Основные темы сайта:
Главная » Душеполезное чтение » Газета "Возрождение" » Из истории Марийского края

Облик Царевококшайска в XVIII веке
История городов Марийского края таит в себе немало интересного. Предлагаемая статья раскрывает перед читателем некоторые страницы истории Царевококшайска в XVIII веке.

В XVIII в. в Царевококшайске произошли существенные изменения. В это время уездный город Царевококшайск олицетворял собой не только средоточие власти и управления, но в значительной мере приобрёл черты "настоящего города" со сложившейся социальной структурой и городской экономикой, все более втягивавшейся во всероссийский и зарубежный рынок. Внешним проявлением этого стало начавшееся каменное строительство зданий гражданской и церковной архитектуры, постепенное изменение культуры и быта горожан.

Облик города Царевококшайска в XVIII в. определялся уже не военной крепостью и служилым гарнизоном, а посадом и торгово-промышленными людьми. Это было следствием того, что город потерял свое былое военное значение. Особая надобность в крепостных сооружениях отпала. Поэтому сгоревшие деревянные крепость и острог, уничтоженные пожаром в 1696 г., в Царевококшайске уже не восстанавливались.
В изменении внешнего облика города важную роль сыграли первые каменные здания, построенные в XVIII в. В Царевококшайске с 1748 по 1759 гг. появились 4 каменных церкви, а во второй половине XVIII в. - 6 частных каменных зданий, принадлежавших купцам, в том числе 2 из них купцу И. А. Пчелину и его сыновьям. В 1793 г. на средства царевококшайского купца И. Ф. Ганешева была построена каменная церковь в с. Кокшайске.
Каменные церкви, казённые строения, торговые лавки и частные дома создали в целом новый архитектурный ансамбль города. Они ярко и контрастно выделялись из массы деревянных построек. Последние преобладали и подвергались неоднократным пожарам. После каждого пожара город вновь поднимался из пепелищ. Горожане стихийно строили жилые, хозяйственные и другие строения с учётом сложившихся исторических традиций и местных особенностей. Свои постройки они ставили на прежних местах своего обитания. Отсутствие специального плана застройки вело к тому, что образовалась запутанная, извилистая сеть улиц и переулков.
К середине XVIII в. произошло слияние территории кремля, острога, посада и Дворцовой слободы в одно целое. В историческом центре в 1795 г. располагалась каменная соборная Воскресенская церковь, построенная в 1759 г. на месте деревянной Покровской церкви. Под ней находилась кладовая с казённой денежной казной. Здесь же стояли деревянные строения присутственных мест, духовного правления, каменные торговые лавки и каменный жилой дом. На территории острога были каменная Троицкая церковь (построена в 1748 г.) с колокольней, казённые строения, городской магистрат, городская полиция, караульня с тюрьмой, питейный дом, 9 торговых лавок. Предместье города было наиболее оживлённым местом, так как здесь протекала основная экономическая жизнь. В нём размещались базарная площадь, кожевенный завод, два кирпичных сарая и основной массив жилых и хозяйственных построек, принадлежавших купцам, мещанам, ремесленникам и разночинцам. Внешний облик этой части города определяли каменные (с 1756 г.) Вознесенская, Входоиерусалимская (с 1757 г.) и деревянная кладбищенская Тихвинская церкви. Здесь же находились казённый соляной магазин с винным подвалом и питейный дом. На границе предместья и городской выгонной земли на больших дорогах стояли три заставы, называвшиеся "Казанская", "Вятская", "Чебоксарская". Из города выходило несколько сухопутных гужевых дорог, которые связывали Царевококшайске Казанью, Свияжском, Кокшайском, Козьмодемьянском, Царевосанчурском, Яранском и Уржумом. Через реку Малую Кокшагу перекинут деревянный мост. Город вплотную обступали многочисленные хмелевые сады и огороды горожан. В их владении находилась водяная мукомольная мельница и городская выгонная земля.

Внутригородской проезд осуществлялся по пяти большим улицам - Большой (Вознесенской), Кирпичной, Набережной, Ораева, Огнивцева, к которым примыкали 37 переулков. В общей сложности, по данным экономических примечаний 1795 г., город располагался на площади почти в 70 дес, без учета городской выгонной земли.
Численность населения города в XVIII в. изменялась, но незначительно. В годы петровских преобразований произошла некоторая убыль, связанная в основном с механическими перемещениями. Естественный прирост населения не мог восполнить людских потерь, вызванных военными и трудовыми мобилизациями и побегами. Заметно уменьшилось число военно-служилых людей "по прибору" - стрельцов, составлявших основную массу жителей Царевококшайска. Часть из них не вернулась с азовских походов конца XVII в., другие были призваны служить солдатами и матросами и участвовать в войне против шведов.


Ананий Герасимович ИВАНОВ,
доктор исторических наук,
профессор, заведующий кафедрой
Отечественной истории МарГУ


Газета Возрождение, № 1 (12) февраль 2010 года


Источник: http://club-vozrojdenie.ru/load/22-1-0-144
Категория: Из истории Марийского края | Добавил: ИванЯ (09 Фев 2010)
Просмотров: 8819 | Теги: Марий-Эл, город, Царевококшайск | Рейтинг: 5.0/4
Поделиться:
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела
Литературная страничка [12]
Державное строительство [3]
Книжное обозрение [2]
Раскрывает перед читателем широкую панораму книжного дела в современной России, знакомит его с новинками православной литературы и периодики, рассказывает о насущных проблемах и планах церковного книгоиздательства. Надеемся, что новая рубрика предоставит читателю много интересной и полезной информации.
Исторический календарь [6]
Церковный словарь [2]
Традиции и современность [14]
Свет православие [10]
Православные праздники и не только...
История и культура [16]
Русское слово [13]
Из истории русской эмиграции [6]
Из жизни клуба "Возрождение" [2]
Воинский подвиг [1]
Клубная страничка [2]
Славянскiй мiръ [2]
Царский крест [4]
Из истории Марийского края [4]
Дни славянской письменности и культуры [1]
Нам пишут [2]
В соц. сетях
Почта
Логин:
Пароль:

(что это)
Мини-чат
Поделиться в соц. сетях:




Сайт работает благодаря вашим пожертвованиям.

Форма для пожертвования:
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Душеполезное чтение"

Наши друзья

Общество друзей милосердия InetLog.ru
Besucherzahler femmes russes a marier
счетчик посещений
Яндекс.Метрика