Основные темы сайта:
Главная » Душеполезное чтение » Православная народная газета » И свет во тьме светит

Россия под парами
Необходимое предисловие автора:
В силу профессиональных занятий мне часто приходится бывать, что называется, в глубинке – в отдаленных сельских районах. Это, главным образом, Нечерноземье (Центральная Россия, Волго-Вятка). И сердце кровью обливается при виде того, что стало с русской деревней. Положение не то чтобы аховое, оно – БЕЗЫСХОДНО.
Когда смотрю на пустынные, заросшие сорняком поля, на развалившиеся фермы, скособоченные с повыбитыми окнами избы в брошенных селениях, хочу верить – и верю! – что дело это временное, что скоро появятся люди, РУССКИЕ люди, а не алчные "мигранты", и наведут ПОРЯДОК на исконных своих землях. И вновь заколосятся поля, зацветут сады, а в домах множеством радостных колокольчиков зазвенят детские голоса! А Россия – пока что она под парами. Силы копит. Ради нового вселенского духовного и технологического рывка!
Но – откуда взяться этим людям? Каким образом они появятся и как скоро? Поездом приедут, на автомобилях, с неба "свалятся"? Если неурожаи у нас не только на селе, но и в городах: повсеместно вымираем, с начала 90-х несем тяжкий "Русский крест", когда смертность катастрофически превышает рождаемость… Есть у меня одна давняя мысль. В нее в очередной раз и думаю посвятить читателей.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
В СМИ, в интернет-сети идет активное обсуждение Вашей недавней статьи "Россия, вперед!". Тем более, что к разговору о " настоящем и будущем нашей страны " Вы пригласили " всех, кому есть что сказать ", гарантировав: " Ваши оценки, замечания и предложения будут учтены при подготовке Послания Президента России Федеральному Собранию. Практических планов развития нашего государства". Воспользуюсь этим правом.
И сразу отмечу, что в части "коррупции", "эффективного суда", "социальных гарантий", а также "модернизации", "инноваций" и прочего, касаемого "новой экономики", - полностью с Вами согласен. Дело теперь за механизмами, чтобы Вами и Вашими коллегами задуманное безусловно претворилось в жизнь. Однако.
В Вашей статье я не нашел даже упоминания о двух, на мой взгляд, чрезвычайно важных, если не основополагающих составляющих в развитии любого государства, общества. Это:
а) проблема духовности;
б) проблема пропитания.
В нашем случае проблема духовности сводится к тому, что в государстве Российском, в соответствии с ее Основным Законом, а именно статьей 13 Конституции РФ, "признается идеологическое многообразие"и никакая "идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной". Следовательно, не что иное наше государство, как корабль без руля и ветрил. Далеко ли таким макаром уплывем? Чего ради масштабная "модернизация", если неведомо нам, откуда мы, куда и зачем?
Проблема пропитания насущна не менее.
Ни для кого не секрет, что мы давно утратили свою продовольственную безопасность. И позволительно спросить: кто и чем будет кормить миллионы новаторов,"мобилизованных и призванных"? Продолжим закупать продовольствие за рубежом на "нефте-газо-доллары"? Но тогда – на что, извините, проводить "модернизацию"? Кроме сырья, Россия практически ничем за валюту больше не торгует!
А теперь представим, что "за бугром" – не дай Бог! – российские "инновации" кому-то "не понравятся"? А они, будьте уверены, "не понравятся", как "не по сердцу" нашим многочисленным "добрым соседям" на протяжении веков все то, что шло на процветание России! Цифр приводить не будем, но подчеркнем: масштабы импорта продуктов питания в Россию таковы, что в случае, если наши зарубежные "партнеры" по каким-либо причинам поставки прекратят, прилавки продмагов опустеют, а оголодавшие массы сметут и прилавки, и любых правителей, какие бы радужные "инновации" эти правители этим массам не рисовали!
И это при всем при том, что русская деревня, исконный и основной поставщик на российском продовольственном рынке, в экономическом плане сплошь и рядом разорена подчистую.
Но самое страшное, что деградировал здесь и "человеческий капитал". Кто помоложе да побойчей, в города подался, и обратно его на аркане не затащишь, остальные – дачники, пенсионеры или же "неудачники", большей частью "пьющие горькую"…
Есть, конечно, исключения из правила, но я – о правиле! Другими словами: какие "инновации" к нашей глубинке ни прививай, какие "инвестиции" туда ни вбухивай, толку не будет – некому "модернизировать"!
Вместе с русской деревней уходит и мироощущение, тот, по выражению классика, которого Вы также в своей статье цитируете, "русский дух", что пропитывает каждую пору души нашей, делая нас такими, какие мы есть, и никакими иначе, а именно – РУССКИМИ! Русская деревня, а отнюдь не город, испокон веков не только кормила Россию, но была неисчерпаемым кладезем ее духовных начал, традиций, народного самоопределения в полном смысле этого слова, народного же творчества во всех его пониманиях!
А еще русская деревня (во всяком случае, в последний век) исправно "поставляла" России… население! В городах, на ограниченных квартирных метрах и при нестабильной заработной плате завести и прокормить многодетную семью невозможно по определению. А в деревне, на земле и в собственном доме, это – как бы само собой разумеющееся!
Вот Вы, Дмитрий Анатольевич, декларируете: " Негативные демографические тенденции должны быть замедлены и остановлены ". В качестве мер предлагаете: " Повышение качества медицинского обслуживания, стимулирование рождаемости, безопасность на дорогах и производстве, борьба с пандемией алкоголизма, развитие физической культуры, массового спорта …". Позвольте предостеречь: какие бы средства не отряжало государство на " стимулирование рождаемости ", рожать в городах больше не станут – чаще всего один, от силы два, в редчайших случаях три ребенка на семью. В то время как три ребенка – этот тот минимум, который обеспечивает всего лишь ВОСПРОИЗВОДСТВО – не более того! – народа, нации.
Русская деревня уходит. Честные эксперты подсчитывают, что если дело в демографии пойдет нынешними "темпами", коренного населения в России спустя полвека останется менее половины. Что взамен?
Существует определенная надежда на переселенцев-соотечественников из ближнего зарубежья (принята на государственном уровне соответствующая программа). Надежда призрачная: вполне возможно, что российскую глубинку, где они, получив подъемные, поселятся, ими будет рассматриваться как плацдарм, чтобы рано или поздно перебраться в город. И потом: что их, соотечественников, ожидает в этой глубинке? Все то же – безработица, воровство, пьянство, падение нравов…
Знаю также многих горожан – рабочих, инженеров, врачей, учителей, которым опостылела жизнь в городе, с его загаженностью, скученностью, всеобщей "конкурентной" озлобленностью. Они лелеют мечту перебраться в деревню. Но куда? Агонизирующая деревня их тоже поодиночке раздавит!
Китайцев завезем, таджиков, как предлагают некоторые? Так ведь "завозим"! Кое-где обосновались целые анклавы "пришельцев"! Они, однако, не ассимилируются. А в местах, где селятся, – там уже не Россия!
Итак, нужно "поднимать" русскую деревню. Как поднимать? По правде говоря, я мучительно и долго не мог найти ответа на этот вопрос. Пока не вспомнил рассказы моей деревенской бабушки (Царствие ей Небесное!) о православной общине.
А рассказывала бабушка вещи удивительные.
Что была община сплоченной и дружной: люди вместе, сообща и по доброй воле трудились, вместе праздники справляли, а праздники были православные. Что жили скромно, но в достатке. Что стоило только позвать, и шла со всей округи "помочь": дом, например, ставили всем миром всего за день. Что в беде никого, ни увечных, ни больных, ни вдов-сирот не оставляли. Что пьяница считался на деревне распоследним человеком – грех это был большой, пьянство. Да и не было их почти, пьяниц. И стояли во главе общины два человека – батюшка, то есть местный священник, и церковный староста. Первый духовно общину окормлял, осуществляя, так сказать, идеологическое руководство, а второй отвечал за административно-хозяйственную деятельность.
Убежден: православная община – это ключ к пониманию того, что происходит сегодня с русским селом, русской деревней ! Имею в виду Нечерноземье, Русский Север, Урал, Сибирь, Дальний Восток, то есть зоны так называемого рискованного земледелия, где общинный уклад жизни испокон веков был продиктован не чьей-то прихотью, но условиями выживания – суровым климатом, скудным плодородием почв и прочая, прочая. Рухнула община, которую на какое-то время силой пытались подменить колхозами, рушится и деревня!
Итак, предлагаю государству проект! Суть в следующем.
При сельских храмах, там, где у священников и прихожан есть желание, а также имеются к тому объективные предпосылки-возможности (например, наличие в данной местности неиспользуемых посевных площадей), создаются сельхозобщины. В этих целях государство:
а) совместно с Русской Православной Церковью разрабатывает и утверждает типовой устав (базирующийся, само собой, на действующем российском законодательстве);
б) обеспечивает эти общины селхозугодиями (на первых порах – в долгосрочную аренду);
б) перераспределяет в их пользу часть госбюджетных средств (это две уже действующие, но в связи с моими предложениями дополняемые программы: Национальный проект, касающийся развития отечественного сельхозпроизводства, и уже упомянутая программа по переселению соотечественников из стран ближнего зарубежья);
в) наделяет общины, хотя бы на первые годы, дополнительным льготным кредитованием.
Опыт создания подобных православных сельхозобщин в России, пусть и небольшой, но имеется. Правда, зачинались они и трудятся с большим трудом, поскольку особой господдержкой, как и сельхозпроизводство в целом, пока не пользуются.
Кто и что от проекта выигрывают?
Люди, оставив города, заживут в гармонии сами с собой и окружающим миром. Не только в единении с природой, но в коллективе единомышленников, духовных братьев и сестер.
Как минимум, десятина от возможных доходов общин пойдет на нужды Церкви – на восстановление порушенных храмов, строительство новых. В любом случае члены общин будут самоотверженно и бескорыстно на благо Церкви трудиться.
Оздоровится духовно-нравственная обстановка в глубинке. Уверен, что многие из "местных" к общинам в конечном итоге "прибьются".
Община дружно, всем миром сможет противостоять вору, грабителю, любому злодею, который изо дня в день травит деревню дешевой "паленой" водкой, а теперь еще и наркотиками, или же хищнически вырубает в округе леса. Ну, чем Вам не демократия? Таким образом: экономика базируется на духовном, духовное – движет экономику!
Сергей СКАТОВ,
православный журналист,
координатор Движения "Народный Собор"
Категория: И свет во тьме светит | Добавил: Mixail_Borisov (04 Окт 2009)
Просмотров: 1492 | Рейтинг: 5.0/1
Поделиться:
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела
Вначале было слово [3]
Мир мой даю вам [31]
материалы для тех кто уже воцерковлен
Православный хронограф [1]
События, факты комментарии, православные вести, новости епархиальной жизни
И свет во тьме светит [46]
Все миссионерские материалы.
Проповедь на паперти [19]
Литература, искусство, культура и православие
От избытка сердца [16]
Записки паломников, творчество наших читателей
Возвращение образа [10]
Православная педагогика, образование, основы православной культуры
Дивен Бог во святых своих [1]
Жития святых прошлых веков и современных
Подснежник [2]
Страница для православных детей
Дорогу осилит идущий [3]
Страница для юношества
Богословие в красках [0]
Иконопись, архитектура
В соц. сетях
Почта
Логин:
Пароль:

(что это)
Мини-чат
Поделиться в соц. сетях:




Сайт работает благодаря вашим пожертвованиям.

Форма для пожертвования:
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Душеполезное чтение"

Наши друзья

Общество друзей милосердия InetLog.ru
Besucherzahler femmes russes a marier
счетчик посещений
Яндекс.Метрика