"Великое понимание"
|
|
Evgenei | Дата: Вторник, 27 Фев 2007, 11:39 | Сообщение # 1 |
Группа: Священнослужители-админы
Сообщений: 2989
Награды: 6
Репутация: 7
Статус: Оффлайн
| Но что же на самом деле имеется в виду под покаянием? Обычно говорят: сожаление о грехах, чувство вины, ощущение горечи и ужаса от того, что мы нанесли раны другим и самим себе. И все же такое представление является неполным. Горечь и ужас действительно составляют существенный элемент покаяния, но они не исчерпывают его, даже не являются его наиболее важной частью. Мы ближе подойдем к существу вопроса, если рассмотрим буквальный смысл греческого слова, обозначающего покаяние: metanoia. Оно означает "изменение ума": не просто сожаление о прошлом, но фундаментальная трансформация нашей способности смотреть на вещи, новый взгляд на самих себя, на других и на Бога - "великое понимание", по слову Пастыря Ерма. Великое понимание - но не обязательно эмоциональный кризис. Покаяние - это не приступ угрызений совести и жалости к себе, но обращение, перенесение центра нашей жизни на Святую Троицу. Как "новый ум", обращение, перенесение центра существования, покаяние - прежде всего позитивно, не негативно. Как говорит св. Иоанн Лествичник, "покаяние есть дочерь надежды и отвержение отчаяния". Это не упадок духа, но энергичное ожидание; это не значит, что ты оказался в тупике, но что ты обретаешь выход. Это не ненависть к себе, но утверждение своего истинного "я" как созданного по образу Божию. Каяться - значит смотреть не вниз на свои собственные недостатки, но вверх - на любовь Божию; не назад, упрекая себя, но вперед - с доверием и надеждой. Это значит видеть не то, чем я не смог быть, но то, чем я еще, по благодати Христовой, могу стать. Истолкованное в этом позитивном смысле, покаяние видится не только как единичный акт, но как постоянная установка. В личном опыте каждого человека бывают решающие моменты обращения, но в настоящей жизни работа покаяния всегда остается незавершенной. Поворот, или переориентация, должны постоянно обновляться; в течение жизни вплоть до момента смерти, как считал авва Сисой, "изменение ума" должно становиться все более радикальным, "великое понимание" - все более глубоким. Св. Феофан Затворник утверждает: "Покаяние - это начало и краеугольный камень нашей новой жизни во Христе; оно должно быть не только вначале, а и на протяжении нашего возрастания в этой жизни, углубляться по мере того, как мы совершенствуемся". взято отсюда: http://www.pravmir.ru/article_1797.html
Мир Вам!
|
|
| |
Evgenei | Дата: Вторник, 27 Фев 2007, 11:40 | Сообщение # 2 |
Группа: Священнослужители-админы
Сообщений: 2989
Награды: 6
Репутация: 7
Статус: Оффлайн
| Положительный характер покаяния станет совершенно очевидным, если мы обратим внимание на то, что предшествует уже приведенным словам Христа: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Мф 4, 17). В предыдущем стихе евангелист цитирует Исайю (9, 2): "Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет". Таков непосредственный контекст Господней заповеди о покаянии: она предваряется указанием на "великий свет", освещающий тех, кто во тьме, и за ней следует указание на приближение Царства. Покаяние поэтому есть просвещение, переход из тьмы в свет; покаяться - значит открыть свой взор божественному сиянию, не печально сидеть в сумерках, но приветствовать восход. И покаяние также эсхатологично: оно есть открытость к Последним Вещам, которые не где-то в будущем, но уже присутствуют в настоящем; покаяться - значит признать, что Царство Небесное - посреди нас, уже действует в нас и что, если только мы примем пришествие Царства, все вокруг станет новым для нас. Соотношение между покаянием и пришествием великого света особенно значимо. Пока вы не увидите свет Христов, вы не сможете в действительности увидеть своих грехов. Пока в комнате темно, говорит епископ Феофан Затворник, вы не замечаете грязи, но при ярком освещении можно различить каждую пылинку. Так же обстоит дело и с комнатой нашей души. Порядок не таков, что мы должны сначала покаяться, а потом осознать присутствие Христа; ибо только тогда, когда свет Христов уже вошел в нашу жизнь, мы действительно начинаем понимать свою греховность. "Каяться, - говорит св. Иоанн Кронштадтский, - значит знать, что в твоем сердце - ложь"; но ты не можешь обнаружить присутствие лжи, если еще не имеешь некоторого понятия об истине. Как говорит Уоткин, "грех [... ] это тень, которая возникает, когда какая-либо привязанность воли преграждает путь свету Божию и препятствует ему просвещать душу. Таким образом, познание Бога порождает чувство греха, а не наоборот". Согласно отцам пустыни, "чем ближе человек к Богу, тем яснее он видит, что он грешник". В качестве примера они приводят Исайю: сначала он видит Господа на престоле и слышит серафимов, возглашающих: свят, свят, свят; и лишь после этого видения он восклицает: Торе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами" (Ис 6, 1-5).
Мир Вам!
|
|
| |
Evgenei | Дата: Вторник, 27 Фев 2007, 11:40 | Сообщение # 3 |
Группа: Священнослужители-админы
Сообщений: 2989
Награды: 6
Репутация: 7
Статус: Оффлайн
| Таково начало покаяния: видение красоты, а не безобразия; осознание Божественной славы, а не собственного убожества. "Блаженны плачущие, ибо они утешатся" (Мф 5, 4): покаяние означает не просто оплакивание своих грехов, но утешение (paraklesis), которое возникает от уверенности в Божьем прощении. "Великое понимание" и "изменение ума", означающие покаяние, состоят именно в этом: в понимании, что свет во тьме светит и тьма не объяла его (Ин 1, 5). Другими словами, каяться - значит осознавать, что существует как добро, так и зло, как любовь, так и ненависть; значит утверждать, что добро сильнее, верить в конечную победу любви. Кающийся человек - это тот, кто признает и принимает чудо: Бог имеет власть прощать грехи. И поскольку он принимает это чудо, прошлое для него больше не является невыносимым бременем, ибо он больше не считает прошлое необратимым. Божественное прощение разрывает цепь причин и следствий и развязывает в сердце человека узлы, которые он сам не в состоянии распутать. Многие сожалеют и скорбят о своих прошлых поступках, но в отчаянии говорят себе: "Я не могу себе простить того, что я сделал". Неспособные простить себя самих, они равным образом не могут поверить, что они прощены Богом, а также и другими человеческими существами. Такие люди, несмотря на интенсивность их страдания, еще и не начинали каяться. Они еще не достигли "великого понимания", то есть знания того, что любовь побеждает. Они еще не пережили "изменения ума", которое заключается в том, что человек может сказать: "Я принят Богом; от меня требуется, чтобы я признал факт моего принятия". В этом сущность покаяния.
Мир Вам!
|
|
| |
RRRoman | Дата: Вторник, 27 Фев 2007, 12:26 | Сообщение # 4 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 1724
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
| СпасиБо
Жить - поистине, самое великое и тонкое искусство :)
|
|
| |
Evgenei | Дата: Вторник, 27 Фев 2007, 15:28 | Сообщение # 5 |
Группа: Священнослужители-админы
Сообщений: 2989
Награды: 6
Репутация: 7
Статус: Оффлайн
| RRRoman, а мнение свое?
Мир Вам!
|
|
| |
RRRoman | Дата: Вторник, 27 Фев 2007, 18:31 | Сообщение # 6 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 1724
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
| jedi, мое мнение здесь будет лишним и ненужным
Жить - поистине, самое великое и тонкое искусство :)
|
|
| |
Evgenei | Дата: Вторник, 27 Фев 2007, 19:33 | Сообщение # 7 |
Группа: Священнослужители-админы
Сообщений: 2989
Награды: 6
Репутация: 7
Статус: Оффлайн
| RRRoman, увы...
Мир Вам!
|
|
| |
RRRoman | Дата: Вторник, 27 Фев 2007, 21:03 | Сообщение # 8 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 1724
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
| jedi, ну почему увы? здесь Сказано все, что должно было быть.
Жить - поистине, самое великое и тонкое искусство :)
|
|
| |
Evgenei | Дата: Вторник, 27 Фев 2007, 21:03 | Сообщение # 9 |
Группа: Священнослужители-админы
Сообщений: 2989
Награды: 6
Репутация: 7
Статус: Оффлайн
| Обычно под страхом "Божия" понимается страх наказания, страх перед Богом... После чтения и из своего опыта прихожу, что это не обыденный страх и нельзя его понимать как страх, это страх грешить, не любви, а не страх перед Богом, ведь если боятся Бога, тогда как его любить?
Мир Вам!
|
|
| |
Evgenei | Дата: Вторник, 27 Фев 2007, 21:03 | Сообщение # 10 |
Группа: Священнослужители-админы
Сообщений: 2989
Награды: 6
Репутация: 7
Статус: Оффлайн
| Так ли это или нет? Давайте разберемся...
Мир Вам!
|
|
| |
Evgenei | Дата: Вторник, 27 Фев 2007, 21:03 | Сообщение # 11 |
Группа: Священнослужители-админы
Сообщений: 2989
Награды: 6
Репутация: 7
Статус: Оффлайн
| несколько лет назад было взято интервью у Аллы Андреевой (жены Даниила Андреевой - поэта, писателя мистика). "Страх Божий" не самые удачные слова. Жить в понимании Божьем, понимаете, нельзя чего то делать, не потому что Господь, Бог, накажет, а потому что он есть, просто потому что он есть, я создание Божие, а если я создание Божие, я должна всё-таки стараться действовать так как он хочет, чтобы я действовал. И где здесь страх, где ограничение , оковы?
Мир Вам!
|
|
| |
netraa | Дата: Вторник, 27 Фев 2007, 21:03 | Сообщение # 12 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 225
Награды: 0
Репутация: 3
Статус: Оффлайн
| страх Божий.. Иисус говорил, что Бог и есть Любовь когда видишь свою греховность, гордыню, сколько зла делала людям мыслями и поступками.. душа рыдает.. и приходит понимание.. в какой грязи жила, сколько была зла внутри, после этого уже не хочется грешить и зачернять свою душу, прикладываешь все силы.. только вера в Бога может помочь очиститься.. не так просто придти к вере.. ведь Бог показывает всю греховность, нужно терпеть и смиряться, только так можно избавиться от гордыни и тщеславия ведь мы сами грешим, делаем зло.. другим и себе.. потом за это расплачиваемся поэтому Бога нужно благодарить за все.. за то, что все показывает и очищает через покаяние когда познаешь Любовь в сердце.. хоть на день - несколько дней.. уже стремишься к Свету, Богу.. тогда легче смиряться.. в поем понимание это и есть страх Божий.. не кормить зло.. жить с любовью в сердце и дарить любовь, быть милосердной
"Жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем моё почтение" Преп. Амвросий Оптинский
|
|
| |
Evgenei | Дата: Вторник, 27 Фев 2007, 21:03 | Сообщение # 13 |
Группа: Священнослужители-админы
Сообщений: 2989
Награды: 6
Репутация: 7
Статус: Оффлайн
| И бог не наказывает, он дает те испытания, которые мы можем вынести...
Мир Вам!
|
|
| |
netraa | Дата: Вторник, 27 Фев 2007, 21:04 | Сообщение # 14 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 225
Награды: 0
Репутация: 3
Статус: Оффлайн
| согалсна, так и есть нужно очищаться от эго, которое сковывает душу
"Жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем моё почтение" Преп. Амвросий Оптинский
|
|
| |
Evgenei | Дата: Вторник, 27 Фев 2007, 21:04 | Сообщение # 15 |
Группа: Священнослужители-админы
Сообщений: 2989
Награды: 6
Репутация: 7
Статус: Оффлайн
| netraa, вот испытания даются, и у человека есть выбор как поступить...
Мир Вам!
|
|
| |