Основные темы сайта:
Главная » Душеполезное чтение » Православие » Дела милосердия

Святитель Игнатий Брянчанинов О милосердии и милости

Рассматривая милосердие, заповеданное Господом, вижу бездну несоглядаемую, вижу высоту, уносящуюся от взоров. Он заповедует нам: «Будите убо милосерды, яко же и Отец ваш милосерд есть» (Лк. 6, 36).

Чтобы исполнить эту заповедь, надобно сделаться столько милосердным, сколько милосерд бесконечно милосердый Господь. «Широка, Господи, заповедь Твоя зело!» (Пс. 118). Кто возможет ее исполнить вполне самым делом? Разве тот, кто, объятый Духом Твоим Святым, оставил так свойственное младенцам хождение с трудом и крайней медленностью по стезе заповедей Твоих, начинает шествовать по ним исполинскими шагами, более летать, нежели шествовать, летать на крыльях Духа.

Я же, грешник, мрачный грешник, как ни взгляну в себя, всегда вижу смешение добра со злом, доставленное человеческому роду его праотцем, дерзостно и погрешительно вкусившим от древа познания добра и зла. Кажусь я людям милосердным. Но, с точностью проверив себя, исследовав себя, нахожу в себе только глупую личину милосердия. Милосердствует во мне тщеславие, милосердствует во мне пристрастие, милосердствует во мне корысть, милосердствует во мне кровь. Но вот чтобы подвигла меня к милосердию заповедь Христова, чистая, святая, — этого я не нахожу в себе.

Когда же я, мрачный грешник, опомнюсь на краткое мгновение и пожелаю быть милосердным сообразно заповеди Христовой, то вижу, что должен учинить сердцу моему ужасное насилие. Обличается сердечный недуг мой святой заповедью. Убеждаемый ею, признаю себя, по естеству милосердого, жестокосердым, человеконенавидцем по отношению к тому, чего ждёт от меня Евангелие. Мое сердце согласно быть милосердым, но только по движению крови. Быть милосердым по заповеди Христовой для него — распятие.

Так видя себя со стороны, сличая свое состояние с тем, которое начертано в Евангелии для ученика Христова, нахожу, что мне, имеющему естественное расположение к милосердию, не должно вверяться этому естественному расположению души, но должно умерщвлять его. Я обязан принуждать себя к милосердию сообразно Заповедям Евангелия, хотя бы это и было сопряжено с насилием сердца, носящего в себе заразу греха, общую всем человекам.

Естественное милосердие, как произведение плоти и крови, не может быть Богоугодной добродетелью. Мало этого! Он враждебно Заповедям Евангельским! Для посещения и умерщвления его принесен на землю меч евангельский. Те, кто водим естественным милосердием, пребывают во мраке под влиянием лютого, всезлобного миродержца.

Господь, Спаситель мира, во время пребывания Своего на земле, возвещал однажды ученикам своим, что Ему должно идти во Иерусалим: там много пострадать, быть убиту и в третий день воскреснуть. Тогда верховный из апостолов, святой Петр, движимый естественным милосердием, начал противоречить Господу. «Милосерд Ты, Господи, — говорил он, — не иматъ быти Тебе сие». На это изъявление сострадания, милосердия естественных Господь отвечал святому Петру: «Иди за мною, сатано, соблазн Ми ecu: яко не мыслиши, яже суть Божия, но человеческа» (Мф. 16, 22, 23). Неужели в устах Богочеловека слово «сатано» было лишь укоризненное? Сохрани Боже допустить такое Богохульство!

Этим словом Господь изображает, что мысли и чувствования падшего человека находятся под властью сатаны, хотя по-видимому они и кажутся добрыми. Действия человека по влечению его сердца сливаются в одно с действиями сатаны. Так повреждено горестным падением естество наше!

Тогда, повествует Евангелие, Иисус рече ученикам Своим: «Аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе и возьмет крест свой и по Мне грядет. Иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю, и иже аще погубит душу свою мене ради, обрящет ю» (Мф. 16, 23, 24).

Должно умертвить то милосердие, которого причина — кровь; должно снискать то милосердие, которого Причина… — светлая и святая заповедь. Она — Дух, она — живот вечный.

Милость

Сказали отцы: «Кто хочет достичь Царствия кратким путем, тот да внедрит в сердце свое милость». Милостью преподобные отцы наши уподобились Богу и носили немощи человеческие. Совершенство христианской, а потому и человеческой добродетели в обновленном естестве есть благодатное Богоподражательное милосердие, производимое в христианине развитием Божественной благодати, данной ему в Крещении и возделанной заповедями.

От  такого милосердия  является духовная чистота. Она питается им, она живет им. Преподобный Исаак Сирский на вопрос: «Что есть чистота? — отвечал: «Чистота — сердце, исполненное милости о всяком создании». На вопрос: «Что есть милостивое  сердце?» —  этот  великий  учитель  иночествующих сказал: «Это — горение сердца о всякой твари, о человеках, о птицах, о животных, о  бесах —  словом,  о  всяком  создании.  От  воспоминания о них и видения их очи милостивого источают слезы по причине обильной и сильной милости, овладевшей его сердцем. От постоянного  терпения  сердце  его  сделалось  сердцем  младенца, и он не может быть равнодушным, когда услышит  или  увидит  какой-либо  вред  или  даже малую  скорбь,  которым  подверглась  какая-либо тварь. И потому он ежечасно приносит молитву, сопровождаемую  слезами —  и  о  бессловесных, и  о  врагах истины, и  о наветующих  ему,  чтобы они были  сохранены и очистились. Он даже делает это о естестве пресмыкающихся, от великой милости, движущейся чрезмерно в его сердце, а также от своего подобия Божьего».

Практическая энциклопедия.

«Основы правильной духовной жизни.

По творениям Святителя Игнатия (Брянчанинова)».

 А вот что, говорит о милосердии другой Святой:

«Благо во всех отношениях подавать нищим: кроме помилования на страшном суде, милостынодавцы  и  здесь  на  земле  получают…  великие милости…  и  что  другим  достаётся  за  большие деньги, то тут и там им дают даром. В самом деле человеколюбивейший,  праведнейший  и  прещедрый Отец небесный, чад коего милуют милостивые, не наградит ли их… здесь в поощрение их к ещё большим делам или хотя бы к продолжению тех же дел милосеррдия и к исправлению немилостивых,  посмеивающихся  над  милостивыми?

Наградит и достойно и праведно!»

 

Св. Иоанн Кронштадтский — «Моя жизнь во Христе»


Источник: http://svrodnik.org/index.php?option=com_content&task=view&id=38&Itemid=51
Категория: Дела милосердия | Добавил: Vladimir (07 Май 2010)
Просмотров: 5224 | Теги: Добро, заповеди, зло, милосердие, Господь, душа, дух, милость, Христос, любовь | Рейтинг: 5.0/6
Поделиться:
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела
Апологетика [7]
Аскетика [23]
Богословие [49]
Вера и жизнь [50]
Вера и наука [5]
Ветхий Завет [1]
Текст. Толкование
Дела милосердия [4]
Духовная жизнь [72]
Дорога к храму [19]
Закон Божий [11]
История Церкви (христианства) [7]
Катехизис [2]
Литургика [8]
Новый Завет [6]
Текст. Толкование
Подвижники [40]
Православие и медицина [3]
Размышления [111]
О грехах и добродетелях. Месяцеслов с размышлениями православного священника на каждый день года
РАССКАЗЫ СТРАННИКА [16]
ОТКРОВЕННЫЕ РАССКАЗЫ СТРАННИКА ДУХОВНОМУ СВОЕМУ ОТЦУ.
Святая гора Афон [49]
Святые места [18]
Сектоведение [1]
Слово пастырей [89]
Слово и послание пастырей
Храм святой мученицы Татианы [3]
История, события, новости, связанные со храмом
Другое [62]
В соц. сетях
Почта
Логин:
Пароль:

(что это)
Мини-чат
Поделиться в соц. сетях:




Сайт работает благодаря вашим пожертвованиям.

Форма для пожертвования:
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Душеполезное чтение"

Наши друзья

Общество друзей милосердия InetLog.ru
Besucherzahler femmes russes a marier
счетчик посещений
Яндекс.Метрика