Основные темы сайта:
Главная » Душеполезное чтение » История стран мира » Материалы по истории Византии: источники

Агапит Диакон. Увещевательные главы Императору Юстиниану (окончание)

Начало:

http://club-vozrojdenie.ru/publ/65-1-0-750
http://club-vozrojdenie.ru/publ/65-1-0-751

51. Дело солнца освещать тварь лучами; доблесть Государя — быть милостиву к бедным. Благочестивый Государь светлее и солнца: сие уступает ночи, а того не побеждает сила зла. Светом истины он обличает тайны неправды.

52. Предшествовавших тебе Государей украшало владычество; а ты, державный, сам сделал оное величественнейшим. Ты кротостию умеряешь величе власти, и благостю изгоняешь страх в приближающихся к тебе. Посему все, имеющие нужду в милости, притекают к пристанищу твоего благоснисхождения, и, избавясь от волн бедности, возсылают тебе благодарственныя песни.

53. Старайся превосходить других и делами столько, сколько превышаешь их властию. Ибо помни, что от тебя востребуется столько добрых дел, сколько обширен круг твоей деятельности. И так, чтобы получить похвалу у Бога, къ венцу непобедимаго царства присоедини и венецъ благотворительности к неимущим.

54. Прежде разсмотри, потом изрекай повеления, — дабы они были благоразумны и справедливы. Язык скользок, и небрежных ввергает в величайшие беды. Если ж подчинишь его благочестивому уму, какъ пение стройности, то отдастся благозвучная песнь добродетели.

55. Государь должен быть осмотрителен во всём, но особенно в суждении о делахъ трудных, и весьма медлен на гнев. Поелику же и совершенная безгневность не похвальна, то он должен и гневаться умеренно, и не должен гневаться. Должен гневаться умеренно, дабы обуздывать буйство развратных; а не должен гневаться, дабы не вредить усилиям добрых.

56. В строгом судилище своего сердца тщательно разсматривай свойства людей, тебя окружающих, дабы верно знать какъ тех, кои служат из любви, так и тех, кои ласкательствуют из притворства. Многие принимают вид людей приверженных, и делают много вреда тем, которые полагаются на них.

57. Слово полезное не одним слухом принимай, но приводи и в исполнение. Государь тогда славится, когда или сам усматривает, что делать, или не пренебрегает того, что усмотрели другие; когда не стыдится слушать советы, и не медлитъ приводить их в исполнение.

58. Крепость, обведенная твердыми стенами, презирает усилия осаждающих неприятелей: так твоё благочестивое царствование, огражденное милостынями и укрепленное молитвами, непобедимое для оружия врагов, воздвигает нерушимыя над ними трофеи.

59. Сим земным царством управляй, как должно, чтоб оно послужило тебе лествицею к небесной славе, потому, что хорошо управляющие первым, получат и последнюю. А управляют хорошо земным царством те, которые оказывают подданным отеческую любовь и внушают страх, должный верховной власти; обуздывают преступления угрозами, но предотвращают необходимость наказания.

60. Благотворительность есть одежда неветшающая, и сострадание к бедным — риза нетленная. И так, кто хочет царствовать благочестиво, должен сими одеждами украшать душу свою: облекшийся в порфиру нищелюбия удостоится и небесного Царствия.

61. Прияв от Бога царский скипетр, старайся угождать Даровавшему тебе оный, и, удостоясь от Него чести паче всех людей, старайся и почитать Его паче всех. Но самое лучшее чествование Его будет то, когда в созданных Им будешь видеть Его самого, и раздавать благотворения, как уплату долгов.

62. Всякий человек, ищущей спасенея, должен прибегать к небесной помощи; тем более Царь, как лице, пекущееся о всех. Хранимый Богом и врагов одолевает мужественно, и успешно устрояет благоденствее подданных.

63. Бог ни в чём не имеет нужды; Царь имеет нужду в одном Боге. Итак, подражай ни в чём нужды неимеющему Богу, и будь щедр к просящим милости; не расчитывайся до точности с служащими при тебе, но давай им нужное на содержание себя. Гораздо лучше для достойных миловать и недостойных, нежели за недостойных лишать милостей и достойных.

64. Имея нужду в прощении прегрешений, прощай и сам проступки, против тебя учиненные. За отпущение воздается отпущение, и за примирение с сорабами — дружество и общение с Богом.

65. Кто хочет царствовать неукоризненно, должен остерегаться и худого мнения людей сторонних, и ещё более стыдиться себя самого. Опасение первого удержит от грехов явных: уважение к себе — от тайных. Если стыдно подданных, то темъ стыднее — царя.

66. Могу решительно сказать, что худое свойство частного человека состоит в том, когда он делает безчестное и достойное наказания, а властителя, — когда не делаетъ доброго и не заботится о благостоянии подчиненных. Начальствующего не удаление от худых поступков оправдывает, но делание добра увенчавает. Итакъ, он должен не только стараться не делать худого, но и пещись о приобретении навыка в добре.

67. Смерть не боится блеска достоинств: она всепожирающими челюстями своими поглощает всех. Итак, прежде неминуемого прибытия её перенесём избыток имуществ на небо: отходя туда, никто не уносит с собою ничего собранного им в мире, но всё оставив на земле, нагой отдаёт отчёт в своей жизни.

68. Государь есть владыка над всеми, но вместе со всеми он есть раб Божий. Особенно тогда онъ достойно носит имя Государя, когда господствует над самим собою и не рабствует низким страстям, но с помощию благочестивого ума — сего непобедимого властителя буйных вожделеній, побеждает всепокаряющую плотскую похоть всеоружием целомудрия.

69. Как тени неотлучны от тел, так грехи от душ, — ясно представляя деяния. Посему, на суде нельзя будетъ отрекаться: самые дела каждаго будут обличать, не звуки голоса издавая, но являясь в том виде, как соделаны.

70. Скоротечность настоящей жизни подобна ходу плывущего по морю корабля: она течёт неприметно для нас — пловцов, и приближает каждого к кончине его. Если сие справедливо, то не станем прилепляться к преходящим благамъ міра, но поспешим к пребывающим во веки веков.

71. Гордый и высокомерный человек да не превозносится подобно волу высокорогому, но пусть размыслит о своемъ телесном составе, и отложитъ надмение сердца. Ибо хотя он поставлен властителем на земле, однакож не должен забывать, что он сам изъ земли, на престол возведён от персти, и чрез короткое время в неё же возвратится.

72. Непобедимый Государь! Будь постоянно деятелен. Как начавший подниматься по лествице не прежде перестаёт восходить, пока не достигнет последней степени, так и ты стремись к добру, да достигнешь и небеснаго Царствия. Да сподобит онаго тебя и твою супругу Христос, Царь царствующих и повинующихся царям, во веки. Аминь.

Примечание:
[1] Им
еют следующий акростих: Божественнейшему и благочестивейшему Царю нашему Юстиниану Агапит наименьший диакон. Агапит, сочинитель помещаемых сихъ кратких мыслей, был, как видно из надписания их, диаконом при святейшей великой церкви Божией, то есть, при Константинопольском Софийском храме. Они написаны им для Императора Юстиниана, и вероятно вскоре по возшествии его на престол: ибо в нихъ преподаются советы для мудрого царствования. В заглавии одной рукописи, упоминаемой Поссевином, Агапит называется учителем Юстиниана: кажется, что только сие обстоятельство могло дать ему случай предлагать свои увещания Государю. — Других, кроме сего, сведений о жизни Агапита никаких не имеем.
Бароний (ad ann. 527. § XXXII) упоминая о сих ув
ещаниях, присовокупляет, что, доколе Император следовал им, дотоле управлял Имперіею мудро к правосудно. У греков, по свидетельству одного издателя ихъ (Bandur. ad Imper. Orient.), они известны были под именемъ Царскаго свитка, или Императорской памятной записки (σχηδ βασιλιϰ). Такие отзывы имеют основание: истины, заключающияся в сих увещаниях, достойны внимания каждого, кому Промысль вверил устроение благоденствия подобных себе.
Ув
ещания Агапита часто были издаваемы, и переведены почти на все европейские языки (Fabric. Biblioth. tom. VI). Равно и на российском они были изданы неоднократно (М., 1766; СПб., 1771). Настоящий перевод сделан по Голландовой Библиотеке Отцов и Писателей Церковных.
Отличительные свойства слога Агапитовых наставлений суть: чистота, краткость, гармоническая стройность. Непрерывная игра в словах неизразима в перевод
е.

Печатается по изданию: Увещательныя главы, написанные Агапитом, Диаконом святайшия великия церкви Божией. // Журнал «Христианское чтение, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академии». — СПб.: В Типографии Медицинского Департамента Министерства Внутренних Дел. — 1827 г. — Часть XXVII. — С. 245-273.


Источник: http://club-vozrojdenie.ru/load/29-1-0-120
Категория: Материалы по истории Византии: источники | Добавил: ИванЯ (07 Сен 2010)
Просмотров: 3355 | Теги: Бог, Православие, Царь, власть, император, Господь | Рейтинг: 5.0/2
Поделиться:
Всего комментариев: 0
avatar
В соц. сетях
Почта
Логин:
Пароль:

(что это)
Мини-чат
Поделиться в соц. сетях:




Сайт работает благодаря вашим пожертвованиям.

Форма для пожертвования:
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Душеполезное чтение"

Наши друзья

Общество друзей милосердия InetLog.ru
Besucherzahler femmes russes a marier
счетчик посещений
Яндекс.Метрика