Главная » Душеполезное чтение » Православие и мир » Слово пастырей

«Умом Россию не понять, аршином общим не измерить...»

Выступление протоиерея Артемия (Владимирова) в Православном центре Йошкар-Олы …

«Умом Россию не понять, аршином общим не измерить у ней особенная стать в Россию можно только верить». (Тютчев Ф.И.)

 

2-3 апреля 2012 года протоиерей Артемий Владимиров, член Союза писателей России, настоятель московского храма Всех Святых, что в Красном Селе, по приглашению клуба «Возрождение» посетил Йошкар-Олинскую и Марийскую епархию. Выпускник филологического факультета МГУ, педагог высшей категории, он много внимания уделяет воспитанию подрастающего поколения, духовному становлению нашей молодёжи. Поэтому основными встречами в первый день визита были встречи с педагогами и учащимися вузов, в частности, студентами факультета социальных технологий МарГТУ и историко-филологического факультета МарГУ.

Во второй день своего пребывания в Йошкар-Оле протоиерей Артемий Владимиров посетил Министерство образования и науки РМЭ, где за круглым столом собрались специалисты по делам молодёжи муниципальных образований и ответственные по работе с молодёжью в благочиниях и епархии.

В Йошкар-Олинском Дворце творчества детей и молодёжи состоялась встреча московского гостя с педагогами, организаторами работы по духовно-нравственному воспитанию в республике, с работниками Центра духовно-нравственного воспитания «Светоч».

12 ноября в Православном Центре города Йошкар-Олы состоялась встреча с протоиереем Артемием Владимировым на тему: «Сотрудничество и соработничество Церкви, школы и семьи в духовно-нравственном воспитании детей и молодёжи». Предлагаем вашему вниманию основное содержание этого выступления.

 

Наша сегодняшняя тема - соработничество государства, школы и Церкви в деле воспитания и образования подрастающего поколения. Мы все страдаем от взаимного отчуждения и разделения. И сегодня самое время вспомнить известный афоризм: «Когда мы едины, мы непобедимы». Церковь есть существенный элемент, который сообщает жизненные силы народному организму. Церковь - это кровоток, благодаря которому каждый отдельный орган получает питательные вещества.

Отделять Церковь от общества - значит лишать общество благодати, приводить его к умиранию, самораспаду, гибели, самоуничтожению. И сегодня, кажется, все, за исключением отдельных людей, не способных творчески мыслить и извлекать уроки из прошлого, - все убеждены, что соработничество Церкви и общества жизненно важно для страны.

Каждый из нас является носителем благодати. Человек - удивительное существо, разумное и свободное. Христианин носит в сердце искру Божественной энергии. Обладая этой силой, ему всё по плечу.

Итак, для того чтобы состоялось соработничество Церкви, школы и семьи, чтобы все мы (родители и дети, педагоги и учащиеся, правители и граждане, земные владыки и их подданные, врачи, военные, священники) были едины, а значит, и непобедимы, - нам необходимо скрепляющее начало. Это начало, конечно, - в вере и в верности. В вере во Христа и в верности земным судьбам нашего Отечества. Но сила, которая всё собою сопрягает, соединяет, - это сила братской любви, истекающая из чистого сердца и чистым сердцем воспринимаемая. Благодатная сила искоркой мерцает в душе каждого из нас.

Особенно это очевидно в отношении детей. Их лица ещё не помрачены, не искажены страстями, на них так явственно сияет отблеск Божественного света. Но и в нас, взрослых, как бы много ошибок мы ни сделали, «свет во тьме светит, и тьма его не обымает».

Говорят, что главная цель образовательного и воспитательного процессов в том и заключается, чтобы сделать человека (ученика, воспитанника) соработником, соучастником благодати Божией, сокровенно в нём живущей и через него действующей. Если мы упустим из нашего внимания этот мистический фактор (а именно тот, что человек - это Божий соработник, которому дано задание благоукрашать сотворённый Отцом Небесным рай), то мы столкнёмся с чудовищным явлением. Наша свободная воля, активность, мысли, наши чувства, слова и поступки, не направленные на соработничество с благой, святой, созидающей силой Божией, станут вращаться вокруг оси человеческого эгоизма.

Душевная энергия наших детей (и без того гиперактивных) начнёт выплёскиваться из них хаотически, непредсказуемо. Дети часто невольно мстят родителям или учителям за то, что те не сумели указать им на подлинную нравственную цель жизни. Они мстят за то, что небо над ними оказалось закрыто. Их энергия начинает распыляться, разрушая личность ребёнка.

Живя в третьем тысячелетии, мы оглядываемся на двадцатое столетие. Позади эпоха созидания, но только во имя земли и человека, а никак не во имя Божие. Вслед за ней наступила эпоха откровенного эгоизма, потребительства, рвачества, хищничества, самого настоящего «буржуазного индивидуализма». Наши родители его презирали, а нынешнее поколение его оценило и прижало к груди. Из-за смертельного укуса этой гиены распалась великая и неделимая держава так, что до сих пор мы с вами не можем изжить боль и остановить кровь, сочащуюся из этой раны.

Однако мы призваны, решая задачи образовательного и воспитательного дела, созидать не во имя своё, а во имя Господа. При этом будем помнить прекрасную русскую поговорку: «На Бога надейся, а сам не плошай». На Бога надейся - ибо Он дарует тебе, Своему возлюбленному созданию, силу - святую, творческую и живительную, имя которой - благодать. В таинстве крещения эта искра осеняет нашу душу и остаётся в ней навсегда. Чем должны заниматься батюшки и родители? Раздуть Божью искру и превратить её в пламя, чтобы ребёнок мало-помалу усваивал целостное христианское миросозерцание, а чувства просветлялись благодатью. Вместо гнева, похоти и злобы явились бы смирение, чистота, мир, любовь, радость, мудрость. Когда наша воля соединится с волей Божией, мы перейдём из ряда разрушителей, эгоистов, индивидуалистов и просто апатичных, ничем не интересующихся людей, «разочарованных странников» в разряд созидателей. Созидатели - это те, кто, никого не принуждая, шествует «тропой бескорыстной любви»; увлекает других своей инициативой, цельностью, жизненным оптимизмом, жертвенностью. А ведь последняя лежит в основе подлинной любви, равно как и надежды на светлое будущее.

«На Бога надейся, а сам не плошай». Мне кажется, что подлинное соработничество между представителями разных профессий, между людьми разных возрастов - детей, юношей, стариков - имеет место тогда, когда внутри самого человека происходит некое нравственное сопряжение. Какое? Прежде всего, Божией благодати, всегда совершающей в нас свою работу, и нашего собственного произволения. Во-вторых, это единение слова и дела. Если наши убеждения находятся в противоречии с нашим образом жизни, когда мы говорим одно, а делаем другое, наступает диссонанс - человек превращается в лицемера, лицедея, фокусника. «На языке мёд, а под языком - лёд». «Одно пишем - два в уме». Такие люди маскируют свои корыстные мотивы и намерения за благовидным фасадом внешней благопристойности. Но «шила в мешке не утаишь». Всё равно дело выйдет боком. «Нет ничего тайного, что не стало бы явным». Слово и дело - вот первое, чему мы должны научить наших детей! Это просто и понятно, как ясный летний день. Не обещай, если затрудняешься с исполнением обещанного. Не клянитесь по пустякам, не «давай голову на отсечение», ведь она тебе не принадлежит (мы все принадлежим Богу), и уж не смей никогда говорить: «Только через мой труп» - не дай Бог, сбудется.

Единство слова и дела сообщают жизни человека поступательное движение. Для того чтобы слово и дело не расходились, необходимо соблюдать три малых правила.

Первое правилодумай, что говоришь. Должно обдумывать то, что собираешься сказать. Это не просто, особенно для женщин. Второе правило, очень важное для детей: не говори того, чего не думаешь, то есть не обманывай, не лги, чтобы не потерять доверия и уважения людей. Слово - это великая сила. Если твоему слову доверяют, то ты человек состоявшийся, ты - человек с большой буквы. Между прочим, в Царской России купеческое сословие именно на честном слове решало все свои торговые дела. Если Рябушинский или Мамонтов сказал, значит, обязательно сделает. И третье правило. Оно необходимо, в первую очередь, для исправления болтунов: не всё, что думаешь, говори. Прибереги то, что у тебя на сердце.

Если изложенное показалось вам сложным, то можно записать сказанное одной фразой:думай, что говоришь, кому говоришь, где говоришь, зачем говоришь и какие из этого могут быть последствия. Не о том ли вещают известные русские поговорки: «Семь раз отмерь - один раз отрежь»,    «Тише едешь - дальше будешь»?

Поразмыслив о единстве слова и дела, перейдём к другому образу единства, которое делает человека сильной личностью, личностью, рождённой «сказку сделать былью». Сам Бог хочет даровать нам сопряжение ума и сердца. Задача эта высокая, но посильная для каждого при содействии ему Божией благодати. По обыкновению, у нас и ум, и сердце находятся в противоречии друг с другом: здесь - лёд, там - пламя. Ум действительно должен быть холодным, а сердце тёплым. Но как часто мы, к сожалению, совершаем то, от чего сами потом отвращаемся. Заметьте, мы прекрасно знаем о последствиях того или иного действия, но, как «тельцы, ведомые на заклание», делаем многое вопреки волениям собственной совести. Говорят, что соединение ума и сердца - это нравственный, духовный идеал. Сила, которая соединяет ум и сердце, именуется молитвой. Все вы, конечно, помните стихотворные строки: «В минуту жизни трудную теснится ль в сердце грусть: одну молитву чудную твержу я наизусть...». Вопрос: что это за молитва, которую Михаил Юрьевич Лермонтов вспоминал в час уныния и печали? Мне думается, что здесь речь идёт о молитве: «Богородице Дево, радуйся...». Испытывая тяжкое состояние одиночества, разочарованности, поэт иногда умягчался душой, и ему дано было пережить и написать следующее: «...и верится, и плачется, и так легко, легко...». Святой старец Варсонофий из скита Оптиной пустыни как-то изрёк: «Многое Бог простил поэту за это стихотворение». Внимательный к словам молитвы ум опускается в сердце, а сердце вторит словам, которые мы произносим в уме. Говорят, что золотой пряжкой-застёжкой, соединяющей ум и сердце, является имя Господа Иисуса Христа. Замечено: если с постоянством ходишь в храм, искренно исповедуешься, сердечно каешься, с благоговением причащаешься, честно живёшь - с молитвой к Богу и с любовью к людям, - то имя Господа Иисуса Христа, как жемчужина, начинает сиять в глубинах твоей совести. Всесвятое имя Божие, как светильник, просвещает изнутри внутренний мир человека. Дай Бог, чтобы у нас больше появлялось настоящих христиан, которые и в уединении, и на людях, и в трудах, и на отдыхе, и днём, и даже ночью с покаянием и любовью призывали бы имя Господне!

Надеюсь, вы знаете житие святого Игнатия Богоносца. Гонители веры пленили его по и под конвоем везли в Рим, в Колизей, на растерзание диким зверям. Святого Игнатия, по преданию, крестил апостол Иоанн Богослов. Когда Игнатий был ещё ребёнком, Христос, посмотрев на него, сказал: «Кто смирится, как это дитя, тот больший в Царстве Небесном» и возложил на его главу Свою благословляющую десницу. Став христианским епископом, святитель Игнатий был препровождён в Колизей на мучение. Во время этого скорбного путешествия он писал своим духовным чадам в посланиях: «Не старайтесь освободить меня! Ни в коем случае не похищайте меня и не вырывайте из рук моих гонителей; я хочу быть измолотым в жерновах, как чистая пшеница, хочу пострадать за Христа. Измелитесь и вы Господу в жерновах смирения - и будете Ему как хлеб сладкий». Таким сладким хлебом он и был! Летописец сообщает, что когда звери разорвали тело святого, на арене осталось нетронутым только сердце. Некий римский воин подошёл и разрубил его. И тогда все увидели, что в обеих половинках сияло имя, как бы напечатлённое золотом: Иисус Христос. Вот почему Церковь нарекла его Богоносцем. Святой Игнатий носил Бога в своей душе, в своём сердце. Имя Божие светилось в нём, о чём он, между прочим, всегда просил: «Всели в сердце имя Твое, Господи!».

Говорят, что человек, находясь под воздействием умно-сердечной молитвы, способен двигать горами. Такому духовному делателю Сам Бог содействует благодатью. Всем известны примеры таких людей: генералиссимус Александр Васильевич Суворов, адмирал Фёдор Ушаков. Изучите их жизнь, исследуйте их сражения, и вы поймёте, что они жили и действовали в атмосфере чуда! Ведь совершенно невозможно с небольшой армией победить армаду, в пять раз превосходящую её силой. Божие содействие очевидно в жизни этих полководцев.

Бывало, что когда «солдатушек-ребятушек» турки теснили с правого фланга, вдруг появлялся на белом коне Александр Васильевич, падал ниц на землю, молился секунду-вторую-третью, потом вскакивал (в свои-то семьдесят лет!) на коня, поднимал к небу шпагу и восклицал: «Мы русские! С Богом! Ура!». Этого клича было достаточно, чтобы воодушевить войска и перейти в наступление. Пал Измаил, о котором Суворов изрёк крылатую фразу: «Измаил можно взять только один раз в жизни».

Наш праведный флотоводец Фёдор Ушаков остался невредимым с малым числом кораблей, нанеся сокрушительное поражение непобедимому турецкому флоту, перед которым трепетали и англичане, и испанцы, и вся просвещённая Европа. Если бы русские вожди не были молитвенниками, им невозможно было бы сотворить столь поразительные чудеса! Между прочим, родным дядей Фёдора Ушакова был святой игумен Санаксарского монастыря. Для адмирала, раба Божиего Феодора, молитвенное уединение, обращение души и сердца к Богу всегда оставалось самым важным в жизни занятием. Если бы Александр Васильевич Суворов не был набожным человеком, то никогда не смог бы написать вдохновенного канона Господу Иисусу Христу, получившего название «Твой есмь аз».

Соединить ум и сердце в тайной молитве - это идеал не только для воинов, но и для педагогов. Помню, как молодым учителем, двадцати трёх лет от роду, я пришёл в школу. Моя коллега, молодая и красивая особа, увидев меня в учительской, спросила: «Вы наш новый литератор? А как вас зовут?» - «Артемий Владимирович.» - «Сочувствую, вам достались пятый и шестой классы...» Захожу в аудиторию, говорю: «Здравствуйте, ребята. Я ваш новый преподаватель литературы. Меня зовут Артемий Владимирович». Они говорят: «А у нас прошлая учительница голос сорвала, насовсем!». Чем не сражение? Как тут не вспомнить Александра Васильевича с его молитвой перед битвой!.. Вы знаете, я действительно молился перед входом на территорию школы: «Господи, я немощен и слаб. Господи, я ничего не могу и не умею. Господи, их много, а я один. Господи, не посрами раба Твоего. Господи, даруй мне духа премудрости и разума, крепости, ведения, благочестия и страха Божия». И - полный вперёд! Отступления русские офицеры не знают. Я ведь тоже офицер запаса. Конечно, много было неудач и поражений. Но, как видите, жив и надеюсь ещё послужить родному Министерству образования.

Когда ум и сердце обретут гармонию и соединятся в молитве, тогда жизнь, по слову поэта, превратится в чудо. «Чему бы жизнь нас ни учила, но сердце верит в чудеса: есть нескудеющая сила, есть и нетленная краса...». Прислушаемся к голосу святителя Игнатия (Брянчанинова), одного из самых замечательных русских духовных писателей конца XIX века. Его, бесспорно, можно причислить к корифеям русского литературного языка, совместно с Иваном Сергеевичем Тургеневым, Николаем Васильевичем Гоголем, Львом Николаевичем Толстым. Епископ Игнатий пишет, что Божия благодать сопрягает душу и тело. Когда душа станет в нас царицей, а тело - инструментом разумной души; когда прекратится беспрестанная междоусобная война между душой и телом, тогда человек входит в исполнение своего духовного предназначения, а Бог через него являет Свою благодать во внешнем мире. Дай нам Господь достичь этой высоты!... Но это совсем не так просто, ведь дремлющие в нас страсти оказывают яростное сопротивление тому, кто хочет войти в обитель нравственной свободы. Благодатное единение души и тела, умение управлять собой - это, безусловно, высокое искусство воина Христова, ведущего борьбу за веру, надежду и любовь...

В завершение нашей беседы, позвольте мне, дорогие друзья, поблагодарить вас за дружеское расположение и внимание! Пусть же соработничество государства, школы и Церкви; единство души и тела, слова и дела будут умножаться и крепнуть! Не будем смущаться, что нас, созидателей, не так много. И один в поле воин, если Бог над ним и с ним. Мы с вами свято верим, что последнее слово будет не за супостатами, борющимися против правды и любви, а за теми, кто жертвенно трудится на благо своего Отечества.

 

Материал подготовила Е. В. Путинцева, литературный секретарь протоиерея Артемия Владимирова



Источник: http://ruskline.ru/analitika/2013/01/04/umom_rossiyu_ne_ponyat_arshinom_obwim_ne_izmerit/
Категория: Слово пастырей | Добавил: Evgenei (07 Фев 2013)
Просмотров: 9722 | Теги: сотрудничество, Церковь, подвижник, соработник, Россия, Артемий Владимиров, соработничество | Рейтинг: 5.0/5
Поделиться:
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Категории раздела
Апологетика [6]
Богословие [39]
Вера и жизнь [32]
Вера и наука [4]
Ветхий Завет [1]
Текст. Толкование
Дела милосердия [4]
Дорога к храму [19]
Закон Божий [11]
История Церкви (христианства) [6]
Катехизис [2]
Литургика [8]
Новый Завет [3]
Текст. Толкование
Православие и медицина [3]
Размышления [90]
О грехах и добродетелях. Месяцеслов с размышлениями православного священника на каждый день года
РАССКАЗЫ СТРАННИКА [16]
ОТКРОВЕННЫЕ РАССКАЗЫ СТРАННИКА ДУХОВНОМУ СВОЕМУ ОТЦУ.
Святые места [11]
Сектоведение [1]
Слово пастырей [59]
Слово и послание пастырей
Храм святой мученицы Татианы [3]
История, события, новости, связанные со храмом
Другое [53]
В VK
Мини-чат
Почта
Логин:
Пароль:

(что это)

Сайт работает благодаря вашим пожертвованиям.

Форма для пожертвования:
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Душеполезное чтение"
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Возрождение"
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Форум клуба"

Общество друзей милосердия статистика
Besucherzahler femmes russes a marier
счетчик посещений
Сервер 'Россия Православная' Яндекс.Метрика Счетчик тИЦ, PR и обратных ссылок