Основные темы сайта:
Главная » Душеполезное чтение » Православная народная газета » И свет во тьме светит

ОБЪЕДИНЯЯ СВОИ УСИЛИЯ
Недавнопо инициативе Самарской епархии в здании Самарской духовной семинарии прошло заседание круглого стола, посвященное проблемам распространения деструктивных учений. В нем приняли участие представители традиционных конфессий и светские эксперты, в частности: клирик Покровского кафедрального собора игумен Вениамин (Лабутин), доктор философских наук, профессор кафедры философии Самарской гуманитарной академии Сергей Александрович Лишаев, имам, ахунд Регионального Духовного управления мусульман Самарской области Илгизяр Сагдеев, заведующий заочным отделением СамПДС Николай Юрьевич Трошков, социальный психолог, консультант по работе с пострадавшими от деятельности деструктивных культов Михаил Валерьевич Вершинин и социальный психолог Анна Анатольевна Панченко. В присутствии многочисленных представителей СМИ вела круглый стол тележурналист Ирина Анатольевна Лукьянова:
- Что следует считать деструктивным культом, а что конструктивным, и где та разница, которая их отличает? Есть ли устойчивые признаки, по которым можно отнести организацию, лидера к деструктивным?
М.В. Вершинин:
- Мы рассматриваем деструктивные культы как некие малые группы, лидеры которых с помощью психологических техник заставляют людей принимать решения неосознанно и против своей воли. Грубо говоря, ими манипулируют. В социальном плане это выражается в том, что люди становятся способными на поступки, которые в нормальной жизни они бы никогда не совершили. Вообще изучение деструктивных культов и всего, что связано с «промывкой мозгов», началось с Нюрнбергского процесса, когда пытались анализировать, как мировые светила в медицине могли убивать по 100-200 человек в день, проводя медицинские опыты в лагерях и при этом не испытывая никаких моральных угрызений.
Игумен Вениамин:
- В христианстве важнейшим даром Бога человеку является свобода воли. Человек слышит голос Божий, зовущий его ко спасению, он являет свою свободную волю, идет за Всевышним. Воля Божия изложена в Священных книгах: для христиан это Библия, для мусульман – Коран. Существует достаточно древняя религиозная традиция, которая имеет богатую историю, на ее базе и возникли мировые цивилизации. И если мы говорим о деструктивных культах, то там этот принцип свободы воли грубо попирается. Я бы выделил следующие признаки деструктивных культов. Во-первых, так называемая «сотериологическая исключительность». Члены культа верят, что только они спасутся, только они обладают мудростью Божией, все остальные погибнут или будут пребывать в страшных мучениях.
Второй признак: наряду с общепризнанными книгами, большое внимание придается «писаниям» лидеров секты, где зачастую содержатся очень вредные идеи, и в большинстве случаев «писание» лидера секты доминирует над тем, что первоначально провозглашается основой данного культа. Характерен метод очень жесткого подавления личности. Требуется безпрекословное исполнение приказов лидера организации. Очень часто характерна полная изоляция, когда сектантам внушают, что мир лежит во грехе, любой контакт с ним опасен, от этого контакта может произойти повреждение души. Зачастую это приводит к распаду семьи, потому что если муж или жена не принимают учения, то сектанты требуют развода. Нередко в недрах секты осуществляется метод зомбирования: заставляют длительное время читать мантры, поститься. В результате человек подавлен и не в состоянии противодействовать этому влиянию.
Имам Ильгизяр Сагдеев:
- Это проблема, которая касается нас всех, вне зависимости от веры и национальности. Нередко, зомбируя сознание, лидеры сект в качестве мудрых постулатов приводят изречения из самых различных вероучений. Проблема очень серьезная, и, на мой взгляд, здесь необходим государственный подход. Если не поставить заслон, проблема будет разрастаться. Нам необходимо просвещать не только детей и молодежь, но и все общество. Пока еще не так много наших соотечественников посещает православный храм или мечеть. Нет достаточной информации для мусульман про ислам, и для православных об их культуре и вере. Нет социальной рекламы. Что только мы не видим на телеэкране, в печатных СМИ, о чем только не узнаем, сколько видим и слышим насилия, непристойностей, но нет, например, изречений из Библии, Корана, мы не слышим Божиих заповедей, таких простых истин, как не убий, не укради, не лжесвидетельствуй.
С. А. Лишаев:
- Секты размножаются и развиваются именно потому, что предлагают упрощенную конструктивную программу для тех, кого вовлекают. Структурируют интеллектуальное, духовное пространство и говорят в категоричной форме, вот это хорошо, вот это плохо. И человек обретает некую картину мира, «находит» смысл и цель жизни, какую-то определенность. Потому что в современном потребительском обществе, в глобализирующемся мире человек зачастую находится без руля и ветрил, его носит в разные стороны, и такая ситуация благоприятна для возникновения новых сект.
Поэтому немаловажно думать о таких общекультурных, социальных предпосылках в стране, которые помогут создать неблагоприятные условия для появления новых сект.
- Поговорим об опасности деструктивных культов.
А. А. Панченко:
- Главная опасность в том, что методы, используемые деструктивными культами, совершенно тайные. Налицо манипуляция сознанием. Есть такое понятие, как деструктивная личность. Это состояние реформированного сознания, когда происходит полное изменение личности человека. К сожалению, как социальный психолог сталкиваюсь с такими случаями могу сказать, что после выхода из секты очень сложно вернуть человека в его изначальное состояние. Личность теряется.
Деструктивные культы предлагают очень упрощенную картину мира: есть черное и белое, но никаких оттенков. Соответственно, такой человек легко становится управляемым волей лидера группы. Безусловно, это плохо для общества.
Игумен Вениамин:
- Есть секты, в которых вырабатывают крайне негативное отношение к миру, в котором живет человек. Например, государство считается орудием в руках диавола. Запрещается приносить присягу, служить в армии, участвовать в выборах, вести какую-то социальную и политическую жизнь. Человек изолируется от своей страны.
Есть секты, отличающиеся ярко выраженной эсхатологической направленностью. Мы с вами помним группу пензенских сидельцев, когда здоровых людей загнали под землю, несколько человек там умерло. Но происходят и худшие вещи. Например, лидер секты желает приблизить апокалипсис и дает приказ своей общине перейти к антиправовым действиям. Яркий пример – атака в токийском метро сектой «Аумсенрике», действия Белого братства в Киеве, когда они захватили Софийский собор. Это сближает некоторые деструктивные культы с террористическими организациями. Что становится опасным для общества.
М. В. Вершинин:
- Когда вы попадаете, в секту, можно забыть о таком понятии, как право выбора. Вы попадаете на конвейер: у вас одна дорожка, и она предсказуема. Фактически вы живете по тем инструкциям, которые разработал лидер. В традиционных религиях у вас есть большое количество путей, как прийти к духовной истине. Следуя традиционной религии или просто философии, вы меняете себя сами, не ломая личность. В культах фактически речь идет о социальной смерти. Вам дают новое имя, вы начинаете говорить на новом языке, воспринимать мир только так, как вам об этом говорят. Через 1,5-2 года на выходе мы получаем даже не психологического инвалида, а человека, который находится в социальной коме. В культах вас доводят до такого состояния, что вы даже не можете сформулировать свою мысль. Мы встречались с последователями одной из сект, с пострадавшими, они даже не могли высказать своего мнения, а обязаны были процитировать культовый источник. Фактически вы разговариваете даже не с человеком, а сборником цитат. А адепту кажется, что, ведя себя таким образом, он, наоборот, приближается к Богу, это нормально. А в том, что его мнение неправильное, поскольку оно из книги их лидера, он не отдает себе отчета. Такие люди голосуют за того, за кого им приказывают голосовать, могут выстраивать общественные пирамиды, «раковые опухоли» общества.
К сожалению, культы, секты всегда будут в обществе как бактерии в нормальном организме. Но нужно следить, потому что если грипп не лечить, то от него можно умереть. Сейчас наше общество очень сильно болеет и нужна профилактическая помощь.
Недавно в Башкирии разразился скандал: в школах с детьми работают муниты. 6-7 лет назад более чем в 10 школах Самарской области также обнаружили последователей секты Муна. Есть организации, которые подвидом философских школ в Самаре работают со студентами. На самом деле это неофашистские группировки, которые специализируются на черной археологии, то есть на воровстве и перепродаже археологических памятников культуры.
- Какие группы своей деятельностью сегодня напоминают деструктивные культы?
М. В. Вершинин:
- Есть списки, которые публикуют на различных конференциях. Около 600-700 организаций различного профиля работают в нашей стране. Вообще, если в городе живет более 300 000 человек, то, как правило, там существует стандартный набор сект, присутствует и активно работает 20-30 общемировых деструктивных культов. И Самара не исключение.
С. А. Лишаев:
- Деструктивные религиозные группы, закрытые и потенциально опасные, характеризует отсутствие права свободного выхода. Их опасность в том, что они существуют вне больших традиционных религий. Но есть и другие, например, диомидовцы, ИННщики, и у мусульман есть подобное - то, что рождается внутри больших конфессий. Конечно, секты возникали и будут возникать, но надо как-то минимизировать последствия их деятельности, препятствовать их развитию. Мне кажется, это одна из важнейших задач наших больших традиционных конфессий: по возможности не допускать внутри себя развития сектантства.
- Какие альтернативы может предложить общество, чтобы препятствовать разрастанию сектантства?
Игумен Вениамин:
- Во-первых, наш народ должен хорошо знать основы традиционных религий, понимать, что они несут. Самарская епархия всегда уделяла большое внимание преподаванию основ традиционных культур в школе: основам православной, исламской, иудейской культур. Потому что очень часто в секты идут из-за незнания. Лидеры секты часто утверждают, что они наиболее полно знают учение Христа или Мухаммеда, и на этой спекуляции возникает обращение человека в секту.
Во-вторых, необходимо широко распространять в СМИ информацию о деятельности этих сект. Потому что очень часто мы слишком поздно вспоминаем об этой теме, когда кто-то заканчивает жизнь самоубийством или совершает террористический акт, словом, после свершившейся трагедии. Нужно работать на опережение. Потому что за каждой трагедией стоят десятки искалеченных судеб. Полагаю, в Самаре необходимо создать центр, куда вошли бы представители религиозных конфессий, социальные психологи и религиоведы (здесь присутствующие и другие), юристы. Чтобы эта организация позволяла бы координировать усилия по борьбе с деструктивными культами. В Москве есть центр помощи пострадавшим от деструктивных культов Иринея Лионского. Оптимально было бы организовать подобный центр при межвузовской кафедре Православной теологии, который действует на базе Самарского государственного университета путей сообщения. Мы могли бы обмениваться информацией, предоставлять ее СМИ, проводить мониторинги положения в обществе. Это бы уже давало возможность сорвать маски. Потому что сектантам всегда очень хорошо действовать во тьме, когда их деятельность не освещена. Но если «включить» хорошее освещение, они начинают теряться, и люди, которые туда ходят, получают возможность задуматься о том, куда они попали.
В таком центре будет возможен объективный анализ, чтобы нас не могли обвинить в некой конфессиональной предвзятости. Мы могли бы собирать материалы о деятельности сект на территории Самарской области, создать базу данных, подробное описание, рассказать об опасностях, которые они несут. Эту базу надо сделать открытой для населения, может быть, создать учебный сайт в Интернете, издать специальное пособие, которое могло бы ориентировать руководителей социальных центров, государственных структур. Муниты очень часто обращаются за помощью и получают ее от тех людей, которые порой не знают, кто к ним пришел.
Традиционные конфессии могли бы информировать наши государственные структуры. Потому что не- достаточно на общественном уровне бороться с тоталитарными сектами. К некоторым из них нужно использовать и государственные методы. Если секта является по сути своей близкой к террористической группе, вероятно, государство должно использовать свои рычаги воздействия, как это бывает с деструктивными политическими группами. Этот факт необходимо учитывать.
Конечно, здесь все должно быть серьезно, это надо обсудить, разобрать, но материал этот центр должен давать.
- Что можно противопоставить деструктивным культам?
Н. Ю. Трошков:
- Религиозное информирование является приоритетной задачей. Поскольку в какой-то степени это и нарушение прав потребителей. Ни одна тоталитарная религиозная организация не скажет о себе всю правду, а человек имеет право знать все аспекты ее деятельности: не только вероучительные, но зачастую криминальные элементы, которые были в истории этой религиозной организации. А для определения того, что считать деструктивной, а что конструктивной религиозной организацией, можно было бы вернуться к социологии религии. На рубеже ХIХ и ХХ веков в определении Церкви и секты появляется социально-культурологический аспект. То есть протестанты стали считать церковью те религиозные организации, которые внесли культурный вклад в становление нации. И мне кажется, подчеркивание культурного вклада со стороны Православной цивилизации или ислама помогло бы людям сторониться тоталитарных сект, деятельность которых недостаточно изучена. Они существуют около 50 лет и никакого значительного культурного вклада не внесли в историю ни одной страны.
С. А. Лишаев:
- В такие объединения, во-первых, попадают те, кто не находится в традиционных церквях, во-вторых, кто не обладает развитым критическим мышлением, которое очень чувствительно ко всякого рода манипулятивным тактикам и стратегиям, когда тебя куда-то насильно завлекают. Таким образом, традиционные религии должны больше входить в сферу общественную, публичную. Хочу отметить: человека вовлекают в секты, манипулируя его сознанием. Но и современные средства массовой информации, реклама, как и все потребительское рыночное общество, постоянно манипулируют нами. Все эти безконечные программы с предложениями «угадай», «выбери вариант ответа» приводят к тому, что человек не думает, не рассуждает, не выстраивает логическую цепочку. А товары на полке супермаркета нас соблазняют, какой окажется ярче, тот мы и купим.
Мне кажется, новая форма сдачи экзамена тоже относится к нашей теме. Система ЕГЭ мешает нам размышлять, рассуждать, заставляет выбирать между какими-то вариантами, отвечать в жестко заданных рамках. Считаю, что ЕГЭ по гуманитарным предметам взрыхляет почву для потенциального соблазнения и захвата. Вам предложат на выбор и скажут, смотрите, вот это гораздо лучше, смотрите, как хорошо. И если мы хотим эти каналы перекрывать, должны воспитывать человека, который способен ответственно, критически, самостоятельно, свободно мыслить. А это уже упирается и в наше отношение к СМИ, необходим общественный контроль и т. д.
А. А. Панченко:
- Просветительская работа очень важна. Три года назад мы проводили курс лекций, семинаров для социальных работников центра «Семья». Для них это было неким откровением. Потому что очень часто семье, в которой один из ее членов попал в секту, по сути, обратиться некуда. Нет методик, и специалисты центра «Семья» не владеют этой информацией. После наших семинаров нам звонили, люди консультировались, получали необходимую информацию.
М. В. Вершинин:
- Доходило до курьезов. После наших лекций психологи одного из районов Самары с удивлением узнавали много интересного. Когда они внутри центра пытались рассказывать про культы, то руководство говорило, вычеркни мормонов, это точно не секта, они нам помогли ремонт делать, постоянно с нами сотрудничают, работают с социально необезпеченными слоями населения и помогают повышать наши показатели.
Что касается критичности сознания, то, например, в США она изучается как научная дисциплина в вузах, существует огромное количество учебников, которые учат людей правильно мыслить.
На Украине педагоги и психологи разработали великолепные методики для работы с детьми, в которых ни разу не употребляется слово «культ», но они повышают критичность, учат детей проводить так называемые тесты. Украинские коллеги рассказывали про свои результаты. Когда там случилась оранжевая революция, дети говорили родителям: «Вы что, успокойтесь, перестаньте, то, что сейчас происходит на улице, это неправильно». После посещения занятий, факультативов, дети стали рационализировать то, что происходит в обществе. И нам бы тоже не мешало повышать критичность сознания.
Игумен Вениамин:
- Полагаю, что по значительной части информации мы могли бы избегать штампов «тоталитарные секты», «деструктивные культы». Может быть, не стоит привязывать ярлык к той или иной организации. А целесообразнее говорить о тех ее особенностях, которые заставляют человека быть асоциальным. Например, о том, что церковь унификации Муна нас глубоко безпокоит тем, что лишает человека свободного права на выбор своего спутника жизни, что лидеры секты заставляют вступать в брак с незнакомым избранником. То есть налицо нарушение принципа свободного выбора.
Ольга Щербак.
Категория: И свет во тьме светит | Добавил: Mixail_Borisov (03 Сен 2009)
Просмотров: 2427 | Рейтинг: 5.0/3
Поделиться:
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела
Вначале было слово [3]
Мир мой даю вам [31]
материалы для тех кто уже воцерковлен
Православный хронограф [1]
События, факты комментарии, православные вести, новости епархиальной жизни
И свет во тьме светит [46]
Все миссионерские материалы.
Проповедь на паперти [19]
Литература, искусство, культура и православие
От избытка сердца [16]
Записки паломников, творчество наших читателей
Возвращение образа [10]
Православная педагогика, образование, основы православной культуры
Дивен Бог во святых своих [1]
Жития святых прошлых веков и современных
Подснежник [2]
Страница для православных детей
Дорогу осилит идущий [3]
Страница для юношества
Богословие в красках [0]
Иконопись, архитектура
В соц. сетях
Почта
Логин:
Пароль:

(что это)
Мини-чат
Поделиться в соц. сетях:




Сайт работает благодаря вашим пожертвованиям.

Форма для пожертвования:
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Душеполезное чтение"

Наши друзья

Общество друзей милосердия InetLog.ru
Besucherzahler femmes russes a marier
счетчик посещений
Яндекс.Метрика