Главная » Душеполезное чтение » Культура и искусство » Театр, кино, телевидение, радио |
Мало кто в нашей стране не знает, что 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Память о том страшном времени жива до сих пор, несмотря на то, что прошло уже 70 лет и с каждым годом ветеранов становится все меньше. Но у нас остаются стихи, песни, фильмы о войне, которые люди создали для того, чтобы переосмыслить военный опыт. В преддверии печального юбилея мы решили вспомнить о военных фильмах и выбрали десять лучших. «А зори здесь тихие…» (1972, режиссер – С. Ростоцкий)
События фильма, кстати говоря, снятого очень близко к тексту повести, происходят в 1942 году в Карелии. Пять девушек-зенитчиц, которых с большой натяжкой можно называть бойцами, и их старшина, Федот Васков, пытаются остановить немцев-диверсантов. Женя Комелькова, Рита Осянина, Лиза Бричкина, Галина Четвертак и Соня Гурвич гибнут одна за другой, хотя с виду суровый, но добрый Васков старается беречь девушек. В живых после неравного боя остается только он один. До конца «А зори здесь тихие…» без слез досмотреть невозможно. Зрителя поражают девичья красота и чистота, искреннее стремление к счастью, любви и мирной жизни и тут же – смерть, нелепость и безумие войны. Подчеркивается диссонанс добра и зла в фильме переменой цветных и черно-белых кадров: в цвете Ростоцкий снимал мирное время, на контрасте черного и белого – войну. Баллада о солдате (1959, режиссер – Г. Чухрай)
Кинолента повествует об Алеше Скворцове, радисте, который умудрился «с перепугу» подбить два немецких танка. За это его награждают отпуском – Алеша очень хочет увидеть маму и стремится домой изо всех сил. Но путь его долог и непрост, к тому же у Скворцова – доброе сердце, он помогает всем, кто нуждается в его помощи. В конце концов, у него остается времени только на то, чтобы обнять мать и сказать: «Я вернусь!». Но домой Алеша так и не вернется – он гибнет в деревне «с нерусским названием». В фильме «Баллада о солдате» нет войны в привычном понимании – нет взрывов, погонь, перестрелок. Есть действительно солдат – простой человек, который ушел на войну и сложил там голову. В образе Алеши Скворцова создатели фильма попытались воплотить все хорошее, что есть, было и будет в русском человеке: доброе и большое сердце, память о доме, о семье, способность любить, - то, что помогло победить в Великой Отечественной войне. Блокада (1973-77, режиссер – М. Ершов)
Блокада Ленинграда – одна из трагических страниц (да что там – страниц! это несколько томов!) Великой Отечественной войны. Фильм Михаила Ершова посвящён мужеству и стойкости, проявленными людьми в тяжёлые дни обороны и блокады Ленинграда в 1941-1942 годах. Сюжет фильма повествует историю того, как простые ленинградцы пережили блокаду и как Ставкой Верховного Главнокомандования была организована оборона города. Один из немногих фильмов советского периода, где подробно отражены неудачи первых месяцев войны и неспособность Климента Ворошилова организовать оборону города. Месяц за месяцем на экране проходят блокадные годы. И даже если помнить о том, что показанное в «Блокаде» приглажено и снято так, чтобы цензура не придиралась, ощущения у зрителя после просмотра – соответствующие происходившему в блокадном Ленинграде. В бой идут одни "старики" (1973, режиссер – Л. Быков)
Фильм «В бой идут одни "старики"» повествует о буднях истребительного полка, в основном – второй, «поющей», эскадрильи. Командир летчиков, Маэстро, набирает пополнение «желторотиков», на личном примере учит их всему, что умеет, растит из них «стариков», мстит за товарищей, любит хорошую шутку и добрую песню. «В бой идут один "старики"» - одновременно веселая и грустная лента, в которой есть все: и любовь, и мечта, и подвиг, и борьба с врагом, и смерть. Фильм снят от души и с душой и посвящается «всем летчикам, не вернувшимся из боевых вылетов». Рассказывают, что когда фильм показали маршалу авиации Александру Покрышкину, он, с трудом справляясь с чувствами, произнёс: «Всё так, как было…». Может, именно в этом секрет успешности киноленты, то есть – неизменной зрительской любви и внимания к героям-летчикам, к Кузнечику, Ромео, Смуглянке, Маэстро, к добродушному технику Макарычу, к летчицам Маше и Зое. Два бойца (1943, режиссер – Л. Луков)
«Два бойца» - это история настоящей мужской дружбы веселого одессита Аркадия Дзюбина и простоватого, но добродушного парня Саши с Уралмаша, Саши Свинцова. Они живут в условиях фронта, разговаривают, смеются, любят и думают о прошлом и будущем. А еще поют. Песни «Темная ночь» и «Шаланды, полные кефали», которые исполнил Марк Бернес, сыгравший лихого одессита, полюбились многим – их слушают и поют до сих пор. Женя, Женечка и «Катюша» (1967, режиссер – В. Мотыль)
Лента «Женя, Женечка и «Катюша»» рассказывает о молодом солдате Жене Колышкине, у которого все вечно идет наперекосяк. Он попадает в настолько комичные ситуации и настолько смешно в них живет, что так и хочется назвать его «ежиком» - вслед за связисткой Женечкой Земляникиной, в которую Колышкин влюбляется, сначала безответно. «Ежик» случайно заходит на Новый год к немцам, в бою его придавливает ящиком, он оказывается на «губе» за хмельной «дебош». Женя Колышкин – нестандартный человек, интеллигент, у него есть свое мнение, и он не вписывается – ни в общий строй, ни в лад, ни… в войну. Его детскость и наивность, веселые глаза – не для войны, с ее ужасами и смертью. Когда гибнет Женечка, это становится очевидным – взгляд Жени тухнет, становится серым и безжизненным… На войне может быть любовь и лирика, но сама война ни любви, не лирики не рождает. Завтра была война (1987, режиссер – Ю. Кара)
Строго говоря, фильм «Завтра была войны» - не о войне. О том, как жили накануне. О тех, кто пошел воевать за родную страну. Действие картины происходит в провинциальном городке. Юным героям, школьникам, открытым для дружбы и любви, приходится столкнуться с политическим фанатизмом, предательством и ложью периода сталинизма, пережить страшные потери. Но они сохраняют душевную чистоту и верность своим идеалам. И именно они и будут защищать Родину в боях Великой Отечественной войны - комсомолка Искра Полякова, дочь арестованного Вера Люберецкая, кокетка Зиночка, хороший товарищ Жора Ландыс. Честный и жесткий фильм, который к финалу становится еще жестче – ведь зритель знает, что за «трудным» високосным 1940-м годом придет 1941-й… Летят журавли (1957, режиссер – М. Калатозов)
Рабочее название этого фильма было «За твою жизнь». За жизнь Вероники и своих родных уходит воевать на фронт Борис. За жизнь любимых людей гибнет. А дома его никак не могут дождаться – сначала Вероника под давлением обстоятельств выходит замуж, потом, разочаровавшись в муже-подлеце, не верит в гибель Бориса… Вообще, кинолента насыщена множеством сюжетных поворотов и событий – их хватило бы не на одну серию, если бы фильм снимался где-нибудь в мексиканской телестудии. Удивительная эмоциональная сила сквозит в каждом кадре картины, заставляет сопереживать героям даже тогда, когда они совершают, казалось бы, непростительные ошибки. Но в том-то и дело, что «Летят журавли» - фильм о любви, которая прощает все и всегда. И ошибка, проступок могут быть исправлены, если только человек – не окончательный негодяй. Они сражались за Родину (1975, режиссер – С. Бондарчук)
Действие картины происходит в 1942 году под Сталинградом. Измученные бесконечными непобедными боями, отступлением и потерями, солдаты Советской армии пытаются жить, философствовать, любить – даже на войне. «Они сражались за Родину» - последний фильм Василия Шукшина. Во время съемок он скончался. Образ Петра Лопахина, созданный Василием Макаровичем в этой ленте, - один из самых ярких и запоминающихся. Семнадцать мгновений весны (с 1973, режиссер – Т. Лиознова)
Он уже давно разошелся на цитаты, а его герои стали героями анекдотов, что само по себе является признаком всеобщей народной любви. Штандартенфюрер Макс Штирлиц, пастор Шлаг, радистка Кэт, Борман и Мюллер – все они словно старые добрые знакомые хотя бы раз в год входят в каждый российский дом, где смотрят телевизор. Сюжет картины пересказывать и даже напоминать нет смысла, останавливаться на логических неувязках и неточностях в кадре – тоже. Скажем только одно – если у вас есть выбор, смотрите черно-белый вариант «Мгновений» - с приходом цвета в фильме не осталось места правде момента, за которую ленту так любят. Ведь лирический и серьезный вместе с тем герой Вячеслава Тихонова, размышляющий то о красотах природы, то скучающий по супруге, должен существовать в черно-белом мире – тем заметнее и явственнее трагедия и его жизни, и беды на земле… P.S. Конечно, хороших фильмов о войне гораздо больше, чем десять, – это факт. Но редакция «ТД» и не претендует на объективность в собственном выборе. А какие фильмы о Великой Отечественной войне памятны вам, дорогие читатели? Источник: http://www.pravoslavie.ru/smi/47130.htm | |||||||||||||||||||||
Просмотров: 5043
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |
| |
Сайт работает благодаря вашим пожертвованиям. | ||
Наши друзья |
![]() |
![]() |
InetLog.ru |
|
|||||
![]() |
|
![]() |