Основные темы сайта:
Главная » Душеполезное чтение » Православие и мир » Духовная жизнь

Слово о молитве устной и гласной

Никто из желающих преуспеть в молитве да не дерзает легко мыслить и судить о молитве, произносимой устами и гласом при внимании ума, как о делании малозначащем, не заслуживающем уважения. Если святые Отцы говорят о бесплодии устной и глас­ной молитвы, не соединенной со вниманием, то из этого не долж­но заключать, чтоб они отвергали или уничижали и самую устную молитву. Нет! Они только требуют при ней внимания. Вниматель­ная устная и гласная молитва есть начало и причина умной. Вни­мательная устная и гласная молитва есть вместе и молитва умная. Научимся сперва молиться внимательно устною и гласною молит­вою, тогда удобно научимся молиться и одним умом в безмолвии внутренней клети.

Устная и гласная молитва указана нам Священным Писанием, пример и ее, и гласного пения подал Сам Спаситель, подали свя­тые Апостолы по преемству от Господа. И воспевше, по окончании Тайной Вечери, повествует святой Евангелист Матфей о Господе и Его Апостолах, изыдогиа в гору Елеонску2. Господь молился во услышание всех пред воскрешением четверодневного Лазаря3. Заключенные в темнице святые апостол Павел и его спутник Сила в полночный час молились и воспевали Бога; прочие узники вни­мали им. Внезапно на голос их псалмопения трус бысть велий, яко поколебатися основанию темничному: отверзогиася же абие двери вся, и всем юзы ослабеша4. Молитва святой Анны, матери пророка Самуила, приводимая часто святыми Отцами в образец молитвы, не была единственно умная. Та, говорит Писание, глаголаше в сердцы своем, токмо устне ея двизастеся, а глас ея не слыгиагиеся5. Молитва эта хотя не была гласною, но, быв сердечною, была вме­сте и устною. Святой апостол Павел назвал устную молитву пло­дом у стен, завещает приносить жертву хваления выну Богу, сирень плод у стен, исповедающихся имени Его6, повелевает глаголати себе во псалмех, пениих и песнех духовных, вместе с гласным и устным молением и песнопением воспевающе и поюще в сердцах Господеви7. Он порицает невнимательность в устной и гласной молитве. Аще безвестен (неизвестный, непонятный) глас труба даст, гово­рит он, кто уготовится на брань! Тако и вы аще не благоразумно слово (т. е. неразумеваемое) дадите языком, како уразумеется гла­големое? Будете бо на воздух глаголюще8. Хотя Апостол и сказал слова эти собственно о молящихся и возвещающих внушения Свя­того Духа на иностранных языках, но святые Отцы со справедливостию применяют их и к молящимся без внимания. Без внимания молящийся и потому не понимающий произносимых им слов, что другое для себя самого, как не иностранец?

Основываясь на этом, преподобный Нил Сорский говорит, что молящийся гласом и устами без внимания молится на воздух, а не Богу9. «Странно твое желание, чтоб Бог тебя услышал, когда ты сам себя не слышишь!» — говорит святой Димитрий Ростовский, заимствуя слова у священномученика Киприана Карфагенского10. А это точно случается с молящимися устами и гласом без внима­ния: они до того не слышат себя, до того допускают себе развлече­ние, так далеко удаляются мыслями от молитвы в посторонние предметы, что нередко случается им внезапно останавливаться, забыв, что читали, или же они начинают вместо слов читаемой молитвы говорить слова из других молитв, хотя открытая книга и пред их глазами. Как святым Отцам не порицать такой невнима­тельной молитвы, повреждаемой, уничтожаемой рассеянностию! «Внимание, — говорит святой Симеон Новый Богослов, — долж­но быть столько связуемо и неразлучно с молитвою, сколько связуется тело с душою, которые не могут быть разлучены, не могут быть одно без другого. Внимание должно предварять и стеречь вра­гов, как некоторый страж, оно первое да подвизается на грех, да противостоит лукавым помыслам, приходящим к сердцу; внима­нию же да последует молитва, немедленно истребляющая и умерщ­вляющая все лукавые помыслы, с которыми внимание первым нача­ло борьбу: ибо оно одно не может их умертвить. От этой борьбы, производимой вниманием и молитвою, зависит жизнь и смерть души. Если храним молитву посредством внимания чистою, то пре­успеваем. Если же не стараемся хранить ее чистою, но оставляем нестрегомою11, то ее оскверняют лукавые помыслы — мы соделываемся непотребными, лишаемся преуспеяния».

Устной, гласной молитве, как и всякой другой, должно непре­менно сопутствовать внимание. При внимании польза устной молитвы неисчислима. С нее должен начинать подвижник. Ее первой преподает святая Церковь своим чадам. «Корень монаше­ского жительства — псалмопение», — сказал святой Исаак Сир­ский12. «Церковь, — говорит святой Петр Дамаскин, — с благой и богоугодною целию приняла песни и различные тропари по при­чине немощи ума нашего, чтоб мы, неразумные, привлекаемые сладостию псалмопения, как бы и против воли, воспевали Бога. Те, которые могут понимать и рассматривать произносимые ими слова, приходят в умиление, и, таким образом, как по лестнице, мы восходим в мысли благие. По мере того, сколько преуспеваем в навыкновении Божественных мыслей, является в нас Боже­ственное желание и влечет достигнуть того, чтоб уразуметь покло­нение Отцу Духом и Истиною, по заповеданию Господа»13. Уста и язык, часто упражняющиеся в молитве и чтении Слова Божия, стяжевают освящение, соделываются неспособными к праздно­словию, смеху, к произнесению слов шуточных, срамных и гни­лых. Хочешь ли преуспеть в умной и сердечной молитве? Научись внимать в устной и гласной: внимательная устная молитва сама собою переходит в умную и сердечную. Хочешь ли научиться отго­нять скоро и с силою помыслы, насеваемые общим врагом чело­вечества? Отгоняй их, когда ты один в келлии, гласною внима­тельною молитвою, произнося слова ее неспешно, с умилением. Оглашается воздух внимательною, устною и гласною молитвою — и объемлет трепет князей воздушных, расслабляются мышцы их, истлевают и рушатся сети их! Оглашается воздух внимательною устною и гласною молитвою — и приближаются святые Ангелы к молящимся и поющим, становятся в их лики, участвуют в их духовных песнопениях, как удостоились это зреть некоторые угод­ники Божий, и между прочими — наш современник, блаженный старец Серафим Саровский. Многие великие Отцы во всю жизнь свою упражнялись устною и гласною молитвою, и притом обило­вали дарованиями Духа. Причиной такого преуспеяния их было то, что у них с гласом и устами были соединены ум, сердце, вся душа и все тело; они произносили молитву от всей души, от всей крепости своей, из всего существа своего, из всего человека. Так, преподобный Симеон Дивногорец прочитывал в продолжение ночи всю Псалтирь14. Святой Исаак Сирский упоминает о неко­тором блаженном старце, занимавшемся молитвенным чтением псалмов, которому попускалось ощущать чтение только в про­должение одной «Славы», после чего Божественное утешение овладевало им с такою силою, что он пребывал по целым дням в священном исступлении, не ощущая ни времени, ни себя15. Пре­подобный Сергий Радонежский во время чтения Акафиста был посещен Божией Материю в сопровождении апостолов Петра и Иоанна16. Повествуют о преподобном Иларионе Суздальском: ког­да он читал в церкви Акафист, то слова вылетали из уст его, как бы огненные, с необъяснимою силою и действием на предстоя­щих17. Устная молитва святых была одушевлена вниманием и Боже­ственною благодатию, соединявшей разделенные грехом силы человека воедино: оттого она дышала такою сверхъестественною силою и производила такое чудное впечатление на слушателей. Святые воспевали Бога во исповедании сердечном18; они пели и испо­ведовались Богу непоколеблемо19, то есть без рассеянности, они пели Богу разумно20.

Надо заметить, что преподобные иноки первых времен и все, желавшие преуспеть в молитве, отнюдь не занимались или весьма мало занимались собственно пением, а под именем псалмопения, о котором упоминается в житиях и писаниях их, должно разуметь крайне неспешное, протяжное чтение псалмов и других молитв. Протяжное чтение необходимо для сохранения строгого внимания и избежания рассеянности. По протяжности и сходству с пением такое чтение названо псалмопением. Оно совершалось наизусть, иноки тех времен имели правилом изучать Псалтирь наизусть: чте­ние псалмов наизусть особенно способствует вниманию. Такое чте­ние — уже не чтение, как совершающееся не по книге, — а в пол­ном смысле псалмопение — может быть отправляемо в темной келлии, при закрытых глазах, потому что все это охраняет от рас­сеянности, между тем как светлая келлия, необходимая для чтения по книге, и самое взирание на книгу рассевает и отторгает ум от сердца к внешности. «Ови поют, — говорит святой Симеон Новый Богослов, — сиречь молятся усты»21. «Иже отнюдь не поющий, — говорит преподобный Григорий Синаит, — такожде добре творят, аще суть в преуспеянии: сии бо не требуют глаголати псалмы, но молчание и непрестанную молитву»22. Собственно чтением Отцы называют чтение Священного Писания и писаний святых Отцов, а молитвой они называют по преимуществу молитву Иисусову, также молитву мытаря и другие самые краткие молитвы, обильно заменяющие псалмопение, что для новоначальных непостижимо и не может быть им объяснено с удовлетворительностию, как пре-высшее душевного разума и объясняемое единственно блаженным опытом.

Братия! будем внимательны в устных и гласных молитвах наших, произносимых нами при церковных службах и в уединении келей­ном. Не сделаем наших трудов и жизни в монастыре бесплодными нашей невнимательностью и небрежением в деле Божием. Пагуб­но небрежение в молитве! Проклят, говорит Писание, творяй дело Божие с небрежением?. Очевидно действие этой клятвы: совершен­ное бесплодие и безуспешность, несмотря на долголетнее пребы­вание в иночестве. Положим в основание молитвенного подвига, главного и существеннейшего между монашескими подвигами, для которого все прочие подвиги, внимательную устную и гласную молитву, за каковую милосердый Господь дарует в свое время постоянному, терпеливому, смиренному подвижнику молитву умную, сердечную, благодатную. Аминь.

 

1 ...воздыханиями неизреченными (Рим. 8. 26).

2 И, воспев, пошли на гору Елеонскую (Мф. 26.30).

3 Ин. 11.41-42.

4 Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели (Деян. 16.26).

5 Говорила в сердце своем, а уста ее только двигались, и не было слышно голоса ее (1 Цар. 1. 13).

6 ...жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его (Евр. 13. 15).

7 ...назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными (Еф. 5. 19).

8 И если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению? Так, если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер (1 Кор. 14. 8-9).

9 Предисловие от Писаний святых Отцов о мысленном делании, сердечном и умном хранении и проч.

10 Внутренний человек, гл. 3.

11 Неохраняемой. — Ред.

12 Слово 40.

13 Святой Петр Дамаскин. О третьем видении. Добротолюбие. Ч. 3.

14 Житие его. Четьи-Минеи, 24 мая.

15 Слово 31.

16 Смотри житие сего преподобного.

17 Рукописное житие преподобного Илариона Суздальского.

18 1-я из молитв утренних: «От сна возстав, благодарю Тя, Святая Троице» и проч.

19 6-я из утренних молитв: «Тя благословим, Вышний Боже» и проч. 

20 Пс. 46. 8.

21 [«Одни поют... то есть молятся устами». — Ред.] Слово о трех образах молитвы св. Симеона Нового Богослова. Добротолюбие. Ч. 1.

22 [«Те же, которые не поют... также хорошо поступают, если находятся в состоянии духовного преуспеяния: им не требуется пения псалмов, поскольку они пребывают в молчании и непрестанной молитве». — Ред.] Преподобный Григорий Синаит. 15 глав о безмолвии, глава 8. Добротолюбие. Ч. 1.

Источник: Полное собрание творений Святитель Игнатий Брянчанинов. Том 2. Изд. Паломник, М. 2014, С. 124-128.


Читайте также:

Нужно всеми силами избегать “механического участия” в таинствах

Беседы о молитве Иисусовой. Иеромонах Дорофей Коневицкий. Нужно угомониться

Совещание души с умом



Источник: https://club-vozrojdenie.ru/load/polnoe_sobranie_tvorenij_svjatitel_ignatij_brjanchaninov_tom_2/4-1-0-426
Категория: Духовная жизнь | Добавил: Vladimir (30 Май 2019)
Просмотров: 35 | Теги: внимание, молитва, Игнатий Брянчанинов, свт. Игнатий Брянчанинов | Рейтинг: 5.0/1
Поделиться:
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела
Апологетика [7]
Аскетика [19]
Богословие [47]
Вера и жизнь [39]
Вера и наука [5]
Ветхий Завет [1]
Текст. Толкование
Дела милосердия [4]
Духовная жизнь [56]
Дорога к храму [19]
Закон Божий [11]
История Церкви (христианства) [7]
Катехизис [2]
Литургика [8]
Новый Завет [6]
Текст. Толкование
Подвижники [36]
Православие и медицина [3]
Размышления [105]
О грехах и добродетелях. Месяцеслов с размышлениями православного священника на каждый день года
РАССКАЗЫ СТРАННИКА [16]
ОТКРОВЕННЫЕ РАССКАЗЫ СТРАННИКА ДУХОВНОМУ СВОЕМУ ОТЦУ.
Святая гора Афон [48]
Святые места [18]
Сектоведение [1]
Слово пастырей [83]
Слово и послание пастырей
Храм святой мученицы Татианы [3]
История, события, новости, связанные со храмом
Другое [60]
В соц. сетях
Почта
Логин:
Пароль:

(что это)
Мини-чат
Поделиться в соц. сетях:




Сайт работает благодаря вашим пожертвованиям.

Форма для пожертвования:
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Душеполезное чтение"
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Возрождение"
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Форум клуба"

Наши друзья

Общество друзей милосердия InetLog.ru статистика
24log.de
24log.ru счетчик посещений
Яндекс.Метрика Счетчик тИЦ, PR и обратных ссылок