Основные темы сайта:
Поделиться:
Форма входа:

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: sirahprem, iVladimir  
Форум клуба » Православная вера » Богословие » Крест. Формы крестов
Крест. Формы крестов
VladimirДата: Вторник, 11 Авг 2009, 18:17 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 1672
Награды: 8
Репутация: 3
Статус: Оффлайн
ВВЕДЕНИЕ
В ветхозаветной церкви, состоящей в основном из евреев, распятие, как известно, не применялось, и казнили, по обычаю, тремя способами: побивали камнями, сжигали живьем и вешали на дереве. Поэтому и пишется у них о висельниках: "проклят всякий висящий на древе" (Втор. 21; 23)", поясняет Святитель Дмитрий Ростовский (Розыск, ч. 2, гл. 24). Четвертая же казнь - усечение головы мечом - прибавилась у них в эпоху Царств.
А крестная казнь была тогда языческой Греко-Римской традицией, и еврейский народ познал ее лишь за несколько десятилетий до Рождества Христова, когда римляне распяли их последнего законного царя Антигона. Поэтому в ветхозаветных текстах нет и не может быть никаких даже подобий креста в качестве орудия казни: как со стороны названия, так и со стороны формы; но, напротив, там имеется множество свидетельств:
1) о деяниях человеческих, образ креста Господня пророчески предобразовавших,
2) о предметах известных, силу и древо креста таинственно предначертавших и
3) о видениях и откровениях, самое страдание Господне предызобразивших.

Сам же крест, как страшное орудие позорной казни, избранное сатаной знаменем смертоносности, вызывал непреодолимый страх и ужас, но, благодаря Христу-Победителю, он стал желанным трофеем, вызывающим радостные чувства. Поэтому и святой Ипполит Римский - муж Апостольский - восклицал: "и у Церкви есть свой трофей над смертью - это Крест Христов, который она носит на себе", и святой Павел - Апостол языков - писал в своем Послании: "желаю хвалиться (...) только крестом Господа нашего Иисуса Христа" (Гал. 6; 14). "Смотри, сколь вожделенным и достолюбезным соделалось сие столь ужасное и поносное (позорное - славян.) в древности знамение жесточайших казней", - свидетельствовал святитель Иоанн Златоуст. И Апостольский муж - святой Иустин Философ - утверждал: "Крест, как предсказал пророк, есть величайший символ силы и власти Христовой" (Апология, § 55).
Вообще же "символ" - по-гречески "соединение", и означает или средство, осуществляющее соединенность, или обнаружение невидимой реальности через видимую натуральность, или выражаемость понятия изображением.
В новозаветной Церкви, возникшей в Палестине в основном из бывших иудеев, сначала привитие символических изображений было затруднено по причине приверженности их к своим прежним преданиям, строго запрещавшим изображения и тем самым ограждавшим ветхозаветную церковь от влияния языческого идолобесия. Впрочем, как известно, Промысл Божий уже тогда давал ей много уроков символического и иконографического языка. Например: Бог , запретив пророку Иезекилю говорить, повелел ему начертать на кирпиче изображение осады Иерусалима в "знамение сынам израилевым" (Иез. 4; 3). И понятно, что со временем, при увеличении числа христиан из других народов, где традиционно допускались изображения, такое одностороннее влияние иудейского элемента, конечно же, ослабевало и постепенно исчезало совсем.
Уже с первых веков христианства, по причине преследования последователей распятого Искупителя, христиане принуждены были скрываться, исполняя свои обряды втайне. А отсутствие христианской государственности - внешней ограды Церкви и продолжительность такого угнетенного положения отразились на развитии богослужения и символики.
И по сей день сохранились в Церкви меры предосторожности для охранения самого учения да и святынь от зловредного любопытства врагов Христовых. Для примера, Иконостас - порождение Таинства причащения, подлежащего предохранительным мерам; или диаконский возглас: "елицы оглашенные изыдите" между литургиями оглашенных и верных, несомненно, напоминает нам, что "мы совершаем Таинство, затворив двери, и запрещаем непосвященным быть при оном", пишет Златоустый (Беседа 24, Мф.).
Вспомним, как известный Римский лицедей и мим Генесий по приказу императора Диоклетиана в 268 году выставлял в цирке на посмешище Таинство крещения. Какое чудесное действие оказали на него произнесенные слова, видим из жития блаженного мученика Генесия: покаявшись, он принял крещение и вместе с приготовленными для публичной казни христианами "был первым усечен главою". Этот далеко не единственный факт поругания святыни - пример того, что многое из христианских тайн сделалось известным язычникам уже давно.
"Мир сей, - по слову Тайновидца Иоанна, - весь лежащий во зле" (1 Ин. 5; 19), и есть та агрессивная среда, в которой Церковь борется за спасение людей и которая вынудила христиан уже с первых веков употреблять условный символический язык: сокращения, монограммы, символические изображения и знаки.
Этот новый язык Церкви помогает посвящать новообращенного в тайну Креста постепенно, разумеется, с учетом его духовного возраста. Ведь необходимость (как добровольного условия) постепенности в раскрытии догматов оглашенным, готовящимся к принятию крещения, основана на словах Самого Спасителя (см. Мф. 7;6и1 Кор. 3; 1). Именно поэтому святитель Кирилл Иерусалимский разделил свои проповеди на две части: первую -из 18 огласительных, где ни слова о Таинствах, и вторую - из 5 тайноводственных, объясняющих верным все церковные Таинства. В предисловии он убеждает оглашенных не передавать услышанное посторонним: "когда опытом изведаешь высоту преподаваемого, тогда узнаешь, что оглашаемые недостойны слышать его". И святитель Иоанн Златоуст писал: "я желал бы открыто говорить об этом, но опасаюсь непосвященных. Ибо они затрудняют беседу нашу, заставляя нас говорить неясно и прикровенно" (Беседа 40, 1 Кор.). О том же говорится и у блаженного Феодорита, епископа Киррского: "о божественных тайнах, по причине непосвященных, беседуем прикровенно; по удалении же таковых, которые сподобились тайноводства, тех учим ясно" (15 вопр. Числ.).
Таким образом, изобразительные символы, ограждающие собой словесные формулы догматов и Таинств, не только улучшили способ выражения, но и, будучи новым священным языком, еще надежнее защитили церковное учение от агрессивного профанирования. Мы и до сего дня, как научил Апостол Павел, "проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную" (1 Кор. 2; 7).

НАДПИСИ НА КРЕСТАХ
Греческая надпись на кресте (Ин. XIX, 20). Надпись на кресте Христовом была, сверх обыкновения, на трех языках. Римляне обыкновенно только на латинском языке изображали имя и преступление присужденного к казни. Такие надписи были над распятыми с Христом разбойниками, что, как замечает св. Златоуст, послужило впоследствии св. Елене между прочим к отличению креста Христова от двух других крестов. Но римский правитель Иудеи, Пилат, для унижения властей иудейских и вообще иудеев, презираемых римлянами, желал придать особенную торжественность казни над Христом, который был осужден как присвоивший Себе достоинство царя иудейского, и чтобы обратить на дело общее внимание разноязычного народа, бывшего на праздник Пасхи в Иерусалиме (Деян. II, 8-11), не только придал особенность самому содержанию надписи над Христом (Иисус Назорей царь Иудейский), но и нашел нужным не ограничиваться в надписи только одним латинским языком. Для цели Пилата важно было присоединение языка греческого потому, что со времени завоеваний на Востоке греческого царя Александра Македонского, более 300 лет тому назад, греческий язык сделался между жителями Востока одним из употребительнейших, и между иудеями, пришедшими на праздник из других стран, было весьма много таких, которые язык греческий понимали даже лучше, чем тогдашний еврейский.

++++
Я - СВЕТ, а вы не видите Меня.
Я - ПУТЬ, а вы не следуете за Мной.
Я - ИСТИНА, а вы не верите Мне.
Я - ЖИЗНЬ, а вы не ищете Меня.
Я - УЧИТЕЛЬ, а вы не слушаете Меня.
Я - ГОСПОДЬ, а вы не повинуетесь Мне.
Я - ваш БОГ, а вы не молитесь Мне.
Я - ваш лучший ДРУГ, а вы не любите Меня.
Е С Л И В Ы Н Е С Ч А С Т Н Ы, Н Е В И Н И Т Е М Е Н Я.

РАЗНОЕ
ЖИТЕЛЬ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ОБНАРУЖИЛ РАСПЯТИЕ… ВНУТРИ БРЕВНА
2007.05.04 Чудесную находку обнаружил один из жителей Городца Нижегородской области. В одном из поленьев, приготовленном для своей печки, он нашел распятие. Виктор Лебедев человек верующий, поэтому ничем, кроме как чудом, он увиденное не объясняет.
Удивительно, что бревно распилили точно по длине распятия, нисколько его не повредив. На творение рук человеческих это не похоже. Когда полено с распятием положили в багажник машины, чтобы отвезти в храм, начали происходить странные вещи. Старая иномарка, еле ехавшая до этого, начала работать как часы.
У специалистов по лесному хозяйству находка вызвала неподдельный интерес. Однако у них есть рациональное объяснение. Отпечаток в форме креста - это след от предмета, который мог находиться в дереве. Возможно, крест оттуда вытащили, либо он разложился под воздействием выделяемых из коры веществ. Однако, вопрос, каким образом крест мог попасть внутрь дерева, остается без ответа.
Пока бревно с распятием находится в местной церкви. Священник отправил в епархию рапорт о произошедшем случае. - Благовест-инфо/Седмица.Ru

ФОРМЫ КРЕСТА
КРЕСТ - символ спасения и искупления рода человеческого, знамение победы над смертью и адом. Иисус Христос как искупительная жертва освобождения человечества от власти греха умер крестной смертью и в третий день воскрес (распятие на кресте было наиболее позорной и мучительной казнью в Римской империи, которая применялась исключительно к рабам, разбойникам и восставшим против власти Рима).
1. Крест нательный - носимый христианами под одеждой на теле.
2. Крест наперсный (или иерейский) - носимый священником поверх рясы или фелони.
3.Крест архиерейский - носимый архиереем вместе с панагией.
4. Крест напрестольный - полагаемый на престоле рядом с Евангелием.

Андрея Святого
Косой крест, назван так в честь апостола Андрея Первозванного, покровителя России (на Востоке) и Шотландии (на Западе). Андрей по преданию был распят на кресте в виде буквы X. Этот крест (белый на синем фоне) был принят в качестве национальной эмблемы Шотландии около 13 века. 12 апреля 1606 года, через три года после того, как Иаков VI Шотландский стал Иаковом I Английским, этот крест появился на новом британском флаге «Юнион Джек». В России, когда в 1690-х годах Петр Великий создавал русский военно-морской флот, он принял синий косой крест на белом фоне для флага военно-морского флота.

Антония
Вариант креста Т-образной формы, названный так в честь основателя христианского монашества Антония Великого (ок. 250-356). Крест святого Антония также известен как crux commissa, египетский или тау-крест. Франциск Ассизский сделал этот крест своей эмблемой в начале 13 века. (См. Крест Т-образный)

Анх
Наиболее значимый символ у древних египтян, известный также как крукс ансата, или «ансате, или «крест с рукояткой». В этом кресте объединяются два символа - крест, как символ жизни, и круг, как символ вечности, вместе же они обозначают бессмертие. Также этот крест символизирует объединение женского и мужского божеств - Осириса и Исиды и, таким образом, союз земного и небесного. В иероглифическом письме этот знак ставили со значением «жизнь», и он являлся частью слов «благосостояние» и «счастье». Египтяне изображали анх на амулетах для того, чтобы продлить жизнь на земле; с этим амулетом хоронили, чтобы быть уверенными в том, что усопших ждет жизнь в другом мире. Вера в силу анха зиждилась на том, что именно так выглядит ключ, которым можно открыть ворота смерти. Символ этого «ключа» также ставили на стенах каналов в надежде, что присутствие анха убережет от наводнений и колебаний уровня воды. Египетские христиане, копты, использовали этот символ для обозначения загробной жизни. Во времена движения хиппи в конце 60-х годов анх был популярным символом мира и правды.

Боттони
Геральдическое название креста с листьями клевера. Является символом Святой Троицы, а также используется для символического обозначения воскресения Христа.

Буквенный.
И другие буквы (из разных языков), приводимые ниже, также использовались первыми христианами в качестве символов креста. Такое изображение креста не отпугивало язычников, будучи для них знакомым. "И действительно, как видно из надписей Синайских, - сообщает граф А. С. Уваров, - буква принималась за символ и за настоящее изображение креста" (Христианская символика, ч. 1, стр. 81). В первые века христианства важна была, конечно, не художественная сторона символического изображения, но удобство его применения к прикровенному понятию.

Бургундский, или Андреевский
Святой мученик Иустин Философ, разъясняя вопрос о том, откуда язычникам еще до Рождества Христова стали известны крестообразные символы, утверждал: "То, что у Платона в Тимее говорится (...) о Сыне Божием (...), что Бог поместил Его во вселенной наподобие буквы X, он также заимствовал у Моисея!. Ибо в Моисеевых писаниях рассказано, что (...) Моисей по вдохновению и действию Божию взял медь и сделал образ креста (...) и сказал народу: если вы посмотрите на этот образ и уверуете, вы спасетесь чрез него (Числ. 21; 8) (Ин. 3; 14). (...) Платон прочитал это и, не зная точно и не сообразивши, что то был образ (вертикального) креста, а видя только фигуру буквы X, сказал, что сила, ближайшая к первому Богу, была во вселенной наподобие буквы X" (Апология 1, § 60).
Буква "X" греческого алфавита уже со II века служила основанием для монограммных символов, и не только потому, что она скрыла имя Христа; ведь, как известно, "древние писатели находят форму креста в букве X, который называется Андреевским, потому что, по преданию, на таком кресте кончил свою жизнь Апостол Андрей", писал архимандрит Гавриил (Руков. стр. 345).
Около 1700 года помазанник Божий Петр Великий, желая выразить религиозное отличие православной России от еретичествующего Запада, поместил изображение Андреевского креста на государственном Гербе, на своей ручной печати, на военно-морском флаге и.т.д. Его собственноручное объяснение гласит, что: "крест Святого Андрея (принят) того ради, что от сего Апостола приняла Россия святое крещение".

Виноградная лоза
"Я семь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь" (Ин. 15; 1). Так назвал себя Иисус Христос, Глава насажденной Им же Церкви, единственный источник и проводник духовной, святой жизни для всех православно-верующих, которые суть члены тела Его.
"Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода" (Ин. 15; 5). "Эти слова Самого Спасителя положили основание символизму виноградной лозы, - писал граф А. С. Уваров в своем труде "Христианская символика"; главное значение виноградной лозы для христиан находилось в символической связи с Таинством причащения" (стр. 172 - 173).

Виселицеобразный
Эта форма креста очень широко употребляется при украшении храмов, богослужебных предметов, святительских облачений, и в частности, как видим, архиерейских омофоров на иконах "трех вселенских учителей".
"Если кто тебе скажет, ты Распятому поклоняешься? Ты светлым голосом и с веселым лицем отвечай: поклоняюся и не перестану поклоняться. Если засмеется, ты прослезись о нем, потому что беснуется", - учит нас, сам украшаемый на образах сим крестом вселенский учитель святой Иоанн Златоуст (Беседа 54, на Мф.).
Крест любой формы имеет неземную красоту и животворящую силу, и каждый, кто познает эту Божию премудрость, восклицает с Апостолом: "я (...) желаю хвалиться (...) только крестом Господа нашего Иисуса Христа" (Гал. 6; 14)! (см. Тау-крест)

Восьмиконечный
КРЕСТ СВЯЩЕННИЧЕСКИЙ ВОСЬМИКОНЕЧНЫЙ был введен в церковное употребление Государственным указом от 14 мая 1896 года и является знаком отличия всякого священника и иеромонаха.
С тех пор этот крест возлагается при иерейской хиротонии. Он серебряный, восьмиконечной формы с рельефным изображением распятого Спасителя на лицевой стороне и надписями под титлами в верхней части: "Господь Царь Славы"; в концах широкой перекладины: "IС ХС" ("Иисус Христос"), под нижней косой перекладиной: "НИКА" (греч. - победа). На обратной стороне креста надпись: "Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою (1 Тим. 4, 12). Лета 1896, мая 14 дня". Крест снабжен серебряной цепью из одинарных удлиненных колец. Перемычкой в середине эта цепь также разделена на две части. Крест и цепь делают серебряно-вызолоченными.
Кресты 1896 года стали непременным знаком отличия иереев, который они носят за богослужением поверх риз и могут носить в повседневной обстановке поверх рясы.

Продолжение


Наша семья



 
VladimirДата: Вторник, 11 Авг 2009, 18:19 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 1672
Награды: 8
Репутация: 3
Статус: Оффлайн
Гамма-крест (Гаммадион)
Назван так из-за его формы, произошедшей от греческой буквы «гамма». Он, как утверждается, символизирует Христа как «краеугольный камень Церкви»; часто такой крест можно увидеть на одеждах священников православной церкви.

Гамматический, на Западе "crux gammata"
"Боже воинств небесных и земных, - восклицает святитель Филарет Московский, - Твоею помощью победивший врагов Пророк не без Твоего мановения поставил памятник победы и нарек его "камнем помощи" (1 Цар. 7; 12). Вот памятник, без сомнения, благословенный и священный, потому что им благословляется и святится имя Господа Помощника. "Благослови, - просит святитель Господа, - памятник не только мужества и побед Христолюбивых Русских воинов, но и Твоей помощи, которою они победоносны и непобедимы" (Слова и речи, М., 1877 г., т. 3, стр. 130; Слова и речи, М., 1885 г., т. 5, стр. 14).
Но разве славят Христа-Искупителя памятники, попирающие ногами Его святой Крест? Разве достойны благословения Божьего ваятели, заставившие Русских воителей - Алешу Освободителя, Маршала Жукова и других - топтать Крест Его? Согласно 73-му правилу Пято-Шестого Вселенского Собора, все, кто изображает крест там, где он может быть попираем ногами, предаются проклятию и отлучаются от Церкви:
"Поелику животворящий Крест явил нам спасение: то подобает нам всякое тщание употребляти, да будет воздаваема подобающая честь тому, чрез что мы спасены от древнего грехопадения. Посему и мыслию, и словом, и чувством поклонения ему принося, повелеваем: изображение креста, начертываемое некоторыми на земле, совсем изглаждати, дабы знамение победы нашей не было оскорбляемо попиранием ходящих. И так отныне начертывающих на земле изображение креста повелеваем отлучати".
Всем, и особенно христианам, полезно для души знать и никогда не забывать, что Вселенская Церковь Христова употребляет гамматическую форму креста уже две тысячи лет и что "крест всякой формы", - как учит святой Феодор Студит, - есть истинный Крест"!
От известных церковных и светских специалистов по истории и археологии можно узнать, что среди разных форм креста "также была в употреблении форма креста гамматического, состоящего из (Греческои буквы) гаммы", - как сообщает архимандрит Гавриил в книге "Руководство по литургике, или наука о Православном Богослужении, для Духовных Семинарий", издания 1886 года в Твери. А из книги "Христианская Символика" графа А.С. Уварова можно узнать, что гамматический крест изображен на потире (сосуде для причащения) уже в IV веке. В альбоме же "Византийская миниатюра" можно прочитать о том, что в IX веке по заказу императрицы Феодоры в императорском скриптории было изготовлено Евангелие, украшенное золотым орнаментом из гамматических крестов, с элементами античного орнамента меандрда (М., 1977, стр. 13, таб. 4).
В альбоме В.Н. Лазарева можно увидеть орнамент из гамматических крестов, которыми украшены: и своды монастыря Хосиос Лукас в XI веке, и апсида собора Святой Софии Киевской в ХI-м веке, и стены храма святого Георгия в Курбиново в XII веке,

Голгофский
Латинский крест, известный еще как крест «восхождения» или «нисхождения». На нем изображены три ступени христианских «добродетелей» - Вера (самая высшая), Надежда, Милосердие. Один из наиболее лаконичных крестов алтаря.

Греческий
Крест с концами равной длины. Этот знак - называемый также crux quadrata - использовался с доисторических времен в самых разных значениях - как символ бога солнца, бога дождя, первичных элементов, из которых создан мир: воздух, вода, земля и огонь. В раннем христианстве греческий крест символизировал Христа. На национальном флаге Греции этот крест, белый на синем фоне, впервые появился в 1820 году, символизируя борьбу против правления турок-мусульман. Первый раз белый «греческий крест» на красном фоне появился на военном знамени Швица, одного из трех швейцарских кантонов, которые объединились против Священной Римской империи в 1291 году. Хотя в Швейцарии его изображали на флаге с 1339 года, этот «знак Святого креста» (известный также как «Женевский крест») официально был принят как национальный флаг только в 1848 году.

Греческий, или древнерусский "корсунчик"
Традиционна для Византии и наиболее часто и широко употребляема форма так называемого "Греческого креста". Этот же крест считается, как известно, и древнейшим "Русским крестом", так как, согласно церковному Преданно святой князь Владимир вывез из Корсуни, где крестился, именно такой крест и установил его на берегу Днепра в Киеве. Подобный четвероконечный крест сохранился и ныне в Киевском Софийском соборе, высеченный на мраморной доске гробницы князя Ярослава, сына святого Владимира Равноапостольного. Нередко для указания на вселенское значение Креста Христова как микровселенной крест изображается вписанным в круг, символизирующий космологически сферу небесную.

Доконстантиновский
Крест монограммный. Известный специалист по литургическому богословию - архимандрит Гавриил пишет, что "в монограмме, начертанной на надгробном камне (III века) и имеющей форму Андреевского креста, вертикально пересеченного чертою, есть прикровенное изображение креста" (Руков. стр. 343).
Эта монограмма была составлена из Греческих начальных букв имени Иисуса Христа, путем перекрестного их совмещения: а именно буквы "1" (йот) и буквы "X" (хи). Эта монограмма нередко встречается и в послеконстантиновский период; например, можем видеть ее изображение в мозаическом исполнении на сводах Архиепископской капеллы конца V века в Равенне.

Египетский иероглиф Анх
Иисус Христос - Победитель смерти устами царепророка Соломона возвестил: "кто нашел Меня, тот нашел жизнь" (Прит. 8; 35), и по воплощении Своем вторил: "Я есмь воскресение и жизнь" (Ин. 11; 25). Уже с первых веков христианства для символического изображения креста живоносного употреблялся, напоминающий его по форме, египетский иероглиф "anch", обозначавший понятие "жизнь". (см. так же: Тау-крест)

Кабинетный
Особый золотой крест, выдаваемый до 1917 года по Указу Святейшего Синода от 24 февраля 1820 года из кабинета императора отбывающим за границу русским священникам. Иногда они выдавались как награда некоторым священникам и не выезжающим за пределы России.

Карточный "трилистник", копие, губка и гвоздь
Мотивы возмутительного осквернения и похуления святого Креста сознательными крестоненавистниками и крестоборцами вполне объяснимы. Но когда видим христиан, втянутых в это гнусное дело, тем более молчать нельзя, ибо - по слову святителя Василия Великого - "молчанием предается Бог"!
Так называемые "игральные карты", имеющиеся, к несчастью, во многих домах, есть орудие бесообщения, посредством которого человек непременно входит в контакт с демонами - врагами Бога. Все четыре картежные "масти" подразумевают не что иное, как крест Христов вместе с другими равнопочитаемыми у христиан священными предметами: копьем, губкой и гвоздями, то есть все то, что было орудиями страданий и смерти Божественного Искупителя.

Катакомбный, или "знамение победы"
"В катакомбах и вообще на древних памятниках несравненно чаще встречаются кресты четвероконечные, чем какой-либо другой формы, - отмечает архимандрит Гавриил. Этот образ креста особенно сделался важным для христиан с тех пор, как Сам Бог показал на небе знамение креста четвероконечного" (Руков. стр. 345).
О том, как все это произошло, обстоятельно повествует знаменитый историк Евсевий Памфал в своей "Книге первой о жизни блаженного Царя Константина".
"Однажды, в полуденные часы дня, когда солнце начало уже склоняться к западу, - говорил Царь, - я собственными очами видел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение креста с надписью "Сим побеждай!" Это зрелище объяло ужасом как его самого, так и все войско, которое следовало за ним и продолжало созерцать явившееся чудо (гл. 28).
Было это в 28-й день октября 312 года, когда Константин с войском шел против Максентия, заключившегося в Риме. Это чудесное явление креста среди белого дня засвидетельствовано и многими современными писателями со слов очевидцев.
Особенно важно свидетельство исповедника Артемия перед Юлианом Отступником, которому при допросе Артемий говорил:
"Христос свыше призвал Константина, когда он вел войну против Максентия, показав ему в полдень знамение креста, лучезарно сиявшее над солнцем и звездовидными римскими буквами предсказавшее ему победу на войне. Быв сами там, мы видели Его знамение и читали буквы, видело его и все войско: много свидетелей этому и в твоем войске, если только ты захочешь спросить их" (гл. 29).
"Силою Божией святой Император Константин одержал блистательную победу над тираном Максентием, творившим в Риме нечестивые и злодейские поступки" (гл. 39).
Таким образом, крест, бывший прежде у язычников орудием позорной казни, стал при Императоре Константине Великом знамением победы - торжества христианства над язычеством и предметом самого глубокого почитания.
Например, согласно новеллам святого Императора Юстиниана, подобные кресты должны были ставиться на договорах и означали подпись, "достойную всякого доверия" (кн. 73, гл. 8). Изображением креста скреплялись также и деяния (решения) Соборов. В одном из императорских постановлений говорится: "повелеваем всякое соборное деяние, которое утверждено знамением святого Креста Христова, так хранить и так ему быть, как оно есть".
Вообще же такая форма креста наиболее часто употребляется в орнаментах
для украшения храмов, икон, священнических облачений и иной церковной утвари.

Кельтский
Крест, иногда называемый крестом Ионы или круглым крестом. Круг символизирует как солнце, так и вечность. Этот крест, который появился в Ирландии до 8 века, возможно происходит от «Хи-Ро» (см. Крест Константина). Часто этот крест украшается резными фигурами, животными и библейскими сценами, такими, как грехопадение человека или жертвоприношение Авраама.

Константина
Крест монограмма, известная как «Хи-Ро», по форме состоящей из Х (греческой буквы «хи») и Р («ро»), первые две буквы имени Христа по-гречески. Легенда гласит, что именно этот крест император Константин увидел в небе по дороге в Рим к своему соправителю и одновременно противнику Максентию; вместе с крестом он увидел надпись In hoc vinces, переводимую как «Сим победиши». Согласно другой легенде, он увидел крест во сне в ночь перед битвой, при этом император услышал голос: In hoc signo vinces (с этим знаком победишь). Обе легенды утверждают, что именно это предсказание обратило Константина в христианство. Он сделал монограмму своей эмблемой, поместив ее на свой лабарум, имперский штандарт, вместо орла. Последовавшая победа неподалеку от Рима 27 октября 312 года сделала его единственным императором. На следующий год был издан эдикт, разрешающий исповедование христианской религии в империи; верующих больше не преследовали, и эта монограмма, которую христиане до того использовали тайно, стала первым общепринятым символом христианства, а также получила широкую известность как знак победы и спасения.
Смотри Монограмма "Константина"

Коптский
КРЕСТ принадлежит коптской церкви в Египте; четыре гвоздя символизируют те гвозди, которые использовались при распятии

Косой
КРЕСТ имеет в геральдике название «салтир» и по форме напоминает букву «X», первую букву написания имени Христа по-гречески. Также его называют crux decussata (от изображения римской цифры 10). Крест символизирует разных святых, в зависимости от своего цвета: золотой - святого Албана (первый английский великомученик); синий или белый - святого Андрея; черный - святого Осмунда; красный - святого Патрика.

Крест и роза
Эмблема розенкрейцеров, легендарной мистической секты, основанной якобы в 1484 году немецким ученым Христианом Розенкрейцем (фамилия переводится как «крест розы»). В 17 веке эмблема и название «розенкрейцеры» были переняты тайными философскими обществами, которые занимались алхимией и мистицизмом, и выбрали розу и крест символом Воскрешения и Искупления Христа. Идеалы и практика розенкрейров близки масонской, как и символика. Чаще всего этот знак интерпретируют как божественный свет Вселенной (роза) и земной мир страданий (крест), как Дева Мария и Христос, женское начало и мужское, материальное и духовное, небесная и земная любовь. Есть еще трактовка розы, растущей на кресте Древа жизни, как символа возрождения и воскрешения.

Крестоносцев
КРЕСТ представляет собой пять золотых крестов на серебряном фоне. В качестве герба этот крест был взят Готфридом Бульонским (1060-1100), который стал хранителем Гроба Господня и первым правителем Иерусалима после его освобождения от мусульман в конце первого крестового похода в 1099 году. Крест крестоносцев (также называемый иерусалимским крестом) часто используется на покрывалах на алтаре на христианском Западе: большой крест символизирует Христа, четыре маленьких - авторов четырех Евангелий, распространяющих учение на четыре стороны света. Пять крестов вместе также могут символизировать раны Христа. Слово «крестоносец» происходит от креста, который солдаты несли на своих знаменах, щитах и одеждах, поначалу как символ христианской веры и их миссии. Во время восьмого крестового похода, или «Войны крестов», который продолжался до 1272 года, крестоносцы несли уже кресты самой разной формы, они служили им отличительными признаками, когда требовалось выяснить отношения силой оружия. В добавление к этому, как только появилось цветовое обозначение, каждое государство стало изображать свой крест своим цветом. Согласно английскому летописцу 13 века Матвею Парижскому, у Англии был белый крест, у Франции - красный, у Фландрии - зеленый, синий или голубой у Италии, гюльз (геральдический красный) у Испании. Крестоносцы из Шотландии несли крест святого Андрея; тамплиеры (храмовники) взяли красный восьмиконечный крест на белом фоне, а рыцари ордена святого Иоанна (Родосские рыцари, мальтийские рыцари) изображали на своих знаменах восьмиконечный белый крест на черном фоне (теперь известный как «мальтийский крест»).

Криновидный
Белые полевые лилии называются по-славянски "крины сельные". В книге "Русское медное литье" можем видеть нательный "крестик с криновидными концами из Серенска ХI-ХII веков. Такие крестики известны в византийских древностях ХI-ХII веков, а в XIV-XV веках были широко распространены на Руси" (М., 1993, стр. 159).
Вообще же символическое изображение креста, состоящего из цветков лилии, напоминает: "Я, - говорит Господь, - лилия долин" (Песн. 2;1), преобразующих небесного Жениха.
"Ради меня, находящегося долу. Он сходит в долину, - пишет Ориген о Христе, - и, пришедши в долину, делается лилией). Вместо древа жизни, которое насаждено было в раю Божьем, Он сделался цветком целого поля, то есть целого мира и всея земли".
"Выслушайте Меня, Благочестивые дети, - призывает всех Слово Божие, - цветите, как лилия" (Сирах. 39; 16-18), то есть, иными словами, мудрою и благочестивою жизнью будьте чистым благоуханием Всесовершенному.

Круглый "нахлебный"
По древнему обыкновению, как свидетельствуют Гораций и Марциал, христиане надрезывали выпекаемый хлеб крестообразно, чтобы было легче его ломать. Но еще задолго до Иисуса Христа сие было на Востоке символическим преобразованием: надрезаемый крест, разделяющий целое на части, соединяет их употребивших, исцеляет разделениость. Такие круглые хлебы изображены, к примеру, на надписи Синтрофиона разделенными на четыре части крестом, а на надгробии из пещеры святой Лукины разделенными на шесть частей монограммой III века. В прямой связи с Таинством причащения на потирах, фелонях и других вещах изображали хлеб как символ Тела Христова, преломляемого за наши грехи. Сам же круг до Рождества Христова изображался как неолицетворенная еще идея бессмертия и вечности. Ныне же верою уразумеваем, что Сам "Сын Божий есть бесконечный круг, - по слову святого Климента Александрийского, - в коем все силы сходятся".

Латинский
КРЕСТ, наиболее распространенный христианский религиозный символ в западном мире. По традиции считается, что именно с этого креста был снят Христос, отсюда другое его название - крест Распятия; другие его названия - крест Запада, крест Жизни, крест Страдания, crux immissa. Обычно крест представляет собой необработанное дерево, но иногда его покрывают золотом, что символизирует славу, или же красными пятнами (кровь Христа) на зеленом (Дерево жизни).

Лепестковый
Многообразие форм креста всегда признавалось Церковью вполне закономерным. По выражению преподобного Феодора Студита - "крест всякой формы есть истинный крест". Очень часто встречается в церковном изобразительном искусстве "лепестковый" крест, который, к примеру, видим на омофоре святителя Григория Чудотворца мозаики XI века собора Святой Софии Киевской.
"Разнообразием чувственных знаков мы иерархически возводимся к единообразному соединению с Богом", - поясняет знаменитый учитель Церкви святой Иоанн Дамаскин. От видимого к невидимому, от временного к вечности - таков путь человека, Церковью ведомого к Богу через постижение благодатных символов. История их многообразия неотделима от истории спасения человечества.

Лотарингский
КРЕСТ имеет две поперечные линии. Происходит от нагрудного знака фамилии Гизов, которые правили Лотарингией во Франции с начала 16 века. Жанна д’Арк, которая родилась 6 января 1412 года в Домреми неподалеку от Лотарингии, как утверждается, имела именно этот крест своей эмблемой. Эта форма креста была одобрена генералом Шарлем де Голлем в июне 1940 года как символ освобождения Франции от нацистских оккупантов, а также как символ организации «Свободная Франция».

Мальтийский
КРЕСТ в геральдике известен также под названием «восьмиконечный крест». Он называется также «ласточкины хвосты». Белый крест этой формы на черном фоне с самого создания был эмблемой рыцарского «ордена госпитальеров», называемых также «иоаннитами», которые посвятили себя задаче освобождения от мусульман Святой земли во времена крестовых походов (1095-1272). Изгнанные в 1291 году, они перенесли свою штаб-квартиру на Родос (в 1310 году), а позднее - на Мальту (в 1529) - отсюда это название. См. Мальтийский орден в России, орден Иоанна Иерусалимского. Форму мальтийского креста имеют некоторые ордена, например Орден Бани.

Продолжение...


Наша семья



 
VladimirДата: Вторник, 11 Авг 2009, 18:21 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 1672
Награды: 8
Репутация: 3
Статус: Оффлайн
Мальтийский, или "георгиевский"
Патриарх Иаков пророчески почтил Крест, когда "верою поклонился, - как говорит Апостол Павел, - на верх жезла своего" (Евр. 11,21), "жезла, - разъясняет святой Иоанн Дамаскин, - служившего изображением креста" (О святых иконах, 3 ел.). Вот поэтому сегодня над рукоятием архиерейского жезла имеется крест, "ибо крестом мы, - пишет святой Симеон Солунский, - путеводимся и пасемся, запечатлеваемся, детоводимся и, умертвивши страсти, привлекаемся ко Христу" (гл. 80).
Кроме всегдашнего и повсеместного церковного употребления, эта форма креста, к примеру, была официально принята орденом святого Иоанна Иерусалимского, образовавшимся на острове Мальта и открыто боровшимся против масонства, организовавшего, как известно, убийство Российского Императора Павла Петровича - покровителя мальтийцев. Так появилось наименование - "мальтийский крест" .
Согласно Российской геральдике, золотые "мальтийские" кресты имели на своих гербах некоторые города, к примеру: Золотоноша, Миргород и Зеньков Полтавской губернии; Погар, Бонза и Конотоп Черниговской губернии; Ковель Волынской, Пермская и Елизаветпольская губернии и прочие. Павловск С.-Петербургской, Виндава Курляндской, Белозерск Новгородской губерний.
Все, кто награждался крестами святого Георгия Победоносца всех четырех степеней, именовались, как известно, "георгиевскими кавалерами".

Монограмма "Константина"
Святому Равноапостольному Царю Константину "во сне явился Христос Сын Божий с виденным на небе знамением и поведел, сделав знамя, подобное этому виденному на небе, употреблять его для защиты от нападения врагов", повествует церковный историк Евсевий Памфил в своей "Книге первой о жизни блаженного Царя Константина" (гл. 29). "Это знамя случилось видеть и нам собственными очами, - продолжает Евсевий (гл. 30). - Оно имело следующий вид: на длинном, покрытом золотом копье была поперечная рея, образовавшая с копьем знак креста (...), а на нем символ спасительного наименования: две буквы показывали имя Христа (...), из середины которых выходила буква "Р". Эти буквы Царь впоследствии имел обычай носить и на шлеме" (гл. 31).
"Комбинация (совмещенных) букв, известная под именем монограммы Константина, составленная из двух первых букв слова Христос - "Хи" и "Ро", - пишет литургист архимандрит Гавриил, - эта Константиновская монограмма встречается на монетах Императора Константина" .
Как известно, эта монограмма получила довольно широкое распространение: отчеканена была впервые еще на известной бронзовой монете императора Траяна Декия (249 -251 гг.) в Лидийском городе Меонии; была изображена на сосуде 397 года; вырезана была на надгробных плитах первых пяти веков или, к примеру, фресочно изображена на штукатурке в пещерах святого Сикста (Гр. Уваров, стр. 85).

Монограмма "посох пастыря"
Прообразуя Христа-Пастыря, Господь сообщил посоху Моисея чудодейственную силу (Исх. 4; 2-5) в знак пастырской власти над словесными овцами ветхозаветной церкви, затем и посоху Аарона (Исх. 2; 8-10). Божественный Отец, устами пророка Михея, говорит Единородному Сыну: "Паси народ Твой жезлом Твоим, овец наследия Твоего" (Мих. 7; 14). "Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец" (Ин. 10; 11), - отвечает Небесному Отцу возлюбленный Сын.
Граф А. С. Уваров, описывая находки катакомбного периода, сообщил о том, что: "глиняная лампа, найденная в римских пещерах, показывает нам весьма ясно, каким образом рисовали загнутый посох вместо всего символа пастыря. На нижней части этой лампы посох изображен пересекающим букву X, первую букву имени Христа, что в совокупности образует монограмму Спасителя" (Христ. симв. стр. 184).
Вначале форма египетского жезла была подобна именно пастушескому посоху, верхняя часть которого загнута вниз. Все архиереи Византии награждались "посохом пастыря" только из рук императоров, а в XVII веке все Российские патриархи получали свой первосвятительский жезл из рук царствующих самодержцев.

Накупольный с полумесяцем
Неудивительно, что часто задается вопрос о кресте с полумесяцем, так как "накупольники" расположены на самом видном месте храма. Например, такими крестами украшены купола собора Святой Софии Вологодской, построенного в 1570 году.
Типичная для домонгольского периода, эта форма купольного креста часто встречается на Псковщине, как-то на куполе церкви Успения Богородицы в селе Мелетово, воздвигнутой в 1461 году.
Вообще же символика православного храма необъяснима с точки зрения эстетического (а посему статического) восприятия, но, напротив, вполне раскрываема для осмысления именно в литургической динамике, так как почти все элементы храмовой символики, в разных местах богослужения, усваивают себе разные значения.
"И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце, - говорится в Откровении Иоанна Богослова, - под ногами ее луна" (Апок. 12;1), а святоотеческая мудрость поясняет: эта луна знаменует купель, в которой Церковь, крестившаяся во Христа, облекается в Него, в Солнце правды. Полумесяц - это еще и люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа; полумесяц - это чаша евхаристическая, в которой находится Тело Христово; полумесяц - это корабль церковный, ведомый Кормщиком Христом; полумесяц - это и якорь надежды, крестный дар Христа; полумесяц - это и древний змий, попираемый Крестом и полагаемый как враг Божий под ноги Христа.

Наперстный четвероконечный
КРЕСТ - носится на груди иереями как награда.
К. Н. для священников появились в Русской Православной Церкви сравнительно недавно. До XVIII века только епископы имели право носить К. Н. До 1896 года К. Н. имел статут церковного ордена: К. Н. как наградой и знаком монаршей милости награждали заслуженных иереев за долголетнее беспорочное служение.
Этот крест четвероконечный, с удлиненным нижним концом. С лицевой стороны он имеет рельефное изображение Распятия, с внутренней стороны надпись "Пресвитеру, дающему образ верным словом и житием. Установлен в благочестивое царствование великого государя императора Павла I 1797 г., декабря 18".
К. Н. носят на цепи из крупных плоских звеньев, соединенных двойными мелкими кольцами. В середине цепи - перемычка, так что цепь спереди охватывает шею, а сзади спускается на спину. Эти кресты по традиции жалуются также всем выпускникам духовных академий, имеющим сан священников.

Нательный крестик
Кресты нынче в моде. Непоколебимая стойкость атеистов в ненависти к распятию (помните "Смерть пионерки" Багрицкого: "не противься ж, Валенька, он тебя не съест..."?) сменилась новой, модой. Кресты разнообразных форм и размеров, дорогие и не очень, продаются в кооперативных ларьках рядом с водкой, в подземных переходах и ювелирных магазинах. Крест становится символом нашего времени, но не как знамение веры, а как образ глумления над Православием.
Крест - величайшая христианская святыня, видимое свидетельство нашего искупления. В службе на праздник Воздвижения Церковь воспевает древо Креста Господня многими похвалами: "Крест - хранитель всея вселенной, красота Церкви, царей держава, верных утверждение, ангелов слава и демонов язва". С первых веков христианства всякий верующий носит на груди крест, исполняя слова Спасителя: "Если кто хочет по Мне идти, да отвержется себе, и возьмет крест свой и по Мне грядет" (Мк. 8, 34). Нательный крестик надевается каждому новокрещенову как щит веры и оружие на демонов.
Ничего так не боится нечистая сила, как креста. И ничто так не радует бесов, как неблагочестивое, небрежное обращение с крестом, а также выставление его напоказ. Право носить крест поверх одежд до XVIII века имели только епископы, позже - священники. Всякий, кто дерзает уподобляться им, совершает грех самосвятсва. На современных безбожниках распятие появилось, но вряд ли это хорошо.
Те крестики, что продаются в храме, освящаются особым чином. Существуют канонические формы крестов четырех-, шести-, восьмиконечные, с полукружием внизу и другие, каждая линия в которых имеет глубокое символическое значение. На обороте русских крестиков по традиции делают надпись "Спаси и сохрани".
Современные "ларечные" кресты зачастую даже не похожи на Голгофский. В некоторых епархиях (например, Крымской) архиереи запрещают принимать к освящению распятия, приготовленные вне церковных мастерских. В этом есть смысл, ведь порой подают батюшке крестик, а на нем вместо Христа - окруженная сиянием женщина! "Где вы это взяли?" "Да ребята продавали на улице, в голубых балахонах..."
Но и освященный крест нельзя носить без благоговения. Святыня, употребляемая без должной чести, оскверняется и вместо помощи свыше навлекает на осквернителя Божий гнев. Крест - это не медальон, не драгоценная побрякушка. "Бог поругаем не бывает" (Гал. 6,7).
Не существует каких-либо правил о материале для крестов. Очевидно, здесь приемлемы и драгоценные металлы, ибо для христианина не может быть ничего дороже креста - отсюда стремление его украсить. Но, безусловно, простые деревянные или металлические крестики ближе по духу ко Кресту Господню. Также нет принципиальной разницы между цепочкой и тесьмой: важно, чтобы крестик держался прочно.

Осмиконечный православный
Восьмиконечие - наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос, как свидетельствуют Тертуллиан, святой Ириней Лионский, святой Иустин Философ и другие. "А когда Христос Господь на плечах Своих носил крест, тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. (...) Не было подножия, потому что еще не поднят был Христос на кресте и воины, не зная, до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе", - обличал раскольников святитель Димитрий Ростовский (Розыск, кн. 2, гл. 24). Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала "распяли Его" (Ин. 19; 18), а потом только "Пилат написал надпись и поставил (своим распоряжением) на кресте" (Ин. 19; 19). Именно сначала по жребию поделили "одежды Его" воины, "распявшие же Его" (Мф. 27; 35), а уж только потом "поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский" (Мф. 27; 3.7).
Итак, четвероконечный Крест Христов, несомый на Голгофу, который все, впавшие в беснование раскола, называют печатью антихриста, именуется в Святом Евангелии все же "крестом Его" (Мф. 27; 32. Мк. 15; 21, Лк. 23:26, Ин. 19; 17), то есть также, как и с табличкой и подножием после распятия (Ин. 19; 25). На Руси крест этой формы употреблялся чаще других.

Папский
Эта форма креста наиболее часто употреблялась в архиерейских и папских богослужениях Римской церкви в XIII-XV веках и поэтому получила название "папского креста". Крест также носит название «тройной крест»; используется в процессиях, в которых участвует Папа Римский. Три параллельные перекрестные линии символизируют власть и древо жизни.
На вопрос о подножии, изображенном под прямым углом ко кресту, ответим словами святителя Димитрия Ростовского, сказавшего: "Лобызаю подножие крестное, аще косое, аще не косое, и обычай крестоделателей и крестописателей, как церкви непротиворечащий, не оспариваю, снисхожу" (Розыск, кн. 2, гл. 24).

Потент
(От франц. potence - опора), один из главных геральдических крестов. Назван так, поскольку его форма похожа на опоры, применявшиеся в древности. Также называется и Крестом-молотом.

Патрика Святого
КРЕСТ СВЯТОГО ПАТРИКА называется в честь святого покровителя Ирландии, принесшего на ирландские берега христианство (ок. 389- ок. 461). Это - косой крест, по форме аналогичный кресту святого Андрея, но другого цвета - красный на белом фоне. Поначалу это был геральдический знак рода Фитцджеральдов, которые были посланы в 1169 году Генрихом II Английским для завоевания ирландских земель. Хотя сами ирландцы никогда не использовали его как национальный символ, этот крест был включен в флаг Объединенного королевства «Юнион Джек». ТРИЛИСТНИК, эмблема и символ Ирландии; также святого Патрика, который использовал трилистник, чтобы объяснить принцип Троицы ирландцам в 5 веке. Трилистник традиционное украшение в День святого Патрика 17 марта.
Итак, Вы решили вступить в ряды ирландского народа, поддержать их традицию почтения Святого Патрика и отпраздновать это событие вместе с ними? Что же Вам понадобится для того, чтобы не только Ваш внутренний настрой, но и внешний вид хоть как-то отражал окружающим символику Праздника Святого Патрика? На самом деле, вариантов не мало, но мы предлагаем Вам своими руками сделать один из наиболее популярных символов - Крест Святого Патрика, которым Вы сможете украсить не только свою одежду, но и праздничный интерьер сделать более тематичным, соответствующим данному событию.

Патте
(в блазоне patte), символическое изображение отпечатка лапы хищного зверя. Часто встречается на гербах , парусах парусников. Крест-патте - крест с равными перекладинами расширяющиеся к концам стремясь к квадрату.

Патриарший, или на Западе "лоренский"
Патриарший крест, символ православной церкви на Руси... Факт, доказывающий употребление уже с середины прошлого тысячелетия так называемого "патриаршего креста", подтверждается многочисленными данными из области церковной археологии. Именно такая форма шестиконечного креста была изображена на печати наместника византийского Императора в городе Кореуни. Патриарший крест, символ православной церкви, на Западе также его называют «католическим крестом кардинала» и «крестом с двумя перекладинами». Верхняя перекладина представляет собой titulus, или же доску для надписей, сделанную по распоряжению Понтия Пилата. Под названием «архиепископальный крест» он часто встречается на гербах архиепископов англиканской церкви. Иногда его путают с лотарингским крестом, хотя на последнем верхняя и нижняя перекладина размещаются на равном удалении от концов вертикальной перекладины.
Верхняя перекладина представляет собой titulus, или же доску для надписей, сделанную по распоряжению Понтия Пилата. Под названием «архиепископальный крест» он часто встречается на гербах архиепископов англиканской церкви. Иногда его путают с лотарингским крестом, хотя на последнем верхняя и нижняя перекладина размещаются на равном удалении от концов вертикальной перекладины.
Этот же вид креста имел широкое распространение и на Западе под названием "лоренского". Для примера из русской традиции укажем хотя бы на хранящийся в Музее древнерусского исскуства имени Андрея Рублева большой медный крест преподобного Авраамия Ростовского XVIII века, отлитый по иконографическим образцам XI века.

Послеконстантиновский
Крест монограммный. "Иногда буква Т, - пишет архимандрит Гавриил, - встречается в соединении с буквой Р, что можно видеть в усыпальнице святого Каллиста в эпитафии" (стр. 344). Эта монограмма имеется и на греческих плитах, найденных в г. Мегаре, и на надгробиях кладбища святого Матфея в г. Тире.
Словами "се, Царь ваш" (Ин. 19; 14) Пилат в первую очередь указал на благородное происхождение Иисуса из царской династии Давида, в отличие от безродных самозваных четвертовластников, и мысль эту письменно изложил "над головою Его" (Мф. 27; 37), что, конечно же, вызвало недовольство властолюбивых первосвященников, похитивших у царей власть над народом Божиим. И именно поэтому Апостолы, проповедуя Воскресение распятого Христа и открыто "почитая, - как видно из Деяний Апостольских, - царем Иисуса" (Деян. 17;7), терпели от духовенства через обманутый народ сильные гонения.
Греческая буква "Р" (ро) - первая в слове по-латински "Pax", по-римски "Rex", по-русски Царь, - символизирующая Царя Иисуса, находится над буквой "Т" (тав), означающей Его крест; и вместе они напоминают слова из благовестия Апостольского, что вся наша сила и мудрость в Распятом Царе (1 Кор. 1; 23 - 24).
Таким образом, "и эта монограмма, согласно толкованию святого Иустина, служила знамением Креста Христова (...), получила такое обширное значение в символике только после первой монограммы. (...) В Риме (...) стала общеупотребительною не прежде 355 года, а в Галлии - не прежде V века" (Гр. Уваров, стр. 77).

Просфорный-константиновский
Впервые эти слова по-гречески "IC.XP.NIKA", что означает - "Иисус Христос - Победитель", были написаны золотом на трех больших крестах в Царьграде самим Равноапостольным Императором Константином.
"Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил, и сел с Отцем Моим на престоле Его" (Апок. 3; 21), - говорит Спаситель, Победитель ада и смерти.
По древней традиции, на просфорах печатается изображение креста с прибавлением слов, означающих эту крестную победу Христову: "IС.ХС.НИКА". Эта "просфорная" печать означает выкуп грешников из греховного плена, или, иначе, великую цену нашего Искупления.

Продолжение...


Наша семья



 
VladimirДата: Вторник, 11 Авг 2009, 18:22 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Сообщений: 1672
Награды: 8
Репутация: 3
Статус: Оффлайн
Распятие
Латинский крест с фигурой Христа, обязательный в католицизме. Когда Христос изображен с закрытыми глазами, крест носит название «Мертвый Христос», с открытыми - «Христос в агонии». Когда же Христа изображают с короной на голове и одетого, распятие называется «Распятие Христа-царя». Самыми ранними изображениями такого рода считаются изображения молодого человека с крестом, украшенным драгоценными камнями, который символизировал победу, с агнцем под или выше креста, что символизировало «Того, кто возьмет на себя грехи мира». Изображение Христа на кресте появилось после Константинопольского собора 692 года. Поначалу Христос не был соединен с крестом; он был облечен в длинную тунику, с короной на голове и распростертыми руками. Борода и нагота появились только в 11 веке, символизируя страдания; были также добавлены пять ран и терновый венец. Часто вверху изображался свиток с буквами INRI - латинской аббревиатурой слов «Иисус Назереянин, Царь Иудейский». Распятие можно видеть в домах католиков, в их больницах и учреждениях.
Распятие, одно из первых дошедших до нас изображений распятого Иисуса Христа, относится только к V веку, на дверях церкви святой Сабины в Риме. С V века Спаситель стал изображаться в длинном одеянии коллобии - как бы прислоненным ко кресту. Именно такой образ Христа можно видеть на ранних бронзовых и серебряных крестах византийского и сирийского происхождения VII-IX веков.
Святой VI века Анастасий Синаит написал апологетическое (по-греч. - "защита") сочинение "Против акефалов" - еретической секты, отрицающей соединенность, во Христе двух естеств. К этому сочинению он приложил изображение распятия Спасителя как довод против монофизитства. Он заклинает переписчиков своего произведения вместе с текстом передавать неприкосновенно и приложенное к нему изображение, как, впрочем, можем и видеть на рукописи Венской Библиотеки.
Другое, еще более древнее из сохранившихся изображений распятия находится на миниатюре Евангелия Раввулы из монастыря Загба. Этот манускрипт 586 года принадлежит Флорентийской Библиотеке святого Лаврентия.
До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим, и только в Х веке появились изображения мертвого Христа (рис. 54).
С древнейших времен кресты-распятия, как на Востоке, так и на Западе, имели перекладину для упора ступней Распятого, и ноги Его изображались пригвожденными каждая отдельно своим гвоздем. Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, впервые появилось, как новшество, на Западе во второй половине XIII века.
На крестчатом нимбе Спасителя обязательно писали греческие буквы ООН, означающие - "истинно Сущий", потому что "Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий" (Исх. 3; 14), открыв этим самым Свое имя, выражающее самобытийность, вечность и неизменяемрсть существа Божия.
Из православного догмата Креста (или Искупления) несомненно вытекает мысль о том, что смерть Господа - это выкуп всех, призвание всех народов. Только крест, в отличие от других казней, давал возможность Иисусу Христу умереть с распростертыми руками, призывающими "все концы земли" (Ис. 45; 22).
Поэтому в традиции Православия - изображать Спасителя Вседержителя именно как уже Воскресшего Крестоносителя, державшего и призывающего в Свои объятия всю вселенную и несущего на Себе новозаветный жертвенник - Крест. Об этом говорил и пророк Иеремия от лица христоненавистников: "вложим древо в хлеб Его" (11; 19), то есть - древо крестное наложим телу Христову, хлебом небесным называемому (Свт. Димитрий Рост. цит. соч.).
А традиционно католическое изображение распятия, с провисающим на руках Христом, напротив, имеет задачу показать то, как это все происходило, изобразить предсмертные страдания и смерть, а вовсе не то, что по существу есть вечный Плод Креста - Его торжество.
Православие неизменно учит, что всем грешникам страдания необходимы для смиренного усвоения ими Плода искупления - Духа Святого, посылаемого безгрешным Искупителем, чего по гордости не понимают папежники, своими греховными страданиями ищущие участия в безгрешных, а посему искупительных Страстях Христовых и тем самым впадающие в крестоборческую ересь "самоспасения".

Русский
КРЕСТ, называемый также «Восточный» или «Крест св. Лазаря», символ православной церкви в восточном Средиземноморье, Восточной Европе и России. Верхняя из трех поперечных перекладин называется «титулус», где писалось Имя Божие, как в Патриаршем кресте; нижняя перекладина символизирует подставку для ног.

Свастика
СВАСТИКА в древние времена символизировала удачу; само слово происходит от санскритского слова «благоденствие». Этот крест, повернутый как по часовой стрелке, так и против, можно найти на греческой керамике, критских монетах, римских мозаиках, на предметах, извлеченных при раскопках Трои, на стенах индуистских храмов, на скатертях племени Навахо, и во многих других культурах самых разных времен. Часто это символ солнечного прохода по небесам, превращающего ночь в день - отсюда более широкое значение как символа плодородия и возрождения жизни; концы креста интерпретируются как символы ветра, дождя, огня и молнии. В Японии это символ долгой жизни и процветания. В Китае это древняя форма знака «фан» (четыре части света), позднее - символ бессмертия и обозначение числа 10 000 -так китайцы представляли бесконечность. Также это - священный символ буддизма и джайнизма.
Ранние христиане изображали свастику на могилах в качестве замаскированной формы более ортодоксального креста, а в средние века его рисовали на витражах, чтобы заполнить пустое место внизу. Другие названия этого символа - крючковатый крест, молот Тора, гаммадион или crux gammata -называемый так из-за формы в виде четырех греческих букв «гамма» (см. Гамма-крест). В геральдике свастика известна под названием «крест крампоне», от crampon - «железный крюк».
На Востоке свастика может вызывать негативные и позитивные ассоциации. Форма, ориентированная по часовой стрелке обозначает добрые силы, а вот с поворотом концов против часовой стрелки может означать ночь и черную магию, а также устрашающую богиню Кали, которая несет смерть и разрушение. На Западе самым известным стал германский Hakenkreuz или «крючковатый крест», который нацистская партия приняла в качестве символа в 1919 году. Это надолго утвердило отрицательное отношение к свастике. Свастика голубого цвета использовалась в Красной Армии как опознавательный знак в некоторых среднеазиатских частях. Ее изображение было на банкнотах Керенского, она чуть было не стала советской эмблемой вместо красной марсовой звезды (были такие проекты).

Седмиконечный
Эта форма креста довольно часто встречается на иконах северного письма, например, псковской школы XV века: образ святой Параскевы Пятницы с житием - из Исторического Музея, или образ святого Димитрия Солунского - из Русского; или московской школы: "Распятие" работы Дионисия - из Третьяковки, датированное 1500 годом.
Видим седмиконечный крест и на куполах Русских храмов: приведем, к примеру, деревянную Ильинскую церковь 1786 года в селе Вазенцы (Святая Русь, СПб, 1993, илл. 129), или можем видеть его над входом в собор Воскресенского НовоИерусалимского монастыря, построенного патриархом Никоном.
В свое время богословами горячо обсуждался вопрос о том, какой же мистический и догматический смысл имеет подножие как часть искупительного Креста?
Дело в том, что ветхозаветное священство получало, так сказать, возможность приносить жертвы (как одно из условий) благодаря "золотому подножию, к престолу приделанному" (Пар. 9; 18), который, как и поныне у нас - христиан, по Божию установлению, освящался через миропомазание: "и помажь им, - сказал Господь, - жертвенник всесожжения и все принадлежности его, (...) и подножия его. И освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится" (Исх. 30; 26-29).
Таким образом, подножие крестное - это та часть новозаветного жертвенника, которая мистически указывает на священническое служение Спасителя мира, добровольно заплатившего Своей смертью за чужие грехи: ибо Сын Божий "грехи наши Сам вознес телом Своим на древо" (1 Пет. 2; 24) Креста, "принеся в жертву Себя Самого" (Евр. 7; 27) и, таким образом, "сделавшись Первосвященником навек" (Евр. 6; 20), утвердил в Своем лице "священство непреходящее" (Евр. 7; 24).
Так и утверждается в "Православном исповедании Восточных Патриархов": "На кресте Он исполнил должность Священника, принесши Себя в жертву Богу и Отцу для искупления рода человеческого" (М., 1900, стр. 38).
Но не будем путать подножие Святого Креста, открывающее нам одну из таинственных его сторон, с двумя другими подножиями из Священного Писания. - поясняет св. Дмитрий Ростовский.
"Давид говорит: "превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его; свято Оно" (Пс. 99; 5). А Исаия от лица Христова говорит: "прославлю подножие ног Моих" (Ис. 60; 13), - поясняет святитель Димитрий Ростовский. Есть подножие, которому поклоняться ведено, и есть подножие, которому поклоняться не указано. Говорит Бог в Исаином пророчестве: "небо престол Мой, а земля - подножие ног Моих" (Ис. 66; 1): этому подножию - земле никто не должен поклоняться, но только Богу, Творцу ее. И еще пишется в псалмах: "сказал Господь (Отец) Господу (Сыну) моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих" (Пис. 109; 1). И этому подножию Божию, врагам Божиим, кто захочет поклоняться? Какому же подножию поклоняться Давид повелевает?" (Розыск, кн. 2, гл. 24).
На сей вопрос само слово Божие от лица Спасителя отвечает: "и когда Я вознесен буду от земли" (Ин. 12; 32) - "от подножия ног Моих" (Ис. 66; 1), то "прославлю подножие ног Моих" (Ис. 60; 13)- "подножие жертвенника" (Исх. 30; 28) новозаветного - Святого Креста, низлагающего, как мы исповедаем, Господи, "врагов Твоих в подножие ног Твоих" (Пс. 109; 1), и поэтому "поклоняйтесь подножию (Креста) Его; свято Оно!" (Пс. 99; 5), "подножию, к престолу приделанному" (2 Пар. 9; 18).

Солнцеобразный
Крест монограммый. Уже на монетах IV века встречается монограмма "I"исуса "ХР"иста "солнцеобразная", "ибо Господь Бог, - как учит Священное Писание, - есть солнце" (Пс. 84; 12).
Самая известная, "константиновская", "монограмма подвергалась некоторым изменениям: прибавлена была еще черта или буква "I", пересекающая монограмму поперек" (Архим. Гавриил, стр. 344).
Этот "солнцеобразный" крест символизирует исполнение пророчества о всепросвещающей и всепобеждающей силе Креста Христова: "А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцелением лучах Его, - возвещал Духом Святым пророк Малахия, - и будете попирать нечестивых; ибо они будут прахом под стопами ног ваших" (4; 2-3).

Святого Георгия
КРЕСТ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ, красный крест на белом фоне, названный в честь великомученика 4 века, в России издавна почитаемого как Георгий Победоносец или Егорий Храбрый. На Западе считается покровителем Англии, а на Востоке - покровителем Москвы. Крест появляется на английских знаменах, по крайней мере, с 1227 года, по всей видимости, из-за своей популярности во время Крестовых походов. Крест св. Георгия представляет собой главную часть «Юнион Джека» с самого момента его утверждения в 1606 году.

Святого Петра
КРЕСТ СВЯТОГО ПЕТРА с 4 века является одним из символов святого Петра, который по преданию был распят головой вниз в 65 году во время гонений императора Нерона (что описано в романе Г. Сенкевича «Камо грядеши»). Тоже что и латинский, но перевернутый.

Схимнический, или "Голгофа"
Надписи и криптограммы на Русских крестах всегда были гораздо разнообразнее, чем на Греческих.
С XI века под нижней косой перекладиной восьмиконечного креста появляется символическое изображение головы Адама, погребенного по преданию на Голгофе (по-евр. - "лобное место"), где и был распят Христос. Эти его слова проясняют сложившуюся на Руси к XVI веку традицию производить около изображения "Голгофы" следующие обозначения: "М.Л.Р.Б." - место лобное распят бысть, "Г.Г." - гора Голгофа, "Г.А." - глава Адамова; причем кости рук, лежащие перед головой, изображаются: правая на левой, как при погребении или причащении.
Буквы "К" и "Т" означают копие воина и трость с губкой, изображаемые вдоль креста.
Над средней перекладиной помещаются надписи: "IС" "ХС" - имя Иисуса Христа; а под ней: "НИКА" - Победитель; на титле или около нее надпись: "СНЪ" "БЖIЙ" - Сын Божий иногда - но чаще нет "I.Н.Ц.И" - Иисус Назорей Царь Иудейский; надписание же над титлой: "ЦРЪ" "СЛВЫ" - Царь Славы.
Такие кресты положено вышивать на облачении великой и ангельской схимы; три креста на парамане и пять на кукуле: на челе, на груди, на обоих плечах и на спине.
Крест "Голгофа" также изображается на погребальном саване, который знаменует сохранение обетов, данных при крещении, подобно белому савану новокрещаемых, означающему очищение от греха. При освящении храмов и домов изображенных на четырех стенах здания.
В отличие от образа креста, изображающего непосредственно Самого Распятого Христа, знамение креста передает его духовное значение, изображает его реальный смысл, но не являет сам Крест.
"Крест хранитель всей вселенной. Крест красота Церкви, Крест царей держава, Крест верным утверждение, Крест ангелом слава, Крест бесом язва", - утверждает абсолютную Истину. - Светилен праздника Во

Взято отсюда
http://blogs.mail.ru/mail....63B68E2


Наша семья



 
RRRomanДата: Среда, 12 Авг 2009, 20:33 | Сообщение # 5
Группа: Модераторы
Сообщений: 1724
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
очень познавательно! smile спасибо!

Жить - поистине, самое великое и тонкое искусство :)

 
RadaДата: Среда, 12 Авг 2009, 21:41 | Сообщение # 6
Группа: Проверенные
Сообщений: 42
Награды: 0
Репутация: 3
Статус: Оффлайн
Присоединяюсь, тем более, что никогда не понимала, как можно молиться на мертвое тело?

Христос же всегда живой, он внутри! Христос - это радость! Это ... эх, даже слов таких нет, когда Его чувствуешь в себе! Это беспричинность...

Что дяденька написал, ужас-то какой - с открытыми глазами, с закрытыми...:
Владимир писал:
"Латинский крест с фигурой Христа, обязательный в католицизме. Когда Христос изображен с закрытыми глазами, крест носит название «Мертвый Христос», с открытыми - «Христос в агонии».

У нас в клетке есть простейшая - митохондрия, так вот в ней есть криста... как крест наш... его, то есть ее и несем по жизни. Прямая связь с окислительными процессами... То есть когда ходим кислыми и унылыми. Когда радости нет.
А ведь кислым ходить, унылым, гневным и печальным - грех.

"Кристы (от лат. crista — гребень), 1) (анатомич.) выступы костей у позвоночных животных и человека, служащие для прикрепления сухожилий мышц к костям; см. Гребень. 2) (Цитол.) складки, вдающиеся в полость митохондрии и неполностью её перегораживающие. Кристы значительно увеличивают внутреннюю поверхность митохондрии. Образованы, вероятно, выростами внутренней мембраны. В сферических митохондриях Кристы ориентированы радиально, в удлинённых — чаще перпендикулярно к их длинной оси. Толщина Кристы около 160 Ǻ. Предполагается прямая зависимость между числом Кристы и активностью окислительных процессов в митохондриях. В разных клетках количество Кристы различно, например митохондрии печёночных клеток содержат мало Кристы, а сердечной мышцы — богаты Кристы; митохондрии многих тканей на ранних стадиях эмбриогенеза бедны Кристы, а с усилением энергетического обмена их число увеличивается. Количество Кристы меняется также под влиянием различных факторов (сдвигов осмотического давления и температуры, наркотиков и др.)."
http://bse.sci-lib.com/article066417.html

Во как! Крест - он не нательный... он телесный получается... wacko


Нет религии выше Истины.
 
VladimirДата: Четверг, 20 Май 2010, 14:19 | Сообщение # 7
Группа: Администраторы
Сообщений: 1672
Награды: 8
Репутация: 3
Статус: Оффлайн
Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме

После кончины первого христианского благоверного императора Константина ВеликогоЖитие.. Святой равноапостольный царь КонстантинИкона. Император Константин ВеликийМолитвыХрамы императорский престол занял его сын Констанций, который уклонился в ересь Ария, отрицавшего единосущие Сына Божия с Отцом. В утверждение святого Православия Господь явил в Иерусалиме дивное знамение. В дни Святой ПятидесятницыО празднике.. День Святой ТроицыИкона. Сошествие Святого Духа на апостоловМолитвыХрамы, 7 мая 351 года, в третьем часу утра на небе явилось изображение равноконечного Креста Господня, сиявшее неизреченным светом, превосходившим свет солнца. Свидетелем был весь народ, пораженный великим ужасом и удивлением. Явление знамения Креста началось над святой Голгофской горой, на которой был распят Господь (Мф. 27, 32 - 33; Ин. 19, 17, 41; Евр. 13, 12), и достигало горы Елеонской (Ин. 8, 1; 18, 2), отстоящей от Голгофы на расстоянии 15 стадий. Знамение переливалось всеми цветами радуги и привлекло к себе взоры всех людей. Многие люди, оставив свои дела, выходили из домов и со страхом созерцали чудное явление. Потом многочисленные толпы жителей Иерусалима с трепетом и радостью поспешили ко святому храму Воскресения.

О совершившемся чудесном явлении знамения Креста Святейший Патриарх Иерусалимский Кирилл (350 - 387) известил посланием императора Констанция, увещевал его обратиться к православной вере. Историк Древней Церкви Созомен свидетельствует, что через это явление Святого Креста многие иудеи и еллины пришли к истинной вере, покаявшись Христу Богу, и приняли Святое Крещение.

http://club-vozrojdenie.ru/publ/70-1-0-623


Наша семья



 
Форум клуба » Православная вера » Богословие » Крест. Формы крестов
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Форум - последние темы

  • парадоксы гениев, творчество и разви... (2)
  • Исскуство танца и православие? (31)
  • Популярная литература по истории Виз... (3)
  • Мой Иерусалим (21)
  • Мое паломничество (15)
  • Почему Господь Бог допустил грехопад... (16)
  • Библия о милосердии (3)
  • Пришедшим из оккультизма (8)
  • Изгнание бесов из человека (8)
  • Сердечная молитва... (27)
  • Две жел­тые кар­точ­ки опре­де­ли­ли... (1)
  • Наша азбука - это священное послание... (15)
  • В РПЦ призывают молиться о недопущен... (0)
  • Качественная работа с клиентами (0)
  • Трагедия в торговом центре в Кемеров... (0)
  • Сретенский бал в Юринском замке (0)
  • Александр Иванович Половинкин (0)
  • Русская интеллектуальная игра Intell... (1)
  • Церковь преподобных Зосимы и Саввати... (0)
  • Учреждена Марийская митрополия (3)
  • Форум - популярные темы

  • Все религии одинаковы? (252)
  • О реинкарнации (157)
  • Завещание Ленина. Мероприятие на Усп... (152)
  • Разговор об Учителях и не только (151)
  • жизнь дается Богом.. (147)
  • что такое язычество? (144)
  • Демографический приговор (143)
  • монархия ограничивается Богом? хм... (115)
  • Любовь и секс? (114)
  • Выскажитесь... (101)
  • День Святых (98)
  • О Русском национал-социализме (95)
  • Предназначение быть женой... (87)
  • Мой опыт в афоризмах и притчах (81)
  • как стать счастливым? (81)
  • Молчание - золото (80)
  • Каша в голове (78)
  • Таинство любви (74)
  • И потекла слеза... (72)
  • Патриарх Кирилл призвал православных... (70)

  • Поделиться в соц. сетях:




    Сайт работает благодаря вашим пожертвованиям.

    Форма для пожертвования:
    Рассылки Subscribe.Ru
    Лента "Душеполезное чтение"

    Наши друзья

    Общество друзей милосердия InetLog.ru
    Besucherzahler femmes russes a marier
    счетчик посещений
    Яндекс.Метрика