"О напрасном гневе" Среди толкователей Библии по поводу места в этой фразе о напрасном гневе существуют различные точки зрения. В древних рукописях Евангелия отсутствует слово “напрасно”, то есть сказано “всякий гневающийся на брата своего подлежит суду”. Поэтому многие авторы в своих толкованиях Библии вообще не упоминают слово “напрасно”, очевидно руководствуясь древними списками Евангелия, где этого слова нет.
Один из древнейших толкователей Евангелия, Иустин-философ в своей первой апологии, представленной императору Антонину (годы правления 138-161) писал так: “А о том, чтобы быть не злопамятным, услужливым для всех и негневливым, вот Его (Иисуса) слова: ударившему тебя в щеку подставь и другую, и кто берет у тебя рубашку или одежду, не препятствуй, кто разсердится, тот повинен огню” (Сочинения Иустина-философа, русский перевод Преображенского, 1892 г., стр. 46).
Толкователь Тертуллиан в своей апологии писал так: “Какой превосходнее, какой премудрее закон? Тот ли, который говорит только “не убей, не прелюбодействуй, не делай зла, не обижай никого” или тот, в котором предписывается ещё не гневаться, не иметь вожделений даже глазами, не говорить ни о ком дурно, не противиться злу” (Сочинения Тертулиана, русский перевод 1849 г., стр. 90).
О том, что такое напрасный гнев, также по разному поясняется толкователями Евангелия и по разному поясняется суть этого понятия. Святой Василий Великий допускал проявление праведного гнева, для того, чтобы исправить согрешившего. Такой гнев был направлен против греха, а не против согрешившего брата своего. Однако и Василий Великий соглашался с тем, что и такой вид гнева может перейти в гнев напрасный, потому что душа, начав с хорошего, может впасть в худое. Этот высокочтимый Святой, признавая допустимым гнев только против дьявола, писал так: “Ты гневаешься на брата своего напрасно. Ибо не напрасен ли гнев, когда один бывает причиною действия, а ты раздражаешься на другого? Не то же ли делаешь, что и псы, которые грызут камень и не трогают бросившего камень? Жалок, кто служит орудием действия, ненавистен кто действует. Против него обрати свою раздражительность - против человекоубийцы, отца лжи, делателя греха: но будь сострадателен к брату” (“Творения”, том 4, беседа 10).
Святой Григорий Богослов, не допуская проявление справедливого гнева людей благочестивых, писал так: “гнев питай на одного только дьявола, через которого ты пал” (“Творения”, том 4, слово 44). В “Слове на гневливость” этот Святой о гневе говорит так: “Сержусь на домашнего беса, на гневливость и мне кажется что этот один гнев справедлив, если уже надобно потерпеть что-нибудь из обычного людям. Знаю, что из многих корней, от которых прозябает зло, самый дикий и черный – есть гнев” (“Творения”, часть 5).
там же...