Основные темы сайта:
Поделиться:
Форма входа:

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Модератор форума: Mixail_Borisov, ИванЯ  
Форум клуба » О жизни » Культурные события » Попытка подмены изучения в школах основ религиозной культуры
Попытка подмены изучения в школах основ религиозной культуры
sirahpremДата: Вторник, 01 Дек 2009, 16:37 | Сообщение # 1
Группа: Священнослужители-модераторы
Сообщений: 213
Награды: 3
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Прошу прочитать статьи Игоря Понкина и обсудить их на форуме. Ссылка: http://www.rusk.ru/tema/religia/osnovy_pravoslavnoj_kul_tury/

Отец Алексей. Свет Христов просвещает всех!

Сообщение отредактировал sirahprem - Вторник, 01 Дек 2009, 16:38
 
VladimirДата: Вторник, 01 Дек 2009, 16:51 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 1672
Награды: 8
Репутация: 3
Статус: Оффлайн
Прочитал.
Для удобства выкладываю на форум:

Образовательный стандарт попирает права православных

Игорь Понкин, Русская линия

Основы православной культуры / 17.11.2009

Обращение к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу …

Обращение и.о. заместителя председателя Комиссии по защите прав ребенка и других участников образовательного процесса Общественной палаты по образованию в городе Москве, докт. юридич. наук И.В. Понкина и эксперта Комиссии докт. юридич. наук, проф. М.Н. Кузнецова от 13.11.2009 № 35 к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу

Ваше Святейшество!

Утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - стандарт школьного образования) грубо противоречит законодательству Российской Федерации, противоречит законным интересам православного населения России и, судя по неоднократно уже озвученной Вами позиции, интересам Русской Православной Церкви, с ними не разрывным.

Рассматриваемый стандарт школьного образования выхолащивает смысл и позитивное содержание решения Президента России от 21.07.2009 о введении в школах изучения основ религиозной культуры и тем самым дискредитирует главу государства в глазах миллионов граждан, которые с одобрением восприняли указанное решение Президента России. В данном стандарте проигнорированы договоренности, достигнутые в рамках Вашей встречи с руководителем Администрации Президента РФ С.Е. Нарышкиным, первым заместителем руководителя Администрации Президента РФ В.Ю. Сурковым и министром образования и науки РФ А.А. Фурсенко от 19.03.2009. В протоколе этой встречи зафиксирована договоренность сторон ввести «в рамках духовно-нравственной образовательной области» избираемые родителями школьников для их обучения учебные курсы религиозной культуры (православной, либо исламской и др.), или курс нерелигиозной этики, или полирелигиоведческий курс.

Однако содержание п. 12.4 «Основы духовно-нравственной культуры народов России» стандарта является фактически искажением и подлогом содержания инициативы от 21.07.2009, так как школьникам навязывается общеобязательный со смешанным содержанием предмет, в рамках которого до половины учебного времени они будут вынуждены совместно изучать вульгарно-секуляристское религиоведение. Нигде во всём стандарте инициатива Президента России не нашла надлежащего, точно, ясно и адекватно сформулированного отражения.

Согласно п. 12.4, строке 4 таблицы п. 19.3, а также п. 19.6 нового стандарта, вместо православной культуры школьники, родители которых добровольно и осознанно выбрали для изучения ими именно этот предмет, получат идеологизированный суррогат, имеющий очень отдаленное отношение к изучению православной культуры. При этом явно и грубо подменяется содержание предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (п. 12.4) и предмета «Православная культура» на вульгарно-секуляристское религиоведение псевдонаучного характера, насыщенное сомнительными идеологическими установками. Стандартом установлено, что всем детям при изучении любого из предметов конкретной религиозной культуры будут насильно навязываться все религии сразу, не учитывая мнение родителей детей и их самих, грубо нарушая их свободу совести.

В стандарте устанавливается, что всем детям независимо от их выбора будут преподаваться «первоначальные представления о светской этике, о традиционных религиях», «первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности» (пп. 4 и 5 п. 12.4), у них будет формироваться «готовность к духовному саморазвитию» - очевидно, в рамках прослеживаемых по тексту стандарта сомнительных и расплывчатых идеологических установок (пп. 1 п. 12.4). Все эти задачи не имеют прямого отношения к изучению основ, ценностей и традиций конкретных религиозных культур, что, собственно, должно составлять преобладающее содержание занятий по основам конкретной религиозной культуры.

Стандарт закрепляет задачу формирования у детей «нравственности, основанной на свободе совести» (пп. 6 п. 12.4), а не нравственности, основанной на культурных традициях народов России. Мало того, что это положение само по себе абсурдно (так же, как, например, основанная на свободе передвижения или на свободе выбора профессии «нравственность»), оно предусматривает свободный допуск в школы любых ценностных ориентаций, не исключая религиозного сатанизма и оккультизма, вероучений любых самых изуверских сект, поскольку свобода совести, сама по себе, юридически не препятствует распространению такого рода деструктивных религиозных убеждений.

В п. 10 стандарта предусмотрено формирование у детей туманных идеологических «гуманистических ценностных ориентаций», а в п. 19.6 - «гуманистического мировоззрения» (полагаем, в духе т.н. «Гуманистического манифеста 2000»). При этом стандарт школьного образования предусматривает обязательность «принятия» обучающимися комплекса установок и ценностей (п. 8), очевидно, указанной выше мировоззренческо-идеологической направленности, что противоречит ст. 29 Конституции Российской Федерации, гарантирующей свободу мысли.

Таким образом, рассматриваемым стандартом фактически подменено содержание решения Президента России от 21.07.2009 о введении в школах изучения основ религиозной культуры, поддержанное руководителями религиозных организаций исторически представленных в России традиционных религий. Вместо избранной родителями для изучения их ребенком конкретной религиозной культуры дети, в соответствии с указанными положениями стандарта, вынуждены будут совместно изучать множество разных религий и против их воли усваивать сведения, имеющие очень отдаленное отношение к конкретной религиозной культуре. Это противоречит конституционной гарантии свободы совести (ст. 28), согласно которой недопустимо навязывание религиозной информации, совершаемое против желания детей и их родителей!

Совершенно очевидно, что в новом стандарте школьного образования проигнорировано требование Президента России обеспечить добровольность выбора детьми и их родителями предмета конкретной религиозной культуры и недопустимость принуждения. В результате, установленный в новом стандарте школьного образования механизм реализации предмета «Православная культура» будет побуждать православные семьи массово отказываться от посещения их детьми этого учебного предмета и станет причиной социального конфликта и протестов в российском обществе.

Следовательно, в этой части новый стандарт школьного образования противоречит ст. 28, 29, 14 и 13 Конституции Российской Федерации, п. 4 ст. 2 Закона РФ «Об образовании», ст. 3 и 4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Прежде всего, нарушается запрет вовлечения малолетних в религиозные объединения, а также запрет обучения малолетних детей религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих (п. 5 ст. 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

Важно подчеркнуть, что не учтено ни одно из предложений и требований Русской Православной Церкви (распространение предметной области, включающей предмет «Православная культура», на все годы обучения (минимум 1 час в неделю при пятидневной или шестидневной учебной неделе); требование согласования с Русской Православной Церковью кандидатур учителей православной культуры; иное, нежели навязываемое чиновниками Минобрнауки, содержание предмета «Православная культура», гарантии недопустимости навязывания множества религий и вульгарно-секуляристского религиоведения под видом преподавания одной религиозной культуры и др.).

Все это приведет к тому, что продекларированная в стандарте задача «построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества» (п. 7) будет выполнена с точностью до наоборот, спровоцировав серьезные межрелигиозные и межнациональные конфликты в российском обществе, когда православные будут обоснованно возмущаться, что их детям навязывается иудаизм или ислам, семьи иудаистов - что их детей обучают другим религиям против их воли и т.д.

Сложившаяся ситуация поражает ещё и тем, что руководство Минобрнауки России продолжает дезинформировать Русскую Православную Церковь относительно реальных содержания и направленности принятого федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Так, 6 ноября с.г. замминистра И.И. Калина попытался в очередной раз ввести в заблуждение председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации, заявив, что Русская Православная Церковь может не тревожиться по поводу сохранения практики преподавания Основ православной культуры в тех регионах, где таковая существует, «вне зависимости от эксперимента», что «в данных случаях преподавание ОПК должно регламентироваться основными положениями «Примерного соглашения о сотрудничестве органа управления образованием субъекта Российской Федерации и централизованной религиозной организации Епархии РПЦ», одобренного в августе 2007 года»[1]. Однако замминистра не может не знать (в силу активного участия в этих процессах), что в настоящее время полностью отсутствуют правовые возможности для продолжения преподавания православной культуры в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях вне рамок обозначенного «эксперимента». После изменений в законодательстве об образовании в конце 2007 года и после введения в действие рассматриваемого нового стандарта школьного образования не будет никаких юридических оснований для продолжения существовавшей более 17 лет практики преподавания православной культуры в российских школах, охватывавшей, по данным специального доклада Общественной палаты Российской Федерации, к 2006 году до 600 тысяч обучающихся (добровольно, с согласия их самих и их родителей), и такая практика будет вполне ожидаемо объявлена незаконной.

Подписанный А.А. Фурсенко стандарт школьного образования неправомерно сужает объем вариативной части (в урочной части) до неадекватно малого объема, т.е. по существу - исключает ее, почти полностью замещая ее 20-процентный объем от общего объема основной образовательной программы внеурочной деятельностью (п. 19.3 стандарта).

А указанное примерное соглашение было намеренно подготовлено на столь некомпетентном уровне и в настолько размытых абстрактных формулировках, не содержа никаких правовых обязательств сторон, никаких правовых механизмов, что не может являться и оцениваться в качестве основы для продолжения практики преподавания основ православной культуры в регионах. С таким же успехом можно было сослаться на закон о пчеловодстве.

Таким образом, указанные действия и взгляды ряда чиновников, воплощенные в новом стандарте, прямо способствуют выхолащиванию позитивного потенциала, блокированию и дискредитации решения Президента России от 21 июля 2009 г.

В среднесрочной и долгосрочной перспективе принятый Минобрнауки России федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования объективно способствует приведению российского общества в состояние т.н. аномии, то есть в кризисное нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, характеризующееся разложением системы нравственных ценностей, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации, апатией, разочарованностью населения.

Основаниями для такого вывода выступают следующие положения нового стандарта школьного образования:

- навязывание детям «идеологии гуманизма» (п. 10, 12, 19.6);

- вытеснение нравственности, основанной на культурных и религиозных традициях народов России, формированием «нравственности, основанной на свободе совести» (пп. 6 п. 12.4), «нравственно-этических ценностей народов других стран» (п. 19.6), абстрактных «общечеловеческих ценностей» (п. 19.6);

- критическая выхолощенность требований к реализации содержания предметной области по филологии, в которой не предусмотрено даже простое знание детьми своего родного языка! (строка 1 таблицы п. 19.3);

- принудительное навязывание детям вульгарно-секуляристского религиоведения (п. 12.4, строка 4 таблицы п. 19.3, п. 19.6).

С другой стороны, все записанные в этом стандарте положения о патриотическом воспитании детей и об их приобщении к культурам своих народов остаются лишь декларативными, пустыми, не подкрепленными в этом стандарте никакими реальными механизмами (конкретными требованиями). Более того, эти декларации автоматически превращаются в фикции из-за множества других, более конкретно сформулированных, положений, имеющих совершенно иную идеологическую направленность.

Сегмент нового стандарта школьного образования, посвященный вопросам «формирования культуры здорового и безопасного образа жизни» настолько переполнен откровенно странными положениями, что обоснованно вызывает опасения, что всё это выльется в очередной растлевающий детей «секспросвет», провоцирующий детей на раннее начало половой жизни и формирующий сексуальные перверсии (отклонения). Так, п. 19.7 предусматривает «пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье» (каковы основания предполагать, что до того - в семье и дошкольном учреждении у ребенка такое желание отсутствовало или «спало»?) и «формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены» (каковы основания считать проблему боязни детей обращаться к врачам настолько масштабной и критической, что нужно закладывать в стандарт такую задачу?). Полагаем, что такие формулировки, позволяющие правоприменителям толковать их чрезмерно широко, без установления ограничений, направленных на защиту традиционных нравственных, в том числе семейных, ценностей, могут нанести серьезный урон нравственности подрастающего поколения, общественной нравственности в целом и институту семьи.

Таким образом, новый стандарт школьного образования обладает множеством существенных недостатков, требующих приостановления его регистрации в Минюсте России (или отмены его регистрации, если таковая уже состоялась).

Просим Вас обратиться к Президенту России с просьбой о приостановлении утверждения и регистрации стандарта, взять под личный контроль участие Русской Православной Церкви в исполнении договоренностей с Президентом России от 21.07.2009, добиться согласования содержания стандарта с Русской Православной Церкви.

С глубоким уважением,

И.о. заместителя председателя Комиссии по защите прав ребенка и других участников образовательного процесса Общественной палаты по образованию в городе Москве, доктор юридических наук И.В. Понкин,

Эксперт Комиссии, доктор юридических наук, профессор М.Н. Кузнецов


Наша семья



 
Mixail_BorisovДата: Вторник, 01 Дек 2009, 18:15 | Сообщение # 3
Группа: Модераторы
Сообщений: 143
Награды: 2
Репутация: 1
Статус: Оффлайн
Что тут сказать, наверное, и последняя передача по телеканалу "Культура" "Тем временем тоже показала как все еще много противников в нашей многострадальной стране у традиционной веры, а также у исконно-русских (не по национальному признаку только, ибо и о грузинах, туркменах, татарах, живущих в нашей стране говорят: русский) традиций и культуры. С чем это связано, Скорее всего отчасти с диктатом из-за бугра нашим коррумпированным и купленным за 30 серебрянников чиновникам от образования, которым даже политическая воля президента страны не указ, отчасти с тем, что свет, который несет православие, высвечивает все язвы, гнилые конструкции. А ТАКЖЕ ИХ ОТНОШЕНИЕ ТК СВОЕМУ ДЕЛО, НУ И НАКОНЕЦ, как мне кажется нежеланием вообще что-либо делать для улучшения обстановки в обществе. Ведь в мутной воде, можно производить любые манипуляции и этого никто не заметит. А в духовном палане это, скорее всего потому, что если в душе человека нет света, то следуя мудрости, что свято место пусто не бывает, она заполняется тьмой. Если мы не с Богом, то против Него, Иного не бывает. Следовательно, сейчас идет отбор верных и наоборот показываются неверные Истине Христовой. И это еще одно доказательство правильности православного мировоззрения. А наша православных людей, задача пронять суть всех подмен и хитросплетений вокруг повышения русскости подростающего поколения и своим личным примером показать ущербность этих потуг.
 
ИванЯДата: Вторник, 01 Дек 2009, 20:48 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Сообщений: 54
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Спасибо за статью, очень печальные процессы...

Иван Смирнов
 
solnce-88Дата: Вторник, 01 Дек 2009, 21:29 | Сообщение # 5
Группа: Модераторы
Сообщений: 42
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Лично мне кажется что надо не только в школе вводить предмет этот. Сейчас дети очень испорчены... я не думаю что у правительства дети ангелы...Как может измениться работа в школе? больше предметов? или внеклассных занятий? Да лучше в школах некоторые предметы убрать..или часов предметов этих меньше сделать...вот я знаю что запретили предмет валеологию...в школах надеюсь не преподают сейчас..а вот в университетах некоторых есть..этот предмет только портит молодежь..хотелось бы мне узнать мнение правительства чем не угодили предметы православного характера..

Катюшка
 
sirahpremДата: Среда, 02 Дек 2009, 09:17 | Сообщение # 6
Группа: Священнослужители-модераторы
Сообщений: 213
Награды: 3
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
ВЫКЛАДЫВАЮ вторую статью с анализом происходящего.

Противодействие ведению основ религиозной культуры

Игорь Понкин, Русская линия

Основы православной культуры / 25.09.2009

Анализ ситуации, связанной с исполнением решения Президента Российской Федерации Д.А. Медведева о введении изучения в школах основ религиозной культуры …
Анализ ситуации, сложившейся в связи с исполнением решения Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 21 июля 2009 года о введении изучения в школах основ религиозной культуры, позволяет утверждать о наличии серьезных препятствий, в т.ч. сознательного противодействия ряда представителей Минобрнауки РФ реализации указанного решения.

1. Идеологическая подоплека противодействия
Причиной противодействия реализации указанного решения главы государства является конфликт интересов православной части населения России и группы идеологически ангажированных чиновников Минобрнауки России, которым свойственно неприязненное отношение и нетерпимость к Русской Православной Церкви, в результате чего, по существу, дискриминируются православные граждане страны. Этот конфликт развивается уже в течение нескольких лет по вопросу о добровольном изучении в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях православной культуры (и иных религиозных культур исторически представленных в России религий).

Многолетнее противоправное препятствование добровольному изучению православной культуры в школах со стороны ряда руководящих чиновников Минобрнауки России обусловлено их идеологической предвзятостью. Имеется много подтверждающих это фактов.

Так, замминистра образования и науки И.И. Калина в подписанном им Письме Минобрнауки России от 15.03.2007 № 03-519 требовал формировать у школьников "планетарное сознание" (известный постулат ряда оккультных сект), а также рекомендовал использовать "для обучения правам человека" пособие "Права человека" (изд-во "Русское слово"), формирующее оскорбительный образ православных граждан и возбуждающее вражду к православным, к примеру, в следующем фрагменте: "Школа учит одному, семья же - совсем другому. Или школа заставит мальчика отказаться от Бога, или семья делает из него святошу. В наше время середины быть не может. А пока будет идти спор, два жернова могут перемолоть, перекалечить жизнь ребенку. Пусть родители веруют, как хотят и во что хотят, но не портят мальчику будущего. Его будущее принадлежит не только им. Волей или неволей они становятся преступниками перед обществом" (с. 112-113).

Начальник Департамента Минобрнауки России И.М. Реморенко в его недавних публичных выступлениях ("Разное управление для разного образования", "Идеологический дурман образовательных документов", "Потерянное управление", опубликованных также в Интернете [1]) выступал против формирования в школе у обучающихся уважительного отношения к своей стране, Конституции России, Государственному флагу и Государственному гербу Российской Федерации.

Министр А.А. Фурсенко отличился тем, что создаёт особые преференции пособию "Религии мира: история, культура, вероучение. 10-11 кл." под ред. А.О. Чубарьяна, пропагандирующему и навязывающему школьникам социально опасные религиозные секты саентологии, Блаватской, "Свидетелей Иеговы" и неоиндуистские секты (с. 383-384). И это далеко не весь перечень свидетельств явной идеологической ангажированности этих чиновников.

2. Направления действий противников инициативы Президента в целях ее саботажа и полного блокирования
В настоящее время группа высокопоставленных чиновников Минобрнауки России извращает принятое и озвученное 21 июля с.г. решение Президента Российской Федерации Д.А. Медведева о введении изучения в школах основ религиозной культуры (православной, мусульманской и др. культур), стремится подменить суть инициативы и механизма ее реализации, совместно выработанных и согласованных Президентом Российской Федерации и Русской Православной Церковью (и другими религиозными организациями) и отвечающих сложившемуся социальному образовательному запросу [2] православного населения России. Это осуществляется посредством направления ("канализирования") реализации инициатив Президента в русле, отвечающем собственным узким идеологическим интересам группы чиновников (в числе которых мотивация нетерпимости к православному христианству).

Ситуация усугубляется тем, что информация о ходе исполнения Минобрнауки России вышеуказанных поручений Президента России, тщательно скрывается от общественности, что позволит поставить ее в дальнейшем уже перед фактом принятых решений, обжалование и обратное "отыгрывание" которых будет крайне затруднительно или невозможно.

Анализ деятельности и выступлений представителей руководства Минобрнауки России в последние 2 месяца позволяет выявить следующие направления искажения и "канализирования" инициативы Президента в целях ее саботажа и, в конечном итоге, полного блокирования.

2.1. Принудительное "ужимание" практики преподавания православной культуры в школах (до настоящего времени реализовывавшейся в различных классах - от первого до одиннадцатого, в самых разных сочетаниях) до совершенно нереального времени изучения - 1-2 четвертей одного класса (максимум - еще одного, следующего) в течение всего периода школьного образования (!) якобы в целях федерального эксперимента, который в дальнейшем " распространится на все классы ".

Реально, православной общественности навязывается сведение реализации курсов православной культуры исключительно к концу 4 класса. Об этом уже не раз публично заявлял министр А.А. Фурсенко. Представленный его заместителем И.И. Калиной в начале августа руководству Русской Православной Церкви проект документа "Базисный учебный план..." из пакета принятого Минобрнауки России за основу проекта федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) проекта группы А.М. Кондакова предусматривает, что учебный курс "Духовная культура народов России" (включающий в качестве модуля "Православную культуру") " изучается в 4 классе во втором полугодии в объеме 1 часа в неделю или в 4-ой четверти в объеме 2-х часов в неделю " (с. 6) (изъятых, судя по материалам группы А.М. Кондакова, скорее всего, из преподавания русского языка).

Как заявил министр образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко: "Эксперимент по преподаванию основ религиозной культуры и светской этики планируется начать в последней четверти наступающего учебного года в 18 регионах страны. Эксперимент будет проводиться для учеников четвертых классов" [3]; "На период эксперимента предмет будет включен в региональный компонент учебного плана. Нигде вводиться за счет базовой части образовательной программы он не будет. В обязательную программу "Духовно-нравственное воспитание" должно войти через три года" [4].

Как заявил директор Департамента госполитики в образовании Минобрнауки России И.М. Реморенко: "Преподавание комплексного учебного курса планируется проводить в течение двух четвертей общеобразовательной школы: в 4-м классе (IV четверть) и в 5 классе (I четверть)" [5]. По его словам, "во исполнение поручения Президента России Дмитрия Медведева Министерство образования и науки Российской Федерации подготовило проект распоряжения Правительства России, предусматривающий организационные меры по апробации в субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса "Основы религиозных культуры и светской этики"" [6].

При этом в выступлениях Президента России на совещании по вопросам преподавания в школах основ религиозной культуры и этики 21 июля 2009 г. вполне обоснованно не давались детальные предписания относительно порядка проведения "эксперимента" - введения изучения православной культуры и альтернативных предметов. Не было сказано и то, что эти предметы должны изучаться всего лишь несколько месяцев в четвертом классе, либо частично (ишь 1-2 четверти) в четвертом и пятом классах.

Руководствуясь принципом "за 4 года или падишах, или ишак умрет", всё чаще звучащим в кулуарах Минобрнауки в связи с инициативой Президента России, чиновники Минобрнауки необоснованно сводят реализацию изучения православной культуры к последней четверти четвертого класса, без продолжения в последующих классах. Заявления И.И. Калины и А.М. Кондакова в августе-сентябре 2009 г. дают все основания для такого вывода.

Отведение столь ничтожно, нереально малого учебного периода в ФГОС НОО (и в целом, в общеобразовательной школе) на реализацию инициативы Президента России полностью дискредитирует ее, является, по существу, способом заблокировать изучение основ религиозной культуры в школе, поскольку проект федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (для 5-9 классов общеобразовательной школы) планируется к разработке не ранее, чем к 2012-2013 гг. Следовательно, возможность предметно обсуждать и закрепить правовые и методические основы введения таких курсов и предметов в пятом и более старших классах объективно появится только через несколько лет. Однако правовые возможности изучения религиозной культуры в рамках вариативной части стандарта были исключены в законодательстве об образовании ещё в декабре 2007 г., вследствие чего сегодня в регионах ликвидируется существовавшая положительная 17-летняя (!!!) практика преподавания таких курсов.

При этом руководству Русской Православной Церкви внушается, что будто бы это только временно предусмотрена организация курса в конце четвертого класса, а в дальнейшем планируется продолжение курса в 5 и в последующих классах.

Имеются все основания считать, что чиновники Минобрнауки России банально лгут, как лгали осенью 2007 года, когда протаскивали законопроект, ликвидировавший региональный и школьный компоненты стандарта. Никакого продолжения не планируется.

Очевидно также, что введением изучения православной культуры лишь в конце четвертого класса невозможно заменить практику изучения православной культуры в течение многих лет (как это делалось до настоящего времени), и такое решение не отвечает сложившемуся социальному образовательному запросу православного населения России.

В начале сентября 2009 г. был представлен очередной документ из множества документов в составе "проекта стандарта" группы А.М. Кондакова - проект "Концепции предметной области "Духовно-нравственная культура народов России", включенной в инвариантную часть базисного учебного плана общеобразовательной школы в экспериментальном режиме на период 2010-2011 гг. (4 четверть 4 кл. - 1 четверть 5 кл.)" [7], из названия которого следует подтверждение сказанного выше относительно преподавания религиозной культуры в четвертом классе лишь в четвертой четверти.

На странице 3 указанного документа сказано: "В течение 2010 - 2011 гг. преподавание учебных предметов, входящих в ПО ДНКНР, осуществляется в 18 субъектах Российской Федерации в экспериментальном режиме в 4 четверти 4 кл. и 1 четверти 5 кл.".

О пятом классе можно говорить применительно к этой концепции, как уже было отмечено выше, только после готовности федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (для 5-9 классов общеобразовательной школы).

2.2. Обременение епархий Русской Православной Церкви юридически и фактически необоснованными требованиями как условие реализации преподавания православной культуры в школах
Уже неоднократно звучали заявления чиновников Минобрнауки России о том, что в федеральный эксперимент войдут только те регионы, в которых Русская Православная Церковь сможет помочь другим религиозным организациям сформировать свои модули и организовать общую работу над содержанием.
Такое требование следует признать неправомерным и несправедливым.

2.3. Создание условий и требований к содержанию и реализации курса православной культуры, которые будут побуждать православные семьи отказываться от посещения их детьми указанного учебного курса.

2.3.1. Установление требований к учителям, не удовлетворяющих социальному образовательному запросу православных граждан
Неоднократно высказанная высокопоставленными сотрудниками Минобрнауки России позиция о том, что православная культура будет преподаваться в школах только при условии ознакомления учителей православной культуры с содержанием курсов исламской культуры, культуры буддизма, культуры иудаизма, нерелигиозной этики (в объеме полного прохождения курсов повышения квалификации), подтверждает известные планы руководства Минобрнауки России. Планы, состоящие в том, что в школе будет один учитель-"многостаночник", который и станет преподавать и православную культуру, и культуру ислама, и прочие религиозные культуры. Чисто технически это сделать несложно: можно ставить уроки религиозной культуры по разным дням (последним уроком). И тогда "многостаночник" будет преподавать православную культуру, к примеру, по понедельникам, культуру иудаизма - по вторникам, и т.д. Совершенно отсутствуют требования, связанные с отношением учителя к преподаваемому курсу: он может быть агрессивным поклонником атеизма или проявлять ненависть и нетерпимость к православному христианству и православным верующим (как Адамский или Гинзбурга), быть приверженцем "валеологии" и "планетарного сознания" (как И.И. Калина), или даже быть сатанистом.

Это подтверждается так же и заявлением руководства Минобрнауки России о том, что планируется разработать и издать "Книгу для учителя", включающую под одной обложкой все конфессиональные и мировоззренческие модули.

Следует отметить, что министр образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко уточнил, что речь идет не о привлечении уже имеющихся в регионах педагогов (большого числа высококвалифицированных учителей, имеющих длительный позитивный опыт преподавания православной культуры), а о массовой кампании самостоятельного (без участия, а точнее - с изоляцией Русской Православной Церкви) перепрофилирования учителей обществознания, историков, филологов в "учителей православной культуры": "Предмет будут преподавать светские педагоги, скорее всего историки, русисты, возможно, учителя обществознания. Думаю, что к зимним каникулам мы уже разработаем программу их переподготовки" [8].

Такой подход означает полное отстранение Русской Православной Церкви от участия в одобрении (согласовании) кандидатур учителей православной культуры. Тогда как такое участие Церкви вполне соответствует европейскому опыту организации подобных учебных курсов в школе, но главное - объективно обусловлено гарантиями свободы вероисповедания, соображениями недопущения возбуждения религиозной вражды и унижения человеческого достоинства граждан по признаку отношения к религии.

Именно поэтому руководством Минобрнауки России принято решение о проведении федерального эксперимента в тех регионах, в которых нет основательно развитой практики преподавания православной культуры.

Далее. Пресс-служба Министерства образования и науки российской Федерации уточнила: "В конце 2009 - начале 2010 годов во всех регионах-участниках эксперимента будет проведено повышение квалификации учителей, участвующих в апробации проекта" [9]. Совершенно ясно, что невозможно подготовить за 2-3 месяца квалифицированного учителя православной культуры (при том, что новый учебник по православной культуре, создаваемый в рамках реализации инициативы Президента, как заявляется, будет подготовлен только к 2012 году).

Очевидно также, что такие организация и содержание обсуждаемого учебного курса принципиально не могут удовлетворить православных граждан России, которые практически со стопроцентной вероятностью станут отказываться от изучения их детьми курса якобы "православной культуры", представляющего собой смесь православия с иудаизмом или индуизмом, либо (что более вероятно) оккультно-религиозный бред, выдаваемый учителем за знания о православном христианстве (таких фактов достаточно много уже сейчас, в частности, при преподавании предмета Мировой художественной культуры). Результатом описанного подхода Минобрнауки станут вполне закономерные и ожидаемые массовые отказы православных семей от изучения их детьми такого курса. Это приведет к определенной дискредитации Русской Православной Церкви.


Отец Алексей. Свет Христов просвещает всех!
 
sirahpremДата: Среда, 02 Дек 2009, 09:18 | Сообщение # 7
Группа: Священнослужители-модераторы
Сообщений: 213
Награды: 3
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Продолжение статьи (к сожалению в один файл не получилось - лимит)

2.3.2. Навязывание учебных пособий и программ, противоречащих социальному образовательному запросу православных граждан и посягающих на свободу совести обучающихся и права их родителей
В представленной группой А.М. Кондакова "Концепции предметной области "Духовно-нравственная культура народов России", включенной в инвариантную часть базисного учебного плана общеобразовательной школы в экспериментальном режиме на период 2010-2011 гг. (4 четверть 4 кл. - 1 четверть 5 кл.)" [10] на страницах 11-12 совершенно четко закреплено требование изучать в качестве элемента курса православной культуры мировоззренческую кашу из множества иных религий. Следовательно, школьникам вновь противоправно навязывается вульгарно-секуляристский (по существу - атеистический) учебный курс.

Этот вывод подтверждается и содержанием представленного группой А.М. Кондакова в сентябре 2009 года документа "Примерная программа по духовно-нравственной культуре России", свидетельствующего о том, что вместо изучения православной культуры детям будет навязываться изучение именно вульгарно-секуляристского "религиоведения" псевдонаучного характера.

Например, в качестве одной из задач курса обозначено: "понимание и принятие обучающимися общего, особенного и уникального в каждой из традиционных религий и этике, основанной на отечественных культурных традициях" (с. 2 указанного документа).

При этом задуманная группой А.М. Кондакова структура курса выглядит в общих чертах следующим образом:

"Курс состоит из 4 тематических блоков
Четвертая четверть 4 класса (14 часов).
Тематический блок 1 (примерно - 2 часа), общий для всех 6 модулей - "Нравственность в жизни человека и общества".
Тематический блок 2 (примерно - 12 часов) разделяется на модули - "Введение в православную культуру", "Введение в исламскую культуру", "Введение в иудейскую культуру", "Введение в буддистскую культуру", "Основы этики", "Традиционные религии"
Первая четверть 5 класса (16 часов)
Тематический блок 3 (примерно - 8 часов) разделяется на модули - "Православие в России", "Ислам в России", "Иудаизм в России", "Буддизм в России", "Нравственные подвиги россиян", "Традиционные религии в России".
Тематический блок 4 (примерно - 8 часов) - "Введение в духовную традицию России" организуется посредством интеграции содержания модулей на основе трех базовых национальных ценностей - религия, Отечество, семья" (с. 3-4 документа "Примерная программа по духовно-нравственной культуре России").

Очевидно, что введение такого учебного курса совершенно не соответствует реально существующему социальному образовательному запросу, противоречит вышеозначенному решению Президента Российской Федерации Д.А. Медведева, а главное - грубейшим образом посягает на свободу совести детей и целый комплекс прав их родителей. Но руководство Минобрнауки России игнорирует этот очевидный факт.

Следует также отметить, что в навязываемых сегодня группой А.М. Кондакова и руководителями Минобрнауки России программах обращает на себя внимание постоянное применение манипулятивного приёма подмены смысла ряда понятий, в частности использование слова "светская" вместе со словом "этика".

Это выявляет полное непонимание указанными лицами действительного содержания понятия "светский" и намеренное идеологическое искажение ими сути этого понятия, не имеющего никакого отношения ни к вульгарно-атеистическим, секуляристским курсам т.н. "религиоведения" ("История религий России" и т.п.), ни к курсам этического содержания, не связанным с религиозными ценностями. Понятие "светский", имеющее отношение к одной из основ конституционного строя, характеристике государственно-властных отношений, одному из принципов устройства и деятельности государства, совершенно искусственно и необоснованно переносится на предмет, к которому оно не имеет никакого отношения (учебный курс этики), создавая сочетание несочетаемого и навязывая ложное и примитивизированное, основанное на идеологии воинствующего атеизма, отождествление понятий "светский" и "нерелигиозный" (в смысле - подчеркнуто изолированный от религии).

Относительно всего сказанного выше, считаем важным подчеркнуть, что в настоящее время И.И. Калина стремится осуществлять "обработку" ответственных лиц Русской Православной Церкви в целях "проталкивания", навязывания вышеуказанных искажений инициативы Президента Российской Федерации.

3. Отсутствие в настоящее время правовых возможностей продолжения преподавания православной культуры в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях вне пределов обозначенного "эксперимента"
Следует отметить, что в настоящее время полностью отсутствуют правовые возможности для продолжения преподавания православной культуры в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях вне пределов обозначенного "эксперимента".

Региональный и школьный компоненты государственных образовательных стандартов были ликвидированы изменениями, внесенными в Закон Российской Федерации "Об образовании" Федеральным законом от 01.12.2007 № 309-ФЗ. Этими изменениями, был ликвидирован региональный компонент государственного образовательного стандарта, изменены понятие и структура государственного образовательного стандарта, но, по существу, оставлен школьный компонент (при изменении его наименования, понятия, содержания и процедуры формирования), который был трансформирован в часть основной образовательной программы, "формируемую участниками образовательного процесса". Эта часть основной образовательной программы, как следует из нормы указанного Закона Российской Федерации, самостоятельно формируется образовательным учреждением и другими участниками образовательного процесса на уровне образовательного учреждения. Подпункт 1 пункта 4 статьи 7 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в действующей редакции), устанавливающий (помимо обязательной части основной образовательной программы) "часть основной образовательной программы, формируемую участниками образовательного процесса", по сути, в новой форме закрепляет частичную вариативность основной образовательной программы. [11]

Однако предоставляемые действующей редакцией Закона РФ "Об образовании" указанные правовые возможности реализовывать курсы православной культуры в рамках части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса , сводятся на нет, полностью блокируются положениями проекта нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, разработанного коллективом под руководством академика РАО А.А. Кузнецова и члена-корреспондента РАО А.М. Кондакова, ныне взятого Минобрнауки России за основу указанного стандарта при его разработке и планируемом утверждении. Это связано с тем, что указанный проект стандарта де-факто ликвидирует урочную (в первой половине учебного дня) часть основной образовательной программы, формируемую участниками образовательного процесса, сводя ее к внеурочным занятиям во второй половине дня. Но это полностью обессмысливает всякие усилия по организации и осуществлению курсов православной культуры. [12]

Таким образом, для продолжения существующей 17-летней практики преподавания православной культуры в российских государственных и муниципальных школах (с 1 по 11 классы, в различных комбинациях классов), охватывающей, по данным специального доклада Общественной палаты Российской Федерации, на 2006 год 500-600 тысяч обучающихся (добровольно, с согласия их самих и их родителей), после принятия нового стандарта не будет никаких юридических оснований, и, соответственно, такая практика будет вполне ожидаемо и закономерно объявлена незаконной. Отдельные очаги сохранения преподавания православной культуры в школах будут лишь до первого же представления прокуратуры о недопустимости нарушения законодательства Российской Федерации.

Объявленный Минобрнауки России эксперимент предполагается начать через год или даже через несколько лет, с тем, чтобы к 2012 году "подвести итоги". К этому времени все педагогические кадры, занимавшиеся длительное время и весьма успешно преподаванием православной культуры, уйдут, а их наработки, их бесценный опыт будут утрачены.

При этом руководство Минобрнауки России всячески стремится заставить всех считать федеральный эксперимент "генеральной линией работы". Об опыте системной работы по преподаванию религиозной культуры в рамках части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса, никто более и не упоминает.

Заместитель министра образования и науки Российской Федерации И.И. Калина в августе 2009 г. на заседании Комиссии по вопросам преподавания православной культуры в общеобразовательной школе при Отделе религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви публично заявил, что генеральной линией для государства является эксперимент, а существующий региональный опыт преподавания религиозной культуры, якобы, может продолжать существовать, его никто не отменяет. Более того, в своем выступлении на пленарном заседании Образовательных чтений Центрального федерального округа "Взаимодействие семьи, школы и Русской Православной Церкви в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи" (г. Сергиев Посад; 16-18 сентября 2009 г.) И.И. Калина заявил, что он будто бы опасается, что руководителями на местах факт реализации федерального эксперимента будет использован как "провокация" для сворачивания всей сложившейся в этой сфере в регионах работы.

Эти заявления И.И. Калины, который не может не знать о ликвидации правовых оснований, позволявших продолжить существовавшую практику в регионах преподавания религиозной культуры в школах, свидетельствуют об обратном - о том, что юридически не закрепленная и не обеспеченная указанная практика, несомненно, будет сворачиваться. Это прекрасно понимает И.И. Калина, цинично пытающийся "перевести стрелки" на регионы, переложить ответственность за неправомерную ликвидацию Минобрнауки России существовавшей в регионах обширной, вполне законной практики преподавания религиозной культуры в школах на руководство субъектов Российской Федерации.

Учитывая сказанное, явной попыткой ввести в заблуждение являются слова министра образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко о том, что преподавание истории и культуры религий узаконено и ведется в большинстве российских регионов уже давно, и "сейчас мы просто упорядочиваем эту систему " [13]; "Преподавание истории и культуры православия, других религий уже нормативно в том или ином виде закреплено в 64 регионах на местном уровне... Мы просто упорядочиваем эту систему. Начинается очень аккуратный эксперимент. Без фанатизма" [14].

Попытки министра А.А. Фурсенко убедить, что предыдущие формы преподавания религиозной культуры в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях (в рамках регионального и школьного компонентов стандарта) были связаны с фанатизмом или могут быть охарактеризованы с использованием слова "фанатизм", так же не имеют под собой никаких фактических и юридических оснований и обусловлены исключительно его личной крайне идеологизированной позицией, которую он противоправно привносит в деятельность системы школьного образования.

Неоднократные высказывания министра А.А. Фурсенко об осуществляемым под его руководством "упорядочивании" преподавания православной культуры требуют прояснения действительного смысла таких заявлений.

Смысл приведенных и иных публичных высказываний А.А. Фурсенко подразумевает, что ранее в преподавании религиозной культуры в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях не было порядка, что преподавание основ православной культуры в регионах осуществлялось без порядка, т.е. беспорядочно. Такая позиция выражает одну из ключевых установок чиновников "от образования", в конечном итоге они стремятся "упорядочить" - изменить существовавший порядок изучения религии в школе так, как они считают нужным, игнорируя существующий социальный образовательный запрос и права и свободы обучающихся и их родителей.

Считаем необходимым отметить и тот факт, что в июне 2009 г. на заседании одной из комиссий при Правительстве Российской Федерации рассматривалась развернутая концепция проекта федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", который призван заменить Закон РФ "Об образовании" и еще целый ряд федеральных нормативных правовых актов в области образования и в котором основания для продолжения преподавания православной культуры в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях на данный момент не предусмотрены.

Вместо вывода.
Необходимо немедленно прекратить деятельность руководства Минобрнауки России и группы А.М. Кондакова по противодействию реализации инициативы Президента по вопросу о преподавании основ религиозной культуры в школах.
Понкин Игорь Владиславович, доктор юридических наук, заместитель председателя Комиссии по защите прав ребенка и других участников образовательного процесса Общественной палаты по образованию в городе Москве

18.09.2009


Отец Алексей. Свет Христов просвещает всех!
 
sirahpremДата: Среда, 02 Дек 2009, 09:20 | Сообщение # 8
Группа: Священнослужители-модераторы
Сообщений: 213
Награды: 3
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Quote (solnce-88)
Лично мне кажется что надо не только в школе вводить предмет этот.

Согласен. Я сторонник схехы детсад-школа-вуз(теология)


Отец Алексей. Свет Христов просвещает всех!
 
ШтирлицДата: Среда, 02 Дек 2009, 14:25 | Сообщение # 9
Группа: Проверенные
Сообщений: 7
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
спасибо. хорошая статья. распечатаю ее и отдам почитать верующим коллегам. а изучение Православной культуры в наше время ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМО!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

А что здесь писать?
 
Alehandro_MДата: Среда, 02 Дек 2009, 15:16 | Сообщение # 10
Группа: Модераторы
Сообщений: 187
Награды: 2
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Спасибо, очень познавательно.надо доработать стандарты. чтобы они соответствовали требованиям православного характера:)

Временно отсутствую.Стараюсь бывать только по необходимости.
С ув.
 
sirahpremДата: Среда, 02 Дек 2009, 16:52 | Сообщение # 11
Группа: Священнослужители-модераторы
Сообщений: 213
Награды: 3
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Для нашего Горномарицского района это очень важно. У нас в 13 школах района из 18. изучают Основы православной культуры 695 детей

Отец Алексей. Свет Христов просвещает всех!
 
3ekcДата: Среда, 02 Дек 2009, 19:18 | Сообщение # 12
Группа: Проверенные
Сообщений: 1
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
По моему скромному мнению, ни детсады, ни школы, ни вузы (за исключением филфака) не должны вообще давать подобных предметов. Тогда не будет самого предмета разговора (навязывание той или иной религии и т.д.). Иначе постоянно будет масса недовольных...

3ekc.ru
 
SkyWorkerДата: Среда, 02 Дек 2009, 22:07 | Сообщение # 13
Группа: Проверенные
Сообщений: 309
Награды: 0
Репутация: 6
Статус: Оффлайн
Кто виноват - понятно. А вот кто и что должен делать - не ясно.
 
sirahpremДата: Среда, 02 Дек 2009, 23:31 | Сообщение # 14
Группа: Священнослужители-модераторы
Сообщений: 213
Награды: 3
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Quote (sirahprem)
о моему скромному мнению, ни детсады, ни школы, ни вузы (за исключением филфака) не должны вообще давать подобных предметов

Но почему из-за небольшой группы недовольных остальные дети, чьи родители не против (а именно таков подход в действующем законодательстве), не должны получать знаний о родной культуре, которая глубоко православна. В России по данным на 2007 год православную культуру изучают ориентировочно 500-600 тысяч детей.


Отец Алексей. Свет Христов просвещает всех!
 
РусьДата: Воскресенье, 06 Дек 2009, 14:45 | Сообщение # 15
Группа: Проверенные
Сообщений: 3
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Хорошая статья. У нас в России государственный язык русский, а религия до 1917г. православие, хотя как и сейчас в России живут разные народности, так почему в школе должны преподовать ислам, буддизм и т.д. Тогда давайте преподавать арабский, индуский, еврейский и другие языки, ведь можно принять закон о изучении религий не свойственных Русским, так почему нельзя и языки принять к изучению.
 
Форум клуба » О жизни » Культурные события » Попытка подмены изучения в школах основ религиозной культуры
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:

Форум - последние темы

  • парадоксы гениев, творчество и разви... (2)
  • Исскуство танца и православие? (31)
  • Популярная литература по истории Виз... (3)
  • Мой Иерусалим (21)
  • Мое паломничество (15)
  • Почему Господь Бог допустил грехопад... (16)
  • Библия о милосердии (3)
  • Пришедшим из оккультизма (8)
  • Изгнание бесов из человека (8)
  • Сердечная молитва... (27)
  • Две жел­тые кар­точ­ки опре­де­ли­ли... (1)
  • Наша азбука - это священное послание... (15)
  • В РПЦ призывают молиться о недопущен... (0)
  • Качественная работа с клиентами (0)
  • Трагедия в торговом центре в Кемеров... (0)
  • Сретенский бал в Юринском замке (0)
  • Александр Иванович Половинкин (0)
  • Русская интеллектуальная игра Intell... (1)
  • Церковь преподобных Зосимы и Саввати... (0)
  • Учреждена Марийская митрополия (3)
  • Форум - популярные темы

  • Все религии одинаковы? (252)
  • О реинкарнации (157)
  • Завещание Ленина. Мероприятие на Усп... (152)
  • Разговор об Учителях и не только (151)
  • жизнь дается Богом.. (147)
  • что такое язычество? (144)
  • Демографический приговор (143)
  • монархия ограничивается Богом? хм... (115)
  • Любовь и секс? (114)
  • Выскажитесь... (101)
  • День Святых (98)
  • О Русском национал-социализме (95)
  • Предназначение быть женой... (87)
  • Мой опыт в афоризмах и притчах (81)
  • как стать счастливым? (81)
  • Молчание - золото (80)
  • Каша в голове (78)
  • Таинство любви (74)
  • И потекла слеза... (72)
  • Патриарх Кирилл призвал православных... (70)

  • Поделиться в соц. сетях:




    Сайт работает благодаря вашим пожертвованиям.

    Форма для пожертвования:
    Рассылки Subscribe.Ru
    Лента "Душеполезное чтение"

    Наши друзья

    Общество друзей милосердия InetLog.ru
    Besucherzahler femmes russes a marier
    счетчик посещений
    Яндекс.Метрика