Основные темы сайта:
Главная » Душеполезное чтение » Православие и мир » Подвижники

Иеромонах Аникита

Иеромонах Аникита, в миру князь Сергий Александрович Ширинский-Шихматов (1783-1837), — интереснейшая личность, оставившая по себе благоговейную память в России и на Востоке. Он родился у благочестивых родителей в принадле­жащем им селе Дернове Смоленской губернии. Уже с детства отличался он незаурядными способностями, особенно легко давались ему иностранные языки — французский и немецкий. Также с раннего возраста он усвоил славянский язык, и люби­мым его чтением были псалмы и молитвы. В 10 лет он потерял отца. В 14 лет был принят в Морской кадетский корпус, из которого выпущен в 1800 г. мичманом и определен в Ученый комитет Коллегии при Адмиралтействе. С 1804 по 1827 г. он служил в Морском кадетском корпусе, откуда вышел в чине капитана 2-го ранга. Во время службы продолжал зани­маться самообразованием, обучался английскому, латинскому и греческому языкам. Также увлекался поэзией, писал стихи патриотические и на евангельские темы. Его «Псалтирь десятиструнный», содержащий в себе преложения десяти псалмов, послужил поводом для избрания его в 1809 г. в действитель­ные члены Российской Академии.

При всем том благочестивые уроки детства все больше про­являлись в образе жизни князя Сергия Александровича Шихматова: он учащал в Божий храмы, занимался благотворитель­ностью, был необыкновенно воздержан. Еще в 1817 г. он познакомился со знаменитым архимандритом Юрьева мона­стыря Фотием и тогда же стал его последователем в противле­нии модернизации Православия. В этом он расходился со своими старшими братьями, Павлом и Алексеем Ширинскими-Шихматовыми. Братья считали, что Православие могло бы что-то заимствовать из практики иных христианских церквей и иностранной религиозной литературы. Сергий Александрович писал им по этому поводу: «Осмелюсь заметить, что я сомнева­юсь, полезно ли учиться совершенству веры из книг, писанных ересью, которой Дух Божий тайн своих открыть не может». Осо­бенно братьям не нравилось сближение Сергия Александрови­ча с архимандритом Фотием и его намерение вступить в Юрьев монастырь. Они полагали, что Юрьев монастырь — это место, где «имеют приют противные Церкви мнения». Сергий Александ­рович старался их переубедить: «Прошу поверить мне, что Юрьев монастырь не есть гнездо еретичества, а напротив хранилище православия церковного».

В ноябре 1827 г. он оставил службу и покинул столицу. Преж­де всего он отправился на родину навестить матушку и как раз успел проводить ее в последний путь. «В первую же ночь он уви­дел ее во сне и на просьбу благословить его на иноческое подвиж­ничество услышал: "благословить много, а дозволить можно"». В начале 1828 г. он переселился в Юрьев монастырь. Лето и осень этого же года, отпросившись у Фотия, он провел в благочести­вом странствовании по древним русским святыням.

25 марта 1830 г., в день Благовещения, князь Сергий Александ­рович Ширинский-Шихматов был пострижен в монашество с пере­именованием Аникитою. 30 марта он был рукоположен в иероди­акона, 3 апреля — в иеромонаха. В его лице архимандрит Фотий получил очень ценного единомышленника и сотрудника, который помогал ему в его литературных трудах и переписке. Основным послушанием его было начальствовать в скиту. Ему предлагалось настоятельство в одном из монастырей. Но устремления Аникиты были направлены на Афон и ко Гробу Господню.


Читайте также:

Письмо от Бога

Святитель Игнатий Брянчанинов. Воспоминание о Бородинском монастыре

«Господь близко: позовешь Его — сразу откликнется!» 50 изречений святителя Серафима (Соболева)

Икона Богородицы Прибавление Ума (Подательница Ума)


5 мая 1834 г., получив благословение архимандрита Фотия, он отправился в путь и, посещая все встречающиеся монастыри, при­был в Воронеж. Здесь Архиепископ Воронежский и Задонский Антоний1, знавший о литературных дарованиях Аникиты, попро­сил его написать житие святителя Митрофана2. Затем еще на восемь месяцев он задержался в монастыре близ Одессы из-за открывшейся в Константинополе моровой язвы. Таким образом, к Афонской горе он прибыл 7 июня 1835 г. Он поселился в Рус­ском скиту святого пророка Илии, причем настоятель уступил ему свою келлию, которую ранее занимал строитель скита Паисий Величковский. Проникшись во время работы над житием Митро-фана Воронежского высоким подвижническим духом этого ново­явленного русского чудотворца, Аникита мечтал устроить и освя­тить на Афоне церковь во имя его. Для осуществления мечты он передал настоятелю скита значительную денежную сумму.

* * *

В 1828 г. князь Сергий Александрович Шихматов (будущий иеромонах Аникита), направляясь в Юрьевский монастырь, посетил по пути Оптину Пустынь, где встретился с Дмитрием Александровичем Брянчаниновым (будущим святителем Игнатием). Об этой их встрече о. Аникита сам напомнил архимандриту Игнатию в своем письме. Больше их жизненные пути не пересекались. Уйдя в монастырь, затем отбыв в дальние края, о. Аникита о столичных новостях узнавал из писем брата, Платона Александровича Ширинского-Шихматова.

Сам князь Платон Александрович Ширинский-Шихматов (1790-1852) тоже был незаурядной личностью. Н.В. Елагин писал о нем: «К общему назиданию и украшению человечества являются в мире люди, которые, с ранних лет глубоко проникаясь истинно христианским благочестием, заботливо и непоколебимо хранят его во все дни своей жизни, как твердый залог небесного милосердия, помощи и силы».
Князь Платон Александрович поступил в Морской кадетский корпус в тот 1804 г., в который брат его, Сергий Александрович, был назначен тогда же кадетским офицером. Таким образом, годы учебы в корпусе младший брат находился под опекой и влиянием старшего, что усугубило их родственную и духовную близость.

В 1811 г. Платон Александрович был произведен в лейтенанты, в 1813 г. участвовал в заграничных сражениях, в 1816 г. по расстроенному в походах здоровью вышел в отставку и поселился в деревне. В 1820 г. он вернулся к общественной деятельности, но не на военную, а на государственную службу. Все эти годы он продолжал заниматься самообразованием, как и брат, писал стихи. В 1824 г. поступил в Министерство народного просвещения и оставался там до конца своих дней: более четверти века. 27 января 1850 г. был назначен министром народного просвещения. В отличие от старших братьев, младший брат Аникиты с почтением относился к архимандриту Фотию: в сентябре 1830 г. он со всей семьей целую неделю гостил в Юрьевом монастыре. Скончался он 4 мая 1852 г., успев перед кончиной написать небольшую книжицу: «О жизни и трудах иеромонаха Аникиты, в миру князя Сергия Александровича Шихматова» (СПб., 1853). Конечно, сообщая Аниките о столичных новостях, Платон Александрович писал ему и о влиятельном настоятеле Сергиевой пустыни, с которым находился в дружеских отношениях. А почему Аникита обратился именно к архимандриту Игнатию, об этом он сам достаточно подробно пишет в своем письме.

 

...30 июля этого же 1835 г. Аникита пустился в дальнейший путь к цели своего путешествия, сначала на корабле в Салоники, затем в Яффу и наконец 10 сентября прибыл в Иерусалим. «С наступлением осени,— писал он Платону Александровичу,— заключился я в храме Воскресения. Здесь, питаясь хлебом и водою, провел я четыредесять дней, и дни сии были для меня дни неба... Небесным восторгом горела душа моя, когда нечисты­ми устами воспевал я: Христос Воскресе из мертвых, при священ­нодействиях Божественных Тайн там, во святилище гроба Живо-давца, где Он воистину воскресе и нас совоскреси с собою».

7 апреля 1836 г. Аникита отправился обратно на Афон, но в Яффе узнал, что его назначили служить в церкви при посоль­стве в Афинах. Он выпросил себе на некоторое время отпуск, чтобы побывать еще раз на Святой Горе. Там он заложил в ски­ту церковь во имя святителя Митрофана, добавив к ранее пожерт­вованным суммам новые, полученные от благочестивых лиц.

По прибытии в Афины у Аникиты обострилась его старая болезнь. Болезненное состояние усугубило бедствие, постигшее скит на Афо­не, о котором он пишет в письме святителю Игнатию.

 

6 июня 1837 г., накануне праздника Сошествия Святого Духа, он причастился и 7 июня скончался.

По истечении трех лет останки Аникиты, в соответствии с его завещанием, были присланы на Афонскую гору в скит святого пророка Илии. В мае 1842 г., при освящении церкви во имя свя­тителя Митрофана, Воронежского чудотворца, останки ее осно­воположника торжественно при звоне колоколов и хорном пении «Святый Боже» были помещены там в нише стены у правого клироса и заложены мраморной доской с золотой надписью о дне кончины.

А ты, священный прах, до пакибытия, Покойся в тишине глубокой, безнаветной. Тогда возникнешь ты из тьмы и сени смертной, Как огнезлатый, стрелы быстрейший луч, Сверкающий струей из толщи черных туч, Из гроба возблестишь во славе боголепной И с плеском воспаришь, и с песнею хвалебной, И сам себе дивясь в восторге торжества, Поклонишься лицу благого Божества.

Из поэмы С. А. Шихматова «Ночь на гробах»

* * *

Следует добавить, что с кончиною князя Платона Александ­ровича Ширинского-Шихматова связь его семьи с Сергиевой пустынью не прекратилась. В 1869 г. вдова князя Платона Алек­сандровича, в память умершего сына Александра Платоновича, пожертвовала в Пустынь 8000 рублей, чтобы на проценты с этой суммы содержались там шесть человек больных: четверо из бра­тий и двое из других сословий. Кроме того, она пожертвовала еще тысячу рублей, на проценты с которых должны были содер­жаться две лампады: одна в больнице, другая перед иконой Божией Матери и ковчегом со святыми мощами, завещанными княгиней в Пустынь после ее смерти.

 

1 Антоний (Смирницкий Авраамий Гаврилович; 29 октября 1773 — 20 декаб­ря 1846) — Архиепископ Воронежский и Задонский; сын протоиерея, свою фамилию получил за смирный и тихий нрав; в сан Архиепископа возведен в 1832 г. Ныне прославлен Русской Православной Церковью.

2 Открытие святых мощей Митрофана Воронежского состоялось на праздник Преображения Господня, 6 августа 1832 г. «Митрофан Воронежский! Человек необычной и удивительной судьбы. Проповедник истины Христовой и просве­титель. Устроитель монастырей и святой праведник. Молитвенник и чудотво­рец. Один из самых любимых и почитаемых на Руси святых. Государственный муж и радетель о славе Отечества. Светильник веры, озаривший начало славных дел Петра I, рождение и первые победы молодой России. Пособ­ник благоверному императору в строительстве кораблей и наставник в делах государственных и ратных. Святой угодник, заслуживший право — наряду с Андреем Первозванным, Николаем Чудотворцем, Пантелеймоном Великому­чеником, адмиралом Федором Ушаковым — именоваться покровителем Рос­сийского Военно-морского флота!» {Максимов Владимир. Богу, Отечеству и Флоту // Акафист святителю и чудотворцу Митрофану, епископу Воронеж­скому. М., 2003).

 

Источник: Полное собрание писем святителя Игнатия Брянчанинова. Том 1. Изд. Паломник, М. 2011, С. 495-499.



Источник: https://club-vozrojdenie.ru/load/polnoe_sobranie_pisem_svjatitel_ignatij_brjanchaninov_tom_1/4-1-0-430
Категория: Подвижники | Добавил: Vladimir (18 Окт 2019)
Просмотров: 86 | Теги: иеромонах Аникита, свт. Митрофан Воронежский, свт. Игнатий Брянчанинов | Рейтинг: 5.0/3
Поделиться:
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела
Апологетика [7]
Аскетика [21]
Богословие [48]
Вера и жизнь [44]
Вера и наука [5]
Ветхий Завет [1]
Текст. Толкование
Дела милосердия [4]
Духовная жизнь [68]
Дорога к храму [19]
Закон Божий [11]
История Церкви (христианства) [7]
Катехизис [2]
Литургика [8]
Новый Завет [6]
Текст. Толкование
Подвижники [39]
Православие и медицина [3]
Размышления [110]
О грехах и добродетелях. Месяцеслов с размышлениями православного священника на каждый день года
РАССКАЗЫ СТРАННИКА [16]
ОТКРОВЕННЫЕ РАССКАЗЫ СТРАННИКА ДУХОВНОМУ СВОЕМУ ОТЦУ.
Святая гора Афон [48]
Святые места [18]
Сектоведение [1]
Слово пастырей [88]
Слово и послание пастырей
Храм святой мученицы Татианы [3]
История, события, новости, связанные со храмом
Другое [61]
В соц. сетях
Почта
Логин:
Пароль:

(что это)
Мини-чат
Поделиться в соц. сетях:




Сайт работает благодаря вашим пожертвованиям.

Форма для пожертвования:
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Душеполезное чтение"

Наши друзья

Общество друзей милосердия InetLog.ru
Besucherzahler femmes russes a marier
счетчик посещений
Яндекс.Метрика
40e78245a810e8be