Основные темы сайта:
Главная » Душеполезное чтение » Православие и мир » Другое

«В Европе выгода - у нас жертва»: Ф.М.Достоевский о европейской цивилизации и России

Начало

Достоевский о грядущем антихристе

Современную западную цивилизацию следовало бы называть не «постхристианской», а более точно - антихристианской (т.е. антихристовой), ибо таковой она по своей очевидной духовно-нравственной деградации в сущности и является. Нам, православным христианам, хорошо известны слова Основателя Христианства: «Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ея» (Мф. 16, 18), несмотря на видимое в мире оскудение веры (Лк. 18, 8) и любви, «по причине умножения беззакония» (Мф. 24, 12). Христианству не может быть и не будет конца. Отступившая от Бога цивилизация пытается жить без Христа, но она не может жить после Христа. В этом и заключается ее трагедия.

После смерти первой жены (15 апреля 1864 г.) Достоевский в горестном просветлении с присущей ему способностью пропускать важнейшие вопросы жизни через свое сердце записывает в дневнике: «Маша лежит на столе. Увижусь ли с Машей?.. Антихристы ошибаются, опровергая христианство следующим главным пунктом опровержения: 1) «Отчего же христианство не царит на земле, если оно истинно; отчего же человек до сих пор страдает, а не делается братом друг другу?»

Да очень понятно почему: потому что это идеал будущей, окончательной жизни человека, а на земле человек в состоянии переходном... Сам Христос проповедовал Свое учение только как идеал, Сам предрек, что до конца мира будет борьба и развитие (учение о мече),... потому что на земле жизнь развивающаяся, а там бытие, полное синтетически, вечно наслаждающееся и наполненное, для которого, стало быть, «времени больше не будет» (10; Т. 20, С. 172-175).

В статье «Одна из современных фальшей» («Дневник писателя», 1873) Достоевский выводит «аксиому»: «Раз отвергнув Христа, ум человеческий может дойти до удивительных результатов... Европа, по крайней мере в высших представителях своей мысли, отвергает Христа, мы же, как известно, обязаны подражать Европе». Результаты эти - по предсказанию писателя - самыми удивительными покажутся тем, кто сейчас с таким упорством строит «царство» антихриста - «новый мировой порядок», - тогда, когда всё построенное ими «здание рухнет, под проклятиями человечества, прежде чем будет завершено» (10; Т. 21; 133).

К этому же времени (1873 г.) относится и не сбывшееся еще пока пророчество Достоевского, записанное все той же В.В.Тимофеевой: «Они (либералы - А.Т.) и не подозревают, что скоро конец всему... всем ихним «прогрессам» и болтовне! Им и не чудится, что ведь антихрист-то уж родился... и идет! <...> Идет к нам антихрист! Идет! И конец миру близко, - ближе, чем думают!» (9; Т. 2, С. 180-181). И если сам антихрист тогда еще не родился, то уже родился в 1870 году его «предтеча» - будущий вождь «мирового пролетариата», который впервые за всю историю Русского Государства поставит своей целью искоренение Православия во всех его пределах.

+ + +

Первый (январский) выпуск «Дневника писателя» за 1877 год открывается статьей, в которой Достоевский указывает на «три идеи», встающие перед миром: католическую («осужденную»), протестантскую («протестующую» против первой) и славянскую («нарождающуюся»). Здесь же он упоминает о «самых скудных и самых "жидовствующих"« умах, «которым ни до чего кроме себя дела нет» (10; Т. 25, С. 6). Но уже в мартовском выпуске «Дневника писателя» Достоевский говорит «о жидовстве и об идее жидовской, охватывающей весь мір, вместо "неудавшегося" христианства...». В «Записной тетради» Достоевского 1876-1877 гг. имеются многократные замечания: «Две России - биржевая-жидовская и христианская» [10; Т. 24, С. 269, 273, 275, 281, 284, 285]. «Жидовская идея» в понимании Достоевского - это «...матерьялизм, слепая, плотоядная жажда личного матерьяльного обеспечения, жажда личного накопления денег всеми средствами - вот все, что признано за высшую цель, за разумное, за свободу, вместо христианской идеи спасения лишь посредством теснейшего нравственного и братского единения людей» [10; Т. 25, С. 85]. Господство «жидовской идеи» на Западе Достоевский считал уже свершившимся фактом: «Подумаешь, не они царят в Европе, не они управляют там биржами хотя бы только, а, стало быть, и политикой, внутренними делами, нравственностью государств» (10; Т. 25, С. 77).

На последнем году жизни Достоевский в своей «Записной тетради» делает записи, имеющие ключевое значение для понимания процессов, происходящих в мире: « Жидовство как факт всего мира. Католичество, уступающее жидовству»; «Жид. Бисмарки, Биконсфильды, французская революция и Гамбетта и т. д. - все это, как сила, один только мираж, и чем дальше, тем больше. Господин и им, и всему, и Европе один только жид и его банк. И вот услышим: вдруг он скажет veto и Бисмарк отлетит как скошенная былинка. Жид и банк господин теперь всему: и Европе, и просвещению, и социализму. Социализму особенно, ибо им он с корнем вырвет христианство и разрушит ее цивилизацию. И когда останется лишь одно безначалие, тут жид и станет во главе всего. Ибо, проповедуя социализм, он останется меж собой в единении, а когда погибнет все богатство Европы, останется банк жида. Антихрист придет и станет на безначалии» [10; Т. 27, С. 48, 59].

Опасность распространения «жидовской идеи» в православной России была для Достоевского также отнюдь не мифической. В письме к Н.Е.Грищенко от 28 февраля 1878 года он отмечал: «...у нас здесь в литературе уже множество изданий, газет и журналов издается на жидовские деньги жидами (которых прибывает в литературу всё больше и больше), и только редакторы, нанятые жидами, подписывают газету или журнал русскими именами - вот и всё в них русского. Я думаю, что это только еще начало, но что жиды захватят гораздо еще больший круг действий в литературе; а уже до жизни, до явлений текущей действительности я не касаюсь: жид распространяется с ужасающею быстротою. А ведь жид и его кагал - это всё равно, что заговор против русских!» (10; Т. 30, кн. 1, С. 8).

Отвергая упреки в свой адрес в предвзятом отношении к евреям, Достоевский в мартовском выпуске «Дневника писателя» за 1877 год поместил цикл статей по «еврейскому вопросу». Там он между прочим пишет: «Мне иногда входила в голову фантазия: ну что, если бы то не евреев было в России три миллиона, а русских; а евреев было бы 80 миллионов - ну, во что обратились бы у них русские и как бы они их третировали? Дали бы они сравняться с собой в правах? Дали бы им молиться среди них свободно? Не обратили бы прямо в рабов? Хуже того: не содрали ли бы кожу совсем?» (10; Т. 25, 80).

На международной духовно-медицинской конференции, посвященной святителю Луке (г. Симферополь, 2004г.), архимандрит Нектарий (Антонопулос) закончил свой доклад «Евангельская любовь - движущая сила жизни»непрестанно отдает свои воды и пребывает живым. Мёртвое же море на протяжении веков через Иордан берет воды Тивериады и остается мертвым» (19; С. 272). Картина эта, служащая естественной иллюстрацией и к евангельской притче о богаче и Лазаре, и к словам Достоевского: «В Европе выгода - у нас жертва» (10; Т. 24, С. 286) - весьма наглядно отображает природу любви и противоположного ей начала. Но что имел в виду архимандрит Нектарий, говоря о странности происходящего в Израильской земле? Вероятнее всего, ту духовную слепоту иудеев, которые, имея у себя перед глазами такую поучительную живую притчу-картину, так за всю свою многовековую историю ничему и не научились. описанием следующей картины: «В Израильской земле, по которой ступал Сам Господь, происходит нечто странное. На севере страны находится сравнительно небольшое озеро - Тивериада, Галилейское море, как оно именуется в Евангелии. В этом озере много рыбы. Там ловили рыбу ученики Христа, и там Христос призвал их к апостольскому служению. На юге страны находится другое, большее по размеру озеро - Мёртвое море. Оно называется мёртвым, так как в нем нет жизни. Два этих озера соединяет река Иордан. Истекает Иордан из Тивериады, а впадает в Мёртвое море. Маленькое Тивериадское озеро уже на протяжении веков

Сегодня они продолжают упрямо идти и вести за собой потерявшее духовные ориентиры «цивилизованное» человечество к выбору самой невыгодной из всех существующих в мире «выгод»: продаже своего первородства за «чечевичную похлебку» от антихриста. «Отступлени­ем от Христа, - предупреждает нас свт. Игнатий (Брянчанинов), - человечество приготовится к принятию антихриста, примет его в духе своем. В са­мом настроении человеческого духа возникнет требование, приглашение антихриста, сочувствие ему, как в состоянии сильного недуга возника­ет жажда к убийственному напитку. Произносится приглашение! Раздается призывный голос в обществе человеческом, выражающей настоятельную потребность в гении из гениев, который возвел бы вещественное разви­тие и преуспевание на высшую степень, водворил на земле то благоден­ствие, при котором рай и небо делаются для человека излишними. Антихрист - будет логичным, справедливым, естественным последствием общего нравственного и духовного направления человеков» [11; Т. 4, С. 382].

В чем - по Достоевскому - состоит «закон крови» на земле

В романе «Преступление и наказание» Достоевского «идейный» убийца - Раскольников разделял всех «людей на два разряда: «низший» - «материал, служащий единственно для зарождения себе подобных», и «высший» - «собственно на людей» - «законодателей и установителей человечества», ведущих мiр к «цели» [10; Т. 6, С. 199-201], сущность которой проясняется в «Бесах» (1872). Там некий кабинетный теоретик Шигалев выдвигает следующую «систему устройства мiра». Все человечество делится «на две неравные части»: «Одна десятая доля получает свободу личности и безграничное право над остальными девятью десятыми. Те же должны потерять личность и обратиться вроде как в стадо и при безграничном повиновении достигнуть рядом перерождений первобытной невинности, вроде как бы первобытного рая, хотя, впрочем и будут работать» [10; Т. 10, С. 312]. Для достижения «цели» людям «высшего» разряда - «особенным» - разрешается «по совести» проливать кровь.

В «Братьях Карамазовых» есть эпизод, существенно дополняющий теорию и практику Раскольникова. В беседе с Алешей Лиза Хохлакова задает ему неожиданный вопрос:

«Алеша, правда ли, что жиды на Пасху детей крадут и режут?

- Не знаю.

- Вот у меня одна книга, я читала про какой-то где-то суд, и что жид четырехлетнему мальчику сначала все пальчики обрезал на обеих ручках, а потом распял на стене, прибил гвоздями и распял, а потом на суде сказал, что мальчик умер скоро, чрез четыре часа. Эка скоро! Говорит: стонал, все стонал, а тот стоял и на него любовался. Это хорошо!

- Хорошо?

- Хорошо. Я иногда думаю, что это я сама распяла. Он висит и стонет, а я сяду против него и буду ананасный компот есть. Я очень люблю ананасный компот. Вы любите?

Алеша молчал и смотрел на нее. Бледно-желтое лицо ее вдруг исказилось, глаза загорелись.

- Знаете, я про жида этого как прочла, то всю ночь так и тряслась в слезах. Воображаю, как ребеночек кричит и стонет (ведь четырехлетние мальчики понимают), а у меня все эта мысль про компот не отстает. Утром я послала письмо к одному человеку, чтобы непременно пришел ко мне. Он пришел, а я ему вдруг рассказала про мальчика и про компот, все рассказала, все, и сказала, что «это хорошо». Он вдруг засмеялся и сказал, что это в самом деле хорошо» (10; Т. 15, С. 24).

Это свидетельство могло бы показаться «бредом» болящей девицы, если бы не факты конкретных ритуальных преступлений, многим хорошо известные. Например, приведенные в работе В.И.Даля «Записка о ритуальных убийствах» (полное название: «Розыскание о убиении евреями христианских младенцев и употреблении крови их. Напечатано по приказанию г. Министра Внутренних Дел. 1844» - см. переиздание в сборнике «Кровь в верованиях и суевериях человечества». СПб.: «София», 1995, тираж 10 тыс. экз.).

В этом году 12 (25) марта исполняется ровно 100 лет со дня мученической кончины блаженного отрока Андрея Ющинского. Не так давно свет увидела книга «Убиение Андрея Киевского, Дело Бейлиса - «смотр сил». Стенографический отчет Киевского судебного процесса» (М.: Русская идея, 2006). Приведем выдержки из «Речи прокурора» - Оскара Юрьевича Виппера, обрусевшего немца, товарища прокурора С.-Петербургской Судебной Палаты, направленного Министерством Юстиции в Киев в качестве государственного обвинителя на процессе по делу Бейлиса.

Вот ее начало: «Настоящее дело, как вы сами видите, дело неслыханное, дело небывалое, как небывало-неслыханно то злодеяние, которое составляет содержание настоящего дела... Мы еще недавно пережили тяжелую эпоху революции, эпоху, отмеченную кровью. Кровь лилась в России повсюду, убивали должностных лиц, бросали бомбы как в должностных лиц, так и в других, - истребляли народ... Но даже на этом кровавом фоне той эпохи, которую мы только что пережили, убийство Андрюши Ющинского выделяется каким-то особенным кровавым, ужасным пятном. В самом деле, среди бела дня в большом древнем русском городе... вдруг хватают ни в чем неповинного мальчика, доброго... никому не сделавшего никакого зла, и этого мальчика подвергают невероятным мучениям, невероятным истязаниям, его закалывают, как жертву, источают из него кровь. И, наконец, наглумившись над его телом... бросают в пещеру... При одном воспоминании об этом злодеянии холодеет сердце. Безжалостность, жестокость настолько велика, что... спокойно к этому относиться мы ни в коем случае не сможем. И я понимал бы, если бы это дело назвали мiровым именно с точки зрения такого утонченного зверства, этих утонченных мучений, которым подвергли несчастного Андрюшу... Весь мiр, не только христианский, но весь мiр, который верит в Бога, должен был бы содрогнуться...

Но мiр занят своими делами... и для мiра Андрюша Ющинский чужой, забытый... Для мiра гораздо важнее Бейлис и то обвинение, которое предъявляется к Бейлису. Мiровым процессом он делается потому, что на скамье подсудимых сидит Бейлис и мы имеем смелость с точки зрения общественной обвинять его и его соучастников в том, что они из побуждений изуверства совершили это злодеяние. И стоило привлечь на скамью подсудимых Бейлиса, как весь мiр заволновался и настоящее дело приобрело характер дела мiрового» (31; С. 446-447).

Завершается речь прокурора призывом к почитанию памяти убиенного отрока: «Мне почему-то кажется, что Андрюша Ющинский, погибший и умерщвленный столь безчеловечно... представляет из себя ту жертву, о которой России и русским людям нужно помнить ежедневно... Среди русских людей есть много благородных и выдающихся во всех отношениях, но иногда приходится замечать отсутствие той твердости, того мужества и присутствие того страха, который заставляет их иногда смягчать свои сердца и относиться очень снисходительно к тем лицам, которые совершают преступления. В настоящее время Киев украшается... памятником Петру Аркадьевичу Столыпину (5(18) сентября этого года исполняется 100 лет со дня его мученической кончины от руки иудея Д.Г.Богрова - А.Т.)... И этот памятник... должен, прежде всего, неукоснительно напоминать о том мужестве и безстрашии, с которым этот человек в течение нескольких лет стоял на страже закона и на страже России, исполняя свой долг и, наконец, своей кровью запечатлел этот долг. Вот это мужество, это безстрашие и должно иногда руководить нами в наших деяниях и, что бы ни сказало общество, как бы оно ни отнеслось к тому или иному приговору, который вы вынесете, для вас, конечно, несть ни эллин, ни иудей, но не должно быть и страха иудейского и вы должны произнести только тот приговор, который вам подскажет ваша совесть...

Пусть это имя Бейлиса никогда не заслонит у русского человека имени Андрюши Ющинского. Два года тому назад он был никому неведом, теперь имя его у всех на устах, это имя мученика, имя дорогое для русского человека и к этой могиле мученика, я не сомневаюсь, будут притекать русские люди и будут молиться над его страданиями...[4] А вам я могу пожелать только одного, - чтобы в вашем суде помог вам Бог» (31; С. 495).

Весьма показательна реакция на «дело Бейлиса» либеральной интеллигенции. Здесь у нее вышел несомненный прогресс по сравнению с героем романа Достоевского «Идиот». Лукьян Тимофеевич Лебедев «вздумал адвокатством заниматься», но при этом «взялся защищать: не старуху, которая его умоляла, просила и которую подлец ростовщик ограбил, пятьсот рублей у ней, всё ее достояние, себе присвоил, а этого же самого ростовщика, Зайдлера какого-то, жида, за то, что пятьдесят рублей обещал ему дать...» (10; Т. 8, С. 161). Так и либералы-гуманисты (среди которых многие известные писатели и государственные деятели) бросились защищать не безжалостно умученного отрока, а его убийц и их покровителей (см.: 31; С. 686-691).[5] Такое предательское поведение большей части «образованного» общества стало для врагов России сигналом: «верхи» для революции «созрели». За ритуальным убийством отрока Андрея Ющинского последовали ритуальные убийства Г.Е.Распутина и Царской Семьи (см.: Миронова Т. Л. Из-под лжи. Государь Николай II. Григорий Распутин. - СПб., 2005; Мультатули П.В. Свидетельство о Христе до смерти... Екатеринбургское злодеяние: новое расследование. - М., 2006), множество других ведомых и неведомых нам преступлений, совершенных служителями антихриста на свою же погибель. По слову Спасителя: «Да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле... Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей» (Мф. 23; 35-36). В «Записной тетради» Достоевского последнего года жизни выведен «закон крови»:

«Кровь. «Только то и крепко, где (незачеркнутый вариант: подо что - А.Т.) кровь протечет». Только забыли негодяи, что крепко-то оказывается не у тех, которые кровь прольют, а у тех, чью кровь прольют. Вот он - закон крови на земле»(10; Т. 27, С. 46).

На таком некрепком ритуальном «фундамента» возводится здание антихристовой цивилизации. Поэтому не стоит нам - православным христианам - строить мосты над пропастью: они обрушатся и мы упадем в ту же яму, в которую слепые (иудеи) ведут слепых («цивилизованное» человечество). Яма эта - по объяснению святых отцов - преисподняя, геенна огненная, откуда после падения выбраться почти уже невозможно (только по молитвам живых). Но не поздно ли будет тогда о нас молиться?

Достоевский как духовный наследник святителя Марка Эфесского

Для своего времени Ф.М.Достоевский был духовным последователем святителя Марка Эфесского не только как исповедник Православия («Верь до конца, хотя бы даже и случилось так, что все бы на земле совратились, а ты лишь единый верен остался...» (10; Т. 14, С. 291) и обличитель католицизма, но и как общественный деятель. В этом смысле понятны его горестные укоры в адрес Н.Я.Данилевского. В уже выше цитированном письме к A.H.Майкову от 9 (21) октября 1870 Достоевский сокрушается: «... Ну, представьте же Вы себе теперь, дорогой мой, что даже в таких высоких русских людях, как, например, автор «России и Европы», я не встретил этой мысли о России, то есть об исключительно православном назначении ее для человечества. А коли так - то действительно еще рано спрашивать от нас самостоятельности» (10; Т. 29, Кн. 1, С. 147). И позднее, в «Записной тетради 1875-1876 гг.», замечает: «Н.Данилевский, написав правильную книгу «Россия и Европа», уехал наслаждаться ботаникой, вместо того чтоб стать бойцом за правду. Славянофилы в Москве исчезли» (10; Т. 24, С. 113).

В статье «Русское решение вопроса» («Дневник писателя» за 1877 год) Достоевский обращается к тем, кто любит Россию не только на словах: «Но пуще всего не запугивайте себя сами, не говорите: "Один в поле не воин" и проч. Всякий, кто искренно захотел истины, тот уже страшно силен. Не подражайте тоже некоторым фразерам, которые говорят поминутно...: "Не дают ничего делать, связывают руки, вселяют в душу отчаяние и разочарование!"... Всё это фразеры и герои поэм дурного тона, рисующиеся собою лентяи. Кто хочет приносить пользу, тот и с буквально связанными руками может сделать бездну добра. Истинный делатель, вступив на путь, сразу увидит перед собою столько дела, что не станет жаловаться, что ему не дают делать, а непременно отыщет и успеет хоть что-нибудь сделать» (10; Т. 25, С. 62). При этом Достоевский дает конкретные советы «истинным делателям»: «...в сущности и не надо даже раздавать непременно имения, - ибо всякая непременность тут, в деле любви, похожа будет на мундир, на рубрику, на букву. Убеждение, что исполнил букву, ведет только к гордости, к формалистике и к лености... Напротив, если чувствуете, что будете полезны всем как ученый, идите в университет и оставьте себе на то средства. Не раздача имения обязательна и не надеванье зипуна: всё это лишь буква и формальность; обязательна и важна лишь решимость ваша делать всё ради деятельной любви... Будьте только искренни и простодушны; это лучше всякого "опрощения"... У нас одно изучение России сколько времени возьмет, потому что ведь у нас лишь редчайший человек знает нашу Россию» (10; Т. 25, С. 61-62).

В этом обращении Достоевский предостерегает нас от болезни, которая, по наблюдению К.С.Аксакова, поражает современное общество. В своей работе «Русское воззрение» на вопрос: «... в чем же главный недостаток современного человека, в чем общая основная причина грустного его состояния?» - дал по-евангельски простой и глубокий ответ: «В том, что исчезла искренность, и ложь, как ржавчина, проникла душу». Такое внешне малозаметное отступление от Бога приводит к потере смысла всей жизни человека, внутренне вступившего в соединение с «отцом лжи» (Ин. 8, 44): «К чему все эти богатства и удобства, если потеряет душу человек, одно, что дает всему цену? К чему, например, книгопечатание, если потерян разум? Современное человечество в подобном положении» (2; С. 239-240). Выйти из такого жалкого положения и призывает Достоевский русского человека: «Русский и православный - слова-синонимы; русский без Православия - дрянь, а не человек» (...) «Но ежели русский скажет вам, что он не любит свою Родину, - не верьте ему: он не русский» (29; С. 190).

Заключение

И.С.Аксаков в статье «Христианство и современный прогресс» дает последнему такую оценку: «...прогресс, отрицающий Бога и Христа, в конце концов становится регрессом; цивилизация завершается одичанием; свобода - деспотизмом и рабством. Совлекши с себя образ Божий, человек неминуемо совлечет (уже совлекает с себя) и образ человеческий, и возревнует об образе зверином» (27; С. 395).

Общие очертания мировоззренческой пропасти, которая уже разделяет и в свой срок - после Второго Пришествия Христова и Страшного Суда - окончательно разделит человечество, видны из Евангельской притчи о богаче и Лазаре (см.: Лк. 16, 19-31).

В последнее время в общественном сознании происходят заметные перемены. С одной стороны, демократический плюрализм (продолжающий марксистскую традицию извращения Истины на более высоком профессиональном уровне) начал уступать место православно-христианскому взгляду на явления окружающей жизни. С другой - постоянно и повсеместно нас приучают выбирать не между добром и злом, правдой и ложью, а между меньшим и большим злом, скрытой и откровенной ложью. Впоследствии такие выборы показывают, что так называемое «меньшее» зло, прикрытое ложью, становится большим...

Через СМИ на государственном уровне назойливо и целенаправ­ленно формируется общественное мнение: глобализации, евроинтеграции, экуменизму, болонскому процессу и т. п. - альтернативы нет! В православном пони­мании это означает: нет альтернативы пути в преисподнюю? - Наш ответ таков: для бесов, богоборцев-христоненавистников и антихриста, может быть, и нет, а для нас, православных христиан, есть - это путь в Царство Небесное.

По мере приближения мiровой истории к своему неизбежному концу вопрос о дальнейшем движении России приобретает особую остроту. Для русского человека начала III тысячелетия старый спор славянофилов и западников становится очевидным выбором между жизнью и смертью, определяющем в земном пространстве его вечную участь.

Существует немало пророчеств о восстановлении в последние времена мiра Русского Православного Царства и Божьего покровительства верным в эпоху гонений антихристовых (см.: «Россия перед Вторым Пришествием»). Укажем только на некоторые библейские. В III Книге Ездры - «ветхозаветном Апокалипсисе» - имеется предсказание о «Помазаннике, сохраненном Всевышним к концу» времен (12, 32). А в Апокалипсисе св. апостола Иоанна Богослова - поразительное обетование верным, данное Богом Ангелу Филадельфийской (братолюбивой) Церкви: «... ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего. Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они иудеи, но не суть таковы, а лгут, - вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя. И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтоб испытать живущих на земле» (Откр. 3, 8-10). Там же есть и таинственное упоминание о «стане святых и городе возлюбленном» (Откр. 20, 8), сопротивляющихся антихристу до Второго Пришествия Христова.

Но обетования Божии исполнятся только при условии сохранения верности Богу. «Если не будет покаяния у русского народа, конец мiра близок», - предупреждал нас св. прав. Иоанн Кронштадтский сто лет назад. Тем не менее, при любом исходе, спасение России - как и всего рода человеческого - совершилось. Из нашего - увы! - не совсем «прекрасного далека» православный поэт иеромонах Роман (Александр Матюшин) так отвечает на известный гоголевский вопрос:

Россия-Русь! Куда б ты не неслась

Оборванной, поруганной, убогой, -

Ты не погибнешь! Ты уже спаслась,

Имея столько праведных у Бога! [25; С. 36]

Для нас же вопрос пока остается открытым: захотим мы спастись или нет? Если мы с Божьей помощью научимся к каждому своему слову, поступку (труднее всего - помыслу) прилагать ясный и определенный критерий Христовой Истины, основанной на целомудрии, смирении и правильной любви (см.: 1 Кор. 13, 1-8) и следовать Ей всей своей жизнью, - все бесовские усилия запутать нас, сбить с пути спасения, смутить наши души и утопить их в смрадном болоте греха - все эти козни диавольские останутся тщетными. Тогда, по слову апостола Павла, никто и ничто не сможет «отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8, 39).

Александр Дмитриевич Терлецкий, кандидат филологических наук, доцент Таврического национального университета им. В.И.Вернадского (Симферополь)

 

Примечания:

[1] Восточная война (1853 - 1856) была развязана против России - Третьего Рима - ровно через 400 лет после падения Константинополя - Второго Рима. Так Западная Европа и Турция символически «отметили» сокрушение Православной Византии. Совсем недавно тот же антихристианский мир «отметил» 150-летие Восточной войны «цветными» революциями в православных землях: 2003 год - «розовой» в Грузии, 2004 - «оранжевой « на Украине, а в 2006 году военные корабли НАТО оказались у берегов Крыма, но пока - слава Богу - ненадолго... Н.Я.Данилевский в своей знаменитой книге «Россия и Европа» (1868), говоря о ненависти к нам Европы, между прочим, проницательно заметил: «Как же в самом деле было не ненавидеть Россию, грозную защитницу и охранительницу здравых начал общественности и по­рядка, - этому сброду демократов и революционеров всех цветов?» [7; С. 297].

[2] Этот закон-предостережение был дан иудеям в пору расцвета Израильского царства, когда «весу в золоте, которое приходило к Соломону в один год, было шестьсот шестьдесят шесть талантов золота» (2 Пар. 9, 13), когда соблазн превозношения был очень велик. И так как в будущем иудеи не только не смогли его преодолеть, но еще более утвердились в своей племенной гордости, число «шестьсот шестьдесят шесть» стало для них символом их финансового могущества и господства над всем миром - «числом зверя»-антихриста (Откр. 13, 18).

[3] Из одноименной сказки-притчи - последнего произведения русского писателя В.М.Гаршина, послужившего натурщиком для образа Царевича Иоанна на печально известной картине И.Е.Репина и впоследствии покончившего жизнь самоубийством (см. работу С.Фомина ««Картина крови», или как Илья Репин Царевича Ивана убивал» // Русский Вестник, 2007, N 14-15).

[4] Молитва святому Андрею Киевскому: «О блаженне мучениче Андрее, граду Киеву похвало пресветлая, всему народу Русскому яко мерило совести некое страданием твоим явивыйся! Приими усердное моление наше, над гробом твоим приносимое. Аще и потщашася убийцы твоя имя твое забвению предати, аще и исповедавших подвиг твой вскоре умертвиша, аще и все страдание твое оболгаша и оклеветаша люте, но воистину слово в похвалу тебе приносимое не вяжется ни кровию, ни страхом иудейским, ни чарами демонскими. Ты бо таковыя муки подъял еси, яковые и помыслити недоумеем. Темже немолчно подвиг твой со иными отроки и младенцы по образу страсти Христовы закланными исповедуем и покаяние о нечувствии нашем и отец наших приносим. Подаждь же нам, страстотерпче блаженне, от страха вражия избавление и ко страждущим от рук христоборцев участие теплое, да не паки рекут кровоядцы в сердцах своих: презреша галилеяне убиеннаго отрока своего, и се свободны есмы убивати и мучити их. Ни, святче, да не пребудем во злобах сих, ниже да порадуются о нас сии беси видимии, но подаждь нам избавление от всех козней их и братий их невидимых. Даруй нам во истинней вере стояние и Церкви нашей укрепление и возращение, младенцы сохрани, юныя уцеломудри, возрастныя же пристыждением твоим вразуми, да вси купно с тобою достигнем пристанища вечнаго, и Венцедавца твоего, о Немже страдал еси, прославим купно со Отцем и Святым Духом во веки. Аминь». (31; С. 812).

[5] Обращение в защиту Бейлиса «К русскому обществу. По поводу кровавого навета на евреев» подписали следующие лица: К.К.Арсеньев, В.Г.Короленко, М.Горький, Леонид Андреев, чл. Гос. Сов. М.М.Ковалевский, чл. Гос. Сов. А.Васильев, чл. Гос. Сов. Н.Загоскин, чл. Гос. Сов. И.Озеров, чл. Гос. Сов. Д.Гримм, чл. Гос. Сов. М.Стахович, гр. Ив. Ив. Толстой, Григ. Градовский, Д.Мережковский, З.Гиппиус, Вяч. Иванов, Е.Чириков, Д.Философов, А.Федоров, Федор Соллогуб, А. Потресов, гр. Алексей Толстой, Валент. Сперанский, С.Сергеев-Ценский, Александр Блок, Александр Бенуа, К.Арабажин, акад. В.Вернадский, акад. А. Фаминцын, Ив.Петрункевич, Н.Анненский, Н.В.Мокиевский, Н.А.Русанов, В.Семевский, А.М. Редько, Ф.Д.Крюков, А.Петрищев, А.В.Пешехонов, С.Я.Елпатьевский, А.И.Иванчин-Писарев, В.А.Плансон, Н.Н.Шнитников, В.И. Добровольский, проф. А.А.Пиленко, Ф. Батюшков, Л.Ф.Пантелеев, А.П.Философова, А.Н.Калмыкова, А.С.Милюкова, С. Пантелеева, К. Баранцевич, М.Славинский, И.Жилкин, В.Муйжель, М.Арцибашев, В. Лодыженский, Ник. Олигер, Д.Линев, Скиталец (Петров), быв. проректор Спб. университета проф. по кафедре истории церкви И.Д.Андреев, проф. А.Жижиленко, проф. М.Туган-Барановский, проф. Эрвин Гримм, проф. Л.Петражицкий, проф. П.Чубинский, проф. И.А.Покровский, проф. И.А.Бодуэн-де-Куртенэ, проф. С.Салазкин, проф. В.В.Святловский, Д.В.Стасов, Ф.И.Родичев, проф. М.Ростовцев, В.Д.Набоков, акад. Д.Овсяннико-Куликовский, В.Д. Кузьмин-Караваев, Петр Струве, проф. Н.И. Кареев, проф. Ф.Зелинский, проф. Ив. Гревс, В.Водовозов, П.Милюков, Н.В.Некрасов, В.Яковенко, П.Стебницкий, Г.Фальборг, Н.И.Фалеев (далее см.: 31; С. 686-691).


Читайте также:

Достоевский навсегда

Пасхальный архетип в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Об одной цитате из Достоевского

Русский сфинкс. Александр III: Император и человек

Современное православие

Слово - дар Божий

Честь офицера

Сквернословие – бич речевой коммуникации


Список использованной литературы:

1.  Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М., 1993.

2.  Аксаков К.С. Государство и народ. - М., 2009.

3.  Алипий, архимандрит, Исайя, архимандрит. Догматическое богословие. Курс лекций. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.

4.  Анафема. История и ХХ век. Сост. П. Паламарчук. - М., 1998.

5.  Великие мысли, кратко реченные. Более 4000 изречений святых отцов и учителей Церкви. - СПб., 2003.

6.  Гоголь Н.В. Нужно любить Россию. О вере и Государстве Российском. - СПб., 2007.

7.  Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991.

8.  Добротолюбие. В 5-ти томах. - Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1992.

9.  Достоевский Ф.М. в воспоминаниях современников. В 2-х т. Т. 2. - М., 1990.

10. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30-и томах. - Л., 1971-1990.

11. Игнатий (Брянчанинов), святитель. Собр. соч. в 7 т. - Переиздание Мгарского монастыря Полтавской епархии, 2001.

12. Иоанн Кронштадтский, святой и праведный. Моя жизнь во Христе. - Переиздание Мгарского монастыря Полтавской епархии, 2003.

13. Кровь в верованиях и суевериях человечества. Сборник. - СПб., 1995.

14. Лермонтов М.Ю. Сочинения. В 2-х томах. Т. 2. - М., 1990.

15. Лука (Войно-Ясенецкий), святитель. О борьбе с духами злобы поднебесной // Голос святого целителя. - Сергиев Посад, 2004.- С. 39-50.

16. Миронова Т. Л. Из-под лжи. Государь Николай II. Григорий Распутин. - СПб., 2005.

17. Мультатули П.В. Свидетельство о Христе до смерти... Екатеринбургское злодеяние: новое расследование. - М., 2006.

18. Назаров М. В. Вождю Третьего Рима. - М., 2004.

19. Нектарий (Антонопулос), архимандрит. Евангельская любовь - движущая сила жизни // Материалы Международной духовно-медицинской конференции, посвященной святителю Луке, архиепископу Симферопольскому и Крымскому. - Издательство Симферопольской и Крымской епархии 2005 г.

20. Нилус С.А. Полн. собр. соч. В 6-ти тт. - М., 2005-2006.

21. О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли. - М., 1990.

22. Оптинский Цветник. Изречения преподобных старцев оптинских. - М., 2009.

23. Православие и искусство. Опыт библиографического исследования. - М., 1994.

24. Преподобного отца аввы Иоанна. Лествица. - СПб., 1995.

25. Роман (Матюшин), иеромонах. Внимая Божьему веленью. - Минск, 1998.

26. Роман (Матюшин), иеромонах. Одинокий путь. - Минск, 2009.

27. Святая Русь. Исторический календарь-альманах 2000/2001. - М., 2000.

28. Сборник мыслей и изречений Митрополита Московского Филарета. - Саратов, 1996.

29. Селезнев Ю.Н. Достоевский. - М., 1985.

30. Тихомиров Л. А. Религиозно-философские основы истории. - М., 1998.

31. Убиение Андрея Киевского. Дело Бейлиса - «смотр сил». Стенографический отчет Киевского судебного процесса. - М., 2006.

32. Флоровский Георгий, протоиерей. Пути Русского Богословия. - Вильнюс, 1991.

33. Хомяков А.С. Стихотворения. - М., 2005.

34. Христианское учение о злых духах. - М., 1990.

35. Чехов А.П. Собр. соч. В 12-ти томах. - М., 1960-1964.



Источник: http://ruskline.ru/analitika/2011/03/29/v_evrope_vygoda_u_nas_zhertva_fmdostoevskij_o_evropejskoj_civilizacii_i_rossii/
Категория: Другое | Добавил: Vladimir (01 Апр 2011)
Просмотров: 1421 | Теги: Мир, достоевский, жидовство, Европа, человек, Православие, цивилизация, Россия, Христос, культура | Рейтинг: 5.0/2
Поделиться:
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела
Апологетика [7]
Аскетика [3]
Богословие [45]
Вера и жизнь [34]
Вера и наука [4]
Ветхий Завет [1]
Текст. Толкование
Дела милосердия [4]
Духовная жизнь [16]
Дорога к храму [19]
Закон Божий [11]
История Церкви (христианства) [6]
Катехизис [2]
Литургика [8]
Новый Завет [6]
Текст. Толкование
Подвижники [29]
Православие и медицина [3]
Размышления [94]
О грехах и добродетелях. Месяцеслов с размышлениями православного священника на каждый день года
РАССКАЗЫ СТРАННИКА [16]
ОТКРОВЕННЫЕ РАССКАЗЫ СТРАННИКА ДУХОВНОМУ СВОЕМУ ОТЦУ.
Святая гора Афон [21]
Святые места [17]
Сектоведение [1]
Слово пастырей [75]
Слово и послание пастырей
Храм святой мученицы Татианы [3]
История, события, новости, связанные со храмом
Другое [58]
В соц. сетях
Мини-чат
Почта
Логин:
Пароль:

(что это)
Поделиться в соц. сетях:




Сайт работает благодаря вашим пожертвованиям.

Форма для пожертвования:
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Душеполезное чтение"
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Возрождение"
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Форум клуба"

Общество друзей милосердия статистика
Besucherzahler femmes russes a marier
счетчик посещений
Сервер 'Россия Православная' Яндекс.Метрика Счетчик тИЦ, PR и обратных ссылок
40e78245a810e8be