Основные темы сайта:
Главная » Душеполезное чтение » Православие и мир » Святая гора Афон

Ученик старца Силуана: Схиархимандрит Софроний (Сахаров). День памяти — 11 июля

"Милость Бога ко мне выразилась в том, что Он даровал мне мощный порыв покаянного страдания, которое увлекало меня в ненасытную молитву — такую, что душа все забыла, ни о чем не помнила, но неудержимо тянулась к Богу невидимому, но любимому, неведомому, но знакомому, недостижимому, но близкому".

Схиархимандрит Софроний (в миру Сергей Семенович Сахаров) родился 22 сентября 1896 года в городе Москве в мещанской семье. Его мать звали Екатериной. Родители Сергея были глубоко верующими людьми, что сыграло решающую роль в судьбе будущего монаха. Сергей Семенович имел талант в рисовании, поэтому учился в Академии художеств, которую после революции переименовали в Московскую школу живописи, скульптуры и архитектуры.

В 1921 году, закончив курс обучения, он выехал из России на Запад. Здесь, в Париже, происходит его полное обращение к вере, и это приводит к тому, что, оставив занятия искусством, он поступает в Православный Богословский Институт при Сергиевском подворье в Париже.
В ноябре 1925 года вместе со своим другом Всеволодом Александровичем Кривошеиным (будущим архиепископом Василием) Сергей Семенович посетил Афон и вместе с ним остался там послушником в Русском монастыре святого великомученика Пантелеимона, где 24 марта 1926 года был пострижен в рясофор с именем Софроний, 5 марта 1927 года в мантию, а 18 января 1935 года в схиму.

30 апреля 1930 года отец Софроний сербским епископом Николаем (Велимировичем) был рукоположен в иеродиакона. Послушание проходил в часовой мастерской, казначействе, библиотеке. С первых же дней своего пребывания в монастыре он был в тесной дружбе с преподобным Силуаном, которого считал своим духовным отцом и которому он открыл свое желание вести безмолвную, отшельническую жизнь.

По свидетельству отца Флегонта (Лебедева), преподобный Силуан предсказал ему пустынножительство, и отец Софроний написал два письма к Собору Старцев с прошением благословить его на безмолвие.
В первом письме он пишет: «Имея непременное желание по данному мне всечестнейшим старцем нашим отцом игуменом архимандритом Мисаилом и братским духовником всечестнейшим иеросхимонахом Сергием (Тютиным) благословение перейти на пустынное уединение по правилам и чину святых отцов, смиренно прошу Вас отпустить меня с миром и благословением и выдать мне отпускное свидетельство».
Собор Старцев, не желая отпускать его далеко от монастыря, предложил ему поселиться в Лукьяновской каливе, но отец Софроний планировал вести строгую отшельническую жизнь, а потому во втором письме просил Собор отпустить его в дальнюю пустыню.
«Не оставьте и этой усердной моей мольбы, — писал он Собору Старцев, — без ответа, подобно предыдущей. Страдает и томится сердце мое, доколе не достигну того, чего сильно желает душа моя вот уже 15 лет. Пред лицем Бога свидетельствую Вам, что я не ищу ничего, кроме спасения отягченной грехами, окаянной моей души». Старцы уступили его желанию. Отец Софроний вышел из обители в пустыню на безмолвие 23 апреля 1939 года. Поселился в плохой, почти разрушенной каливе, около Карули, на что Великая Лавра дала согласие.
«В одиночестве моей пещеры, — напишет впоследствии отец Софроний, — я получил исключительную привилегию целиком отдаваться беззаботной молитве. Она владела мной месяцами. Пересекалась в дневные дни житейскими делами, но когда заканчивался трудовой день и начиналась безмолвная ночь в пещере, молитва снова обнимала меня: опять все исчезало из памяти, оставалось лишь сознание страшного невещественного греха, порождавшее во мне сожаление, стыд и даже ненависть к самому себе. Милость Бога ко мне выразилась в том, что Он даровал мне мощный порыв покаянного страдания, которое увлекало меня в ненасытную молитву — такую, что душа все забыла, ни о чем не помнила, но неудержимо тянулась к Богу невидимому, но любимому, неведомому, но знакомому, недостижимому, но близкому».

2 февраля 1941 года в монастыре святого Павла на Афоне он был рукоположен в иеромонаха. Слава о его духовных подвигах быстро распространилась по всему Афону. К нему за советом потянулись монахи разных национальностей, и так как он владел несколькими языками, то ему было легко их утешать на их родном языке. Полного затвора он, таким образом, добиться не смог, вынужден был все чаще открывать двери своей каливы и все больше народу принимать и в конце концов согласиться перейти в ближайшие монастыри духовником. «Был духовником святых обителей святого Павла, Григория, Симонопетра, Ксенофонта, различных скитов и келлий».
Впоследствии поступил в Андреевский скит. Он сильно огорчился несправедливым осуждением греческим правительством своего друга отца Василия (Кривошеина), тем более что и он не остался свободен от необоснованных подозрений. Видимо, по этой причине он принял решение оставить Афон. Во второй половине 1947 года он уезжает в Париж. В общей сложности отец Софроний провел на Святой Горе 22 года. Из Парижа он переехал в Англию, где в 1959 году основал в графстве Эссекс святую обитель Честного Иоанна Предтечи.

Преставился отец Софроний 11 июля 1993 года. Отец Софроний написал всемирно известную книгу о своем духовном отце преподобном Силуане Афонском, он является также автором многих книг, которые для современных подвижников благочестия стали хрестоматиями.
 
Публикуется по книге: «Русский Афонский Отечник XIX - XX веков». Серия «Русский Афон XIX-XX вв.» Т. 1. Святая Гора, Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2012.


Интересные статьи:

Рассказ монаха о паломничестве на святую гору Афон...

Покаяние — радостотворный плач

Архимандрит Леонид (Кавелин) и собрание славянских рукописей в библиотеке монастыря святого Павла на Афоне

Победа в Великой Отечественной войне - это Божие чудо

Лука (Войно-Ясенецкий): две грани одной судьбы

Десять лучших фильмов о Великой Отечественной войне

Актуальные проблемы изучения истории Великой Отечественной Войны


Иеромонах Софроний (Сахаров) встречает немецких офицеров на Афоне в 1940-м году (Уникальное ВИДЕО)

Написать эту статью нас побудило распространение видео-фрагмента, показывающего старца Софрония Сахарова во время приема немецкой делегации ученых Анненербе в монастыре вмч. Пантелеимона на Горе Афон в 1940-м году.

Мы, конечно, знали о существовании этого уникального видео-фрагмента, но не публиковали его, и это было правильно. Поскольку его публикация на сервере Ю-тюб была использована в политических целях - в борьбе между двумя греческими политическими партиями.

Была создана специальная телепередача, чтобы, опорочить Афон как цитадель Православия в угоду Евро-правительству, ведь это вожделенная цель для некоторых кругов, которые и апостола Павла порочили и изгоняли из всех городов Римской Империи. Рекомендуем почитать Деяния, вы там найдете удивительные параллели. Мы-то как раз очень любим читать эти главы.

Поскольку видео фрагмент стал распространяться и в русском инете, то мы решили дать ему правильные комментарии. Это гораздо лучше, чем делать вид, что его не существует.

Настоятель монастыря вмч. Пантелеимона архим. Иустин встречает немецких офицеров

Как показывают видео-отрывки, немцы приплывают на Афон и посещают монастырь вмч. Пантелеимона. Их встречает настоятель монастыря вмч. Пантелеимона архим. Иустин. Монах, который проводит немцев по монастырю есть никто иной как сам старец Софроний.

Первый фрагмент краткий. На нем показана встреча немцев перед входом в монастырь - у порты. Второй фрагмент - беседа с ними в Царском архондарике. Мы видим, что делегацию проводят в Царский архондарик (который сгорел в 70-е годы).   Иеромонах Софроний  подводит немцев к дальней стене, где висели портреты русских царей и патриархов.  Хорошо заметно, что на самом видном месте  находится изображение Гитлера, на которое иеромонах Софроний (Сахаров) указывает рукой.


Дело в том, что  так было не в одном русском монастыре вмч. Пантелеимона, а во всех обителях Святой Горы. Сохранилось много фотографий и из других монастырей, где нетрудно различить изображения Гитлера. Они висели не только в архондарике, но и в трапезной любого из монастырей.

Понятно почему эти снимки не афишируются. Важно заметить, никто на Афоне не считает, что «налаживание отношений» с немцами - это был абсолютно правильный и безупречный поступок. Тем не менее, мотивация, указанная в различных публикациях, удивляет своей односторонностью.

Мы уже публиковали большую статью о деятельности немецкой делегации ученых Анненербе в монастыре вмч. Пантелеимона и других монастырях, находящихся на Святой Горе Афон. В ней мы хотели дать общий взгляд на проблему. Сейчас требуется более детальное рассмотрение.

Царский Архрндарик 60-е годы (Фото из личного собрания. Публикуется впервые)
 

Дело в том, что предупредительное сотрудничество афонских монахов с немцами в тот момент в определенном смысле было вынужденным шагом. Афон должны были занять болгары. Как известно, в это время в Болгарии церковь находилась в состоянии схизмы, раскола.

Как мы уже писали, болгары разорили несколько греческих монастырей в Северной Македонии и приближались к Афону. В первой статье мы сделали акцент на том, что опасность была в «оболгаривании» Афона. Это мнение греческих монахов, так виделось грекам с точки зрения Великой Идеи.

На самом деле, проблема была не совсем в этом. Главная опасность заключалась в церковной схизме. Это и заставило Отцов искать защиту у немцев. Документальных сведений об этом у нас нет, за исключением личных писем того времени, материал мы подобрали по рассказам старых монахов, заставших период немецкой оккупации.

Болгарский экзархат с 1872 года был признан состоящим в расколе (схизме), постановление о чём было зачитано в Фанаре 19 сентября. Действия болгарских иерархов,  одностороннее провозглашение 11 мая 1872 года автокефалии иерархами Константинопольского Патриархата болгарского происхождения (фактически раскол произошёл ещё в апреле 1860 года), были осуждены как основанные на «филетисме» (греч. φυλετισμός, то есть привнесении племенного начала в Церковь)...

 

Собор  в Константинополе постановил: «<…> Приемлющих филетисм и дерзающих основывать на нём племенные сборища, мы провозглашаем, согласно священным канонам, чуждыми единой святой, кафолической и апостольской церкви или, что то же, схизматиками.»

Схизма имела долгую историю. Так, после 1787 года Болгарский экзархат добивался от Порты официального назначения болгарских епископов в Македонию... Противостояние Церквей росло, все меньше и меньше разбирались в средствах...

Этот раскол продолжался до 1945 года, когда подписан томос об автокефалии Болгарской Церкви. Автокефальный статус Болгарской Церкви был признан Константинопольским Патриархатом.

Следует признать, что в 1940 году, настроение болгар было, мягко говоря, недружелюбным, что имело под собой достаточные исторические основания. Ведь уже с 1880 года центром греко-болгарского противостояния стала Македония.

Раскол, как известно, лишает людей трезвости... Нет ничего страшнее, чем религиозный фанатизм. Болгары не просто занимали территорию Греции, но и обращали православные монастыри в раскол - или же разоряли их.

В этой ситуации из двух зол, было выбрано меньшее - немцы, которые не имели претензий именно к Православию. Отцы, памятуя изречение Спасителя, проявили мудрость змеи, защитили голову, самое важное и сокровенное - нашу веру, которая могла подвергнуться поруганию еретиков.

Историческая ситуация чем-то была похожа на времена Александра Невского. Когда святой князь, по благословению старцев, ездил в Орду на поклонение татарам, которым было безразлично Православие, и в то же время, по молитве и благословению Русской Церкви, не задумываясь выступил на смертельную битву с ливонскими рыцарями, желающими обратить Русь в Католичество.

Подобно этому афонские Отцы решили избежать разорения Афона как православного центра всего мира, уберечь святыни. Как показало время, это был политически правильный шаг - продуманный и исторически верный.

Мы также писали о карульских отшельниках, которые не приняли это содействие монастырей немцам. Дело в том, что большинство простых монахов, конечно, не вдавалось в политику, поэтому отшельники отнеслись к немцам с нескрываемой неприязнью, как к захватчикам. И в этом была своя правда. Тем не менее, в данной ситуации немцы защитили Православие, сами того не подозревая.

Архим. Софроний (Сахаров) в те годы - после войны. Сравните с видео.

Основным вопросом в данном случае оказывается проблема ухода с Афона старца Софрония. Если бы мы смогли найти ответ на вопрос, - как это было, и с чем это связано,  то ситуация прояснилась бы.

Итак, в Греции сразу же после второй мировой войны началась гражданская война между "моархическими демократами" и коммунистами. Вскоре вся территория Македонии, и Афона в том числе, оказалась под властью коммунистов. Коммунистическое правительство обвиняло всех граждан Греции в сотрудничестве с фашизмом. Начались судебные процессы: многие из рядовых граждан были посажены в тюрьму или расстреляны. Особенно не разбирались, расстреливали по любому подозрению, -  один из таких эпизодов подробно описан в житии старца Харалампия Дионисиатсткого.

Естественно, разделение между "моархическими демократами" и коммунистами повлекло разделение и в монашестве. Каждая партия имела своих приверженцев, своих «духовников», как это происходит и сейчас. Важно заметить, что греческие коммунисты не были похожи на русских. Это были скорее радикальные националисты, а чаще всего, как это обычно бывает при любых революциях, - просто бандиты, прикрывавшиеся национальной идеей. Этим и объясняются массовые кровавые расправы.

Среди греческих монахов радикальные националисты были всегда, есть и сейчас. Совершенно ясно, что радикальные националисты среди монахов в это время получили особую поддержку и помощь. В этом нет ничего удивительного.

Такие люди с темными душами обычно в мирное время сидят тихо и незаметно. Проявиться им не дает общее доброе окружение. Но когда обстоятельства изменяются, вся эта темная масса неожиданно «просыпается» и оказывается у руля Истории. Эти люди подобно пене неожиданно поднимаются наверх самим ходом событий. И добрые уже не могут противостоять озлобленной «пене».

Так было и в истории с изгнанием старца Софрония. Поэтому вскоре начинается травля старца Софрония, как самой видной фигуры - монаха, известного всему Афону в качестве немецкого переводчика. Он обвиняется в шпионаже.

И вот, уже во второй половине 1946 г. иеромонах Софроний (Сахаров)  был вынужден перейти из греческого монастыря св. Павла в русский Свято-Андреевский скит...

По свидетельству его ученика — отца Иринея из афонского монастыря Каракал, «малограмотные и малодуховные монахи — националисты (а, скорее всего те, кто стоял за ними) стали распускать слухи о сотрудничестве отца Софрония с немцами. При этом они несправедливо порочили его честное имя... Вместо благодарности за помощь в сохранении святынь Афона (по просьбе самих же святогорцев), его обвинили в грязном пособничестве оккупантам. Именно эта немилосердная травля и являлась главной, но мало кому известной причиной вынужденного отъезда отца Софрония со Святой Горы»

Причиной ухода была клевета и развязанная радикальными националистами травля старца. Клевета как раз указывает на правдоподобность всей истории с изгнанием. Клевета - это двигатель духовной жизни. С этим делом на Афоне всегда было хорошо, потому что только клевета дает возможность духовным людям укрепиться в подвиге, закалиться и стать подлинными воинами Христовыми. Монах, не претерпевший клевету, не изгнанный, нетверд в добре, не закален.

Более того, мы бы даже сказали, клевета - это пища для монаха, подарок судьбы и возможность уподобиться  Христу, сделать настоящий шаг к Богу. Мы сейчас переводим с, древнегреческого, точнее с древне-кафаревусы, потрясающую рукопись о колливадах второй волны, в которой показано каких масштабов может достигать клевета на Афоне! (Эти лирические отступления мы делаем для того, чтобы вы убедились, что в нашей истории все на своем месте. Это и является лучшим доказательством ее подлинности.)

Так, иеромонах Софроний (Сахаров) увернулся от удара националистов в надежном убежище - русском скиту. Но, от судьбы, как говорится, не убежишь... Вскоре клевета достигла и Кареи, проникла в русский Свято-Андреевский скит, где образовалась группа монахов, враждующих против старца.

Групповуха! Это еще доказательство точности и верности событий.  Без групповухи тоже в духовной жизни не созреешь, об этом прекрасно писал еще прп. Симеон Новый Богослов в своих «Гимнах». Как только ты начнешь «работать Господеви», нащупываешь верное направление, сразу же против тебя начнут «дружить» самые слабые и завистливые монахи, то есть люди, управляемые темной силой. В нашем описании все на своем месте, история повторяется. В Карее и братстве скита началось смущение...

 Поэтому в 1947 г. иеромонах Софроний (Сахаров) уезжает во Францию, где переходит в юрисдикцию Московского Патриархата. Вскоре в 1948 г. отец Софроний опубликовал свою всемирно известную книгу «Старец Силуан Афонский». Казалось бы, что после этого он мог бы вернуться на Афон. Почему он этого не сделал?

Многие считают, что иеромонах Софроний (Сахаров) не вернулся на Афон из-за политических соображений. На другом афонском сайте выложены новые письма , где старец Софроний сам пишет о причине, по которой он не смог приехать на Афон:

«Попал я во Францию, с тем чтобы написать книгу о Старце Силуане, предполагая, что эта книга займет только один год, но ошибся; книга потребовали больше года времени и таких напряжений всего организма, которые привели меня к болезни. Мигом я был оперирован и, став инвалидом, уже не мог возвратиться в мою пустыню...» Высказывания о жизни отцов. Новости Афона

Позднее иеромонах Софроний (Сахаров) переехал в Великобританию, где в 1959 г. основал в графстве Эссекс монашескую общину, преобразованную в дальнейшем в Иоанно-Предтеченский скит.

Здесь старец схиархимандрит Софроний и скончался в 1993 г. в возрасте 97 лет.

На Афоне же, после отъезда старца Софрония, греческие коммунисты и националисты начали сводить счеты... Уже вскоре после отъезда отца Софрония с Афона — 26 сентября 1947 г. в Салониках состоялся открытый суд. По обвинению в сотрудничестве с немецкими оккупантами трибунал постановил приговорить группу русских и болгарских иноков к тюремному заключению... Среди них должен был бы быть и отец Софроний. Старец выскочил «как из огня» из лап греческих бандитов-коммунистов, но так повезло не всем... Об этом будет следующая наша публикация.

Вот это ВИДЕО:



Источник: http://www.isihazm.ru/?id=384&iid=2928
Категория: Святая гора Афон | Добавил: Vladimir (17 Июл 2018)
Просмотров: 55 | Теги: афон, Отечник, Софроний, Русский Афонский Отечник, покаяние, Русский Свято-Пантелеимонов монасты, Схиархимандрит Софроний | Рейтинг: 5.0/1
Поделиться:
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела
Апологетика [7]
Аскетика [5]
Богословие [45]
Вера и жизнь [34]
Вера и наука [4]
Ветхий Завет [1]
Текст. Толкование
Дела милосердия [4]
Духовная жизнь [26]
Дорога к храму [19]
Закон Божий [11]
История Церкви (христианства) [6]
Катехизис [2]
Литургика [8]
Новый Завет [6]
Текст. Толкование
Подвижники [29]
Православие и медицина [3]
Размышления [96]
О грехах и добродетелях. Месяцеслов с размышлениями православного священника на каждый день года
РАССКАЗЫ СТРАННИКА [16]
ОТКРОВЕННЫЕ РАССКАЗЫ СТРАННИКА ДУХОВНОМУ СВОЕМУ ОТЦУ.
Святая гора Афон [29]
Святые места [18]
Сектоведение [1]
Слово пастырей [79]
Слово и послание пастырей
Храм святой мученицы Татианы [3]
История, события, новости, связанные со храмом
Другое [59]
В соц. сетях
Мини-чат
Почта
Логин:
Пароль:

(что это)
Поделиться в соц. сетях:




Сайт работает благодаря вашим пожертвованиям.

Форма для пожертвования:
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Душеполезное чтение"
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Возрождение"
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Форум клуба"

Общество друзей милосердия статистика
Besucherzahler femmes russes a marier
счетчик посещений
Сервер 'Россия Православная' Яндекс.Метрика Счетчик тИЦ, PR и обратных ссылок
40e78245a810e8be