Основные темы сайта:
Главная » Душеполезное чтение » Газета "Возрождение" » Из истории русской эмиграции

Исход. Путь 2-й
В предыдущей статье (№ 1 (12), февраль 2010 г.) мы начали рассказывать о судьбе отряда генерала Васильева. Напомним, что этот отряд, состоявший из противников большевистской власти, предпринял попытку уйти из России в Европу через территорию Румынии. В данной статье мы продолжим и завершим свой рассказ.
Но не все члены отряда смогли покинуть село Раскаец. Часть из них -больные, раненые, медперсонал - осталась в селе. Тяжелораненых, тифозных больных выгнали из домов и потребовали покинуть населённый пункт. Староста села, понукаемый румынскими военными, приведя с собой несколько десятков местных крестьян, стал бить беззащитных людей. Тем утром, 3 февраля, при обстреле села тяжёлое ранение получил один рядовой отряда генерала Васильева: пуля попала ему в затылок и через верхнее нёбо вышла в левом глазу. Кровь шла через рот и нос. И это не остановило старосту: он бил этого несчастного по окровавленному лицу. А когда одна из сестёр милосердия вступилась за этого тяжелораненого бойца, староста сорвал у неё с головы платок. Был сорван флаг Красного Креста, развивающийся над домами, в которых лежали раненые и больные. Протест русского врача Докучаева, говорившего, что эта организация пользуется международной защитой, оказался пустым звуком.
Один румынский офицер предложил довести русских раненых и больных до больницы в селе Пуркары, но потребовал за это крупное вознаграждение. Тогда сестра милосердия Абалкина стала собирать "Романовские деньги": русские бойцы отдавали кольца и золотые часы, а дамы снимали с себя перстни, серьги и бусы. Каждый русский, находящийся в селе Раскаец, отдал всё, что имел. В итоге необходимая сумма была собрана. Её вручили румынскому офицеру, который слово своё сдержал: довёл раненых до пуркарской больницы. Правда, путь до неё был труден: пришлось идти пешком по сильному морозу. А в начале пути произошёл неприятный случай: по растянувшейся группе русских раненых с окрестной горы был открыт огонь. Все залегли в снег. Офицер побежал разбираться, в чём дело. Через несколько часов инцидент был улажен, но именно за это время многие из людей, следовавших в пуркарскую больницу, отморозили себе руки и ноги. До Пуркар дошло около трёхсот человек.
Здесь мы хотели бы сделать небольшое отступление и выразить наше глубокое уважение сестрам милосердия. Давайте зададимся вопросом: кто заставлял их, сестёр милосердия, сидеть у постелей незнакомых солдат и перевязывать их гноящиеся раны? Никто. А кто заставлял их с огромным риском для своих жизней вытаскивать раненых из-под огня и оказывать им первую помощь прямо на поле битвы? Никто. А часто, когда войска быстро отступали, а раненые не могли идти, то у их коек оставались только сестры милосердия. Хотя никто им, сестрам милосердия, не гарантировал не только личную безопасность, но даже саму жизнь: неприятель мог поступить с ними как угодно. А, тем не менее, такие случаи самоотверженного служения были сплошь и рядом.
При чтении воспоминаний участников Белого Движения бросается в глаза, с каким теплом солдаты и офицеры пишут о сестрах милосердия. А ещё обращает внимание то, что авторы мемуаров называют сестёр милосердия по именам. А ведь воспоминания писались годы, а часто десятилетия спустя после событий Гражданской войны. Значит, хранит память благодарных бойцов подвиг сестёр милосердия! Именно подвиг. А иначе как назвать ежедневное исполнение ими христианской заповеди любви к ближним? Они дарили тепло и заботу раненым и больным - людям, которые в этом больше всего нуждались. И что по сравнению с этим безмолвным подвигом будут стоить тысячи красивых слов, сказанных о необходимости милосердия? Поистине, ничего.
А теперь давайте вернёмся к нашему повествованию. Мы рассказали о судьбе двух групп отряда генерала Васильева: той, что отступила из села Раскаец к Днестру, и той, которая добралась до пуркарской больницы. Но была ещё и третья группа, хотя группой назвать её будет сложно: это те русские воины, которые тем ранним утром, когда румынская артиллерия стала вести огонь по селу Раскаец, ушли из этого населённого пункта, но не в направлении Днестра, а просто рассеялись в округе. Румынские власти в течение месяца смогли "переловить" этих бойцов и доставить их в город Аккерман. (Ак-керман располагался на правом берегу Днестровского Лимана напротив города Овидиополь, который мы уже неоднократно упоминали). Там их держали в тюрьме в ужасных условиях. В небольшом помещении находилось около 85 человек. Спали на голом полу.
Были случаи, когда служащие тюрьмы ударяли прикладами в спину не только мужчин, но даже женщин. А однажды какой-то румынский солдат ударил русского офицера, сидевшего в тюрьме, по лицу. Приходилось терпеть. Тюремные власти предлагали арестованным горячий чай и табак. Но за это надо было платить, а денег не было: их отобрали при аресте. Поэтому тем русским воинам, которые до этого курили, пришлось всем поголовно бросить эту вредную привычку.
В конце февраля 1920 г. всех русских арестантов перевели в город Тулчу, где к концу апреля собралось 107 женщин и мужчин из отряда генерала Васильева. Ещё 88 человек из того же отряда находилось в другом румынском городе - в Рени. К началу мая 1920 г. обе эти группы объединились, а 4 мая 1920 г. (по ст. ст.) эти люди (всего 195 человек) отплыли из Тулчи в Варну - город в Болгарии - на пароходе "Адмирал Кашерининов". Путь в Западную Европу был открыт.
Когда знакомишься с материалами по истории русской эмиграции, невольно задаёшься вопросом: для чего на долю этих людей выпали такие тяжёлые испытания? Возможно, эти испытания были даны им, чтобы они, как это ни парадоксально звучит, стали лучше. Ведь путь к внутреннему очищению лежит через страдания. Чтобы изменить себя, человек должен осознать своё несовершенство, покаяться в своих грехах - покаяться не на словах, а в сердце своём. А для этого нужно такое внутреннее состояние, которое старец Паисий Святогорец назвал "внутренним сокрушением" и "сердечной болью". И, может быть, внешняя неустроенность жизни и физическая боль не препятствуют, а, напротив, способствуют размышлению над своим жизненным путём и достижению "слёз покаяния". Однако с уверенностью можно утверждать: ужасные испытания, выпавшие на долю русских эмигрантов, не сломили их. И многие из этих людей, несмотря на жизненные трудности, не озлобились и сохранили способность к состраданию. И как святыню пронесли они через всю свою жизнь любовь -любовь к России.

Леонид ЧУЛКОВ,
Клуб "Возрождение", ИФ МарГУ

Газета Возрождение, № 2 (13) март 2010 года


Источник: http://club-vozrojdenie.ru/load/22-1-0-160
Категория: Из истории русской эмиграции | Добавил: Vladimir (22 Мар 2010)
Просмотров: 2783 | Теги: Румыния, служение, боец, сестры милосердия, милосердие, эмигранты, мемуары, Россия, любовь | Рейтинг: 5.0/4
Поделиться:
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела
Литературная страничка [12]
Державное строительство [3]
Книжное обозрение [2]
Раскрывает перед читателем широкую панораму книжного дела в современной России, знакомит его с новинками православной литературы и периодики, рассказывает о насущных проблемах и планах церковного книгоиздательства. Надеемся, что новая рубрика предоставит читателю много интересной и полезной информации.
Исторический календарь [6]
Церковный словарь [2]
Традиции и современность [14]
Свет православие [10]
Православные праздники и не только...
История и культура [16]
Русское слово [13]
Из истории русской эмиграции [6]
Из жизни клуба "Возрождение" [2]
Воинский подвиг [1]
Клубная страничка [2]
Славянскiй мiръ [2]
Царский крест [4]
Из истории Марийского края [4]
Дни славянской письменности и культуры [1]
Нам пишут [2]
В соц. сетях
Почта
Логин:
Пароль:

(что это)
Мини-чат
Поделиться в соц. сетях:




Сайт работает благодаря вашим пожертвованиям.

Форма для пожертвования:
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Душеполезное чтение"

Наши друзья

Общество друзей милосердия InetLog.ru
Besucherzahler femmes russes a marier
счетчик посещений
Яндекс.Метрика