Основные темы сайта:
Главная » Душеполезное чтение » История стран мира » Материалы по истории Византии: источники

Агапит Диакон. Увещевательные главы Императору Юстиниану

Агапит Диакон († VI в.)
Ув
ещательные главы к Императору Юстиниану [1].

1. Государь! Ты почтен саноъ высшим всякого другого; посему паче всех почитай Бога, который сподобил тебя сана. Он, по образу небесного Царствия, вручил тебе скипетр земного владычества, для того, чтобы ты, повинуясь законам правосудия и управляя подданными по законам, научил людей блюсти правду и обуздал неистовство дерзких ея нарушителей.

2. Многоокий ум Государя, всегда бодрствуя подобно кормчему, твердо держит кормило законного благоустроения и мощною рукою отводитъ ладию всемiрной Империи от течений нестроения, чтобы не увлекли её волны неправосудия.

3. Мы учимся Божественной и первой науке, когда стараемся познать самих себя. Ибо кто познал себя самого, тот познает Бога; а кто познал Бога, тот уподобится Богу; а уподобится Богу тот, кто достоин Его; достоин же Его тот, кто не делает ничего неугодного Богу, но мыслит Божие, говоритъ, что мыслит, а делает, что говорит.

4. Никто не должен хвалиться происхождением от благородных предков: прах есть общий прародитель всех, — как тех, которых украшает порфира и виссон, так и тех, которых угнетает нищета и болезнь; как тех, кои носят царские венцы, так и тех, кои просят милостыни. Итак, станем не происхождением своим из праха гордиться, но приобретать уважение непорочностию нравов.

5. Ведай, Богосозданный образ благочестия, что чем больших ты даров от Бога сподобился, темъ больший долг воздаяния лежит на тебе. Воздай убо должное благодарение Благодетелю: Он и долг приемлет, какъ дар (благодарственный), и за дар воздает новым даром; Он всегда и дары первый ниспосылает, и воздает их, как долг. Благодарности же требует Он от нас, состоящей не в словах красных, но въ делах благочестивых.

6. Нет почтеннее того человека, который имеет власть и силу делать все, что хочет, а хочет и делает всегда человеколюбивое. Бог ныне даровал тебе сию силу, которой прежде недоставало твоему благому расположению к нам: и так, и желай и делай все, какъ угодно Тому, который даровал тебе её.

7. Богатство земное непостоянно, как речные струи; оно не надолго притекает к почитающим себя обладателями его, но тотчас утекает от них и переходит к другим. Одно сокровище добродетелей остаётся постоянно у приобретших его: ибо благое дело благодетельствует благодетелю.

8. По высоте сана Царя земного, ты недоступен для людей, но, памятуя о власти небесной, ты делаешь себя доступным для нуждающихся и преклоняешь ухо к прошениям бедныхъ, дабы и для тебя отверзто было ухо Божие: ибо каковы мы сами для наших сорабов, таков и для нас будет Владыка.

9. Душа Государя, обремененная множеством забот, должна быть чиста, как зеркало, — дабы могла всегда освещаться Божественными лучами и получать вразумление в суждении о делах: ибо ничто так не делаетъ нас способными видеть, что делать, как постоянное хранение чистоты душевной.

10. Как от ошибки корабельного служителя не большой вред происходит для плывущих с ним; напротивъ ошибка самого кормчего губит корабль; так и в правительстве, — погрешность подчиненного вредит не столько обществу, сколько ему самому; напротив погрешность самого Правителя гибельна для всего государства. И так сей последний, как имеющий подлежать некогда большой ответственности в случае неисполнения своей обязанности, долженъ и говорить и действовать с строгою осмотрительностию.

11. Всё человеческое как бы кругом вращается; туда и сюда переходит и переносится, и сие непостоянство происходит от того, что всё настоящее непрестанно изменяется. Державный Государь! При сем быстром вращении всего, тебе надобно блюсти свой благочестный ум непоколебимым.

12. Удаляйся ласкательства льстецов, каке хищничества врагов: сии исторгают глаза телесные, а те ослепляют смысл душевный, препятствуя видеть истину. Иногда они хвалят достойное порицания, иногда порицают то, что выше всех похвал, и всегда делают одну из двух погрешностей: или худое хвалят, или хорошее хулят.

13. Дух Государя должен быть всегда одинаков; переменчивость с переменою обстоятельств есть признак ума нетвердого. Муж основательный и имеющий непоколебимую душу тверд в добре, как тверда твоя благочестивая держава; он не возносится до надменности, и не унижается до слабодушия.

14. У кого ум очищен от человеческого самопрельщения; кто знает ничтожность своего существа, кратковременность и скоротечность настоящей жизни и прирожденную плоти скверну: тот, хотя бы стоял на высокой степени, не вознесется до высокомерия. 

Продолжение читайте по ссылке:

http://club-vozrojdenie.ru/publ/65-1-0-750



Источник: http://club-vozrojdenie.ru/load/29-1-0-120
Категория: Материалы по истории Византии: источники | Добавил: ИванЯ (07 Сен 2010)
Просмотров: 2557 | Теги: император, власть, Царь, Православие, Бог, Господь | Рейтинг: 5.0/2
Поделиться:
Всего комментариев: 0
avatar
В соц. сетях
Почта
Логин:
Пароль:

(что это)
Мини-чат
Поделиться в соц. сетях:




Сайт работает благодаря вашим пожертвованиям.

Форма для пожертвования:
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Душеполезное чтение"

Наши друзья

Общество друзей милосердия InetLog.ru
Besucherzahler femmes russes a marier
счетчик посещений
Яндекс.Метрика
40e78245a810e8be