Основные темы сайта:
Главная » Душеполезное чтение » Семья, дети, воспитание » Родители и дети. Воспитание

Нравственное богословие для мирян. Искание и достижение господства над мужем и во всем доме

Протоиерей Евгений Попов. Нравственное богословие для мирян. Искание и достижение господства над мужем и во всем доме.

«А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем» (1Тим.2:12). Господствование жены над мужем неестественно. Муж старше жены по сотворению. Он является как нечто основное, а жена как нечто последующее. Он творится самостоятельно, а жена, как бы младенец от матери, уже родится от него, получает свою жизнь из ребра его (взамен утробы матерней). В этом смысле она называется в слове Божием «останком духа» мужа (Мал.2:15). Притом, не муж создан для нее, а она сотворена по потребности его, чтоб быть ему в сообществе с подобным. Как же после этого ей присвоять первенство над мужем, если и с первого раза того не было, напротив – вначале же выразилось ее зависимое и подчиненное положение.

В душевных силах и способностях муж тверд, самостоятелен. На этот раз он отличается рассудительностью и, между прочим, рассматривает предмет в целом: жена же обладает более памятью и воображением, быстрым, но не глубоким взглядом на предметы, особенным чутьем к частностям в делах (отсюда понимание ею тонких приличий); в ее суждениях более чувства, чем мысли, в действиях – более подражательного, чем самостоятельного; самое чувство ее хоть живо, сильно (отсюда слезливость), но не столь продолжительно, как в муже.

В отношении дома и семейства муж «голова и руки», а жена только «грудь или сердце». Словом: жена по всему своему виду уступает мужу. Если муж создан по образу Божию и по подобию, то она создана как бы уже по образу его и потому есть образ образа. Муж преобладает над ней силою, смелостью, духом, волею или характером. Он носит в себе какое-то «внутреннее могущество» над ней и выражает сознание своего господства. Как же в виду всех этих качеств его жене желать управлять им? Не значит ли это желать, чтоб нижнее было верхним, тело сделалось вместо головы? Нет; гораздо естественнее для жены повиноваться мужу, находиться под его защитою и управлением: это будет составлять «честь и достоинство» ее. 

Затем, к естественной зависимости жены от своего мужа по истории присоединилась зависимость нравственная: «он будет господствовать над тобой» (Быт.3:16), сказано было Еве, которая согрешила прежде и была уже виновной, тогда как Адам некоторое время еще оставался невинным. 

С восстановлением падшего человечества искупительною жертвою Христовою это нравственное подчинение жены мужу приняло совершенно иной вид, но не прекратилось. «Всякому мужу (сказано) глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог» (1Кор.11:3).

Высокое учение! Начнем разбор его с последних слов. И Христос имеет над Собой главу. Какую же? Равный Богу Отцу по существу или по природе (Флп.2:6), Он в тоже время (так как принял человечество и исполняя дело спасения человеческого на земле) подчинялся, как Богочеловек, Отцу «пославшему» Его (Ин.8:29 и др.). Затем, Сам же Он – глава мужу; потому что покорил Себе и горделивый дух мужа Своим Евангельским учением (1Кор.15:24) (в обширном смысле, без сомнения, Христос – Глава всей Церкви).

Наконец, «муж глава жене». Как уже мы сказали, жена совершенно равна мужу по общечеловеческим правам, или по природе, подобно тому, как Отец и Сын в Божеской природе Лица равносильные, равночестные.

Равна жена мужу тем более по духовным и христианским правам: и вера и благодать и всякая духовная помощь, – все у ней также от Господа, как и у мужа, и сообщается ей не от мужа, а богоучрежденным порядком. И ее глава также Христос есть.

Но за всем тем равенство ее с мужем во Главе Христе не уничтожает ее подчинения мужу, как и подчинение не уменьшает равенства в Господе. Муж с этой христианской точки зрения есть нечто такое в отношении к Главе-Христу, как иные члены в теле имеют более прямое отношение к голове, а другие посредственное, или как Апостолы и священство в Церкви прямее относятся ко Христу, чем прочие члены в Церкви, или православные христиане. Муж есть глава и представитель своего христианского семейства. 

Далее, вообще о главенстве мужа в слове Божием говорится: «муж образ и слава Божия.., жена же слава мужу есть» (1Кор.11:7), т.е. образ Божий отображается в жене через мужа, именно в смысле «господствования» (Быт 1:26), о котором идет наша речь. Сила и могущество от мужа уже переходят на жену, например, по управлению домом.

Как луна светит через солнце (при венчании кольцо жены по уставу должно быть серебряное, означающее как бы луну, а перстень мужа должен быть золотой – в знак светящего солнца): так скажем по простой, но разумной пословице: «жена красна мужем», хотя в тоже же время ни муж без жены, ни жена без мужа о Господе (1Кор.11:11).

Итак, не к разрушению ли намерений Божиих может вести главенство жены над мужем и во всем доме? Да, повторим еще: жене вполне свойственным должно казаться покорение себя мужу, а также сознание, что без мужа она беспомощна, что муж ее опора. Это покорение для нее нисколько не будет тягостно, если будет «как прилично в Господе" (Кол.3:18).

Но лишь только жена будет искать и действительно, достигнет первенства над мужем, тотчас внесет беспорядки и в собственную жизнь и во весь дом. Печальный пример на этот раз показала первая жена: коль скоро Ева решилась поступить самостоятельно, не посоветовавшись с мужем, то и прельстилась по действию злой силы (1Тим.2:13–14). Те же неустройства видим и ныне, где управление бывает женское, а не мужское, как прежде всего между ними двумя, мужем и женой, так и в доме, так, особенно, в делах служебных или общественных. (Мало ли неприятного и смешного видим, когда жена за мужа распоряжается по службе или когда только лишь вмешивается в дела служебные, подает свой голос в присутствии лиц посторонних).

Нет! Сколько бы и сама жена ни старалась возвысить свои права над мужем, и другие, доброжелательные к ней, ни усердствовали улучшить ее значение в сравнении с мужем (проповедуя женскую эмансипацию): но если это возвышение и улучшение предпринимаются помимо христианства, или не в духе веры – всегда выйдет в нем односторонность, какая-либо недостаточность со вредом самой же жене.

Но скажут: «муж может быть слаб характером или поведением своим: не лучше ли ему быть под управлением своей жены? По своему необразованию, а то и по недостатку способностей от природы, он совсем не заслуживает, чтоб ученая и способная жена повиновалась ему». Напрасно. И слабый муж (кроме нравственной слабости) будет тверже самой крепкой по характеру жены. Слабость пола в жене, пусть она будет и очень находчивой сравнительно с мужем – раньше или позже скажется: умер муж, и жена сознает в нем потерю своей силы и защиты. Впрочем, и здесь, как во всем, виновна между прочим цель. Пусть и будет влияние жены на мужа. Но только пусть оно будет не по гордости и честолюбию, а по искренней цели вести слабого мужа к добру: тогда оно в высшей степени похвально и желательно. 

О, жена-христианка! Избегай, избегая заносчивости и распорядительности над своим мужем. Характер покорности и любви, слово смягчающее, иногда же и умоляющее, а не власть и высокомерие – вот твое преобладание над мужем!


Читайте также:

Протоиерей Алексий Уминский. Неправильно, когда дети причащаются без родителей

Чтобы муж уважал

Правила семейной жизни. Семейная жизнь в вопросах и ответах

Воспитание детей по-христиански. Как воспитывать в современном мире?

Русская Жанна Д’Арк, или о Подвиге медсестры Риммы Ивановой



Источник: https://ok.ru/pravfv/topic/151078010616054
Категория: Родители и дети. Воспитание | Добавил: Vladimir (05 Фев 2020)
Просмотров: 82 | Теги: жена, семья, муж | Рейтинг: 5.0/1
Поделиться:
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела
Родители и дети. Воспитание [132]
Воспитание детей. Взаимоотношения в семье
Взаимоотношения [18]
Взаимоотношения в семье (между мужем и женой)
Детям [13]
сказки, рассказы, стихи, рисование, поделки, игры и так далее
Многодетные семьи [13]
Любовь и брак [19]
Беременность и роды [2]
Усыновление. Приемные дети [3]
Другое [16]
В соц. сетях
Почта
Логин:
Пароль:

(что это)
Мини-чат
Поделиться в соц. сетях:




Сайт работает благодаря вашим пожертвованиям.

Форма для пожертвования:
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Душеполезное чтение"

Наши друзья

Общество друзей милосердия InetLog.ru
Besucherzahler femmes russes a marier
счетчик посещений
Яндекс.Метрика
40e78245a810e8be