Основные темы сайта:
Главная » Душеполезное чтение » Газета "Возрождение" » Свет православие

Современная православие и современная молодежь
Вниманию читателей предлагается отрывок из статьи диакона храма св. мц. Татианы при МГУ им. М. В. Ломоносова Александра Волкова.

"Свобода - это знамя молодого человека"


Когда человек, критически настроенный, начинает говорить о современной, себе самому в первую очередь, молодёжи, то он неминуемо впадает в субъективизм и брюзжание, о том, что сейчас не такая молодёжь, как раньше, и трава была прежде зеленее и прочая, и прочая. На что ему молодёжь резонно заметит: "Ну и ладно, возможно и так, только тебе-то до этого что? [...]" - И молодёжь будет во многом права, поскольку всякое такого рода осуждение современности рождает вопрос - а сами-то вы как свою молодость прожили?
Однако Церковь имеет право задавать острые вопросы современной молодёжи. Церковь, являясь носительницей абсолютных моральных принципов, а вместе с этим сама, будучи молодой, можно сказать, моложе молодёжи. Церковь молода, но молода по-настоящему и вечно. И вот именно с этих позиций Церковь обращается к молодому человеку и даёт ему возможность ответить самому себе на самые молодёжные вопросы.

Что я имею в виду, говоря, что Церковь молода (ведь ей уже больше двух тысяч лет)? В первую очередь то, что она есть организм "не от мира сего", то есть Церковь онтологически не склонна к старению. [...] Церкви это несвойственно, потому что старение несвойственно вере, а также потому, что Церковь, как я уже говорил выше, не есть свод нравственных правил, этических норм. Этика важна для Церкви лишь приложением к тому, что есть самое главное в Церкви, в православной вере.[...]
Когда молодой или, можно сказать, юный человек стоит перед открывающимися ему в жизни возможностями, когда он начинает понимать, что он может и может почти всё (ну по крайней мере с его точки зрения), у него дух захватывает и начинает кружиться голова (кто не помнит этих ощущений). Но ведь, если задуматься, то перед человеком открываются далеко не все объективные возможности, но понимание этого приходит гораздо позже. [...] И вот это ощущение потом, чуть позже рождает ещё одно неизбывное ощущение -свободы. Свобода - вот то, чем в основном характерна молодёжь. Свобода -любимое слово молодёжи, оно есть знамя молодого человека, с которым и ради которого он готов пойти на любые баррикады. Действительно, стоит только сказать что-то молодому человеку, заметить, указать, как он тут же начинает говорить о стеснении своей свободы и, соответственно, всякое действие, пускай самое неблаговидное, всегда будет оправдано ... свободой выбора. Ведь, как скажет молодой человек, "я имею право, поскольку я свободен". И это утверждение очень характерно. Но часто молодой человек под свободой понимает далеко не то, что она собой являет на самом деле, происходит подмена понятий. Очень часто человек считает, что свобода есть вседозволенность или, точнее, дозволенность делать то и так, как он на данный момент считает для себя комфортным, удобным. [...]

Свобода слова превратилась в свободу от слова, когда человек не связывает то, что говорит, с тем, что он делает. То есть свобода становится средством для достижения собственного комфорта - материального в первую очередь, но, самое главное, духовного и интеллектуального комфорта - когда человек, чтобы успокоиться в осознании собственной правоты и нежелании понять ошибочность своих поступков, прикрывается тем, что он называет свободой. И, хотя каждый человек решает лично для себя в каждом случае, как ему поступать, однако сумма такого рода прикрытий становится уже ощутимой для всего общества - не лишним здесь будет вспомнить и нынешнюю демографическую ситуацию, когда для человека комфортно не иметь детей или иметь столько (чаще всего одного), чтобы они - дети - не мешали ему свободно и спокойно существовать. Очень часто молодой человек под свободой понимает возможность ухода от ответственности - за себя, за свою семью (или, соответственно, когда речь идёт о нежелании её иметь, то есть не нести ответственность за кого-то кроме себя), за свою страну (тут нелишним будет вспомнить и современную уже ставшую привычной ситуацию, когда молодой человек, юноша намеренно и осознанно не желает отдавать первый долг своей стране и "косит" от армии (при всех далеко не безусловных сторонах ВС, однако это так - в первую очередь, здесь проявляется нежелание нести ответственность гражданина, которое просто находит себе оправдание в том состоянии, в котором находится армия). [...]
Однако, конечно, нельзя говорить о каком-то всеобщем отупении и одичании молодёжи. Молодой человеке первую очередь в душе искренен - это есть одно из главных свойств возраста, и именно поэтому молодой человек часто попадает в ситуацию, когда он искренне верит, что те или иные приманки, предлагаемые миром, и есть часть его свободы. И вот здесь обнаруживается та связь, которая всегда существует между молодёжным восприятием жизни и Православием - искренность. Действительно, жизнь в Православии, при этом, я подчеркну, активная жизнь выводит человека на совершенно иной уровень отношения в первую очередь к самому себе - человек становится честным перед самим собой, становится честным не потому, что он усвояет какие-то нравственные нормы - не убей, не укради (хотя и это тоже), а потому, что он перестаёт бояться той неизвестности, которая окружает человека нецерковного, он начинает глубоко и тщательно смотреть в первую очередь на самого себя через призму христианства. [...] И здесь человек по-настоящему начинает понимать "суть вещей", и многие явления современности предстают в совершенно ином, истинном своём свете. В первую очередь сама по себе свобода, как оказывается, не есть кантовская необходимость подчиниться нравственному закону, но есть свобода Божественной любви, в которой человек и был создан актом свободного волеизъявления Творца. [...]

Вот тот ключ, который Церковь предлагает каждому молодому человеку для жизни в этом постмодернистском мире. Итак, в Церкви человек находит свободу. Но что же дальше? Что может человек достичь в этом мире посредством этой свободы? На самом деле, с одной стороны, очень и очень немного - пребывание в Церкви не есть гарантия чего-то в этом мире. В отличие от продуктов, предлагаемых рекламой, Церковь не гарантирует "максимального эффекта за минимальное время", наоборот, молодому человеку самому предлагается преодолевать трудности именно исходя из того осознания свободы, которое он получает в Церкви. И здесь возникает то, что совершенно противостоит современному миру - никогда человеку больше не будет комфортно, удобно в интеллектуальном, духовном плане. Человек больше не сможет "расслабиться", напротив, он вынужден будет находиться в постоянном напряжении - правильно ли я делаю, правильно ли я поступаю, и, что самое главное, какие последствия для него и для окружающих повлечёт за собой его поступок. То есть в первую очередь Церковь предлагает ответственность, при этом не в модусе социальном или гражданском, но, гораздо выше, в модусе божественного замысла о человеке. [...] Человек в Церкви получает настоящую правду, настоящую любовь, настоящее общение. [...] Как органичное следствие - молодой человек получает гораздо больше уверенности и устойчивости в мире, поскольку для него нет загадок и неясности там, где они остаются для человека нецерковного - механизм работы современного мира оказывается налицо со всей его ужасной подменой, со всем его холодными симулякрами, где означаемое  и  означающее  навсегда разошлись, где все меньше связи между внутренним миром человека и окружающим его миром. Действительно, человек, будучи в постоянном напряжении, с другой стороны, успокаивается в Церкви, поскольку от него никто не сможет отобрать того настоящего, что он здесь обрёл. Это ли не цель любого молодого человека - найти то, что давно искал? Но при всем этом активная жизнь молодого человека в Церкви, особенно молодого учёного, к которым со всей определённостью можно отнести и уважаемых слушателей, даёт очень важный стержень, который сложно найти где-то вне религиозного опыта - осмысленность научного поиска истины, открывемой в опыте научной очевидности. Для христианского учёного не может существовать никакой иной цели в своих исследованиях, кроме как чистой и бескорыстной жажды знать истину и, познавая её, приближаться к тому пониманию свободы, которое каждому из нас обещано Церковью.
Однако найти это главное подчас бывает сложно не только в силу незнания, но по слабости. Иногда можно услышать, что религия - есть удел слабых людей, незащищённых, не могущих постоять за себя и поэтому прибегающих к кому-то ТАМ. Вовсе нет. Для того, чтобы обуздать самодовлеющее человеческое "я" и вытеснить его на периферию, поставив Бога в центр своей жизни, нужно стать воистину "нищим духом", что в евангельском смысле означает быть человеком большой духовной силы. Поэтому сознательно избранный религиозный образ жизни есть выбор сильных людей. Религия -дело сильного человека.

Газета Возрождение, № 1 (12) февраль 2010 года


Источник: http://club-vozrojdenie.ru/load/22-1-0-144
Категория: Свет православие | Добавил: Vladimir (08 Фев 2010)
Просмотров: 5339 | Комментарии: 3 | Теги: Александр Волков, молодежь, душа, благодать, Православие, Жизнь, ключ, Церковь, современность, свобода | Рейтинг: 5.0/4
Поделиться:
Всего комментариев: 3
avatar
1 margo • 16:57, 13 Апр 2010
привела сына в храм,теперь он вкалывает за дорма на попа. бросил институт ни мне помощи ,поп (по другому не могу назвать),объяснил мне:выростили и отвяжитесь от него,в евангельи так написано.чем это отличается от секты и где от таких"батюшек"защиту искать?
avatar
2 Vladimir • 17:02, 13 Апр 2010
В любой организации есть не очень хорошие личности!
У меня была почти такая ситуация, и батюшка и владыко епархии сказали не бросать. Обязательно надо закончить начатое дело (учеба в институте, то ее завершить с получением диплома и так далее)

Создайте тему на форуме (Ответы священников)
http://club-vozrojdenie.ru/forum/53
Обязательно укажите ссылку на данную статью (вот ссылка http://club-vozrojdenie.ru/publ/40-1-0-454 )

avatar
3 Vladimir • 17:21, 13 Апр 2010
А также вы можете описать ситуацию в разделе "Требуется помощь"
http://club-vozrojdenie.ru/forum/40
avatar
Категории раздела
Литературная страничка [12]
Державное строительство [3]
Книжное обозрение [2]
Раскрывает перед читателем широкую панораму книжного дела в современной России, знакомит его с новинками православной литературы и периодики, рассказывает о насущных проблемах и планах церковного книгоиздательства. Надеемся, что новая рубрика предоставит читателю много интересной и полезной информации.
Исторический календарь [6]
Церковный словарь [2]
Традиции и современность [14]
Свет православие [10]
Православные праздники и не только...
История и культура [16]
Русское слово [13]
Из истории русской эмиграции [6]
Из жизни клуба "Возрождение" [2]
Воинский подвиг [1]
Клубная страничка [2]
Славянскiй мiръ [2]
Царский крест [4]
Из истории Марийского края [4]
Дни славянской письменности и культуры [1]
Нам пишут [2]
В соц. сетях
Почта
Логин:
Пароль:

(что это)
Мини-чат
Поделиться в соц. сетях:




Сайт работает благодаря вашим пожертвованиям.

Форма для пожертвования:
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Душеполезное чтение"
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Возрождение"
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Форум клуба"

Общество друзей милосердия статистика
Besucherzahler femmes russes a marier
счетчик посещений
Сервер 'Россия Православная' Яндекс.Метрика Счетчик тИЦ, PR и обратных ссылок