Основные темы сайта:
Главная » Душеполезное чтение » Газета "Возрождение" » История и культура

Семейные ценности в русской православной культуре
Cемья в России всегда входила в ранг особых, непреходящих, жизненно важных ценностей. Она была основой и светского общества, и православной общины.
Концентрируя в себе весь спектр человеческих отношений, семья направляла и регулировала духовно-нравственное и физическое развитие ребенка, будущего члена православного мира и гражданина. Высокое положение семьи основывалось на словах апостола Павла о семье как о малой Церкви (домашней Церкви), то есть в семье присутствуют все или основные характерные черты церковной любви. Параллели между семьей и Церковью апостол Павел приводит в пятой главе Послания к Ефесянам (5: 22 - 33), где он говорит, что муж должен занять место Христа по отношению к Церкви, жена - место Церкви по отношению ко Христу. Это есть соотношение некоторой зависимости жены по отношению к мужу, но предпосылка к этому та, что муж призван занять по отношению к жене то положение жертвенной, всецело себя отдающей любви, которое занял Христос1. В основе настоящей православной семьи была не только любовь супругов друг ко другу, но и их совместная любовь к Богу.
 
Новые условия существования человека в России и мире побуждают актуализировать православные идеалы и ценности семьи для сохранения самой жизни. Обращают на себя внимание те ценности и обычаи семейно-брачных отношений, которые были традиционными для русского народа на протяжении многих веков. В дореволюционной России Домострой служил источником подобной информации, в нем были изложены основные принципы построения семьи и ведения дома в соответствии с православием. Любовь (к Богу, друг другу, ко всем людям), уважение, смирение и кротость, терпение, забота, взаимопомощь, почитание младшими старших, дети были главными принципами-ценностями семьи (дома) по Домострою. В Домострое семья сама по себе выступала как ценность. Главой семейства однозначно был муж, «государь», который нес за домочадцев колоссальную нравственную ответственность: он должен «следовать всем христианским законам и жить с чистой совестью и в правде, с верой творя волю Божью и соблюдая заповеди его, и себя утверждая в страхе Божьем, в праведном житии, и жену поучая, также и домочадцев своих наставляя, не насильем, не побоями, не рабством тяжким, а как детей, чтобы были всегда упокоены, сыты и одеты, в теплом дому и всегда в порядке»2. Муж и жена принимали все решения соборно, так как Домострой предписывал супругам ежедневно наедине обговаривать все вопросы. Жена по Домострою выполняла функцию регулирования эмоциональных отношений в семье. Именно ей отводится роль «заступницы» за детей и слуг перед строгим «государем», она же отвечает и за семейную благотворительность (нищелюбие и странноприимство) - важный фактор духовной жизни, проявления которой одобрялись церковью и обществом3.
Любовь - основа основ семьи и православия. Первостепенна в семье была совместная любовь к Богу, затем друг ко другу, и в последнюю очередь к детям. Именно любовь соединяет двух людей в единое целое, превращает с помощью брака в одну личность. Но не столько в физиологическом плане (соединение супругов может создать одну личность, нового человека - ребенка), сколько в духовном, так как любящие люди видят друг в друге продолжение (отражение) себя, «alter ego». В Домострое не затрагивается вопрос о супружеских отношениях, он до сих пор остается открытым для полемики. «Святые Отцы не дают точных определений о том,  как должны строиться эти отношения. Это значит, что супружеские отношения есть тема, которая не может быть четко определена, поскольку все люди не могут жить по одному шаблону. Вопрос супружеских отношений Отцы оставляют на рассуждение, любочестие, духовную чуткость и силу каждого человека»4. Митрополит Антоний Сурожский считает, что любящие супруги «друг ко другу относятся как к святыне и все свои отношения, включая и телесные, превращают в таинство, в нечто превосходящее землю и возносящее в вечность»5. Любовь включает в себя также уважение, заботу и помощь друг другу, вне зависимости от сложности и тяжести жизненных обстоятельств. Терпение и смирение помогают преодолевать все споры и проблемы, не разрушая при этом семейных связей и укрепляя семью и каждого ее члена. Для семейного счастья необходимо смирение страстей и гордыни, а также кротость в супружеских отношениях, так как «острые углы» в характерах сглаживаются только со временем. Семья - борьба за счастье в земной жизни и спасение в жизни вечной. И любовь должна быть не просто чувством, но средой в которой протекает вся человеческая жизнь. Только в этом случае возможно полное раскрытие Образа Божия в человеке, нравственное совершенствование. Восточное христианство имеет отличное от католической   традиции   убеждение,   что целью брака является сам брак, а не деторождение, которое без любви не может служить оправданием брачных отношений. Несмотря на многодетность как социальную норму, детоцентристской модели семьи в дореволюционной России не было.
Таким образом, можно отметить, что только в семье возможно полноценное (всестороннее) развитие личности. Семья обеспечивает неповторимую атмосферу доверия, благожелательности и «чувство локтя», именно в семье в полной мере проявляется любовь к ближнему. Разрушение основ семьи грозит уничтожением роду человеческому, ибо, как сказал Спаситель: «И если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот» (Мк. 3, 25). Сохранение семьи должно стать важнейшей задачей каждого православного человека.

Анна Владимировна АРТАМОНОВА,
кандидат философских наук

Взято из газеты клуба "Возрождение", № 2 (4) март 2009 год
/load/22-1-0-85

Почитайте статьи:

Когда начинать учить детей Закону Божию?

Брак в церковном понимании — идеальная школа любви

22 способа выражения любви, внимания и заботы

О религиозном воспитании в семье

Какие нравственные ценности поколений влияют на успешность учебы в школе?

Крест царского супружества

Летопись Российской Семьи: фильмы

Некоторые высказывания светочей Православия, мыслителей, писателей и богословов

Позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции

Газета "Возрождение"

Категория: История и культура | Добавил: Vladimir (20 Окт 2009)
Просмотров: 13069 | Комментарии: 1 | Теги: супружеские отношения, Мир, рождение, Православие, брак, модель, семья, Дети, любовь | Рейтинг: 5.0/6
Поделиться:
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела
Литературная страничка [12]
Державное строительство [3]
Книжное обозрение [2]
Раскрывает перед читателем широкую панораму книжного дела в современной России, знакомит его с новинками православной литературы и периодики, рассказывает о насущных проблемах и планах церковного книгоиздательства. Надеемся, что новая рубрика предоставит читателю много интересной и полезной информации.
Исторический календарь [6]
Церковный словарь [2]
Традиции и современность [14]
Свет православие [10]
Православные праздники и не только...
История и культура [16]
Русское слово [13]
Из истории русской эмиграции [6]
Из жизни клуба "Возрождение" [2]
Воинский подвиг [1]
Клубная страничка [2]
Славянскiй мiръ [2]
Царский крест [4]
Из истории Марийского края [4]
Дни славянской письменности и культуры [1]
Нам пишут [2]
В соц. сетях
Мини-чат
Почта
Логин:
Пароль:

(что это)
Поделиться в соц. сетях:




Сайт работает благодаря вашим пожертвованиям.

Форма для пожертвования:
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Душеполезное чтение"
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Возрождение"
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Форум клуба"

Общество друзей милосердия статистика
Besucherzahler femmes russes a marier
счетчик посещений
Сервер 'Россия Православная' Яндекс.Метрика Счетчик тИЦ, PR и обратных ссылок
40e78245a810e8be