Основные темы сайта:
Главная » Душеполезное чтение » Православие и мир » Размышления

Размышления святителя Игнатия Брянчанинова о живописи церковной

Нахожу, что описание двух картонов, сделанное Вами, украша­ет эти картоны многими прекрасными мыслями. Этим описанием приготовляется воображение, приготовляются взоры, чтоб увидеть прекрасные иконы, — почти живые, говорящие поучительнейшую проповедь. По крайней мере, я получил такое настроение. Но ког­да перенеслись взоры из чтения на рисунки, мое ожидание не осу­ществилось: я увидел не иконы нашей Православной Церкви, но карикатуры икон. Словно если б певец с италианской сцены начал петь на свой лад с излиянием романического чувства нашу величественную Херувимскую Песнь.

 

О картоне Б-и

Прекрасная, возвышенная мысль — неизобразимое изображе­нием Божество изобразить словом Сый, от Которого — лучи!

Для чего же Ангелы отвратили взоры свои от изображенного так превосходно Божества? Они должны бы были учить предсто­ящих благоговению пред Божеством; в них бы должно показать стремление к Божеству всем сердцем, всею душою, всем помыш­лением, всею крепостию, как этого требует, этому научает Сам Спаситель. В этом состоянии находятся по самой вещи Ангелы, предстоящие славе Божией, как открывает нам Писание. Напро­тив, здесь Ангелы оказывают мало внимания и уважения Божеству, ни один не удостаивает взглянуть на Него, все зевают (извините за выражение) по сторонам. И стоит уединенно величественный Сый, отделенный, отсеченный от всей картины! Неужели у худож­ника таилось в душе намерение написать критику на наше время, намекнуть нам, что Бог нами забыт, что по-видимому мы прости­раем к Нему руки, а по самой вещи отвратились от Него.

Четыре верхние Ангела суть фигуры женские. Этим наруше­но предание Православной Церкви, которая всегда изображает Ангелов прекрасными юношами. Нет примера во всем Священ­ном Писании, чтоб Ангел явился в образе женщины. Здесь дамы, и не важные дамы. Судя по физиономиям, в которых нет ничего Божественного, которые слишком обыкновенны, надо предпола­гать, что натурщицами были не более, как горничные девушки, а натурщицею для верхней фигуры на левой стороне — какая-нибудь кастелянша-немочка, уже, как видно, пожилая, с выраже­нием беззаботного выражения на лице, — вероятно, того чувства, которое было в ее душе в то время, когда она стояла пред худож­ником. Отымите у фигур крылья, вместо Сый поставьте люстру и спросите, что представляет картина? — Пляску.

Для нижних трех Ангелов служили образцами мальчики. И на картине — мальчишки. Даже нет усилия произвести их в Анге­лов. Средний — смотрит из окошка со всем должным вниманием ребенка на ходящий на улице народ и ездящие экипажи; а два асси­стента резвились, играли и на что-то мимоходом взглянули — толь­ко не на Бога. До Него им совсем нет дела! В благовоспитанных мальчиках преобладающее чувство — невинность и нежность. А здесь — здоровенького сложения ребятишки, способные поша­лить, для которых розга — не лишнее. Как должен быть осмотрите­лен, строг выбор натурщиков! Их чувства, их характеры, их нрав­ственность, их способности переходят на картины. От недостатка столь нужной священной критики у нас на новейших иконах, в кото­рых искусство живописи достигло неоспоримо высокой степени раз­вития, вместе видны и резкие несообразности. Не намерен я исчис­лять их, потому что они безчисленны, но выскажу ту несообразность, которая часто терзала мои взоры, когда они в тех глазах, из кото­рых должна бы сиять Божественная Премудрость, усматривали выражение недостатка умственных способностей. Некоторый кучер, видный, но очень ограниченного ума, поступив ко мне в услугу, сам мне сказывал: «Я был натурщиком в Академии семь лет, в такой-то церкви такая-то икона писана с меня». Он исчислял иконы, для которых служил оригиналом, которых не хочу наименовать! этого не стерпит мое сердце! Но вот причина глупых глаз на иконе: она — верный портрет статного кучера с глупыми глазами.

Иконописец должен твердо знать догматы Православной Церк­ви и вести жизнь глубоко благочестивую, потому что назначение иконы — наставлять народ изображениями. Посему иконы долж­ны сообщать понятия истинные, чувствования благоговейные, точ­но благочестивые. В противном случае икона будет действовать так, как бы действовал с кафедры проповедник, зараженный лже­учением или с одними познаниями литературными, без познаний богословских.


Читайте также:

Голос из вечности (Дума на могиле)

Лютеранизм. Ответ Игнатия (Брянчанинова)

Нам не должны. Должны – мы сами


О картоне Р-а

Древние воины ни за что бы не остались в касках пред священ­ным изображением Живоначальной Троицы, вынесенным дланя­ми великого угодника Божия, знаменитого преславными чудотво-рениями! Древние благочестивые воины преклонили бы колена! Перенеситесь к самому событию: Преподобный Сергий благослов­ляет Димитрия Донского на поход против Мамая. При этом обстоя­тельстве какое было благоговение! Какие серьезные мысли и ощу­щения должны были наполнять всех и каждого. Шли на кровавую Куликовскую битву, против несметных полчищ татарских, имев­ших на своей стороне не только превосходство в числе, но нрав­ственную огромную силу — воспоминание двувековых побед и вла­дычества. Россияне ясно видели, что победа для них была крайне сомнительна, что следствия побеждения должны быть самые бедственные. Пред очами всех носилась смерть! Она укра­шалась лишь тем, что с мыслию о ней соединялась мысль о венце мученическом, потому что в походе против Мамая все признавали не только необходимость отечественную, но и необходимость рели­гиозную. И точно! Поход этот был более плодом веры, нежели поли­тических расчетов; поход — благословен Преподобным Сергием!

При совершении этого благословения могла ли иметь место легкость и ветреность, которая заметна в других и даже в некото­рых иноках? Здесь воины не могли иметь того чувства, которое имеют наши современные герои, когда они в манеже ожидают раз­вода. Есть картина — поставление в Царя Михаила Феодоровича Романова. Там довольно удовлетворительно выражено на всех лицах и в постановках фигур чувство благоговения и благочестия. Это чувство дает картине единство действия, моральное и религи­озное достоинство, достоинство иконы.

Не мое дело судить о самом искусстве, и потому не обращаю вни­мания на то, что фигура Димитрия Донского кажется мне в неесте­ственном положении. Но должен сказать, что и поныне благочести­вые военные люди, намереваясь приложиться к Святыне, снимают с себя и отлагают оружие. К чему Димитрий подносит так близко к иконе меч свой? Не для благословения ли? Для этого мечу доволь­но лежать повергнутым на землю. Не сходно с чувствами и поня­тиями проникнутого глубоким благочестием князя, чтоб он дерз­нул поднести так близко к Святыне оружие, проливающее кровь человеческую. Вообще картон Р-а, не оживленный благоговением и прочими священными ощущениями, напротив того, изображаю­щий много светскости, далеко отстоит от достоинства иконы, имея, может быть, все достоинство картины.

В Вашем описании Вы похвалили произведения художников как художников, — и похвалили прекрасно, как литератор. Примите мои слова— это искреннее, прямое выражение чувств моих; я не остановился пред некоторыми выражениями, довольно рез­кими для того, чтобы нисколько не пострадала Правда. Пусть луч­ше немного пострадает ухо и нежный вкус! Согласитесь! Сколько должно страдать сердце, самые глаза истинного сына Православ­ной Восточной Церкви, когда он видит на местах, принадлежащих святым иконам, лишь картины, часто прекрасной кисти, но почти всегда чуждой Богословского познания и чувства.

Источник: Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. Том 5. Изд. Паломник, М. 2014, С. 549-552.

 



Источник: https://club-vozrojdenie.ru/load/polnoe_sobranie_tvorenij_svjatitel_ignatij_brjanchaninov_tom_5/4-1-0-429
Категория: Размышления | Добавил: Vladimir (12 Окт 2019)
Просмотров: 33 | Теги: свт. Игнатий Брянчанинов, Игнатий Брянчанинов, картоны, живопись | Рейтинг: 5.0/2
Поделиться:
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела
Апологетика [7]
Аскетика [21]
Богословие [48]
Вера и жизнь [44]
Вера и наука [5]
Ветхий Завет [1]
Текст. Толкование
Дела милосердия [4]
Духовная жизнь [68]
Дорога к храму [19]
Закон Божий [11]
История Церкви (христианства) [7]
Катехизис [2]
Литургика [8]
Новый Завет [6]
Текст. Толкование
Подвижники [39]
Православие и медицина [3]
Размышления [110]
О грехах и добродетелях. Месяцеслов с размышлениями православного священника на каждый день года
РАССКАЗЫ СТРАННИКА [16]
ОТКРОВЕННЫЕ РАССКАЗЫ СТРАННИКА ДУХОВНОМУ СВОЕМУ ОТЦУ.
Святая гора Афон [48]
Святые места [18]
Сектоведение [1]
Слово пастырей [88]
Слово и послание пастырей
Храм святой мученицы Татианы [3]
История, события, новости, связанные со храмом
Другое [61]
В соц. сетях
Почта
Логин:
Пароль:

(что это)
Мини-чат
Поделиться в соц. сетях:




Сайт работает благодаря вашим пожертвованиям.

Форма для пожертвования:
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Душеполезное чтение"

Наши друзья

Общество друзей милосердия InetLog.ru
Besucherzahler femmes russes a marier
счетчик посещений
Яндекс.Метрика
40e78245a810e8be