Основные темы сайта:
Поделиться:
Форма входа:

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: ИванЯ, Юрий, grigoryt09, Evgenei  
Форум клуба » Клуб » Газета клуба » Из истории Марийского края
Из истории Марийского края
VladimirДата: Вторник, 09 Фев 2010, 19:28 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 1672
Награды: 8
Репутация: 3
Статус: Оффлайн
Облик Царевококшайска в XVIII веке

История городов Марийского края таит в себе немало интересного. Предлагаемая статья раскрывает перед читателем некоторые страницы истории Царевококшайска в XVIII веке.

В XVIII в. в Царевококшайске произошли существенные изменения. В это время уездный город Царевококшайск олицетворял собой не только средоточие власти и управления, но в значительной мере приобрёл черты "настоящего города" со сложившейся социальной структурой и городской экономикой, все более втягивавшейся во всероссийский и зарубежный рынок. Внешним проявлением этого стало начавшееся каменное строительство зданий гражданской и церковной архитектуры, постепенное изменение культуры и быта горожан.

Облик города Царевококшайска в XVIII в. определялся уже не военной крепостью и служилым гарнизоном, а посадом и торгово-промышленными людьми. Это было следствием того, что город потерял свое былое военное значение. Особая надобность в крепостных сооружениях отпала. Поэтому сгоревшие деревянные крепость и острог, уничтоженные пожаром в 1696 г., в Царевококшайске уже не восстанавливались.
В изменении внешнего облика города важную роль сыграли первые каменные здания, построенные в XVIII в. В Царевококшайске с 1748 по 1759 гг. появились 4 каменных церкви, а во второй половине XVIII в. - 6 частных каменных зданий, принадлежавших купцам, в том числе 2 из них купцу И. А. Пчелину и его сыновьям. В 1793 г. на средства царевококшайского купца И. Ф. Ганешева была построена каменная церковь в с. Кокшайске.
Каменные церкви, казённые строения, торговые лавки и частные дома создали в целом новый архитектурный ансамбль города. Они ярко и контрастно выделялись из массы деревянных построек. Последние преобладали и подвергались неоднократным пожарам. После каждого пожара город вновь поднимался из пепелищ. Горожане стихийно строили жилые, хозяйственные и другие строения с учётом сложившихся исторических традиций и местных особенностей. Свои постройки они ставили на прежних местах своего обитания. Отсутствие специального плана застройки вело к тому, что образовалась запутанная, извилистая сеть улиц и переулков.
К середине XVIII в. произошло слияние территории кремля, острога, посада и Дворцовой слободы в одно целое. В историческом центре в 1795 г. располагалась каменная соборная Воскресенская церковь, построенная в 1759 г. на месте деревянной Покровской церкви. Под ней находилась кладовая с казённой денежной казной. Здесь же стояли деревянные строения присутственных мест, духовного правления, каменные торговые лавки и каменный жилой дом. На территории острога были каменная Троицкая церковь (построена в 1748 г.) с колокольней, казённые строения, городской магистрат, городская полиция, караульня с тюрьмой, питейный дом, 9 торговых лавок. Предместье города было наиболее оживлённым местом, так как здесь протекала основная экономическая жизнь. В нём размещались базарная площадь, кожевенный завод, два кирпичных сарая и основной массив жилых и хозяйственных построек, принадлежавших купцам, мещанам, ремесленникам и разночинцам. Внешний облик этой части города определяли каменные (с 1756 г.) Вознесенская, Входоиерусалимская (с 1757 г.) и деревянная кладбищенская Тихвинская церкви. Здесь же находились казённый соляной магазин с винным подвалом и питейный дом. На границе предместья и городской выгонной земли на больших дорогах стояли три заставы, называвшиеся "Казанская", "Вятская", "Чебоксарская". Из города выходило несколько сухопутных гужевых дорог, которые связывали Царевококшайске Казанью, Свияжском, Кокшайском, Козьмодемьянском, Царевосанчурском, Яранском и Уржумом. Через реку Малую Кокшагу перекинут деревянный мост. Город вплотную обступали многочисленные хмелевые сады и огороды горожан. В их владении находилась водяная мукомольная мельница и городская выгонная земля.

Внутригородской проезд осуществлялся по пяти большим улицам - Большой (Вознесенской), Кирпичной, Набережной, Ораева, Огнивцева, к которым примыкали 37 переулков. В общей сложности, по данным экономических примечаний 1795 г., город располагался на площади почти в 70 дес, без учета городской выгонной земли.
Численность населения города в XVIII в. изменялась, но незначительно. В годы петровских преобразований произошла некоторая убыль, связанная в основном с механическими перемещениями. Естественный прирост населения не мог восполнить людских потерь, вызванных военными и трудовыми мобилизациями и побегами. Заметно уменьшилось число военно-служилых людей "по прибору" - стрельцов, составлявших основную массу жителей Царевококшайска. Часть из них не вернулась с азовских походов конца XVII в., другие были призваны служить солдатами и матросами и участвовать в войне против шведов.

http://club-vozrojdenie.ru/publ/55-1-0-455


Наша семья



 
VladimirДата: Вторник, 20 Апр 2010, 22:21 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 1672
Награды: 8
Репутация: 3
Статус: Оффлайн
Население Царевококшайска в XVIII веке. Часть I. Дворяне, приказные люди и духовенство

Очередная статья в рубрике "Из истории Марийского края" посвящена социальной истории нашего города в XVIII веке.

Сравнение сопоставимых данных ревизских сказок XVIII в. свидетельствует о незначительном увеличении абсолютной численности населения в городе. Население росло за счёт естественного прироста. Так, по нашим подсчётам, в 1723 г. было зафиксировано в Царевококшайске - 424 души муж. попа, а в 1 795 - 532. С учётом того, что соотношение мужчин и женщин приблизительно было равным, данные о численности населения следует удвоить.
В Царевококшайске соответственно в 1723 г. в 162 дворах находилось около 900 человек обоего пола, а в 1795 г. в 190 дворах (с учётом д. Вараксино) -1183 человека. Населенность 1 двора в 1723 г. в Царевококшайске равнялась 6,2 души обоего пола. Население города было этнически однородным, в нём проживали исключительно русские.
Характерно, что при традиционном способе воспроизводства населения с высокой рождаемостью и смертностью и слабого притока извне, прирост населения в городе был не прямолинейно-восходящим, а волнообразным. Об этом, в частности, свидетельствуют данные церковной статистики - метрических записей по Царевококшайску.

http://club-vozrojdenie.ru/publ/55-1-0-595


Наша семья



 
VladimirДата: Среда, 19 Май 2010, 17:09 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 1672
Награды: 8
Репутация: 3
Статус: Оффлайн
Население Царевококшайска в XVIII веке. Часть II. Военное сословие, посадские люди, купечество и крестьяне

Военное сословие. В XVIII в. в городе большие изменения произошли в судьбах военных. Создание регулярной армии сделало ненужным стрелецкое сословие. Тем не менее, в 1723 г. бывших стрельцов было немало...
Посадские люди. В XVIII в. в городе заметно возросли численность и удельный вес "граждан", к которым по регламенту Главного магистрата 1721 г. были отнесены городские жители, входившие в посадскую общину...
Купечество. Существенные перемены в составе граждан и их социальном положении произошли в последней четверти XVIII в. Податная реформа 1775 г. разделила граждан на две социальные группы:...
Крестьяне. В 1722 - 1785 гг. особняком официально зафиксированы "торгующие крестьяне" из числа осевших своими дворами в городе "ясаш-ных", монастырских (экономических) и дворцовых (удельных) крестьян. Численность торгующих крестьян в XVIII в. заметно возросла...

Более подробно читайте:
http://club-vozrojdenie.ru/publ/55-1-0-621


Наша семья



 
Форум клуба » Клуб » Газета клуба » Из истории Марийского края
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Форум - последние темы

  • Пришедшим из оккультизма (9)
  • парадоксы гениев, творчество и разви... (2)
  • Исскуство танца и православие? (31)
  • Популярная литература по истории Виз... (3)
  • Мой Иерусалим (21)
  • Мое паломничество (15)
  • Почему Господь Бог допустил грехопад... (16)
  • Библия о милосердии (3)
  • Изгнание бесов из человека (8)
  • Сердечная молитва... (27)
  • Две жел­тые кар­точ­ки опре­де­ли­ли... (1)
  • Наша азбука - это священное послание... (15)
  • В РПЦ призывают молиться о недопущен... (0)
  • Качественная работа с клиентами (0)
  • Трагедия в торговом центре в Кемеров... (0)
  • Сретенский бал в Юринском замке (0)
  • Александр Иванович Половинкин (0)
  • Русская интеллектуальная игра Intell... (1)
  • Церковь преподобных Зосимы и Саввати... (0)
  • Учреждена Марийская митрополия (3)
  • Форум - популярные темы

  • Все религии одинаковы? (252)
  • О реинкарнации (157)
  • Завещание Ленина. Мероприятие на Усп... (152)
  • Разговор об Учителях и не только (151)
  • жизнь дается Богом.. (147)
  • что такое язычество? (144)
  • Демографический приговор (143)
  • монархия ограничивается Богом? хм... (115)
  • Любовь и секс? (114)
  • Выскажитесь... (101)
  • День Святых (98)
  • О Русском национал-социализме (95)
  • Предназначение быть женой... (87)
  • Мой опыт в афоризмах и притчах (81)
  • как стать счастливым? (81)
  • Молчание - золото (80)
  • Каша в голове (78)
  • Таинство любви (74)
  • И потекла слеза... (72)
  • Патриарх Кирилл призвал православных... (70)

  • Поделиться в соц. сетях:




    Сайт работает благодаря вашим пожертвованиям.

    Форма для пожертвования:
    Рассылки Subscribe.Ru
    Лента "Душеполезное чтение"

    Наши друзья

    Общество друзей милосердия InetLog.ru
    Besucherzahler femmes russes a marier
    счетчик посещений
    Яндекс.Метрика