Основные темы сайта:
Главная » Душеполезное чтение » Православие и мир » Аскетика

Чин внимания себе для живущих посреди мира

Душа всех упражнений о Господе — внимание. Без внимания все эти упражнения бесплодны, мертвы. Желающий спастись должен так устроить себя, чтоб он мог сохранять внимание себе не только в уединении, но и при самой рассеянности, в которую иногда про­тив воли он вовлекается обстоятельствами. Страх Божий пусть превозможет на весах сердца все прочие ощущения: тогда удобно будет сохранять внимание себе, и в безмолвии келейном, и среди окружающего со всех сторон шума.

Благоразумная умеренность в пище, уменьшая жар в крови, очень содействует вниманию себе; а разгорячение крови — как то: от излиш­него употребления пищи, от усиленного телодвижения, от воспале­ния гневом, от упоения тщеславием и от других причин — рождает множество помыслов и мечтаний, иначе, рассеянность. Святые Отцы предписывают желающему внимать себе, во-первых, умеренное, рав­номерное, постоянное воздержание в пище1.

Проснувшись — в образ ожидающего всех человеков про­буждения из мертвых — направь мысли к Богу, принеси в жертву Богу начатки помышлений ума, еще не принявшего на себя ника­ких суетных впечатлений. С тишиною, очень осторожно, исполнив все нужное по телу для вставшего от сна, прочитай обычное молит­венное правило, заботясь не столько о количестве молитвословия, сколько о качестве его, то есть о том, чтоб оно было совершено со вниманием и, по причине внимания, чтоб освятилось и оживилось сердце молитвенным умилением и утешением. После молитвенно­го правила, опять всеми силами заботясь о внимании, читай Новый Завет, преимущественно же Евангелие. При этом чтении тщатель­но замечай все завещания и заповедания Христа, чтоб по ним мож­но было направлять свою деятельность, видимую и невидимую. Количество чтения определяется силами человека и обстоятель­ствами. Не должно обременять ум излишним чтением молитв и Писания, также не должно упускать обязанностей своих для неумеренного упражнения молитвой и чтением. Как излишнее упо­требление пищи расстраивает и ослабляет желудок, так и неуме­ренное употребление духовной пищи ослабляет ум, производит в нем отвращение от благочестивых упражнений, наводит на него уныние2. Для новоначального святые Отцы предлагают частые молитвы, но непродолжительные. Когда же ум возрастет духовным возрастом, окрепнет и возмужает, тогда он будет в состоянии непре­станно молиться. К христианам, достигшим совершенного о Госпо­де возраста, относятся слова святого апостола Павла: Хощу убо, да молитвы творят мужие на всяцем месте, воздеюще преподобным руки без гнева и размышления3, то есть бесстрастно и без всякого развлечения или парения. Свойственное мужу еще не свойственно младенцу. Озарившись при посредстве молитвы и чтения Солнцем Правды, Господом нашим Иисусом Христом, да исходит челове­ком на дела дневного поприща, внимая, чтоб во всех делах и сло­вах его, во всем существе его царствовала и действовала всесвятая воля Божия, открытая и объясненная человекам в евангельских заповедях.

Если выпадут свободные минуты в течение дня, употреби их на чтение со вниманием некоторых избранных молитв или неко­торых избранных мест из Писания и ими снова подкрепи душев­ные силы, истощаемые деятельностию посреди суетного мира. Если же этих золотых минут не выпадает, то должно пожалеть о них, как о потере сокровища. Что утрачено сегодня, не надо поте­рять в следующий день: потому что сердце наше удобно предает­ся нерадению и забывчивости, от которых рождается мрачное неведение — столь гибельное в деле Божием, в деле спасения чело­веческого.

Если случится сказать или сделать что-нибудь противное запо­ведям Божиим, то немедленно врачуй погрешность покаянием, и посредством искреннего покаяния возвращайся на путь Божий, с которого уклонился нарушением воли Божией. Не косни вне пути Божия! — Приходящим греховным помышлениям, мечта­ниям и ощущениям противопоставляй с верою и смирением еван­гельские заповеди, говоря со святым патриархом Иосифом: Како сотворю глагол злый сей и согрешу перед Богом4. Внимающий себе должен отказаться от всякой мечтательности вообще — как бы она ни казалась приманчивою и благовидною; всякая мечтатель­ность есть скитание ума вне истины, в стране призраков, не суще­ствующих и не могущих осуществиться, льстящих уму и его обма­нывающих. Последствия мечтательности: утрата внимания себе, рассеянность ума и жесткость сердца при молитве; отсюда — душевное расстройство.

Вечером, отходя ко сну, который по отношению к жизни того дня есть смерть, рассмотри действия свои в течение мимошедшего дня. Для того, кто проводит внимательную жизнь, такое рассма­тривание незатруднительно: потому что по причине внимания себе уничтожается забывчивость, столь свойственная человеку развле­ченному. Итак, припомнив все согрешения свои делом, словом, помышлением, ощущением, принеси в них покаяние Богу с распо­ложением и сердечным залогом исправления. Потом, прочитав молитвенное правило, заключи богомыслием день, начатый богомыслием.

Куда уходят все помышления и чувствования спящего человека? Что это за таинственное состояние — сон, при котором душа и тело живы и вместе не живут, чужды сознания своей жизни, как бы мерт­вые? Сон так же непонятен, как и смерть. Во время его покоится душа, забывая самые лютые горести и бедствия земные, в образ своего вечного покоя; а тело!., если оно восстает от сна, то непре­менно воскреснет и из мертвых. Сказал великий Агафон: «Невоз­можно без усиленного внимания себе преуспеть в добродетели»1. Аминь.

Источник: Полное собрание творений Святитель Игнатий Брянчанинов. Том 2. Изд. Паломник, М. 2014, С 239-242.


Читайте также:

Внимание – первый дар в молитве

Ребёнок в Церкви

22 способа выражения любви, внимания и заботы


1 Добротолюбие. Ч. 2, главы преподобного Филофея Синайского.

2 Исаак Сирский. Слово 71.

3 Желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения (1 Тим. 2. 8).

4 Как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом (Быт. 39. 9).

5 Патерик Скитский.



Источник: http://club-vozrojdenie.ru/load/polnoe_sobranie_tvorenij_svjatitel_ignatij_brjanchaninov_tom_2/4-1-0-426
Категория: Аскетика | Добавил: Vladimir (24 Дек 2018)
Просмотров: 156 | Теги: свт. Игнатий Брянчанинов, молитва, внимание, Упражнение, Мир | Рейтинг: 5.0/3
Поделиться:
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела
Апологетика [7]
Аскетика [19]
Богословие [47]
Вера и жизнь [39]
Вера и наука [4]
Ветхий Завет [1]
Текст. Толкование
Дела милосердия [4]
Духовная жизнь [55]
Дорога к храму [19]
Закон Божий [11]
История Церкви (христианства) [7]
Катехизис [2]
Литургика [8]
Новый Завет [6]
Текст. Толкование
Подвижники [36]
Православие и медицина [3]
Размышления [105]
О грехах и добродетелях. Месяцеслов с размышлениями православного священника на каждый день года
РАССКАЗЫ СТРАННИКА [16]
ОТКРОВЕННЫЕ РАССКАЗЫ СТРАННИКА ДУХОВНОМУ СВОЕМУ ОТЦУ.
Святая гора Афон [48]
Святые места [18]
Сектоведение [1]
Слово пастырей [82]
Слово и послание пастырей
Храм святой мученицы Татианы [3]
История, события, новости, связанные со храмом
Другое [60]
В соц. сетях
Почта
Логин:
Пароль:

(что это)
Мини-чат
Поделиться в соц. сетях:




Сайт работает благодаря вашим пожертвованиям.

Форма для пожертвования:
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Душеполезное чтение"
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Возрождение"
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Форум клуба"

Наши друзья

Общество друзей милосердия InetLog.ru статистика
24log.de
24log.ru счетчик посещений
Яндекс.Метрика Счетчик тИЦ, PR и обратных ссылок