где еси положил Его, и аз возьму Его" (Иоан. 20, 15). Но вдруг она узнаёт голос не враждебного садовника, а сладчайшего Господа Иисуса: "Марие", и поклоняется воскресшему во плоти Богочеловеку.
Братие! Сколько раз в жизни нам приходилось терять Христа, не из пещеры погребальной, но из своего многогрешного сердца! Ищем ли мы Его снова? Плачем ли о потере тёплыми слезами сокрушения? Просим ли всякого вновь указать нам путь к Христу? А если нет, то будем в этом подражать равноапостольной жене, которая в своё время была может быть грешнее нас и однако дважды обрела Христа и Его спасение. Первый раз Он из неё изгнал семь бесов, а другой раз послал её благовестить "радость благовещения": так и нам, если будем Его искать, если будем плакать при временной потере к Нему любви и надежды и твёрдой веры, если будем каяться и молиться и искать научения у виноградарей церкви, - и нам Господь откроет Себя, и нас исполнит радостью Своего явления, чтобы и мы "возвещали заутра милость Его и истину Его на всяку нощь", всякий день, всякий шаг помнили Его воскресение из мёртвых, дабы им побеждать искушения житейские, и таким образом быть христианами не сегодня только, но всю жизнь, сохранять ту любовь, то всепрощение, то смирение перед всеми, чем так сладок для нас праздник воскресения, приносящий такие чувства.
Итак, каким же расположением души возможно удостоиться лицезрения Воскресшего? Верностью и любовью мироносиц, слушанием Писаний с горящими сердцами двух апостолов и неустанным исканием Христа Марии Магдалины. Если мы будем поддерживать в себе такие расположения и с терпением их воспитывать в своих душах, тогда не только здесь на земле мы будем всегда иметь в сердце радость Христова воскресения, во и "истее Того причащатися в невечернем дни царствия Его". А когда мрачная жизнь земли вооружится на дух наш и искушения плоти и мира начнут обуревать наше сердце подобно христоненавистным книжникам, научившим воинов оклеветать чудо воскресения, когда т. е. злоба, или зависть, или корысть, или честолюбие, или блудная страсть восстанут против нас, то будем вспоминать нашу сегодняшнюю пасхальную радость, будем воспроизводить в душе то небесное блаженство, что мы ныне испытываем, - и увидим, как ничтожны в сравнении с ним минутные радости греха, который "показует сладкое и вкушает присно горького напоения". Далеко убежим от этой горечи греха и крепче привяжем к своему сердцу сладость Христова воскресения, будем её соединять с верностью, любовью, чтением св. Писания, и тогда сбудутся над нами слова Христовы: "паки узрю вас и возрадуется сердце ваше и радости вашей никтоже возьмет от вас" (Иоан. 16, 22).

Газета Возрождение, № 3 (14) апреля 2010 года


Источник: http://club-vozrojdenie.ru/load/22-1-0-168
Категория: Русское слово | Добавил: Юрий (15 Апр 2010)
Просмотров: 2604 | Теги: Пасха, смерть, Воскрес, слово, хлеб, Моисей, митрополит Антоний, Жизнь, Христос, Апостол | Рейтинг: 5.0/1
Поделиться:
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела
Литературная страничка [12]
Державное строительство [3]
Книжное обозрение [2]
Раскрывает перед читателем широкую панораму книжного дела в современной России, знакомит его с новинками православной литературы и периодики, рассказывает о насущных проблемах и планах церковного книгоиздательства. Надеемся, что новая рубрика предоставит читателю много интересной и полезной информации.
Исторический календарь [6]
Церковный словарь [2]
Традиции и современность [14]
Свет православие [10]
Православные праздники и не только...
История и культура [16]
Русское слово [13]
Из истории русской эмиграции [6]
Из жизни клуба "Возрождение" [2]
Воинский подвиг [1]
Клубная страничка [2]
Славянскiй мiръ [2]
Царский крест [4]
Из истории Марийского края [4]
Дни славянской письменности и культуры [1]
Нам пишут [2]
В соц. сетях
Почта
Логин:
Пароль:

(что это)
Мини-чат
Поделиться в соц. сетях:




Сайт работает благодаря вашим пожертвованиям.

Форма для пожертвования:
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Душеполезное чтение"

Наши друзья

Общество друзей милосердия InetLog.ru
Besucherzahler femmes russes a marier
счетчик посещений
Яндекс.Метрика