Основные темы сайта:
Главная » Душеполезное чтение » Православная народная газета » От избытка сердца

Господь попираем не бывает

Добрый день, досточтимые читатели. Заголовок этой, предпоследней части рассказа о нашем недельном паломничестве, прекрасно организованном и проведенном фирмой «Самарские путешествия», говорит о тех вразумлениях, которые мы получили в двух монашеских обителях Татарстана, известных далеко за пределами этой республики… Но для начала, давайте вспомним священную историю и происхождение этой фразы. Эти слова св. апостол Павел написал в Послании к галатам около 57 года по Р. Х. из Эфеса. Тогда в Церковь галатийскую (Галатия – область в центре Малой Азии) вторглись иудействущие еретики, которые внушали христианам, что для спасения необходимо обрезание и соблюдение других установлений иудейской религии. Нестойкие галаты поддались этому лжеучению и оставили преподанное св. апостолом Павлом благовестие. Лжеучителя, смущавшие неопытных галатов, чтобы добиться своих целей, пытались подорвать апостольский авторитет св. Павла и даже насмехались над ним. По этому поводу и были сказаны слова: Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет (Гал.6,7). Невозможно осмеять или обмануть Бога, Его Церковь и Его служителей. Каждому в свое время Бог воздаст по его словам и делам. С тех пор и живет это изречение и несет людям крупицу Божественной Истины. Многим правителям оно служило предостережением, когда возникал вопрос об отношении к святыням православия или правильности построения внутренней политики государства. Вспомним историю нашей страны до Октябрьского переворота и отношение первых лиц государства к православной вере. К сожалению, теперь мало кто знает, что в прежней нашей дореволюционной России святость воскресных и праздничных дней ограждалась не только церковными, но и гражданскими законами введенными тогдашними правителями. Например, в 1627 году вышел указ царя Михаила Феодоровича Романова, запрещавший, под страхом наказания кнутом, сходиться на «безлепицу», то есть на игрища именно в воскресные и праздничные дни, когда православных христиан ждали храмы и обители. Еще энергичнее боролся с этими праздничными увеселениями, все более и более внедрявшимися к нам с Запада, царь Алексий Михайлович. В 1648 г. он издал особый указ, запрещавший в воскресные дни «всякое пьянство и всякое мятежное бесовское действо, глумление и скоморошество со всякими бесовскими играми»: вместо этого, указ повелевает приходить в церковь на вечерню, на утреню и на литургию и «стоять здесь смирно, со всяким благочестием». Ослушавшихся приказано «бить батоги нещадно» и даже ссылать. В 1652 г. царем издан новый указ, запрещавший продавать вино в воскресения всего года. Замечательна 26-я статья знаменитого «Соборного Уложения» 1649 года: законы, ограждающие святость воскресного дня, относятся в ней к периоду времени, начиная с субботы за три часа до наступления вечера. Император Петр I, известный своим преклонением пред Западом и введший у нас впервые светские увеселения на западный образец, так наз. «Ассамблеи», тем не менее особым указом разрешил устраивать их не раньше окончания в воскресный день Божественной Литургии. Он же 17 февраля 1718 года издал указ, обязывавший всех людей ходить в воскресные дни к вечерне, заутрени и литургии. Императрица Елисавета Петровна указом от 1743 года запретила открывать в воскресные дни кабаки до окончания литургии. Император Павел I указом от 22 октября 1796 года запретил театральные представления «во все субботы», а указом от 1799 года запрещено было вообще в часы богослужений производить продажу любых спиртных напитков. В 1833 году при императоре Николае I трудами знаменитого Сперанского составили «Свод Законов Российской Империи», в XIV томе которого была помещена особая статья «Об охране святости воскреснаго (орфография тех лет) дня». Воскресное законодательство представляется здесь в следующем виде: воскресные дни должны посвящаться «отдохновению от трудов и набожному благочестию». Закон советует, воздерживаясь в эти дни от «безпутной жизни, ходить в церковь к службе Божией». При этом гражданская власть взяла на себя обязанность заботиться об охранении во время богослужения порядка, тишины и спокойствия, как в храме, так и около храма. Питейные дома могут быть открываемы только после литургии. Закон этот решительно запрещает всякие игрища, музыку, театральные представления и всякие иные общенародные забавы и увеселения прежде окончания воскресной литургии. Особым указом от 21 сентября 1881 года было вновь подтверждено запрещение императора Павла I устраивать спектакли и театральные представления «во все субботы», исключая драматических представлений на иностранных языках для иностранцев. Из всего сказанного ясно видно, что не только священные для каждого истинного христианина правила и установления св. Церкви, но даже гражданские законы прежней царской России, требовали от подлинно-верующих, чтобы они в молитве и благоговении встречали праздничные дни. А если это в последние годы существования царской России и нарушалось, то только вследствие того упадка веры, того безчинного шатания умов и сердец и нравственного развала, которые и привели, в конце концов, нашу несчастную Родину-Россию ко всем кровавым ужасам большевизма. А вот безбожные большевики уже нарочно устраивали всякие зрелища и увеселения в часы праздничных богослужений и даже в самую пасхальную ночь, дабы отвлечь народ от посещения храмов. Излагаемая далее история, как и предыдущие строки не имеет прямого отношения к нашему паломничеству, зато наглядно демонстрирует истинность тех слов, которую так безобразно растоптали новые хозяева страны и жизнеустроители народа русского – борцы за новую мировую коммунистическую державу. В те годы богоборческая власть, прикрываясь именем народа, хотела разрушить церкви, "поразить пастыря", что бы духовно разобщить, а затем окончательно поработить этот же народ. Поэтому разрушались храмы Божьи, а если и оставлялись, здания то с них срывали кресты, а в храмах устраивали клубы со сценой, непременно, на месте святого алтаря. Делались эти черные дела руками горстки людей, не имевших "ни кола, ни двора". И хотя на бумаге Церковь отделили от государства, но в душах большинства людей Она оставалась любящей Матерью… На территории одной из деревень, как впрочем, и во многих других, стоял большой, каменный храм. Строили его, вместо прежней старой деревянной церквушки, всем миром, в течение тридцати лет. Каждый из жителей деревни вложил в этот храм не только посильные материальные средства, но и частичку своей души. Храм был большой, и в воскресные дни и в дни церковных праздников всегда полон. Шли православные к Господу и в радости и в горе, перед посевом и после уборки урожая, испрашивая благословения Божьего на всякое доброе дело. Но для богоборческой власти крест, как "нож к горлу", а церковные купола, как "бельмо в глазу". Поэтому в страшные тридцатые года решено было храм закрыть, церковную утварь национализировать, а само здание после снесения куполов переделать в клуб. И сцену, естественно, устроить там, где был алтарь. Все, что имело хоть какую то материальную ценность уполномоченный описал и отвез в город. Деревянные иконы, из красивейшего иконостаса и со стен церкви, не имели материальной ценности, поэтому их просто выбросили на улицу, как хлам и "опиум для народа". Православные, понимая, что все происходит не просто так, а по воле Божьей, за грехи людские, терпели скрепя сердце. Но, видя, как иконы выбрасываются, словно мусор, подобрали их и разнесли по своим домам. Кто-то поставил их, как и положено в "красный" угол. Кто-то, боясь гонений, бережно спрятал на чердаке или в подполье, до лучших времен. Но, как и во времена земной жизни Спасителя нашелся один Иуда, в женском обличье… Была осень. В колхозе шла горячая уборочная пора. Работали колхозники, как и положено рабам, бесплатно за призрачные трудодни. Реально колхозники получали за труд продукты, ровно столько, чтобы не умереть с голода. На помощь колхозникам были командированы из города рабочие, которых расквартировали по частным домам. Осень, в тот год, выдалась ненастная. Было холодно, а дождь, если не лил, как из ведра, то мерзко моросил днями и ночами. Приезжая с полей, прикомандированные рабочие мечтали об одном: поскорее обсушиться. Хозяйка одного из домов, где жили рабочие, в тот день задержалась на ферме и, придя домой, торопливо пыталась затопить печь. Но дрова были недавно заготовленные, не просушенные и не как не хотели загораться. Женщина нервничала. Во дворе уже слышались голоса рабочих, приехавших с полей. А сырые дрова все гасли и гасли. Тогда сельчанка вспомнила, что в дровянике у неё валяются иконы. Она их припасла на всякий случай, просто так, когда громили храм. Думала, что доски от икон пригодятся в хозяйстве. Вот и пригодились. Шумная толпа рабочих зашла в холодную не топленую избу. Они стали торопить хозяйку дома с разведением огня. Та бегом сбегала в сарай, быстро топором, как дрова, порубила святые иконы. В охапке понесла их в дом. Проходя сенями, прихватила банку с соляркой, что бы уж наверняка загорелись дрова, растопилась печь. Зайдя в дом, вытащила сырые дрова из печи, положила кучей изрубленные иконы, облила сверху соляркой и, наклонившись к печи, поднесла зажженную спичку. Страшное огромное пламя вырвалось из печи. Очевидцы утверждали, что по форме оно было похоже на беса. Это пламя буквально поглотило, окутало голову и верхнюю часть туловища несчастной женщины. Раздался душераздирающий не человеческий крик. Женщина упала, стоявшие рядом люди бросились ей на помощь. В доме начался пожар. Загорелись сырые дрова, лежащие рядом с печью. Пострадавшую вынесли на улицу, оказали первую помощь, вызвали врача. Но, к сожалению, спасти женщину не удалось, она умерла. Объясняется происшедшее очень просто. В банке вместо солярки был бензин, который разом вспыхнул от спички. Кроме того, он разлился под печью, попал на пол, на дрова возле печи, которые тоже загорелись. Не верующий человек может сказать, что это случайность, что каждый мог ошибиться. Но мы-то с Вами знаем, что таких случайностей не бывает. Правда, есть над чем задуматься. Свято-Успенский Зилантов женский монастырь Монастырь на Зилантовой горе основан в Казани в 1552 году. Первоначально он находился около братской могилы русских воинов, павших при взятии Казани. Но это место почти каждый год в половодье заливалось водой и в 1559 году монастырь перенесли на Зилантову гору. Название горы (по татарски - Жилантау) происходит от имени легендарного дракона, якобы жившего на горе. Именно Зилант изображен на гербе Казани. Основной ансамбль монастыря сложился в XVII веке. На высокой горе, за стенами находились Успенский собор (1625), храм во имя Алексия Митрополита Московского (1720), много жилых и хозяйственных построек. Прекрасный вид на монастырь открывался как с Волги, так и из поездов железной дороги, проложенной мимо монастыря в 1890 году. В 1640-1642 гг. в монастыре жил в ссылке суздальский епископ Иосиф (Курцевич) (ум. 1642), выходец из Украины, он был снят с кафедры и сослан по обвинению в ереси. Однако через десять лет, при патриархе Никоне, его взгляды были приняты церковью. Могила Иосифа, находившаяся в Успенском соборе не сохранилась. В 1732-1740 гг. в монастыре находилась Казанская духовная семинария, а с 1740 года - Новокрещенская школа. Позже оба учебных заведения перешли в собственные здания. В 1829-1850 гг . настоятелем монастыря был архимандрит Гавриил (Василий Николаевич Воскресенский) (1795-1868) - ученый-философ, автор первой в России многотомной истории философии. В начале XX в. Зилантов монастырь переживал пору расцвета. В 1909 году его возглавил архимандрит Сергий (Зайцев), при котором численность братии возросла до 34 человек. В августе 1918 года Казань была занята белочехами, и на Зилантовой горе (как не протестовали насельники обители) были установлены различные орудия.10 сентября 1918 года белочехи покинули Казань. В город ворвались красные войска. Десять монашествующих Зилантова монастыря во главе с архимандритом были расстреляны без суда и следствия по неясному обвинению в обстреле красногвардейцев. Некоторое время монастырь просуществовал в виде женской общины. А потом обитель на долгие годы прекратила свое существование. В 1998 году разрушенный почти до основания монастырь был передан Казанской епархии. Здесь разместилась женская монашеская община. В настоящее время трудами ктитора обители Натальи Владимировны Девятых, генерального директора АКБ "Заречье", восстановлен Успенский собор, настоятельский и сестринский корпуса с домовой церковью Адриана и Наталии, построены колокольня. Но особо поразил нас Троицкий собор, который является точной копией Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, где храняться нетленные мощи игумена земли русской. Духовное покровительство которого мы так или иначе чувствовали на протяжении всей поездки. Хорош и крестильный храм в честь святого равноапостольного кн. Настоятельница монастыря - игумения Сергия (Лакатош) благословила паломников и рассказала о возрождении из небытия пока еще не особенно многочисленной обители. А мы, видя золото куполов на фоне пронзительно голубого неба, прикоснувшись к местно чтимым святыням еще раз убедились в том, что Господь поругаем не бывает. Милая сердцу Раифа Следующий день был посвящен знаменитой Раифе. Причем организаторы паломничества устроили все так, что все желающие имели возможность помолиться в обители, Причаститься Святых Христовый Тайн и получить наставления духовно опытных насельников жемчужины Татарстана Раифского Богородицкого мужского монастыря. Вглядимся в глубину веков. Когда-то в давние времена неподалеку от священной горы Синай, что возвышалась над одноименным полуостровом, омывающим берега свои теплыми водами Красного моря, возникло монашеское поселение под названием Раифа... Сегодня трудно однозначно утверждать, что оно дословно означало. Но, учитывая то, что через эти места проходил путь "сынов Израилевых" из Египта на землю Ханаанскую, можно предположить его древнееврейское происхождение. Как бы то ни было, но именно здесь в IV веке развернулись трагические события, связанные с мученической гибелью монахов-старцев от рук варваров. Образ этой святой обители вырисовывается довольно явственно в виде небольшой каменной церкви, квадратной в основании и с приподнятым над землей входом. По сути своей это была башня, совмещавшая в себе место для богослужения и убежище при опасности. Именно в ней и приняло мученическую смерть большинство из 43 монахов, проживавших в то время в Раифе. Известно, что в 4 веке произошло переселение из Ливийской пустыни в долину Нила языческих племен ноба. Однажды небольшие их отряды переправились через Суэцкий пролив и учинили разбой на Синайском побережье. Ноба почти одновременно напали на монахов Синайской горы и монахов Раифы.
Во время этих событий в Раифе жило 43 монаха, многие из старцев провели там по 50-60 лет. Захватившие их варвары сначала пытали монахов, требуя золота, а затем убили 39 человек. Эти старцы умерли, прославляя Бога, и были причислены православной церковью к лику святых. И вот, тринадцать веков спустя, монашеский дух и традиции Святых отцев в Синае и Раифе избиенных были возрождены и перенесены на землю казанскую. Во времена первосвятительства Патриарха всея Руси (бывшего митрополита Казанского) Адриана для Раифской Пустыни было дано благословение: "заботиться о благолепии, дабы привлекает оное взоры и сердца людей". Отсюда прошлое и нынешнее превращение Раифы в чудный цветник заботами монахини Софии, чему особенно дивятся все гости. Потому и первая забота отца Всеволода – наместника монастыря — о храмах обители. Таково благословение Елима, которое нельзя изменить. Новый Иерусалим А теперь, когда упомянут патриарх Адриан (1690-1700), пора сказать еще об одном благословении Божием, которое почило на Раифе через этого архипастыря. Появление иконы Божией Матери «Грузинская». Здесь мы снова обратимся к Востоку. Этот образ по внушению свыше пересек Русь до севера и был помещен в Красногорскую обитель Архангельской губернии. И далее Сама Богородица руководила судьбой иконы Своей. Сама Она повелела Казанскому митрополиту Лаврентию списать копию с Грузинского образа, Сама направила в Раифскую пустынь — отсюда и именуется она «Раифской Богородицкой». Именно Она велела Казанскому архиепископу Анастасию не медлить в перенесением образа в возрождаемый монастырь. И здесь, во «вратах на Восток», Пресвятая Дева Сама совершает свое апостольское служение, каковое выпало ей по жребию в древней Иверии. А церковное празднование Грузинской иконе утвердил патриарх Никон в 1650 году, будучи тогда еще митрополитом Новгородским. В 1622 году персы совершили набег на Грузию и в числе трофеев захватили древнюю византийскую икону Божьей Матери. Эту икону приобрёл у персидского торговца Стефан Лазарев - приказчик некоего купца. Он отвёз её хозяину. Так икона попала в Россию, где стала именоваться иконой во имя Грузинской Божьей Матери.
Купцу было видение, после которого он передал икону в Красногорскую («На Чермной горе») обитель, что под Архангельском. Там уже в середине XVII века она почиталась как чудотворная. С крестным ходом список с иконы Грузинской Божьей Матери был доставлен в Раифу митрополитом Казанским Лаврентием. На новом месте икона также обрела силу творить чудеса и стала одной из главных святынь Казанской епархии.
Именно к ней устремляется поток паломников, жаждущих в молитве перед Святым образом обрести телесное исцеление и успокоение в душе. Вплоть до закрытия монастыря, а это произошло в 1928 году, в воскресные и праздничные дни в обители бывало до 25 тысяч паломников. Огромный Троицкий кафедральный собор не мог вместить все верующих, и молебны совершались прямо на площади перед храмом. Разве могли воинствующие в советской России безбожники допустить, чтобы и впредь продолжалось такое? Раифу через святейшего Никона. В 1658 году патриарх Никон начал строить Новый Иерусалим — необычный монастырь под Москвой: образ святой земли — Палестины и образ нового Иерусалима — Царства Небесного. В чем его смысл? Дадим слово церковному историку протоиерею Льву Лебедеву: «Вспомним, что по единодушному мнению патриархов и иных представителей Восточных Церквей, русская Церковь является «ковчегом спасения», как выразился Иерусалимский патриарх Нектарий, для всего православного мира, его духовным центром, единственным островом Православия среди волн чуждых стихий, окружающих его. О русском благочестии еще преподобный Иосиф Волоцкий сказал, что Россия «всех благочестием одоле», и это было общим мнением как самих русских, так и православных из стран Востока... русская Церковь — остров спасения для всего православия,.. в ней самой осров спасения - монашество,.. а символичным, иконным центром монашества, по замыслу Никона, должен стать Новый Иерусалим как образ «новой земли»... …Подмосковный Новый Иерусалим должен был тоже копироваться, тиражироваться, как любая икона, что вытекало и из иконографических взглядов самого патриарха Никона. И в самом деле, при нем митрополит Казанский начал созидать под Казанью подобный же «Новый Иерусалим», по образцу подмосковного». Здесь прервем речь отца Льва одним замечанием. «Икону создать можно, но жить в иконе нельзя», — сказал как-то один из насельников Раифы. Богу сие оказалось неугодным. Пресеклось строительство подмосковного Нового Иерусалима, а за ним и казанского. Но эту обитель спасла прикровенность имени. Как под покровом слова «Раифа» скрылся «Елим», под названием «Казанский Раифский Богородицкий мужской монастырь» (дореволюционное название) скрыт Новый Иерусалим. А замышлялся Иерусалим. Когда в 1689 году пожар целиком уничтожил обитель, то митрополит Казанский Адриан (сам москвич, архимандрит Чудова монастыря, откуда пришел основатель Раифы — иеромонах Филарет) вызвал иеромонаха Германа из подмосковного Нового Иерусалима... Через год Адриан избирается патриархом Московским и всея Руси, а вскоре и Герман возвращвется в Москву и заканчивает жизнь архимандритом Нового Иерусалима. С уходом москвичей имя обители оставляется прежним... А само благословение двух святых патриархов не может исчезнуть, сокровенно живет в откровенной необычности Раифы… Тогда еще более понятным становится сегодняшний расцвет Казанской Раифы с ее принесенным с Востока чудотворным образом Божией Матери. Но Раифа раскрывант объятия только тем, кто смирен и чист сердцем. Это свидетельствуют две истории. Одна из них про здешних озерных лягушек. Одна из удивительных достопримечательностей в монастыре – молчаливые лягушки. Раньше, говорят, они квакали, и ещё как. Кваканье заглушало церковное пение, и даже звон колоколов. Лягушки не переставали солировать ни днём, ни ночью. Что монахи могли сделать? Только молиться. Вот они и решили попросить у Бога милости – избавить их от кваканья лягушек, мешающего им славить Господа. И случилось чудо – лягушки замолчали. И молчат по сей день, хотя на берегу озера, где стоит Раифский монастырь их немало. Многие исследователи не раз пытались доказать, что это миф, что не могут вдруг лягушки вдруг взять и замолчать. Привозили сюда лягушек из других озёр и даже французских жаб, которые всю дорогу оглашали окрестности своим кваканьем. Но вблизи монастырских стен жабы замолкали, и подавали голос только когда их увозили подальше. А вторая … Есть свидетельства, что в святые ворота Раифы не могут войти люди, отягощённые грехами и одержимые бесами. Потому что вход в обитель охраняет сам Архистратиг небесного воинства Архангел Михаил. Ему, главному воителю небесному, посвящена надвратная церковь с высокой колокольней.
Нам рассказали, что дважды пытался войти в Раифу Аллан Чумак. Помните, был такой экстрасенс, который молча, гипнотизируя зрителей немигающим взглядом с телеэкрана, водил руками, якобы заряжая энергией воду в трехлитровых банках. Всякий раз, как только он приближался к святым воротом, у него начинала страшно болеть голова и человек уходил обратно. Но нас-самарских паломников эта святыня приняла и показала в очередной раз, что Бог поругаем не бывает. А на месте полуразрушенного некогда монастыря снова возносятся молитвы в прекрасных, отражающих небо золоченными куполами храмах. Дальнейший рассках о гашем паломничества – в следующем номере нашей газеты. Михаил Щербак.

Категория: От избытка сердца | Добавил: Mixail_Borisov (21 Авг 2010)
Просмотров: 2945 | Комментарии: 1 | Теги: НОвый Иерусалим, Молчаливые лягушки, Адриан | Рейтинг: 5.0/2
Поделиться:
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела
Вначале было слово [3]
Мир мой даю вам [31]
материалы для тех кто уже воцерковлен
Православный хронограф [1]
События, факты комментарии, православные вести, новости епархиальной жизни
И свет во тьме светит [46]
Все миссионерские материалы.
Проповедь на паперти [19]
Литература, искусство, культура и православие
От избытка сердца [16]
Записки паломников, творчество наших читателей
Возвращение образа [10]
Православная педагогика, образование, основы православной культуры
Дивен Бог во святых своих [1]
Жития святых прошлых веков и современных
Подснежник [2]
Страница для православных детей
Дорогу осилит идущий [3]
Страница для юношества
Богословие в красках [0]
Иконопись, архитектура
В соц. сетях
Почта
Логин:
Пароль:

(что это)
Мини-чат
Поделиться в соц. сетях:




Сайт работает благодаря вашим пожертвованиям.

Форма для пожертвования:
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Душеполезное чтение"
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Возрождение"
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Форум клуба"

Наши друзья

Общество друзей милосердия InetLog.ru статистика
24log.de
24log.ru счетчик посещений
Яндекс.Метрика Счетчик тИЦ, PR и обратных ссылок