Основные темы сайта:
Главная » Душеполезное чтение » Православие » Богословие

Размышления во дни поста
Размышления во время поста
Не так давно я вспомнил размышления на эту тему одного моего знакомого. Он сказал так: «Гордость - это когда считаешь себя не хуже других , а гордыня, когда так залюбовался собой, что стал считать себя лучше всех остальных» Коротко, но по-моему достаточно объективно.
На различия этих понятий можно посмотреть с разных точек зрения. Но мне хотелось бы начать с главного - духовного анализа из непохожести. Мы с вами люди православные, поэтому должны мерить все обстоятельства, поступки деяния с точки зрения соответствия их Заповедям Спасения, а также рассматривать все окружающее нас сквозь призму обретения святости (Помня сказанное преподобным Серафимом Саровским: « Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи) и Богоугождения. Если таким взглядом посмотреть на эти два качества человека - понятно, что и гордость и гордыня имеют отрицательные знаки, что объясняется вектором их направленности не к Богу, а к человеку. Мы знаем, что спасительно для человека чувство, когда он ощущает себя не лучше, а хуже всех остальных. И все свои достижения он приписывает Помыслу Божию, а не себе. Так, что оставим в стороне ловкие подмены, когда нам внушают, что бывает благородная гордость. Не родит она блага, а только грех. Гордость за свою страну, семью, народ опять же результат переосмысления понятий «достоинство», «патриотизм», «любовь». Но что общего между любвью к своей Родине, творению Божиему, данной тебе для преумножения ее богатств и достоинств и удовольствия от твоего личного вклада, в не тобой начатое и не заканчивающегося с твоим уходом дела. Готовностью защищать отечество, положить за него живот свой и требованием признания твоего «патриотизма» другими.
Коротко резюмируя сказанное, можно заметить и то плохо и это нехорошо.
Различия в духовном плане здесь, скорее всего в степени отделения от Бога: от приписывания себе Его заслуг, до полного забывания о Его существовании и противопоставления себя Творцу. Это же подтверждает и лингвистический взгляд на эти словоформы. Так гордость переводится с латинского языка - сильное чувство (или желание) самоуважения, получения удовольствия от собственных успехов, которое требует от окружения уважительного отношения к себе, признания своих заслуг. Гордыня толкуется в словарях как желание считать себя самостоятельной и единственной причиной всего хорошего, что есть вокруг. При крайнем проявлении гордыни грешник берет на себя функции Бога и начинает сам себя судить, вплоть до того, что может распоряжаться своей жизнью по своему произволению. Вспомним Иуду, который сначала возгордился, а потом обуянный гордыней вместо того, чтобы покаяться-удавился.
Исходя их Церковного понятия греха, его вхождения в нас, гордость можно характеризовать как прилог, а гордыню, как страсть. Не даром говориться «Гордыня обуяла». Гордость может только охватить, начать подчинение человека себе, гордыня отвергает всякие пути отхода. Это уже смерть души, стало быть, смертный грех. Хотя, конечно, нет прибора, чтобы измерить количество гордости на один кубический сантиметр тела, и установить тот предел, когда пройдена точка невозврата, но, думается, через многократное Покаяние с Божией помощью излечиться от гордости можно, а вот, когда она перешла в гордыню требуется уже «хирургическое» нашего Творца, а не просто очистительные процедуры.
Говоря образно, одноразовые гордости (выпивки от случая к случаю) по разным поводам приучают душу к отраве и образуют приросшее к ней злокачественное новообразование, которое поражает весь организм, все его составы и называется гордыней. Самое страшное, что гордыня требует постоянной «подпитки», как организм алкоголика жаждет спиртного, так и человек, впустивший в себя гордыню, видит только себя, все его мысли вращаются вокруг, созданного греховным воображением центра мироздания. И тогда гордыня начинает разрастаться, давать обильные всходы, которые зовутся грехами: сребролюбие, не подаяние милости, блуд, воровство, чревоугодие и многие другие разделяющие нас и Бога деяния - суть порождения гордыни.
Так, что обобщая сказанное, надо заметить, что гордость путь ведущий к гордыне, направлены они в одну сторону - противоположную от Храма Божиего и различаются только дальностью ухода от него и возможностью вернуться обратно. У гордости она больше, у гордыни практически нет.
Так, что пока у нас есть время надо противопоставить этим качествам смирение и послушание и оборонять этими добродетелями свою Богом данную душу.
Михаил Щербак.
Категория: Богословие | Добавил: Mixail_Borisov (25 Авг 2009)
Просмотров: 2396 | Рейтинг: 5.0/4
Поделиться:
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела
Апологетика [7]
Аскетика [23]
Богословие [49]
Вера и жизнь [50]
Вера и наука [5]
Ветхий Завет [1]
Текст. Толкование
Дела милосердия [4]
Духовная жизнь [72]
Дорога к храму [19]
Закон Божий [11]
История Церкви (христианства) [7]
Катехизис [2]
Литургика [8]
Новый Завет [6]
Текст. Толкование
Подвижники [40]
Православие и медицина [3]
Размышления [111]
О грехах и добродетелях. Месяцеслов с размышлениями православного священника на каждый день года
РАССКАЗЫ СТРАННИКА [16]
ОТКРОВЕННЫЕ РАССКАЗЫ СТРАННИКА ДУХОВНОМУ СВОЕМУ ОТЦУ.
Святая гора Афон [49]
Святые места [18]
Сектоведение [1]
Слово пастырей [89]
Слово и послание пастырей
Храм святой мученицы Татианы [3]
История, события, новости, связанные со храмом
Другое [62]
В соц. сетях
Почта
Логин:
Пароль:

(что это)
Мини-чат
Поделиться в соц. сетях:




Сайт работает благодаря вашим пожертвованиям.

Форма для пожертвования:
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Душеполезное чтение"

Наши друзья

Общество друзей милосердия InetLog.ru
Besucherzahler femmes russes a marier
счетчик посещений
Яндекс.Метрика