Основные темы сайта:
Главная » Душеполезное чтение » История стран мира » Материалы по истории Византии: источники

Агапит Диакон. Увещевательные главы Императору Юстиниану (продолжение)

Начало:

http://club-vozrojdenie.ru/publ/65-1-0-749

15. Более всехъ отличий царского сана украшает Государя венец благочестия. Богатство исчезает и слава преходит, но слава Богоугодной жизни, которая чтителей своих изъемлет из забвения, не умирает во веки.

16. Для меня кажется весьма странным, что богатые и бедные, от совершенно различных причин, страждут одинаково: те разрываются от пресыщения, сии снедаются голодом; те обладают целыми странами света, сии не имеют, где ноги поставить. И так, чтобы темъ и другим возвратить здравие, надобно врачевать их отнятием и прибавлением и неравенство приводит к равенству.

17. В нашъ векъ наступило то время счастливой жизни, о котором говорил один из древних, — время, когда или любители мудрости будут царями, или цари любителями мудрости. Ибо ты и чрез любомудрие соделался достойным царствования, и царствуя не оставляешь любомудрия. Если любомудрие состоит в любви к мудрости, которой начало есть страх Божий; а сей всегда живёт в сердце твоем: то истина сказанного мною очевидна.

18. Ты истинный Царь: царствуешь и господствуешь над вожделениями, увязен венцом целомудрия и облечен в порфиру правосудия. Всякая другая власть с смертию оканчивается, а сия безконечно продолжается. Владычество первого рода и в настоящей жизни погибает, а последнее и от вечной погибели избавляет.

19. Если хочешь наслаждаться всеобщим уважением: то будь для всех общим благотворителем. Ибо ничто не располагает так сердца к любви, как благотворительность к неимущим. Угождение из страха есть прикровенная лесть, которая притворным уважением обманывает доверяющихъ ей.

20. Твое царствование исинно досточтимо: врагам ты являешь силу, а подданным человеколюбие, техъ побеждаешь оружием, а от сих побеждаешься безоружною любовию. Между первыми и последними ты видишь такое же различие, какое находится между хищным зверем и овцею.

21. По существу тела Государь равен всякому человеку, а по власти и сану, не имея никого выше себя, подобен Верховному Владыке, Богу. Посему он и, подобно Богу, не должен гневаться, и, как смертный, не должен надмеваться, потому, что хотя он почтен Божественным образом, но вместе облечен в перст, которая указует ему равенство его с прочими.

22. Благоволи не к тем, которые стараются всегда льстить, но к тем, которые расположены давать советы полезные, потому что последние имеют в виду истинную пользу, а те, какъ тени, придерживаются образа мыслей Государя и хвалят каждое слово его.

23. Таковъ будь к служащим при тебе, каковым к себе желаешь иметь Господа. Ибо какое внимание оказываем мы к другим, такое же будетъ и к нам, и как смотрим на других, так и на нас будет взирать Божественное и всевидящее око. И так усугубим милости милостями, дабы получить равное за равное.

24. Какъ в правильных зеркалах лица изображаются точно такими, каковы оне въ самомъ деле, — веселыя веселыми, печальныя печальными: так и праведный суд Божий соображается с нашими делами; каковы наши дела, таковы нам будут и воздаяния.

25. Медлен будь при разсматривании, что делать, но поспешно приводи в исполнение, что положено исполнить; потому что неразсудительность в делах весьма гибельна. Мы тогда убеждаемся в пользе осмотрительности в делах, когда вразумимся вредными следствиями опрометчивости, так как узнаём цену здоровья только тогда, когда испытаем тягость болезни И так, премудрейший Государь, полезное государству твоему изыскивай со всем рачением, при содействии благоразумнейших советников и усерднейших молитв.

26. Доброе своё царствование ты соделаешь наилучшим, если сам за всемъ будешь рачительно смотреть, и ничего не оставлять без внимания. Ибо немаловажно в тебе то, что кажется маловажным в твоих подданных: и малозначащее слово Царя великую имеет силу у всех.

27. Поелику нетъ на земле никого, кто бы мог принуждать тебя к исполнению законов: то сам себя принуждай. Если ты собою будешь подавать пример уважения к законам; то сим утвердишь в подданных мысль о святости их, и предотвратишь надежду ненаказанности за их нарушение.

28. Делать преступления, и не препятствовать делать преступления, почитай равным. Кто сам живёт по законам, но позволяет другим жить не по законам, тот пред судом Божиим почитается соучастником в преступлениях. Посему, если желаешь заслужить сугубую славу, то и награждай отличныя деянія, и наказывай поступки худые.

29. По моему мнению, весьма полезно не жить вместе с людьми порочными: кто всегда находится с худым человеком, тот, необходимо, долженъ или попускать худое, или научаться худому. Напротив кто живёт с добрыми, тот научается или подражать добрым деламъ их, или исторгат в себе пороки.

30. Прияв от Господа царство мирское, не определяй к управлению делами людей порочных, потому, что за все преступления, какие они сделают, Богу отвечать будет тот, кто дал им власть. И так избрание лиц к должностям должно производимо быть с великою осмотрительностию.

Продолжение:

http://club-vozrojdenie.ru/publ/65-1-0-751



Источник: http://club-vozrojdenie.ru/load/29-1-0-120
Категория: Материалы по истории Византии: источники | Добавил: ИванЯ (07 Сен 2010)
Просмотров: 2139 | Теги: Бог, Православие, Царь, власть, император, Господь | Рейтинг: 5.0/2
Поделиться:
Всего комментариев: 0
avatar
В соц. сетях
Почта
Логин:
Пароль:

(что это)
Мини-чат
Поделиться в соц. сетях:




Сайт работает благодаря вашим пожертвованиям.

Форма для пожертвования:
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Душеполезное чтение"

Наши друзья

Общество друзей милосердия InetLog.ru
Besucherzahler femmes russes a marier
счетчик посещений
Яндекс.Метрика