Основные темы сайта:
Главная » Душеполезное чтение » Газета "Возрождение" » Русское слово

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий): О Вере
СВЯТИТЕЛЬ ЛУКА (ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКИЙ), архиепископ Симферопольский и Крымский (1877 -1961) - доктор медицинских наук, учёный, хирург, педагог и художник - принял священный сан в годы большевистских гонений на Церковь (1921), многие годы провёл в тюрьмах и лагерях. Во время Великой Отечественной войны активно занимался врачебной практикой, за что неоднократно был награждён советскими орденами и премиями.

Прежде чем исцелить двух слепых, которые молили Господа об исцелении, Господь спросил их: "Верите ли, что Я могу это сделать?" Они ответили: "Верим". И Господь сказал тогда: "Да будет по вере вашей", - и исцелил их.
Всегда, когда Господь Иисус Христос хотел кого-нибудь исцелить, Он спрашивал, - есть ли вера в них, - и только тех, кто верил, исцелял.
Сказано в Евангелии, что когда Господь Иисус Христос пришёл в Назарет, то не мог там совершить ни одного чуда, ибо жители города этого, в котором Он вырос, где знали Его с детства, не верили в то, что Он был действительно Великим Чудотворцем. И удивился Господь неверию их.
Вы видите, что необходимым условием для восприятия благодати исцеления была вера тех, кто чаял этого исцеления. Почему это так? Потому что чудотворения Господни - это излияние Духа Святого на людей, а благодать Духа Святого может быть воспринята только теми сердцами, которые горячей верой открыты для восприятия её. Как необходима антенна для восприятия радиоволн, так необходимо чистое и полное веры сердце для восприятия благодати Божией, ибо при этом происходит великое таинство общения Духа Божия с духом человеческим.
Как же может происходить такое общение? Если со стороны человека нет способности и желания воспринять Дух Святой, то ничего не произойдёт. Господь никому насильно не посылает Свою благодать. Господь ищет веру, любовь и надежду в сердцах человеческих, и только тогда изливает на них благодать Свою, когда они с глубокой верой открываются перед Ним. Таинство, великое таинство, совершается при этом. Таинство совершалось при всех чудотво-рениях Христовых.
Вы знаете, что когда несчастная кровоточивая женщина шла за Господом Иисусом Христом в большой толпе народа, то в сердце своём она говорила: "Если только прикоснусь к одежде Его, получу исцеление". И ни о чём не прося, молча, только открыв сердце своё Богу, она коснулась одежды Христа. Господь остановился и спросил: "Кто это коснулся Меня?" Апостолы удивились: "Как это Ты, Господи, спрашиваешь, кто коснулся Тебя, ведь Тебя теснит толпа народа". А Господь ответил: "Нет, кто-то коснулся Меня, ибо Я почувствовал силу, исшедшую из Меня".
Вы видите, что при таких чудесах от Господа Иисуса Христа исходила сила, и Он это чувствовал. Эта сила проникала в существо несчастных больных и их исцеляла. Исцелив эту женщину, Господь сказал: "О женщина, велика вера твоя!" Опять, как видите, Господь говорит о вере, опять говорит о том, что эта женщина получила исцеление, потому что велика была вера её.
Вы слышали также повествование о римском сотнике, язычнике, который смиренно просил Господа Иисуса Христа исцелить его больного слугу. И ответил ему Господь: "Я приду и исцелю его", а этот смиренный человек сказал: "Господи, я недостоин, чтобы Ты вошёл в дом мой; но скажи только слово, и слуга мой исцелится". Тогда Господь с удивлением сказал окружающим: "И в Израиле не нашёл Я такой веры". И по вере сотника даровал Господь исцеление слуге Его. Вот как важна вера, как она необходима.
Она необходима не только для восприятия чудесных исцелений Господних. Господь Иисус Христос говорил ученикам Своим: "Иже имет веру и крестится, спасен будет, а иже не имет веры, осужден будет". Вы видите, как важны эти слова, вы видите, что только те, кто имеет веру, будут спасены, а те, кто веры не имеет, будут осуждены.
Св. апостол Павел говорил, что вся сущность Евангельского учения сводится к вере, надежде и любви. Надо, следовательно, иметь нам глубокую, крепкую веру для того, чтобы быть христианами, для того, чтобы быть восприемниками благодати Божией.
А что такое вера? Св. ап. Павел сказал: "Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом", - т. е. уверенность в том, что невидимое существует. Вера есть осуществление ожидаемого, т. е. глубокая уверенность в том, что осуществится то, чего мы ждём.
О вере св. Исаак Сирин сказал: "Для духовных тайн, которые выше ведения и которых не ощущают ни телесные чувства, ни разумная сила ума, Бог дал нам веру".
Был великий пример веры, явленный нам многострадальным Иовом, ибо в несказанных страданиях своих сохранил он глубочайшую веру и покорность воле Божией. Он сказал удивительные слова: "Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его!" (Иов. 19,25 - 27). Так сильна, так действенна была вера его, что он говорил о том, что не только верит, но знает, что Искупитель его жив. Вот такую веру должны мы иметь, для того чтобы воспринимать Божию благодать.
Помимо того, что видим мы вокруг себя, помимо того, что можем мы ощущать руками нашими, помимо всей видимой вселенной, есть ещё безграничный мир невидимый, гораздо более обширный, чем видимый. Это мир, не постигаемый нашими пятью чувствами. Ну что же, если нашим чувствам он недоступен, можем ли мы сказать, что он не существует? Можем ли мы ограничить всё нашим видением?
В болоте живёт лягушка, всю жизнь живёт она там и ничего не знает, кроме болота своего. Она не знает, что на земном шаре, о котором она никакого понятия не имеет, высятся громадные горы. Она ничего не ведает об обширных океанах и морях, о мире человеческом, культуре, науке, искусстве, великих городах, величайших событиях в истории человеческой. Она не знает, что существуют бесконечные звездные миры, планеты, совершающие путь свой вокруг Солнца. Её знание о природе убого, ничтожно и ограниченно.
Представим же себе, что лягушка имеет разум и способна философствовать. Она сказала бы: "Существует только то, что я вижу и слышу, только моё болото, тот мир, в котором я живу, те мошки, бабочки и черви, которых я глотаю, а больше ничего нет и быть не может. Глупы те, которые говорят о каком-то невидимом, потустороннем мире". Вот если мы дерзнём утверждать, что ничего не существует во вселенной, кроме того, что мы воспринимаем нашими пятью чувствами, то будем не разумнее этой болотной лягушки. Ибо, скажите, неужели наши жалкие пять чувств достаточны для того, чтобы воспринимать всё существующее, как видимое, так и невидимое?
Мы знаем, что даже у некоторых животных есть такие чувства, которых нет у нас. Знаем, например, что голуби обладают особым чувством направления. Они безошибочно летают туда, куда нужно. Этого чувства у нас нет. Знаем мы, что телесные чувства многих животных неизмеримо сильнее наших, - например, зрение у орла. Обоняние собаки не может сравниться с нашим ничтожным обонянием. Что же мешает нам признать, что даже для полного познания мира видимого необходимы особые чувства, которыми мы не обладаем? Тем более нужны они для восприятия мира невидимого. Что мешает нам признать, что нужно иметь сердце чистое, отверстое к тайнам бытия, сердце глубоко смиренное, чтобы воспринимать тайны духовные?
Знаем мы, что великие святые, таким сердцем обладавшие, имели познание о мире гораздо более глубокое, чем мы. Они обладали прозорливостью, они были пророками, знали будущее и настоящее. А наш духовный кругозор неизмеримо более беден, чем кругозор святых. Неужели смеем мы думать, что можем познать Ангелов, что наш человеческий ум равен уму ангельскому? Конечно, нет. Конечно, должны мы признать безусловное существование мира невидимого, и прежде всего должны глубокую веру иметь в то, что над всем миром - Господь Бог, Который его сотворил, Который о нём промышляет и им управляет.
Люди науки, люди, чуждые религии, с презрением относятся к вере. Они говорят, что нужно помышлять и рассуждать только о том, что доступно нашему исследованию. Они говорят, что бредни пустые - всё разговоры о каком-то мире невидимом, потустороннем.
Но, отрицая христианскую веру, могут ли они сказать, что сами в своей деятельности, направленной на изучение природы, видимого мира, чужды всякой веры? Могут ли они сказать, что вера есть принадлежность только людей религиозных? Нет, не могут они этого сказать, ибо и в своём познании мира, и в своём научном исследовании природы учёные неизбежно допускают веру. У них есть своя, не религиозная, но тоже вера, ибо они на веру принимают весьма многое из того, что доказать и практически познать не могут. И всегда, во все периоды развития человечества, в научном мышлении огромное место занимала вера научная. До очень недавнего времени никто из учёных не мог и подумать о том, что атомы, из которых состоит материя, можно разложить на ещё более элементарные частицы. Была всеобщая вера в неделимость атомов. И что же? На нашем веку, всего каких-нибудь 40 - 50 лет тому назад, эта вера научная рухнула, ибо открытие радиоактивных веществ показало, что атомы распадаются, разлагаются. Такого рода крушений научных верований было много в истории человеческого мышления. Когда рухнула вера в неразложимость атомов, возникла новая вера - теперь электроны были признаны конечным продуктом разложения атомов, стали первичной сущностью всякой материи. И всеобща теперь вера учёных в электрон. Но я спрошу: "Разве кто-нибудь из них видел электрон?" Никто не видел его. Разве кто-нибудь ощущал электрон? Никто не ощущал его. Разве кто-нибудь взвешивал электрон? Никто не взвешивал его. Откуда же эта вера в него? Мне отвечают: "Мы верим в электрон, потому что мы познаем его по его проявлениям, по действиям, которые он обнаруживает". Прекрасно, и я верю, и я знаю великую цену исследования невидимого по проявлениям его.
Если вы вправе верить в электрон, не видя его, то какое право имеете вы говорить, что бессмысленна наша вера в Бога, Которого тоже никто не видел?
Я скажу вам, что и мы познаём Бога по проявлениям Его. Мы познаём Его по проявлениям силы и могущества Его, по действиям Его на сердца наши. По действиям Божиим, по излияниям на нас силы Божией, по благодати Божией, которую мы ощущаем в сердцах наших, познаём мы Его. Вера недоказуема. Много, много было споров, много было попыток доказать, что Бог существует, и что Бога нет. Но никто на продолжении всей истории человечества не мог доказать ни того, ни другого. Бога можно воспринимать только чистым сердцем.
Итак, следовательно, да не смущается сердце ваше всеми нападками на веру от разума и науки. Пусть наука идёт своим путём, пусть исследует тайны природы. У нас другой путь - путь веры, которой мы познаем мир невидимый, той веры, которая наполняет сердца наши, когда причащаемся мы Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина. Мы верим в то, что это не просто хлеб и вино, а истинное Тело и Кровь Христовы. Также никто из нас не видел своего Ангела-Хранителя, а все мы глубоко верим в то, что у каждого из нас он есть.
Вера - это наша величайшая драгоценность, величайшая из всех ценностей человеческих. Мы должны её хранить больше всего на свете. Премудрый Соломон сказал: "Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни" (Притч. 4, 23). Нужно хранить сердце своё, потому что оно есть орган, которым мы верим, которым мы воспринимаем благодать Божию. Св. Иоанн Златоуст сказал: "Как змей ничего не бережёт, и когда самое тело его рассекают на части, не сильно защищается, чтобы соблюсти голову, так и ты всё отдай, и имение, и тело, и самую душу, чтобы сохранить веру. Ибо вера есть глава и корень. Если ты сохранишь её, то, хотя бы и все потерял, опять всё приобретешь с большей славой".
Итак, будем хранить паче всего хранимого веру нашу.

 
12 августа 1945 г.


Газета Возрождение, № 1 (12) февраль 2010 года


Читайте также:

О крещении без веры

Мученики за веру

Иван Ильин "Почему мы верим в Россию?"

Про тех, кто в Бога верит, а в храм не ходит

Вера и жизнь



Источник: http://club-vozrojdenie.ru/load/22-1-0-144
Категория: Русское слово | Добавил: Vladimir (15 Фев 2010)
Просмотров: 2722 | Теги: Бог, врач, Господь, архиепископ Симферопольский и Крымс, вера, Православие, Лука, Войно-Ясенецкий, исцеление, Христос | Рейтинг: 5.0/4
Поделиться:
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела
Литературная страничка [12]
Державное строительство [3]
Книжное обозрение [2]
Раскрывает перед читателем широкую панораму книжного дела в современной России, знакомит его с новинками православной литературы и периодики, рассказывает о насущных проблемах и планах церковного книгоиздательства. Надеемся, что новая рубрика предоставит читателю много интересной и полезной информации.
Исторический календарь [6]
Церковный словарь [2]
Традиции и современность [14]
Свет православие [10]
Православные праздники и не только...
История и культура [16]
Русское слово [13]
Из истории русской эмиграции [6]
Из жизни клуба "Возрождение" [2]
Воинский подвиг [1]
Клубная страничка [2]
Славянскiй мiръ [2]
Царский крест [4]
Из истории Марийского края [4]
Дни славянской письменности и культуры [1]
Нам пишут [2]
В соц. сетях
Мини-чат
Почта
Логин:
Пароль:

(что это)
Поделиться в соц. сетях:




Сайт работает благодаря вашим пожертвованиям.

Форма для пожертвования:
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Душеполезное чтение"
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Возрождение"
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Форум клуба"

Общество друзей милосердия статистика
Besucherzahler femmes russes a marier
счетчик посещений
Сервер 'Россия Православная' Яндекс.Метрика Счетчик тИЦ, PR и обратных ссылок
40e78245a810e8be