Основные темы сайта:
Главная » Душеполезное чтение » Газета "Возрождение" » Традиции и современность

Потребительское общество: взгляд на проблему
Культуру современного общества наиболее точно выражает термин «потребление». Это понятие взято из экономической науки. Потребление -это использование созданных благ для удовлетворения человеческих потребностей. Человек же - это и производитель, и потребитель, и трудовой ресурс. Такое определение в сфере экономики, как науки, не только оправдано, но и незаменимо. Но оно приобретает губительный характер, когда переносится в сферу нашей культуры и нашего самосознания.
С православной точки зрения человек - это существо духовное, существо, созданное Богом, и Богом же призванное к высшим целям. Материальная, телесная жизнь человека - это своего рода средство, позволяющее здесь на земле стремиться к горнему идеалу, ибо сказано было Спасителем:  «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф. 6 : 33). Лишь на стремлении к таким целям и на провозглашении таких ценностей может строиться духовная жизнь человека, и только в этом случае наше общество можно будет назвать здоровым культурным и политическим организмом.

Тем временем, в ходе процесса глобализации, Запад упорно навязывает нам свою потребительскую идеологию. В чём её смысл? Прежде всего, в атеизме. Не отрицая бытие Бога и не учиняя открыть на гонений на Церковь, потребительское сознание отрицает всякую духовность человека признаёт его лишь потребителем материальных благ и все прочие сферы   жизни   подчиняет   этому потреблению. Ценность такой культуры это предметы, вещи, «золотые унитазы» одним словом всё то, что можно купить. Именно поэтому её высшим идеалом являются деньги, а лозунгом «живём один раз!» и «бери от жизни всё!». В итоге человеку прививается эгоизм, стремление к карьеризму, богатству, его сознание ограничивается рыночным мышлением его личная культура и интересы подгоняются под «следование моде». Рынок становится для него божеством, «шопинг» - религиозным культом, вера в свою успешность - верой в спасение. Такой человек превращается в разумное животное, а общество таких людей в организацию производственных и потребительских отношений.
Почему же общество заболело? Почему средство нашей жизни сегодня провозглашено её конечной целью? Чтобы осмыслить этот феномен, необходимо обратиться к истории. Если т.н. «средневековое» религиозное сознание видело смысл человеческой жизни в служении Богу, то, начиная с эпохи Просвещения духовный путь Запада представлял собой постоянные попытки поднять статус человека до статуса Бога. Итогом становления религии человекобожия стали две крайности: построение коммунистического рая на земле без Бога в СССР и развитие потребительского общества на Западе. В последнем случае был создан наиболее эффективный механизм удовлетворения человеческих   нужд.   Атеистическое   же общество проиграло, т.к. было основано на идее безбожного подвига. Советский человек устал от такого «подвижничества» и система рухнула. Но в наши дни это означает ещё больший отход от изначальных христианских ценностей, т.к. в западном потребительском сознании их ещё меньше, чем в советском атеистическом. Ведь именно единение народа, будь то соборность или коллективизм, сближало христианское и советское понимание социума. Возможно, именно эта черта явилась тем остатком русской национальной идеи, который Советы во всей полноте переняли у разрушенной православной Империи.
Сегодня же, в условиях информационной экспансии, Запад пьТтается «перевоспитать» нас в духе потребительского индивидуализма того самого корня эгоизма и несправедливости в жизни общества. На наших глазах изо дня в день уничтожается наша национальная идея, наш народный дух. Человека превращают в потребителя, а всё истинно русское, человеческое называют «средневековыми пережитками». В результате обезличивается культурное лицо не только русского, но и всех малых народностей России. Мы все становимся «американцами». Уничтожение культур, уничтожение единства, умаление человеческого достоинства, вот последствия засилия потребительской идеологии.
Но, казалось бы, зачем всё это Западу? Для чего делать россиян потребителями? На то есть две причины. Во-первых, для стан Европы и Америки Россия всегда была главным соперником и реальной угрозой. Убедившись, что силой оружия Русь не одолеть, сегодня Запад пытается победить нас в информационной войне, посредством СМИ заражая нас болезнью «потребительства». Для него это единственный способ сломить дух истинной России. И вторая причина -наше собственное попустительство и забвение родной культуры. Но главное - это наше отступление от православной веры, которая видит в каждом из нас не потребителя, а человека. Наша цель сегодня стряхнуть с себя оковы всех лживых учений, опомниться от иллюзий, вернуться к родным истокам, объединиться, и созидать великую Россию как образец действительно гуманного, православного общества.

Юрий СТАРИКОВ


Проблема сегодняшних дней отрицание существования Истины. Каждый человек старается жить прежде всего для себя, забывая, что во все времена общество держалось на тех, кто самоотверженно служил государству и согражданам, не жалея «живота своего». Сегодня же появляются амбициозные люди, желающие блага своей стране и поэтому любой ценой рвущиеся к власти. Уж они-то знают, как устроить всеобщее счастье и благочестие! Другие зарабатывают деньги и могут себе позволить дорогие и разнообразные развлечения. Первую часть своей жизни они получают знания, другую применяют их на практике, отдыхают от работы и ощущают себя успешными, уверенными в себе людьми. Они сыты, одеты и стремятся к увеличению комфорта, чтобы как-то украсить свою «золотую клетку» и забыть обо всём... Кажется, чего-то не хватает? Может быть, в этой жизни нет ни капли здравого смысла?

ГЛАВНЫМ БОРЦОМ С БЕЗНРАВСТВЕННОСТЬЮ И ПОРОЧНОСТЬЮ ЯВЛЯЕТСЯ РЕЛИГИЯ. ПРАВИЛЬНОЕ ЕЁ ПОНИМАНИЕ ЭТО ЗАЛОГ ПОСТЕПЕННОГО РАЗВИТИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА С РОЖДЕНИЯ ДО САМОЙ СМЕРТИ

Такое общество теряет любую духовность, красоту, правду. Всё это невыгодно при подобной жизненной позиции. Духовность предполагает размышления, красота требует   созерцания,   правда несёт в себе жертву. Но подобные идеалы не ценятся в современном мире. Это наивность и каждый человек всем существом своим осознаёт рядом с ним противник и конкурент, а значит доверять ему не следует, ибо ему невыгодно твое благоденствие. А конкуренция главный двигатель экономического   прогресса! Духовная пустота создаёт ощущение внутренней свободы   под   видом внешней независимости. Внутренним   миром молодых людей  правит безличное бессознательное, в то время, как сознание направлено во внешний мир. Мы постепенно теряем идеалы, завещанные нам предками. Уходит в прошлое духовная культура, национальное самосознание, любовь к Родине. Всё это заменяется низкопробной искусственной пошлостью, затормаживающей развитие личности и убивающей высокие чувства.

ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКАЯ СВОБОДА... ОТ ВСЕГО!

Основная проблема состоит в тлетворном воздействии плюрализма мнений на молодых людей, как будущее нашей страны и нашего народа. Когда человеку дана полная свобода независимо от того, каковы его ценности происходит высвобождение желаний, зачастую не сдерживаемых никакими идеалами нравственности. Как писал Иммануил Кант, один из самых знаменитых немецких философов: «Понятие свободы - это чистое понятие разума, которое именно поэтому трансцендентно (т.е. находится вне её, не может быть изучаема в отрыве от самого человека и его нравственности) для теоретической философии, т. е. ему не может соответствовать ни один пример   из   возможного опыта». Мы видим, что свобода понятие внутреннее, метафизическое, проявляется   через  личность индивидуума. Т. о. предоставление вольности человеку, имеющего рабскую и непросветленную душу не просто не желательно, но и пагубно для него и общества.
Главным борцом с безнравственностью и порочностью является религия. Правильное её понимание - это залог постепенного развития положительных качеств человека с рождения до самой смерти. Постоянное развитие личности по средствам стремления к идеалам высшего совершенства, осознание ценности человеческого бытия ведет к стабильности человеческого общества, его сплочения на принципах добра и справедливости.
К сожалению, после 70 лет атеистической пропаганды, религиозность русского народа, которая всегда его поддерживала в трудные минуты истории и являлась залогом стабильного развития нации, почти сошла на нет. В то же время в условиях демократии нет никакой возможности установить государственную религию, которая определила бы общий характер нравственности, прививала бы патриотизм и любовь к родной культуре. Кроме того, отказ от введения   курса   православной культуры в школах усугубляет положение. Подрастающему поколению   негде   взять   ростки русских традиций и отсутствие связи времён вкупе с невозможностью заложения духовного фундамента развивают в подростках пороки, которые даже проповедуются на телеэкранах в различных молодежных проектах и поп-концертах. Нет никакого сомнения, что в этом смысле совершенно неприемлем плюрализм мнений.


ДУХОВНАЯ ПУСТОТА СОЗДАЁТ ОЩУЩЕНИЕ ВНУТРЕННЕЙ СВОБОДЫ ПОД ВИДОМ ВНЕШНЕЙ НЕЗАВИСИМОСТИ

В заключении хотелось бы сказать, что здоровое консервативное общество не отрицает плюрализма мнений в своей основе, но прежде всего стремиться взрастить в своих гражданах те высокие идеалы гражданственности, которых нам, к сожалению, так не достаёт. Мы позволяем нашим детям с самого детства развивать пороки, которые в будущем станут залогом «праведного» разрушения России.
Нет никакого сомнения, что никто из нас не хочет видеть нашу Родину лежащей в руинах. Мы просто обязаны воспитать молодое поколение на старинных, высоких, державных началах русской соборности.

Иван СМИРНОВ


Взято из газеты клуба "Возрождение", № 11-12 (2) ноябрь-декабрь 2008 год
http://club-vozrojdenie.ru/load/22-1-0-83


Категория: Традиции и современность | Добавил: ИванЯ (24 Окт 2009)
Просмотров: 3435 | Теги: рынок, Потребление, внутренняя свобода, вера, человек, проблема, свобода, шопинг, культура, кризис | Рейтинг: 4.0/2
Поделиться:
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела
Литературная страничка [12]
Державное строительство [3]
Книжное обозрение [2]
Раскрывает перед читателем широкую панораму книжного дела в современной России, знакомит его с новинками православной литературы и периодики, рассказывает о насущных проблемах и планах церковного книгоиздательства. Надеемся, что новая рубрика предоставит читателю много интересной и полезной информации.
Исторический календарь [6]
Церковный словарь [2]
Традиции и современность [14]
Свет православие [10]
Православные праздники и не только...
История и культура [16]
Русское слово [13]
Из истории русской эмиграции [6]
Из жизни клуба "Возрождение" [2]
Воинский подвиг [1]
Клубная страничка [2]
Славянскiй мiръ [2]
Царский крест [4]
Из истории Марийского края [4]
Дни славянской письменности и культуры [1]
Нам пишут [2]
В соц. сетях
Почта
Логин:
Пароль:

(что это)
Мини-чат
Поделиться в соц. сетях:




Сайт работает благодаря вашим пожертвованиям.

Форма для пожертвования:
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Душеполезное чтение"

Наши друзья

Общество друзей милосердия InetLog.ru
Besucherzahler femmes russes a marier
счетчик посещений
Яндекс.Метрика