...
- Что Вы можете сказать о сегодняшних своих прихожанах? Что поменялось? - У людей на приходе очень разный уровень духовности и единения с Церковью. Кто-то свою жизнь с Церковью связал навсегда. Они вошли в Нее еще в молодости и так и остаются активными членами прихода. У кого-то появилась семья, дети, забота о них отбирает много сил. Они никуда не ушли, приходят в храм, молятся, но свое свободное время и силы отдавать приходской жизни не могут. Мы понимаем, что им трудно, ни в коем случае не осуждаем, а напротив, пытаемся как-то морально, духовно помочь.
2Что можно отметить? Я думаю, каждый священнослужитель города Москвы отмечает, что идет обновление приходского состава. Многие люди старшего поколения уже ушли. Создался контингент постоянных прихожан, чья жизнь крепко связана с жизнью прихода. А есть люди молодые, которые только начинают входить в общину: присматриваются к священнослужителям, к ходу богослужения, к таинствам (исповеди, в первую очередь), и если их это устраивает, то они тоже тянутся – и смотришь, уже появляется совершенно новый контингент людей среднего и молодого возраста.
Крылатское считается одним из элитных районов города Москвы. Многие пришли, имея тут свои квартиры, активно помогали приходу. Потом более зажиточные люди стали стараться перебираться в свои дома за пределами Москвы. Смотрим – пропадают куда-то с прихода, узнаем, что ходят уже в храмы поблизости, а некоторые даже строят своими силами часовни, если живут далеко от храма.
Сейчас в районе идет застройка (показывает на новые дома за Крылатскими холмами – М. С.), но здесь очень высоки цены на квартиры, и заселяются немногие. А из района с соседней станции метро, «Молодежная», который застраивается очень активно, наоборот, очень много людей приходят. Им тут и богослужение нравится, и то, что священнослужители всегда готовы навстречу пойти.
Так что появляются новые лица, новые семьи. Очень приятно видеть, что люди приходят семьями. В воскресные дни половину причастников составляют дети. Церковь обновляется! Правда, пока не они заботятся о приходе, а приход о них, но все равно, очень отрадно.
Огромный спрос у прихожан на беседы с пастырем. Например, если кто-то готовится к принятию Крещения, то он должен пройти катехизацию. Я думаю, в той или иной степени это имеет место и необходимо на каждом приходе. У нас на приходе тоже проводится катехизация.
- А что сейчас с теми, кто десять лет назад были детьми? Остались ли они в Церкви или, возможно, у них какой-то кризис веры произошел?
- Десять лет назад я был настоятелем в храме «Живоносный Источник» в Царицыно. Там есть гимназия. Дети заканчивали гимназию, поступали в высшие учебные заведения… Какое-то время у них еще есть связь с приходом. Но как только появляются семьи или происходит смена места жительства, она перестает быть активной. Хотя, конечно, семена веры в них были заложены, и нельзя сказать, что они ее утратили. Просто в их жизни наступил новый период. Полностью они не отрываются. Иногда приезжают молодые люди, смотришь – и вдруг узнаешь в этом взрослом человеке бывшего ученика гимназии, воскресной школы. Некоторые приезжают встретиться со старыми друзьями и одноклассниками. О ком-то мы узнаем от их родителей, что, вот, сын или дочь хочет приехать на приход, вспомнить, как прошла юность.
Более активные поступили в Свято-Тихоновский университет, были случаи, что поступали в семинарию. Сейчас в Москве служат некоторые священники, когда-то бывшие нашими прихожанами. Есть и монашествующие.
Определенно можно сказать, что влияние Церкви, прихода, полученное с детства – есть. Зерно веры заложено. Кажется, что они пронесут его в себе всю жизнь. По себе помню: с детства я был верующим, потом наступил период юности, 16 лет, потом армия… Я вроде бы верил, но вопрос о том, что я должен получить духовное образование и стать священником, созрел только после армии. А до этого твердой решимости не было. Наверное, такое свойственно всем молодым людям. Не все сразу себя определяют. Кто-то входит в Церковь еще глубже, а кто-то избирает другой путь, но все равно связь с духовной жизнью не теряет. Может, он переедет куда-то, вступит в брак, сменит храм, но в нем останется чувство благодарности приходу.
Мы, конечно, этому рады.
- Это действительно радостно слышать. Сейчас ведь часто приходится слышать о том, что молодые люди уходят из Церкви.
- И так бывает. Ведь процесс обучения носит некий принудительный характер. Ведь родители не могут совсем отпустить вожжи и совсем не контролировать действия детей. И они это понимают. Например, мать или отец настаивают: ты должен закончить институт. И внутреннее желание быть совершенно свободными выражается в какой-то неудовлетворенности. Потом процесс обучения заканчивается, и они понимают, что пришло время их выбора. И тут молодой человек может сказать: «Дорогие мама и папа, вы меня хотите видеть постоянным членом прихода, каждую субботу и воскресенье в храме, чтобы я регулярно причащался – этого не будет».
Человек вступает в океан жизни. Мирская жизнь, светские занятия – все это затягивает. Но если человек имеет веру, если он получил все, что дал ему приход, он имеет определенный внутренний стержень. А большего приход давать и не должен.
Я не думаю, что приходские школы должны сформировать монаха или священнослужителя. Они просто должны дать веру в Бога, любовь ко Христу и Церкви. Одним словом, начала духовные. Если человек входит в стихию жизни без протеста по отношению к вере – значит, он получил тот импульс, тот духовный заряд, который он пронесет всю жизнь.
Важно понимать, что человек неизбежно отойдет несколько в сторону от церковной жизни, если не связан с ней неотлучно – если не становится священнослужителем. А девушка, например, быть неотлучно при Церкви может только, если у нее хороший голос и она может петь в церковном хоре. В любом другом случае она сможет заниматься той деятельностью, которую ей дала ее профессия, но веру пронесет в своем сердце.
Исключительный случай – если у молодого человека есть склонность к монашеству. Тогда Господь его Сам приведет, выведет из мира. А в человеческих силах дать ему образование, воспитать его в вере, показать красоту богослужения и высоту Церкви.
И вот юноше или девушке привит уже вкус Церкви, а другой жизни они еще не ведают и не знают. А потом они окунутся в мирскую жизнь, которая готовит для них много неожиданностей, и им будет казаться, что она какая-то особенно приятная и интересная. Но если имеется духовный стержень, то они поймут, что с жизнью духовной это несравнимо. Мирская жизнь может только увести, прельстить.
Человек учится жить не только через положительные стороны, но и через сложные ситуации. Можно же воспитываться «от противного». Пришел, познакомился с другой жизнью, понял, что это – не то – и возвращается в Церковь. Таких примеров очень много.
взято отсюда: http://www.pravmir.ru/osnova-dux/