Основные темы сайта:
Главная » Душеполезное чтение » Православие » История Церкви (христианства)

Мученики за веру

«Блаженны вы, когда вас будут поносить и гнать
и всячески злословить за Меня» (Мф. 5, 11).

Мученики за веру

Среди жертв советской репрессивной политики было много служителей религиозного культа. В Православной Церкви пострадавшие за Христа названы «новосвященномученики от безбожной власти убиенные». Служители Церкви с самого начала установления большевистского режима оказались отнесенными к числу врагов. С ними расправлялись и в годы гражданской войны, и в казавшиеся «благословенными» 20-е годы, а пик гонений наступил в 30-х годах.

В одной справке 1933 года указывается, что «Марийский филиал Всесоюзной к-р (контрреволюционной) организации «Истинно-православной церкви» ликвидирован на территории МАО…»

В декабре 1932 — январе 1933 года в селе Ежово, городе Йошкар-Оле, некоторых окрестных деревнях были арестованы монахи и монахини, церковные активисты, которые не признавали и обновленцев, и Декларацию митополита Сергия 1927 года: И. Е. и Ф. И. Юричевы, М.И. Блохин, В. М. Юсов, У. М. Бажнина, М. В. Козлова и другие — более 20 человек. При аресте Маврикия Ильича Петрова из села Кузнецово было изъято: «часы стенные, карманные, подризник, ризы, епитрахиль, медное кадило, крест серебряный с цепочкой, 89 свечей, 500 гр. воска, 48 религиозных книг, бутылка красного вина» и доставлено в ОГПУ: «опечатанных тюков — 1, опечатанный чемодан — 1, опечатанный мешок с книгами — 1» (потом все это пропало).

При обвинении были использованы анонимные допросы и показания свидетелей об антисоветских высказываниях арестованных, о том, что в результате их агитации в селе Ежово и Подмонастырской слободе срывались хлебозаготовительные кампании и коллективизация. Примеры таких высказываний: «Теперь, при этих правителях, не знаешь, — завтра будешь жив или нет»; «Время настало трудное. Народу нет спокойного житья, существующая власть всех ограбила, довела до голода, а тех, кто про это говорит, посадили в тюрьмы»; «Все безбожие пошло от коммунистов. Они уничтожают религию, но все равно им недолго осталось существовать и вместе с этой сатанинской властью они будут уничтожены».

Да и сами арестованные не скрывали своих взглядов. Монахиня М.В. Козлова из г. Йошкар-Олы говорила на следствии: «Являясь глубоко верующим человеком, считаю, что советская власть как власть безбожная действительно послана Богом в наказание людям и является антихристовой». Председатель церковного совета Шойбулакской церкви крестьянин деревни Большой Шаплак О.С. Петров показал: «Я как глубоко верующий человек, считаю, что сергиевские и обновленческие церкви отступили от истинного православия, так как признали безбожную антихристову власть. Я знаю, что все колхозы, кооперации и другие организации Советской власти ведут к безбожию и являются для отвлечения от церкви Христовой, поэтому состоять в колхозе или кооперации я не могу и их не одобряю как сатанинское насаждение. Добровольно помогать такой власти я не могу, а все, что с меня требуют, я выполняю. Дальше от каких-нибудь показаний, связанных с религией, я отказываюсь, считаю большим грехом об этом вспоминать и говорить».

Вместе с местными жителями в деревне Сидорово около Йошкар-Олы был арестован ссыльный священник с Украины Х.И. Пойда. Он также заявил следователю: «Советскую власть признаю как неизбежное зло. В частности, я не согласен с коллективизацией, я не согласен с раскулачиванием». В конце протокола допроса, выполненного следователем, после слов «Больше показать ничего не могу, показания мне прочитаны, записано с моих слов верно» о. Харитон приписал своей рукой: «Наказываюсь за веру в Бога Иисуса Христа и Его Святую Церковь» и расписался.

Из числа арестованных этой группы М. Блохин и М. Петров по приговору Особого совещания ОГПУ от 22 июля 1933 года были высланы в Северный край, остальным в наказание было засчитано предварительное заключение. Убеждений своих они не изменили, хотя жить монахиням и всем близким к служителям церкви было очень трудно. Когда в 1934 году арестовали группу монахинь, живших в Йошкар-Оле, А.Я. Комелина на допросе показала: «Живу я сейчас в одной квартире с бывшей игуменьей монастыря Магдалиной Большаковой; кроме меня, с ней живут монашки Стефанида Сметанина, Антонина Шахматова… Магдалина живет очень плохо и питается исключительно милостыней, живет очень грязно, одежды никакой не имеет, так как что было, продала и проела».

И в последующие годы «к-р группы ИПЦ» выявлялись и подвергались репрессиям среди верующих Табашинской, Актаюжской, Мало-Сундырской и других церквей. Так, в начале 1936 года были арестованы 44 крестьянина деревень Носелы и Важнангер Мало-Сундырского сельсовета Горномарийского района И.С. Ошейкин, К.Я. Мидяшкин, Е.И. Стенькин, А.А. Кирпичникова и др. Они показали, что мнение о советской власти как антихристовой им внушил священник А.С. Агеносов, арестованный за это в 1932 году (скончался в лагере в 1933-м). Оказалось, что в последующем они были связаны с уже упоминавшимся о. Х.И. Пойдой. Он часто к ним приезжал, причащал, исповедовал, писал письма церковному старосте Е.И. Стенькину.

На одном из допросов Стенькин показал: «Как истинно верующий человек, я советскую власть не признаю, она является безбожной. Среди граждан деревни Важнангер и представителям местной власти свое отношение к Советской власти я объяснял в такой форме. Этим самым я умышленно дискредитировал советскую власть. В этом я виноват и готов за свои религиозные убеждения быть мучеником от советской власти».

В 1935 году в Йошкар-Олу после пятилетнего тюремного заключения был выслан из Ленинграда епископ Сергий — Дружинин Иван Прохорович. Уроженец Тверской губернии (родился в 1858 году), до революции в течение 15 лет он был духовником членов царской семьи и видных аристократов. После революции в Петрограде (Ленинграде) многократно привлекался к ответственности органами ЧК-ОГПУ. Оказавшись в ссылке в Йошкар-Оле, он стал центром притяжения верующих, хотя находился под пристальным надзором. Как впоследствии отмечалось в следственных документах, епископ «в Йошкар-Оле возобновил активную к-р деятельность, группируя вокруг себя враждебно настроенных к Советской власти лиц, преимущественно из духовенства, монашек». В его окружение было внедрено немало секретных осведомителей, сообщения которых подписаны «Бочкарев», «Коршун», «Дуб», «Овчинников», «Комар», «Соколов», «Клинок» и др. Через них в НКВД было известно о всех встречах, разговорах ссыльного епископа. Кроме того, в «деле» накапливались копии всех писем, которые он получал и отправлял.

На основе агентурной разработки «Прислужники» в конце августа — начале сентября 1937 года епископ Сергий (И.П. Дружинин), о. Х.И. Пойда и 17 монахинь, в это время «без определенных занятий» живших в Йошкар-Оле, были арестованы (некоторые из них уже арестовывались в 1933 году). Сам епископ был заключен в тюрьму 7 сентября, при этом у него «взято: 1) крест серебряный с цепочкой, 2) фото — 10 штук, 3) книг разных религиозных — 10 шт., 4) крест медный, 5) подсвечник медный малого размера». Описанное конфискованное имущество было оценено в 145 руб. В тот же день состоялся единственный допрос из одного вопроса-ответа: арестованный не признал себя виновным в предъявленном обвинении.

Поразительно, что из 17 монашек также ни одна не признала себя виновной, не подписала ничего на себя и не сообщила ничего о ком-либо другом («это грешно» — говорили все). Только протокол допроса о. Х.И. Пойды от 2 сентября более подробный в сравнении с другими, и в то же время он очень показательный.

«Вопрос (В): Вы знаете ссыльного епископа Сергия Дружинина?
Ответ (О): Да, знаю.
В.:
Расскажите о Вашей совместной с ним к-р деятельности.
О.:
По своим религиозным убеждениям по этому вопросу я Вам сказать что-либо не могу.
В.:
Расскажите о Ваших с ним встречах в доме монашки Комелиной.
О.: Также и на этот вопрос отвечать отказываюсь.
В.: Вы знаете Булыгину Марию Степановну, Крылову Ефросинью Ивановну, Комелину Анну Михайловну, Нефедова Митрофана Степановича?
О.: Да, знаю, но что-либо показать о них отказываюсь.
В.: Расскажите о совместной с ними к-р деятельности.
О.:
На этот вопрос я отвечать отказываюсь, т.к. не желаю в отношении их стать предателем.
В.:
Расскажите о своих к-р связях с церковниками Мало-Сундырского, Кузнецовского, Виловатовского с/с Горномарийского района.
О.: На этот вопрос отвечать отказываюсь.
В.:
Знаете ли Вы в Горно-Марийском районе Стенькина Егора, Кирпичникову Александру, Ошайкина Ивана Степановича, Афанасьева Александра?
О.:
Да, я их знаю.
В.: Расскажите о Вашей с ними к-р деятельности.
О.: На этот вопрос отвечать не желаю, т.к., являясь праведником, всякое свое показание о своих единоверцах считаю предательством, а предавать своих я не хочу.

Записано с моих слов верно и мне прочитано вслух. По своим религиозным убеждениям от подписи отказываюсь».

В тот же день был учинен повторный допрос с единственным вопросом.

«В.: Вы признаете себя виновным в предъявленном Вам обвинении по ст. 58, п. 10, 58, п. 11 УК?
О.: На заданный мне вопрос по религиозным убеждениям отвечать отказываюсь. Я уже сказал, что я верю только Богу, а Советской власти я не верю и ее не признаю. Я как православный христианин боролся с безбожной советской властью и бороться буду и в дальнейшем. От подписи по религиозным убеждениям отказываюсь».

Все это в «обвинительном заключении» оценили у единственного по «делу» — «признал себя виновным частично».

«Обвинительное заключение» было составлено уже 7 сентября, в день ареста «руководителя к-р группы ИПЦ». А 11 сентября «Тройка» НКВД Марийской АССР вынесла свой приговор: 79-летний епископ Сергий (Дружинин), о. Х.И. Пойда и три монахини — Шахматова Анна (Антонина) Ивановна, 1865 года рождения, уроженка дер. Дементьево Сернурского района, Задворова Анастасия Нестеровна, 1871 года рождения, уроженка Яранского района Кировской области, Стародубцева Евдокия Ивановна, 1873 года рождения, уроженка деревни Лапшино были приговорены к расстрелу (приговор приведен в исполнение 17 сентября). М.С. Булыгина получила 8 лет лагерей (умерла вскоре после прибытия в Локчимлаг). Другие 13 монахинь, тоже уже старые женщины, были осуждены на 10 лет: В. П. Бахтина, П. Д. Грязева, М.И. Портных, Е.С. Ширкова, А.А. Ямщикова, У.М. Бажнина, А.М. Комелина, М.С. Кожевникова, Е.В. Шарыгина, А.А. Кожевникова, С.С. Шарнина, И.П. Зиновьева, П.И. Шихалева Из них осталась в живых только В.П. Бахтина; в 1957 году она написала заявление, в котором просила не о реабилитации, а о возврате изъятых вещей (монашеского одеяния и самовара).

Все прошедшие по этому делу были реабилитированы только в 1989 году.

Высоконравственное поведение членов «к-р группы епископа Сергия» на следствии не было чем-то исключительным для такой категории репрессированных, хотя разительно отличалось от поведения, скажем, партийных и комсомольских работников.

В декабре 1939 года, во время тайного моления в дер. Умятеево Горномарийского района была арестована читавшая Псалтирь монахиня, уроженка деревни Каранькино, 77-летняя Анна Гавриловна Громова. Ее обвинили в том, что она ходит по деревням и ведет религиозную пропаганду, антиколхозную и антисоветскую агитацию. На допросе она заявила: «Я как православная христианка признаю только одного Бога, а советскую власть и колхозы не признаю». Когда ее спросили: «Кому Вы это высказывали?», она ответила: «Кому говорила против советской власти и колхозов, я об этом следствию не скажу, потому что выдать людей является большим грехом перед Богом». При повторном допросе опять: «Я об этом не скажу, потому что это будет грехом». И ее отправили на пять лет в лагеря, откуда она не вернулась.

Из других многочисленных примеров можно упомянуть судьбу монахини Евгении Николаевны Крауч из г. Козьмодемьянска. Арестованная в 1928 году в связи с «делом» лжецаревича Алексия (за него выдавал себя некто Александр Савин, который скрывался в Козьмодемьянске под видом «монахини Настеньки»), на допросах она заявляла: «Зная, что «Настенька» — мужчина, я не доносила. Свой поступок я рассматриваю только с христианской точки зрения, а заповедями мой поступок не осуждается»; «доносчиком советской власти я не являюсь и быть не хочу. С советской властью ничего общего не имею. На основании этого я о проживающем у меня под видом монашки Настеньки лжецаревиче Алексее я не заявляла и не заявила бы советской власти».

Пробыв три года в Соловецком концлагере, Е.Н. Крауч вернулась в Козьмодемьянск, старалась жить тихо, незаметно. Но в 1941 году, в феврале, вновь была арестована. Как и тринадцать лет до этого, она заявила следователю: «Советскую власть я считаю властью антихриста, посланную свыше для наказания людей за их беззакония и всякого рода прегрешения». А когда от нее потребовали назвать людей, с которыми общается, она сказала: «Фамилии их я не скажу потому, что как бы не усугубить их положения в дальнейшем». Е.Н. Крауч получила 10-летний срок лагерей с последующим поражением в правах на пять лет. Женщина оказалась крепкой и телом, и духом. Она выжила в лагерях и ссылке. В 1970 году, когда ей было 72 года, живя в селе Коротни, она обращалась с заявлением в МВД, но не с ходатайством о реабилитации, а с просьбой вернуть ей книги, отобранные при аресте (в протоколе обыска указано 126 книг!). После повторного обращения ей ответили, что книги не сохранились.

Таковы несколько историй из сотен судеб мучеников за веру и свою верность убеждениям.


Ксенофонт Никанорович САНУКОВ,
доктор исторических наук,
профессор кафедры региональной истории МарГУ

Источник - http://mari.eparhia.ru/konfer/1999/1999_3/

Категория: История Церкви (христианства) | Добавил: Юрий (22 Май 2010)
Просмотров: 2817 | Рейтинг: 5.0/5
Поделиться:
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела
Апологетика [7]
Аскетика [23]
Богословие [49]
Вера и жизнь [50]
Вера и наука [5]
Ветхий Завет [1]
Текст. Толкование
Дела милосердия [4]
Духовная жизнь [72]
Дорога к храму [19]
Закон Божий [11]
История Церкви (христианства) [7]
Катехизис [2]
Литургика [8]
Новый Завет [6]
Текст. Толкование
Подвижники [40]
Православие и медицина [3]
Размышления [111]
О грехах и добродетелях. Месяцеслов с размышлениями православного священника на каждый день года
РАССКАЗЫ СТРАННИКА [16]
ОТКРОВЕННЫЕ РАССКАЗЫ СТРАННИКА ДУХОВНОМУ СВОЕМУ ОТЦУ.
Святая гора Афон [49]
Святые места [18]
Сектоведение [1]
Слово пастырей [89]
Слово и послание пастырей
Храм святой мученицы Татианы [3]
История, события, новости, связанные со храмом
Другое [62]
В соц. сетях
Почта
Логин:
Пароль:

(что это)
Мини-чат
Поделиться в соц. сетях:




Сайт работает благодаря вашим пожертвованиям.

Форма для пожертвования:
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Душеполезное чтение"

Наши друзья

Общество друзей милосердия InetLog.ru
Besucherzahler femmes russes a marier
счетчик посещений
Яндекс.Метрика