Основные темы сайта:
Главная » Душеполезное чтение » Праздники. Имена » Двунадесятые

Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

День памятиДекабрь 25

Рождество Христово
Рождество Христово
Царь Давид
Царь Давид

Господь наш Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Августа (Октавия) в городе Вифлееме. Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина. У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам, всякое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места, потому Преблагословенная Дева и праведный Иосиф, как происходившие от рода ДавидоваЖитие.. Святой царь и пророк Давид.Икона. Царь Давид, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря. В Вифлееме они не нашли уже ни одного свободного места в городских гостиницах. В известняковой пещере, предназначенной для стойла, среди сена и соломы, разбросанных для корма и подстилки скоту, далеко от постоянного местожительства, среди чужих людей, в холодную зимнюю ночь, в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного удобства - родился Богочеловек, Спаситель мира. "Таинство странное вижду и преславное, - с удивлением воспевает Святая Церковь, - Небо - вертеп; Престол Херувимский - Деву; ясли - вместилище, в них же возлеже невместимый Христос Бог" (ирмос 9-й песни канона). Безболезненно родившая Богомладенца Пресвятая Дева, Сама, без посторонней помощи, "повит Его и положи в яслех" (Лк. 2). Но среди полночной тишины, когда всё человечество объято было глубочайшим греховным сном, весть о Рождестве Спасителя мира услышали пастухи, бывшие на ночной страже у своего стада. Им предстал Ангел Господень и сказал: "Не бойтеся: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове", и смиренные пастыри первые удостоились поклониться ради спасения людей Снисшедшему до "рабия зрака". Кроме ангельского благовестия вифлеемским пастырям, Рождество Христово чудесною звездою возвещено было волхвам "звездословцам", и в лице восточных мудрецов весь языческий мир, незримо для него самого - преклонил свои колена пред истинным Спасителем мира, Богочеловеком. Войдя в храмину, где был Младенец, волхвы - "падше поклонишася Ему, и отверзше сокровища своя, принссоша Ему дары: злато и ливан и смирну" (Мф. 2, 11).

В воспоминание Рождества во плоти Господа нашего Иисуса Христа установлен Церковью праздник. Начало его относится ко временам Апостолов. В Апостольских Постановлениях говорится:

Прп. Иоанн Дамаскин
Прп. Иоанн Дамаскин

"Храните, братия, дни праздничные, и во-первых день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25 день десятаго месяца" (от марта). Там же, в другом месте сказано: "День Рождества Христова да празднуют, в оньже нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру". Во II столетии на день Рождества Христова 25 декабря указывает святитель Климент Александрийский. В III веке о празднике Рождества Христова, как о бывшем прежде, упоминает святой Ипполит РимскийЖитие.. Мученик Ипполит, назначая чтение Евангелия в этот день из 1 главы от Матфея. Известно, что во время гонения христиан Максимианом, в 302 году, никомидийские христиане в самый праздник Рождества Христова сожжены были в храме в числе 20000Сведения.. Святые 20000 мучеников: Гликерий, Зинон, Феофил, Дорофей, Мардоний, Мигдоний, Индис, Горгоний, Петр, Евфимий, Секунд, Никострат, Агафия, Домна, Феофила, Антония и иныеМолитвы. В том же веке, когда Церковь после гонения получила свободу вероисповедания и сделалась господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова находим во всей Вселенской Церкви, как можно видеть это из поучений святого Ефрема СиринаЖитие.. Преподобный Ефрем Сирин.Икона. Преподобный Ефрем СиринМолитвы, святителей Василия ВеликогоЖитие.. Святитель Василий Великий.Икона. Святитель Василий ВеликийМолитвыХрамы, Григория БогословаЖитие.. Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский.Икона. Святитель Григорий Богослов, архиепископ КонстантинопольскийМолитвыХрамы, святителя Григория НисскогоЖитие.. Святитель Григорий, епископ НисскийИкона. Григорий Нисский, святителей АмвросияЖитие.. Святитель Амвросий, епископ Медиоланский.Икона. Святитель Амвросий МедиоланскийХрам свт. Амвросия Медиоланского, Иоанна ЗлатоустаЖитие.. Святитель Иоанн Златоуст.Икона. Святитель Иоанн ЗлатоустМолитвыХрамы и других отцов Церкви IV века на праздник Рождества Христова. Святитель Иоанн Златоуст в слове своем, которое он говорил в 385 году, называет праздник Рождества Христова древним и очень древним. В том же веке на месте пещеры Вифлеемской, прославленной рождением Иисуса Христа, равноапостольная царица ЕленаЖитие.. Равноапостольная царица ЕленаИкона. Равноапостольная царица ЕленаХрамы соорудила храм, о великолепии которого много старался державный ее сын. В кодексе Феодосия, изданном в 438 году, и Юстиниана - в 535, излагается закон о всеобщем праздновании дня Рождества Христова. В этом смысле, вероятно, Никифор Каллист, писатель XIV века, в своей истории говорит, что император Юстиниан в VI веке установил праздновать Рождество Христово по всей земле. В V веке АнатолийЖитие.. Святитель Анатолий, Патриарх КонстантинопольскийИкона. Анатолий Константинопольский, патриарх Константинопольский, в VII - СофронийЖитие.. Святитель Софроний, Патриарх ИерусалимскийИкона. Святитель Софроний Иерусалимский и Андрей Иерусалимские, в VIII - святые Иоанн ДамаскинЖитие.. Преподобный Иоанн ДамаскинИкона. Иоанн ДамаскинМолитвыХрамы, Косма МаиумскийЖитие.. Преподобный Косма, епископ Маиумский, творец каноновМолитвы и Герман, Патриарх ЦареградскийЖитие.. Святитель Герман, Патриарх КонстантинопольскийИкона. Святитель Герман, патриарх Константинопольский, в IX - преподобная КассияИкона. Преподобная Кассия и другие, которых имена неизвестны, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, употребляемые ныне Церковью для прославления светло празднуемого события.

Лука Евангелист
Лука Евангелист

Впрочем, в первые три века, когда гонения стесняли свободу христианского Богослужения, в некоторых местах Востока - Церквах Иерусалимской. Антиохийской, Александрийской и Кипрской - праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения 6 января, под общим именем Богоявления. Причиной этого, вероятно, было мнение, что Христос крестился в день Своего рождения, как можно заключать об этом из слов святителя Иоанна Златоуста, который в одной из бесед своих в Рождество Христово говорит: "не тот день, в который родился Христос, называется Богоявлением, но тот, в который Он крестился". К такому мнению могли подать повод слова евангелиста ЛукиЖитие.. Апостол и евангелист ЛукаИкона. Лука ЕвангелистМолитвыХрам св. ап. Иоанна Богослова ''под Вязом'', который, говоря о крещении Иисуса Христа, свидетельствует, что тогда "бе Иисус лет яко тридесять" (Лк. 3, 23). Празднование Рождества Христова вместе с Богоявлением в некоторых Церквах восточных продолжалось до конца IV века, в иных - до V или даже до VI века. Памятником древнего соединения праздников Рождества Христова и Богоявления доныне в Православной Церкви служит совершенное сходство в отправлении этих праздников. Тому и другому предшествует сочельник, с одинаковым народным преданием, что в сочельники должно поститься до звезды. Чин Богослужения в навечерия обоих праздников и в самые праздники совершенно одинаков.

Рождество Христово
Рождество Христово

День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам, согласно с Божественным свидетельством Евангелия, изображающего празднуемое событие величайшим, всерадостнеишим и чудесным. "Се благовествую вам, - сказал Ангел вифлеемским пастырям, - радость велию, яже будет всем людем. Яко родися вам Спас, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове. И се вам знамение: обрящете Младенца повита, лежаща в яслех. Тогда же внезапу бысть со Ангелом множество вой небесных, хвалящих Бога и глаголющих: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Вси слышавший дивишася о глаголанных от пастырей о рождшемся Спасителе, и сами пастыри возвратишася, славяще и хваляще Бога о всех, яже слышаша и видеша" (Лк. 2, 10 - 20). Так Рождество Христово, как событие высочайшее и чрезвычайное, сопровождалось дивной вестью пастырям и волхвам о всемирной радости для всех людей, "яко родися Спас", Ангельским славословием родившемуся Спасу, поклонением Ему пастырей и волхвов,. благоговейным удивлением многих, слышавших слова пастырей о родившемся Отрочати, славою и хвалою Его от пастырей.

Согласно с Божественным свидетельством Евангелия, отцы Церкви в своих Богомудрых писаниях изображают праздник Рождества Христова величайшим, всемирным и радостнейшим, который служит началом и основанием для прочих праздников.


Тропарь праздника Рождества Христова
глас 4
Рождество Твое, Христе Боже наш,/ возсия мирови свет разума,/ в нем бо звездам служащии/ звездою учахуся/ Тебе кланятися, Солнцу Правды,/ и Тебе ведети с высоты Востока.// Господи, слава Тебе!


Кондак праздника Рождества Христова
глас 3
Дева днесь Пресущественнаго раждает,/ и земля вертеп Неприступному приносит,/ Ангели с пастырьми славословят,/ волсви же со звездою путешествуют,/ нас бо ради родися// Отроча Младо, Превечный Бог.


Величание Рождества Христова
Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ нас ради ныне плотию рождшагося/ от Безневестныя// и Пречистыя Девы Марии.


Задостойник праздника Рождества Христова
глас 1
Величай, душе моя,// Честнейшую и Славнейшую горних воинств, Деву Пречистую, Богородицу. Любити убо нам яко безбедное страхом/ удобее молчание,/ любовию же, Дево,/ песни ткати, спротяженно сложенныя, неудобно есть,// но и, Мати, силу, елико есть произволение, даждь.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский

(Гал. 4, 4-7; Мф. 2, 1-12). Слава Тебе, Господи! И еще дождались мы светлых дней Рождества Христова: повеселимся же теперь и порадуемся. Св. Церковь нарочно для того, чтоб возвысить наше веселие в эти дни, учредила перед ними пост - некоторое стеснение, чтобы вступая в них мы чувствовали себя как бы исходящими на свободу. При всем том она никак не хочет, чтобы мы предавались услаждению только чувств и одним удовольствиям плотским. Но исстари, наименовав эти дни святками, требует, чтобы самое веселие наше в течение их было свято, как они святы. А чтобы не забылся кто веселясь, она вложила в уста нам краткую песнь во славу родившегося Христа, которою остепеняет плоть и возвышает дух, указывая ему достойные дней этих занятия: "Христос рождается - славите" и проч. Славьте же Христа, и славьте так, чтоб этим славословием усладились душа и сердце, и тем заглушился позыв ко всякому другому делу и занятию, обещающему какую-либо утеху. Славьте Христа: это не то, что составляйте длинные хвалебные песни Христу, нет; но если, помышляя или слушая о рождестве Христа Спасителя, вы невольно из глубины души воскликнете: слава Тебе, Господи, что родился Христос! - этого и довольно; это будет тихая песнь сердца, которая пройдет, однако же, небеса и войдет к Самому Богу. Воспроизведите немного пояснее то, что совершено для нас Господом - и вы увидите, как естественно ныне нам такое воззвание. Чтоб это было для нас легче, приравняем к этому следующие случаи. Заключенному в темнице и закованному в узы царь обещал свободу. . . Ждет заключенный день - другой, ждет месяцы и годы. . . не видит исполнения, но не теряет надежды, веря цареву слову. Наконец, показались признаки, что скоро-скоро, внимание его напрягается; он слышит шум приближающихся с веселым говором: вот спадают запоры и входит избавитель. . . Слава Тебе, Господи! восклицает невольно узник. Пришел конец моему заключению, скоро увижу свет Божий! Другой случай: больной покрытый ранами и расслабленный всеми членами, переиспытал все лекарства, и много переменил врачей; терпение его истощилось, и он готов был предаться отчаянному гореванию. Ему говорят: есть еще искуснейший врач всех вылечивает и именно от таких болезней, как твоя; мы просили его - обещал прийти. Больной верит, возникает к надежде и ждет обещанного. . . Проходит час, другой, более - беспокойство снова начинает точить душу его. . . Уже под вечер кто-то подъехал. . . идет. . . отворилась дверь, и входит желанный . . . Слава Тебе, Господи! вскрикивает больной. Вот и еще случай: нависла грозная туча; мрак покрыл лицо земли; гром потрясает основания гор и молнии прорезывают небо из края в край: от этого все в страхе, словно настал конец мира. Когда же потом гроза проходит и небо проясняется, всякий, свободно вздыхая, говорит; Слава Тебе, Господи! Приблизьте эти случаи к себе и увидите, что в них вся наша история. Грозная туча гнева Божия была над нами, - пришел Господь - примиритель и разогнал эту тучу. Мы были покрыты ранами грехов и страстей - пришел врач душ и исцелил нас. . . Были мы в узах рабства - пришел освободитель и разрешил узы наши. . . Приблизьте все это к сердцу своему и восприимите чувствами своими, и вы не удержитесь, чтоб не воскликнуть: слава Тебе, Господи, что родился Христос! Не усиливаюсь словами моими привить к вам такую радость: это недоступно ни для какого слова. Дело, совершенное родившимся Господом, касается каждого из нас. Вступающие в общение с Ним приемлют от Него свободу, врачевство, мир, обладают всем этим и вкушают сладость того. Тем, которые испытывают это в себе, незачем говорить: "радуйтесь", потому что они не могут не радоваться, а тем, которые не испытывают, что и говорить: "радуйтесь"; они не могут радоваться. Связанный по рукам и по ногам, сколько ни говори ему: "радуйся избавлению" - не возрадуется; покрытому ранами грехов откуда придет радость уврачевания? Как вздохнет свободно устрашаемый грозою гнева Божия? Таким можно только сказать: "пойдите вы к Младенцу повитому, лежащему в яслях, и ищите у Него избавления от всех обдержащих вас зол, ибо этот Младенец - Христос Спас мира". Желалось бы всех видеть радующимися именно этою радостью и нехотящим знать других радостей, но не все сущие от Израиля - Израиль. Начнутся теперь увеселения пустые, буйные, разжигающие похоти: глазерство, кружение, оборотничество. Любящим все это сколько ни говори: "укротитесь", они затыкают уши свои и не внемлют - и всегда доведут светлые дни праздника до того, что заставят милостивого Господа отвратить очи Свои от нас и сказать: "мерзость Мне все эти празднества ваши"! И действительно, многие из наших увеселений общественных воистину мерзость языческая, то есть, одни прямо перенесены к нам из языческого мира, а другие, хотя и позже явились, но пропитаны духом язычества. И как будто нарочно они изобретаются в большем количестве в дни Рождества м Пасхи. Увлекаясь ими, мы даем князю мира - мучителю своему, противнику Божию, повод говорить к Богу: "что сделал Ты мне рождеством Своим и воскресением? Все ко мне идут!" Но да проносятся чаще в глубине сердца нашего слова 50-го псалма: "Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем". .. Нас увлекает просвещенная Европа. . . Да, там впервые восстановлены изгнанные было из мира мерзости языческие; оттуда уже перешли они и переходят и к нам. Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся как помешанные, сами себя не помня. Но припомним двенадцатый год: зачем это приходили к нам французы? Бог послал их истребить то зло, которое мы у них же переняли. Покаялась тогда Россия, и Бог помиловал ее. А теперь, кажется, начал уже забываться тот урок. Если опомнимся, конечно, ничего не будет; а если не опомнимся, кто весть, может быть, опять пошлет на нас Господь таких же учителей наших, чтоб привели нас в чувство и поставили на путь исправления. Таков закон правды Божией: тем врачевать от греха, чем кто увлекается к нему. Это не пустые слова, но дело утверждаемое голосом Церкви. Ведайте, православные, что Бог поругаем не бывает; и ведая это, веселитесь и радуйтесь в эти дни со страхом. Освятите светлый праздник святыми делами, занятиями и увеселениями, чтоб все, смотря на нас, сказали: у них святки, а не буйные какие нибудь игрища нечестивцев и развратников, не знающих Бога.


Евангельские Чтения


Некоторые особенности богослужения

Литургическое освещение праздника.

История праздника.

Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Текст службыPDF файл. Размер 302 kb.

Всенощное бдение на праздник Рождества Христова состоит из великого повечерия с литией, утрени и 1-го часа. Перед его началом бывает благовест и «трезвон во вся».

Великое повечерие состоит из 3-х частей. Каждая часть начинается чтением Приидите, поклонимся и завершается особой молитвой.

Великое повечерие совершается следующим образом. Священник с диаконом, облачившись, творят начало, как во все Господские праздники. Открываются царские врата, и диакон, подав священнику кадило, со свечой в руке выходит на солею, После возгласа священника: «Благословен Бог наш...» чтец читает обычное начало и прочее последование великого повечерия. В это время священник вместе с диаконом совершает полное каждение храма, как в начале всенощного бдения. По окончании каждения царские врата закрываются.

Первая часть великого повечерия подобна той части утрени, на которой читается вначале шестопсалмие, затем поется Бог Господь с тропарями и стихословятся кафизмы с седальнами и ектениями. Это сходство свидетельствует о том, что великое повечерие возникло на основе шестопсалмия и расширилось впоследствии до трехчастного состава.

После обычного начала читаются шесть псалмов: 4-й, 6-й, 12-й, и затем псалмы 24-й, 30-й и 90-й.

Хор поет С нами Бог.

Чтец читает прочие стихи (до 20-го стиха: Отец будущего века).

Хор припевает к каждому стиху: Яко с нами Бог и после конечного стиха заключает пением: С нами Бог.

Чтец: День прешед, Верую. Затем — Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас, грешных, Вся небесныя силы святых Ангел и Архангел молите и т.д.

Далее — Трисвятое по Отче наш.

Вместо тропарей: Просвети очи мои, Христе Боже и других хор поет тропарь праздникаMP3 (царские врата на время пения тропаря открываются).

Чтец: Господи, помилуй (40), Честнейшую и заключительную молитву св. Василия Великого: Господи, Господи.

К первой части примыкает краткая вторая часть повечерия, которая по своему содержанию является покаянной.

Чтец: Приидите, поклонимся, псалмы: 50-й, 101-й и молитву Манассии, Трисвятое по Отче наш. Вместо тропарей: Помилуй нас, Господи, помилуй нас и других хор поет кондак праздникаMP3 (царские врата на время пения кондака открываются).

Чтец: Господи, помилуй (40), Честнейшую и заключительную молитву: Владыко Боже Отче Вседержителю.

Третья часть состоит из славословий и хвалы Богу и святым угодникам Божиим. Она подобна той части утрени, во время которой поется канон.

Чтец: Приидите, поклонимся, псалмы 69-й и 142-й, и читается вседневное славословие. Затем бывает выход на литию при пении стихир праздникаMP3(обычное окончание великого повечерия здесь опускается). После литии – стиховные стихиры MP3праздника. По Ныне отпущаешитропарь праздникаMP3(трижды), благословение хлебов и псалом 33-й.

Утреня.

После шестопсалмия, на Бог Господьтропарь праздникаMP3 (трижды), затем – кафизмы и полиелейMP3.

По полиелее — величание: Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от Безневестныя и Пречистыя Девы МарииMP3.

Степенна -1 антифон 4 гласа От юности моеяMP3.

Прокимен, гл. 4: Из чрева прежде денницы родих Тя, клятся Господь и не раскается. Стих: Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене: дондеже положу враги Твоя подножие ног ТвоихMP3.

По 50-м псалме вместо Молитвами поется: Слава: Всяческая днесь радости исполняются: Христос родися от Девы. И ныне — то же, но конец: Христос родися в Вифлееме. Помилуй мя, Боже и стихира: Слава в вышних Богу, и на земли мир! Днесь восприемлет Вифлеем Седящаго присно со Отцем, днесь ангели Младенца рожденнаго боголепно славословят: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение.MP3.

Канонов — два: св. Космы Маиумского — с ирмосом на 8 и св. Иоанна Дамаскина — на 8 (ирмосы по дважды).

Вместо Честнейшую – припев 9-й песни: Величай, душе моя, Честнейшую и Славнейшую горних воинств Деву Пречистую Богородицу. И ирмос: Таинство странное вижду и преславное.

К каждому тропарю первого канона припеваются свои припевы, ко второму канону припев: Днесь Дева раждает Владыку... Катавасия 9-й песни — ирмос второго канона: Любити убо нам, яко безбедное страхом удобее молчание, любовию же Дево песни ткати спротяженно сложенныя неудобно есть: но и, Мати, силу, елико есть произволение, даждь. (Тот же ирмос в русском переводе М. Скабаллановича: Удобнее нам было бы по страху (из опасения, как бы не оскорбить Божию Матерь недостойными хвалами), предпочесть молчание, как дело безопасное; по любви же к Тебе, Дева, составлять стройно сложенные песни трудно; но Ты, и Мать, дай силу (к песням), поскольку есть (у нас) усердие).

Этот же ирмос (Любити убо нам) вместе с первым припевом 9-й песни является задостойником на литургии. По 9-й песни — светилен: Посетил ны есть свыше (трижды).

На хвалитех - стихиры праздникаMP3.

Поется Великое славословие, по Трисвятом - тропарь праздникаMP3 .

В конце утрени – праздничный отпуст И́же в верте́пе роди́выйся и в я́слех возлеги́й, нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец.

Литургия свт. Иоанна Златоуста.

Поются антифоны праздникаMP3.

Входный стих — праздника: Из чрева прежде денни́цы роди́х Тя, клятся Господь и не раскается: Ты — иерей во век по чину Мелхиседе́кову.

По входе — тропарь праздникаMP3. Слава, и нынекондак праздникаMP3.

Вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся»MP3

Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастенMP3 — праздника.

Вместо Достойно поется задостойник праздника — припев: Величай, душе́ моя и ирмос: Люби́ти убо нам (и до отдания праздника Рождества Христова).

Отпуст в конце Литургии — как на утрене.

По традиции, по отпусте Литургии посреди церкви перед иконой праздника изшедшие из алтаря священнослужители поют тропарь праздникаMP3, Слава, и нынекондак праздникаMP3 и, по обычаю, величание.

От Рождества Христова до Богоявления отменяется пост и не бывает коленопреклонений — ни в церкви, ни в келлиях (см. Типикон, 25 декабря, 4-е «зри»).

Вечером в день Рождества Христова после 9-го часа служится великая вечерня, на которой поется прокимен великий, глас 7-й: Кто бог велийMP3 (со стихами).



Источник: http://days.pravoslavie.ru/Days/20091225.htm
Категория: Двунадесятые | Добавил: Vladimir (07 Янв 2010)
Просмотров: 8058 | Теги: Спаситель мира, Рождество Христово, Иисус, Вифлеем, звезда, праздник, град Давыдов, Богочеловек, дево, Христос | Рейтинг: 5.0/6
Поделиться:
Всего комментариев: 0
avatar
В соц. сетях
Почта
Логин:
Пароль:

(что это)
Мини-чат
Поделиться в соц. сетях:




Сайт работает благодаря вашим пожертвованиям.

Форма для пожертвования:
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Душеполезное чтение"

Наши друзья

Общество друзей милосердия InetLog.ru
Besucherzahler femmes russes a marier
счетчик посещений
Яндекс.Метрика