Основные темы сайта:
Главная » Душеполезное чтение » Православие » Богословие

Мысли о добре и зле. Святитель Николай Сербский

Нетрудно обучить животное.
Нетрудно обучить невежду.
Но трудно обучить того, кто сам будучи невежественным, стал учителем для других.

Истина и добро

Истина не может существовать без добра, как и добро без истины, а вместе взятые — без плода своего.

Это божественная печать, которой запечатана каждая тварь и каждое существо во всех мирах.

Пока печать целиком не раскроется, невозможно познать какую бы то ни было тварь и какое бы то ни было существо, от наименьшего до наибольшего.

Своими усилиями люди могут приподнять лишь треть таинственной печати. И только Тот, кто запечатывал, может полностью распечатать.

Воспитывай непрестанно чистоту сердца, чтобы тебе открылась печать хотя бы одной единственной в мире тайны. Ибо истина каждой вещи подобна незамутненному зеркалу, в котором человек может увидеть свою небесную красоту.

 

Несчастье

Несчастье, которое Бог попускает нам, лучше счастья, которое мы сами себе строим.

Своим верным Бог всегда благовремен-но попускает несчастье. Это голос друга, который в полночь будит спящих: пожар!

Мудрый оставляет загоревшийся дом, пусть горит, а спасает жизнь. Безумный же вопит среди пламени, сгорая и сам вместе с домом.

 

Счастье

Когда счастье совьет гнездо для тебя и детей твоих, не думай, что оно долго будет лелеять тебя и детей твоих.

Против любого нашего счастья на земле всегда готовится некий тайный заговор.

Как только ты в гнезде счастья хорошо устроишься и согреешься, вдруг в гнездо это просовывается голова змеи.

Это ведь такое счастье змей обещал Еве, и вот, появляется тот же змей, чтобы показать ценность твоего счастья.

Одна мать голосила над двоими умершими детьми:

— Господи, неужели не могло быть сожаления к этим двум червячкам?

А ответ Божий пришел ей через духовника:

— Было, мать, у Бога сожаление к твоим двум червячкам; потому Он их и забрал. Для тебя они были червячками, а для Бога будут ангелочками. Имеет Бог сожаление и к тебе; именно потому забрал у тебя детей. Ибо ты слишком, вместе с детьми, разомлела в гнезде счастья, не замечая головы змеи под этим гнездом.

 

Мешки счастья

Мешок нашего земного счастья всегда прорван. И чем больше в него напихиваешь, тем больше из него высыпается.

Наименее искусные в божественной мудрости носят самые большие мешки, а мудрецы ходят вовсе без мешков.

Если ты радуешься, что с тобой совсем не так, что твой мешок не дыряв, тогда услышь команду смерти: «Раз, два, три!» и когда окажешься у края могилы, в которой на тебя давить будет не только земля, но и твой мешок, полный счастья, усугубляя и мрак и тяжесть могилы.

 

Бог устраняет незнание

Чем шире круг знания, тем шире и круг незнания.

Чем больше число желаний удовлетворенных, тем больше число желаний неудовлетворенных.

Один Бог, соответственно нашей доброте и чистоте, может ограничить круг незнания и уменьшить число желаний неудовлетворенных.

Сколь многие святые люди восклицали: когда познал Тебя, Господи, исчез мрак незнания моего и угасло пламя желаний моих!

 

Новости дня

Новости дня:

в России люди убили царя, чтобы им стало лучше;

в Польше люди убили президента, чтобы им стало лучше;

в Греции люди убили шестерых министров, чтобы им стало лучше.

Медицина в целом за последние века развивалась слабее, нежели конкретно хирургия. Политическая хирургия тоже ушла далеко вперед по сравнению с политической медициной в целом. Надежды возлагаются на ампутации, и ампутации безоглядно проводят, но из оперированного тела возникают кровотечения, которые невозможно остановить.

В этом случае, как и обычно, убийцы обманываются в расчете. Убитые продолжают играть в обществе роль не меньшую, чем играли до смерти. Это все видят, все понимают и все стараются остановить кровь, что течет из общественного организма; а в то же время все думают и говорят о новых ампутациях, новых усекновениях.

 

Благородные и неблагородные

Неблагородные легко устраиваются в этом мире. Благородные всегда чувствовали себя в этом мире чужими и прохожими.

Неблагородные ищут — и, говорят, находят — свое происхождение в навозных и мусорных кучах возле дома; поэтому, сравнивая то, из чего они вышли, и то, что из себя представляют, становятся гордыми из-за человеческого вида и образа.

Благородные ищут и находят свое происхождение далеко в звездных огнях, в разуме непостижимом и святости неизреченной; поэтому становятся смиренными и печальными, видя, что весьма далеки от Божиего вида и образа.

Для благородного не представляет больших трудностей вопрос: кто меня создал? Для него могла бы существовать одна лишь альтернатива: или Бог, или я. Ибо все остальное вокруг себя он считает неразумнее и Бога, и себя. А поскольку знает, что сам себя он не создал, то не остается никого не только во Вселенной этой, но и в сотнях таких Вселенных, кто бы мог назваться создателем его, человека, кроме Бога одного.

Неблагородные же заворачивают и разворачивают вопросы, ищут свое происхождение в навозных и мусорных кучах возле дома, чтобы не было ни кого бояться, ни кого стыдиться, и чтобы иметь чем хвалиться.

 

Жизнь — главный университет

Бог повелел всем существам, чтобы учили и будили душу человека.

Нет ни одного момента времени и ни одного шага пространства, которые бы не давали урок человеку.

Даже и сон. Ибо во время сна отдыхает лишь тело, а душа бодрствует и учится. Многие загадки, которые неразрешимы наяву, помогает разрешить сон.

Все мы от рождения до смерти находимся в учении. Нет в мире людей, не учившихся. Нет на земном шаре такого дикаря, который бы не мог своими особыми знаниями и умениями поразить самого иыдающегося в мире ученого.

Самим рождением своим мы поступаем в университет природы и учимся в нем день и ночь, до самой смерти. Основные знания здесь мы получаем легко и незаметно, так же легко и незаметно, как научаемся говорить, как растем. Насколько удается найти общий язык людям ученым и неученым, настолько увеличивается капитал совокупных знаний их.

Нет человека, который бы не знал много; и нет человека, который бы знал достаточно.

 

Знание и поведение

Неученый крестьянин знает намного больше, чем может предположить ученый горожанин. Его учит Бог. Ученый горожанин знает намного меньше, чем может предположить неученый крестьянин. Гордыня уменьшает его знания.

Учись, чему хочешь, и знай, что можешь, но одно обязан усвоить: всегда ценнее хорошее поведение, чем многие знания.

Многознающий в арестантской одежде вызывает презрение, а незнающий в арестантской одежде вызывает сожаление.

Когда приходят известия о некоем ученом человеке, совершившем злодеяние, у всех на устах один вопрос: как он, зная бесчисленное множество всего, не мог научиться двум простым вещам — бояться Бога и уважать людей?

Учись, чему хочешь, и знай, что можешь, но одно обязан усвоить: не смеешь во зло употреблять свои знания.

Сколько раз уже говорилось: лучше не знать, чем знать и во зло употребить!

Глаза и разум

Целый мир может вместиться в одном глазу, и три мира — в одном разуме.

Два глаза видят то же, что и один. И тысячи глаз видят то же, что и один.

Глаз является глазом для мира; а разум является глазом для трех миров. Глаз — свидетель фактов; разум — свидетель фактов, законов и истины. Если два глаза видят то же, что и один глаз, почему два разума спорят насчет одной истины? А потому, что разум является несравненно более чувствительным зеркалом, нежели глаз, и когда он даже совсем немного затуманится, в нем едва ли сможет отразиться чего-то больше, чем в телесном глазу. В затуманенном зеркале разума — затуманенном от злобы и греха — могут отражаться лишь факты, как и в глазу телесном. Но затуманенный разум может затянуть туманом и глаз телесный. Тогда и факты предстанут искаженными в обоих глазах — в разуме и в глазу телесном, — как в кривых зеркалах.

Когда человек непременно вспоминает о Боге?

И самый худший человек хотя бы три раза в жизни вспоминает о Боге:

когда видит праведника, страдающего за чужое преступление;

когда сам страдает за чужое преступление;

когда приходит смертный час.

Трижды в жизни должен заплакать и самый закоренелый грешник:

когда его, гонимого людьми, будто дикого зверя, ласкает материнская рука;

когда его, больного и одинокого, навещает бывший враг, принеся подарки и прощение;

когда ему перед смертью священник говорит: «Не бойся — Божия милость больше, чем твои грехи!»

Трижды человек сам себе кажется подобным Богу:

когда у него родится сын;

когда он поймет и примет Христа;

и когда примирится со своими страданиями за правду.

 

Сердце и Евангелие

Из праха и сердце твое, из праха и бумага, на которой написано Евангелие.

По одному и по другому праху писал Дух Животворящий. Потому одно написанное сообщается другому, одно вскрывает печати другого, одно объясняет другое. Если мир своей страстью сжигает одно, другое тоже в опасности от пожара.

 

Ложь отделяет нас от Бога

От Бога нас отделяет не истина, а ложь, и только ложь. Сказать, что нас от Бога отделяет истина—то же, что сказать, будто от Бога нас отделяет Бог.

Ложные мысли и ложные слова, ложные чувства и ложные желания—вот сумма лжи, которая уводит нас к небытию, иллюзиям и богоотречению. С этого пути-распутья, увы, нет возврата без большого потрясения в жизни человеческой, когда ослепший человек падает на землю, как Савл, и когда Бог поднимает его из пыли и немощи, открывая ему глаза на обратный путь.

 

Фигура из пыли и дыма

Как только человек сознательно серьезно и злобно отрекается от Бога — а любое серьезное богоотречение злобно, — он перестает быть человеком, перестает быть живым существом, а становится безымянным феноменом природы, вне категорий. Ибо дух божественный, который Господь вдохнул в его тело из земли, оставляет его.

Что есть человек тогда? Он тогда — пустой бубенец, катящийся и оттого бряцающий.

Бог взял Свое дыхание Себе. Что осталось? Одна лишь фигура из пыли и дыма, стоящая вне сотворенного мира.

Если когда-нибудь эта фигура вновь станет человеком, то есть снова примет в себя дыхание Божие — это повторное сотворение человека. В буквальном смысле, это повторенное чудо творения.

 

Ненависть

Кто ненавидит весь мир, тот не может любить и себя.

Кто ненавидит весь мир, тот презирает самого себя. И бросает самому себе временные утехи, как бросают кость псу.

Кто ненавидит весь мир, тот объявляет войну всему миру. На стороне мира будет Бог.

Такой лучше бы сказал горе: покрой меня!

 

Окончательная победа добра

Все мельницы мелют на пользу Богу.

Грех на одной стороне будит добродетель на другой. Затаенная вороватость на одной — самоотверженный героизм на другой. Болезненная фантазия на одной — божественная прозорливость на другой.

Бог не создает из зла добро, а пробужденным злом будит спящее добро.

Ты не можешь сделать никакого зла, которое бы или тебе, или кому-то другому не открыло глаза на соответствующее добро. Но так как драма этого света началась с греха и так как добру предшествует зло, значит, завершится драма этого света добром.

Когда зло выбросит и последнюю карту, добро будет еще одну держать в руках.

И добро тогда заберет весь выигрыш, а зло останется в проигрыше, ни с чем.

 

Равенство

Бог не есть равенство, Бог есть любовь.

Равенство бы исключило всю справедливость и всю любовь — исключило бы всю нравственность.

Из-за равенства ли любит муж жену свою?

Из-за равенства ли мать любит дитя свое?

Из-за равенства ли друг любит друга своего?

Неравенство является основой справедливости и стимулом любви.

Пока существует любовь, никто не думает о равенстве.

Пока царит справедливость, никто не говорит о равенстве.

Когда утрачивается любовь, люди говорят о справедливости и думают о равенстве.

Когда с любовью исчезает и справедливость, люди говорят о равенстве и думают о безнравственности.

То есть, когда исчезает нравственность, ее заменяет безнравственность.

Из могилы любви прорастает справедливость, из могилы справедливости прорастает равенство.

 

Вдохновение

Когда человек поднимется до Бога, он во вдохновении. Когда Бог снисходит в мир, Он во вдохновении.

Человек в своем вдохновении пассивен. Бог в Своем вдохновении активен. С одной стороны — самая предельная пассивность человеческая, с другой — самая предельная активность Божия.

Иисус Христос являет индивидуализированное вдохновение Бога в мире и мира в Боге.

 

Драгоценный сосуд с дешевым содержанием

Тыздоров, молод, красив, умыт, одет, богат, украшен.

Но какой ужас, если твой день — то, что внешнее, а твоя ночь—то, что внутри!

Как жаль, если уста твои полны нечистых слов, ум твой полон нечистых мыслей, сердце твое полно нечистых желаний и страстей!

Тогда вся твоя внешняя роскошь служит усугублению твоего внутреннего убожества; и твоя внешняя красота служит усугублению твоего внутреннего безобразия; и твоя внешняя чистота служит усугублению твоей внутренней нечистоты.

Не забывай, что люди чувствуют смрад нечистоты из сосуда драгоценного острее, чем из сосуда дешевого.

 

Любовь и иное

Когда любовь оскудевает, обязанность заменяет ее.

Когда обязанность ослабевает, закон заменяет ее.

Когда мать горит любовью к своему ребенку, она делает больше, чем предполагают обязанность и закон.

Когда материнская любовь к ребенку остынет, мать лишь исполняет свою обязанность, то есть делает меньше, чем любовь может, но больше, чем закон предполагает.

Когда мать невзлюбит своего ребенка, она делает лишь то, что должна делать по закону, то есть меньше, чем любовь может и обязанность предполагает.

Любовь приходит от Бога через душу.

Обязанность приходит от души через разум.

Закон приходит от разума через слова.

Кто признает законы как сумму всей нравственности, тот познает лишь обложку книги о нравственности.

Кто признает обязанности как сумму нравственности, тот видит и читает лишь буквы в книге о нравственности.

А кто признает любовь как сумму нравственности, тот видит, читает и познает дух и осуществление нравственности.

То же самое в аспекте космологическом:

Кто признает природные законы как сумму причин мироздания, тот познает лишь обложку книги о мире.

Кто признает душу как прапричину мироздания, тот видит и читает только буквы в книге о мире.

А кто признает Бога живого как прапричину мира, тот видит, читает и познает дух и жизнь мира.

Любовь свободна от всех законов, человеческих и природных, она выше всех обязанностей.

Не зная ни предписаний закона, ни определений обязанностей, любовь наполняет их и превосходит — так, как сияние солнца превосходит рефлективный блеск камней и звезд.

 

Сам себе могила

Жалость вызывает горбатый человек, жалость вызывает слепой человек.

Но никто не вызывает такой жалости, как эти два человека:

всегда старающийся оправдать свои грехи и всегда старающийся укрепить себя в неверии.

Что можно сказать о них, как не следующее: они от рождения до смерти сами из себя делают могилы?

 

Как можно больше веры

При некоторых болезнях врачи рекомендуют по возможности большие дозы лекарств; например: пейте как можно больше воды!

Вера — надежное лекарство для нашей души только тогда, когда оно принимается в наибольшей дозе. Верь, сколь можешь, больше!

 

Любовь превыше всего

Рассуждая о Боге, мы держим Бога на известном расстоянии от себя. Глубоко размышляя о Боге, сокращаем это расстояние. Молитвой сводим его к минимуму. Когда же соединяемся с Богом в любви, расстояние исчезает вовсе, а вместе с ним и слова, и размышления.

 

Рассуждения

На основе рассуждений о Боге создаются секты. Осмысление уменьшает число сект. Молитва подогревает стремление к единству с Богом. А горячая любовь к Богу является цементом для всей Церкви Божией — и верующей, и побеждающей.

Рассуждение — это начальная ступенька при восхождении человека к Богу. Люди, которые поднялись на высшую ступеньку, неохотно опускаются на нижнюю. И те, что соединились с Богом посредством любви, неохотно, весьма неохотно пускаются в рассуждения о Боге.

Но постепенность неизбежна. Орел должен разбежаться по земле, прежде чем полететь.

 

Пройти все испытания

Начальник стражи на Голгофе рассуждал о Христе: «Воистину это был Сын Божий»; благоразумный разбойник на кресте то размышлял, то молился; а Пресвятая Матерь обнимала ноги Распятого Сына — руками и любовью, — а душою и Сама была распята на том же Кресте.

Не говори, что достаточно один раз испытать. И все испытания пройдя, не обязательно достигнешь цели. Испытывай, размышляй, наблюдай духовным зрением, молись — чтобы воспламенилась в тебе любовь божественная, которая открывает все и дает все. Одно полено с трудом загорается, два рядом — легче, а три еще легче.



Источник: http://club-vozrojdenie.ru/load/4-1-0-164
Категория: Богословие | Добавил: Evgenei (01 Апр 2010)
Просмотров: 4088 | Теги: Бог, Мир, Добро, истина, сердце, зло, разум, счастье, Жизнь, знание | Рейтинг: 5.0/3
Поделиться:
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела
Апологетика [7]
Аскетика [23]
Богословие [49]
Вера и жизнь [50]
Вера и наука [5]
Ветхий Завет [1]
Текст. Толкование
Дела милосердия [4]
Духовная жизнь [72]
Дорога к храму [19]
Закон Божий [11]
История Церкви (христианства) [7]
Катехизис [2]
Литургика [8]
Новый Завет [6]
Текст. Толкование
Подвижники [40]
Православие и медицина [3]
Размышления [111]
О грехах и добродетелях. Месяцеслов с размышлениями православного священника на каждый день года
РАССКАЗЫ СТРАННИКА [16]
ОТКРОВЕННЫЕ РАССКАЗЫ СТРАННИКА ДУХОВНОМУ СВОЕМУ ОТЦУ.
Святая гора Афон [49]
Святые места [18]
Сектоведение [1]
Слово пастырей [89]
Слово и послание пастырей
Храм святой мученицы Татианы [3]
История, события, новости, связанные со храмом
Другое [62]
В соц. сетях
Почта
Логин:
Пароль:

(что это)
Мини-чат
Поделиться в соц. сетях:




Сайт работает благодаря вашим пожертвованиям.

Форма для пожертвования:
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Душеполезное чтение"

Наши друзья

Общество друзей милосердия InetLog.ru
Besucherzahler femmes russes a marier
счетчик посещений
Яндекс.Метрика