Основные темы сайта:
Главная » Душеполезное чтение » Православие и мир » Другое

«Русский тот, кто любит Россию» Илья Сергеевич Глазунов

Можно любить или не любить творения Ильи Глазунова, но нельзя не уважать его беспримерную стойкость в борьбе за свободу творчества и право любить Россию.

 Известный русский живописец и график, действительный член Российской Академии художеств, народный художник СССР, основатель и ректор Российской Академии живописи, ваяния и зодчества Илья Сергеевич Глазунов во всех его биографиях значится «Илья Глазунов. Художник». Но его картины давно перестали быть только лишь произведениями искусства. Они – живописная летопись истории России, её славы и её трагедии, её героев и злых гениев, отмечает газета «Аргументы и факты».

Сам художник не раз называл себя русским монархистом и часто любит повторять знаменитые слова Императора Александра III, что «у России есть только два союзника – Русская армия и Русский флот». «Я совершенно согласен с великим русским Государем Александром III!, – поделился с «АиФ» своим размышлениями на сей счёт Илья Глазунов. – Разумеется, никакие «мастера искусства» не могут создать могучей армии и могучего флота, которые мы с распадом СССР потеряли в убийственных реформах «шоковой терапии». Но я верю, что Президент России Д.Медведев, равно как и руководитель Правительства В.Путин, несмотря ни на что, стремятся к возрождению нашей великой державы».

Отвечая на вопрос о том, гордится ли он тем, что по рождению принадлежит к русскому народу, Илья Глазунов ответил: «Моя формулировка: «Русский тот, кто любит Россию». Любовь к Отечеству можно сравнить с сыновней любовью к матери. Как известно, по убеждениям я монархист, потому что всё, что я люблю, создано при монархии. Но тем не менее не стоит забывать, что даже в тяжкие советские времена большевистской диктатуры именно наш многонациональный народ спас мир от фашизма. И Сталин на приёме в День Победы в Георгиевском зале Кремля поднял тост за великий русский народ. Мне думается, что ХХ век будет трагически памятен человечеству геноцидом русского народа, беспримерным в мире. Я всегда буду гордиться высотой духа русской культуры во всех её проявлениях и проклинать тех, кто довёл его до унижения и вырождения. «Россия распятая» – так называется моя книга. Но за распятием следует воскресение. Мы все верим в возрождение России, и каждый должен внести в эту великую миссию свою лепту».

«Я считаю, что над природными и производственно-экономическими богатствами современной рыночной России должен быть введён строгий контроль государства, – заявил художник. – Это так же необходимо, как повышение рождаемости всех народов, входящих в состав России, но прежде всего русского народа, столь пострадавшего от большевистско-коминтерновского геноцида и многомиллионных потерь, которыми заплачено за победу во Второй мировой войне. А у американской демократии можно перенять не только бережное отношение к своим гражданам, но и наличие в некоторых штатах смертной казни для преступников – к ним я бы отнёс и наркоторговцев, и прочих губителей не только нашего генофонда, но и экономики. Пора уже объявить беспощадную войну алкоголю и наркотикам».

По мнению знаменитого русского художника, сегодня задача «людей мира искусства не заниматься убожеством пресловутых инсталляций и прочих проявлений антиискусства, убивающих духовность в нашем обществе, а бороться за возрождение былой духовности и национального самосознания». «Искусство должно помогать воспитанию и созданию национальной волевой элиты. Недаром же Врубель, словно предчувствуя катастрофу смертоносной революции февраля и октября, призывал современников будить величавыми образами дух. И не надо внушать молодёжи, что жизнь – это рынок. Не рынок главное, а созидание. Дух – вот основа всего!» 

  ***

http://rusk.ru/

"Сегодня в мире существует только одно учебное заведение, которое, по мнению многих деятелей культуры как у нас, так и за рубежом, сохраняет традиции европейской и русской школы высокого реализма - Российская Академия живописи, ваяния и зодчества. Мы утверждаем принципы высокого мастерства, реализма и духовности, без которых не может быть настоящего великого искусства".

Илья Сергеевич Глазунов

 

Вокруг имени И.С. Глазунова вот уже несколько десятилетий не стихают споры. Восторгам публики сопутствует острая критика, но несмотря ни на что, интерес к его творчеству не ослабевает.

"Художником меня сделал Ленинград, - говорит он, - с его громадами стройных домов, Дворцовой площадью, мостами, ветрами... Эрмитаж - будто бы мерцание свечей, отражённое в паркете, тёмные прорывы картин в золочённых рамах... Сколько помню себя - рисовал. Первое моё впечатление в сознательной жизни - кусок синего неба с ослепительно белой пеной облаков, дорога, тонущая в поле ромашек, и таинственный лес вдали. С этого мига словно кто-то включил меня, сказав: "Живи!"".

 И.С. Глазунов получал высшее художественное образование в годы так называемой хрущевской оттепели. Именно тогда сумел он явить всем яркий и смелый пример того, как может быть востребовано возвращение художника к истокам, к своему народу, к его вере. Поставив свое искусство на службу исторической России, Глазунов стремится разбудить всенародный интерес к героическим страницам нашего    

             Русская зима. И. С. Глазунов прошлого. Со своих полотен он ведёт смелый и страстный разговор со зрителем. Здесь важно было и правильно выбрать тему, которая была долгожданной для народа, и взять нужную тональность, которая и есть мастерство художника, впитавшего все лучшие достижения отечественной и мировой школы живописи. 

Первая выставка 26-летнего ленинградского студента Ильи Глазунова состоялась в начале февраля 1957 года в Центральном Доме работников искусств в Москве. Невиданный успех её, отозвавшийся волной публикаций в мировой прессе, возвещал о мощном ударе по социалистическому реализму, нанесённом молодым художником. Эта выставка стала историческим явлением. Основанием для её проведения стало получение Глазуновым Гран-при на Всемирной выставке молодёжи и студентов в Праге за созданный им образ узника, писателя Юлиуса Фучика. Молодой художник решил эту тему смело и неожиданно. Он показал колодец тюремного двора, куда заключённых вывели на прогулку. Они уныло бредут по кругу, глядя в землю. И только один, чем-то напоминающий своими чертами самого молодого художника, осмелился поднять высоко голову и смотреть на красоту тающих в небе облаков и кружащихся в вечернем закате птиц. Эта картина, столь необычная и драматичная, потрясла не только международное жюри в Праге, но и советскую публику.

И.С. Глазунов после всемирного признания не стал придворным художником номенклатуры. Весь свой талант он направил не против лжи соцреализма, а для утверждения правды русской, национальной, гражданской. Лживость большевизма была опасна тем, что всё лучшее, что было в советском прошлом, было взято от христианства и русской традиции, но направлено на уничтожение христианского, национального начала Святой Руси.

ХХ столетие показало бесперспективность всех химер, основанных на богоборчестве и утрате национальных истоков. Вопреки всему, оно стало временем торжества национальных, христианских идей, расцвета национальной культуры и реалистической живописи.

И сегодня имя Ильи Глазунова - своего рода лакмусовая бумажка, которая сразу выявляет мировоззрение человека. Не случайно один из великих писателей современности недвусмысленно сказал: "Кто против Глазунова, тот против России. И наоборот". Авторы многих публикаций в защиту художника отмечали глубоко национальный характер его творчества, поэтическое видение, открытие новых тем и свежесть трактовки вечных, таких, как любовь. Зрители не могли не отметить его особой чуткости к темам трагического звучания и необыкновенной для молодого художника глубине проникновения в мир Достоевского.

"Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное равнодушие", - эти слова Александра Сергеевича Пушкина стали девизом Глазунова в работе над циклом "История России". ""История России" - это дерзания и войны, пожары и смуты, мятежи и казни, победы и свершения, - говорит художник. - Были минуты унижения, но пробивал час, и Россия возрождалась из пепла ещё краше, сильнее и удивительнее".

Одна из важнейших граней деятельности Глазунова - защита древнейших памятников истории и культуры России. Им был создан клуб, затем объединение "Родина", из которого в дальнейшем выросло широкое общественное движение, окончательно оформившееся в середине 60-х годов во Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). У истоков этой организации, сыгравшей огромную роль в объединении национально мыслящей интеллигенции, собрались лучшие представители национальной элиты того времени: писатели Леонид Леонов, Владимир Солоухин, историк Б.А. Рыбаков, архитекторы и реставраторы А.В. Ополовников и С.Л. Агафонов, скульптор С.Т. Коненков. Активная гражданская позиция И.С. Глазунова проявилась в его борьбе против разрушения старой Москвы и в острой дискуссии в процессе подготовки и принятия в 1976 году первого в советской истории государственного закона об охране памятников истории и культуры.

По инициативе И.С. Глазунова в Москве в 1987 году создано уникальное учреждение - Российская Академия живописи, ваяния и зодчества, а ещё ранее была создана мастерская портрета в Суриковском институте, которая сформировала будущий педагогический состав нынешней Академии. За время существования мастерской Глазунова её окончил 41 художник.

В 1986 году, когда в стране только начиналась перестройка, уже была очевидна трагическая картина разрушения художественных Академий мира, включая и многие наши некогда авторитетные учебные заведения, которые не устояли перед натиском абстрактного формотворчества, приведшего к краху реалистической школы. Обострённое видение эпохи подсказало Глазунову, что настал момент во всеуслышанье заявить о необходимости создания в Москве нового художественного высшего учебного заведения, в котором будут возрождены реалистические традиции русской художественной школы - Петербургской Академии художеств и Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Им был поставлен вопрос о возвращении художникам России здания Московского училища живописи, ваяния и зодчества на Мясницкой улице, 21, и размещении в нём вновь создаваемой Всероссийской Академии живописи, ваяния и зодчества.

В стенах Академии бережно сохраняются лучшие традиции классического гуманитарного образования, ведь, как считал сто лет назад известный знаток искусства барон Н.Н. Врангель: "Нет ничего хуже культуры в зачаточном состоянии, "полуобразованности", которая мнит себя наукой, начала, которое считает себя концом".

"Считаю, что миссия педагога-художника - воспитать личность, которая понимает своё время и владеет всем арсеналом высокого реализма школ прошлого...", - говорит Илья Глазунов. Свою книгу "Распятая Россия" он творил всю жизнь.

Илья Сергеевич Глазунов родился и воспитывался в то трудное время, когда словно от страшного землетрясения, раскалывающего землю, через всю Россию, через каждую русскую семью прошёл кровавый рубеж, вынудивший родных братьев сделаться непримиримыми врагами. Семью Глазунова не миновала эта чаша, но братья Глазуновы нашли в себе достаточно мудрости и здравомыслия, чтобы не опуститься до греха братоненавистничества. Три брата - и три разные судьбы. Отец, Сергей Федорович Глазунов, был крупным учёным, автором трудов по экономической социологии, соратником П.А. Сорокина, и вполне мог бы вместе с ним покинуть на известном пароходе пределы своего гибнущего Отечества, отбыв в более благополучные страны. Но он не сделал этого. В итоге - голодная смерть в блокадном Ленинграде. Брат отца, Михаил Фёдорович Глазунов, известный военный врач, честно выполнял свой долг и солдата, и доктора, и благодаря высокому положению в Красной армии, фактически спас своего племянника Илюшу от неминуемой смерти, дал возможность получить хорошее образование, научил любить русскую культуру. Третий брат, Борис Федорович Глазунов, оказавшись в оккупации (семья была угнана в Германию), стал одним из создателей Народно-Трудового Союза и активным деятелем русской эмиграции.

И.С. Глазунов - народный художник СССР (1980), лауреат Государственной премии РФ (1997) за реставрацию Московского Кремля, заслуженный деятель искусств РСФСР (1973), действительный член Российской академии художеств (2000), член Мадридской и Барселонской королевских академий, профессор, лауреат премии ЮНЕСКО, создатель, профессор и бессменный ректор Российской Академии живописи, ваяния и зодчества.

Владимир Ильич БОЛЬШАКОВ

http://www.russdom.ru/

 
 

Церковная награда народному художнику России Илье Глазунову

МОСКВА. 6 декабря 2010г.  Орден Преподобного Сергия Радонежского вручил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II народному художнику России Илье Глазунову. Награды Русской Православной Церкви он удостоен в связи с 40-летием творческой деятельности и в ознаменование 10-летия создания возглавляемой им Российской академии живописи, ваяния и зодчества.

http://orthodox-newspaper.ru

 

КАРТИНЫ ХУДОЖНИКА

И.Глазунов. Христос в Гефсиманском саду.

На картине «Христос в Гефсиманском саду» художником запечатлен образ Спасителя в тот сокровенный момент, когда Он, отойдя от своих учеников в глубь сада и преклонив колена, молился: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты». Трижды молился Христос; душевная скорбь и мучения Его были так велики, а молитва столь усердна, что кровавый пот стекал на землю. А через сад уже надвигалась вооруженная толпа, ведомая Иудой...

1992

Разгром Храма в Пасхальную ночь.

На полотне запечатлено смертельное столкновение двух стихий, олицетворяющее извечную борьбу Добра и Зла. Время действия — начало 20-х годов. В православный храм, куда собрались представители всех сословий дореволюционной России, врывается интернациональная банда. В центре композиции — комиссар в кожаной куртке с маузером, держащий на поводке собаку с Георгиевским крестом на шее. Его ненавидящий взгляд через пенсне направлен на распятие Христа в правой стороне картины.

Во всей жестокости его облика читается предвкушение достижения вожделенной цели, некогда выраженной в кличе масонского «оракула» Флери: «Долой распятого! Ты, который уже восемнадцать веков держишь мир под своим ярмом! Твое царство кончено! Не нужен Бог!»

За ним сплотилось, кажется, все вселенское отребье. Матрос с винтовкой и пулеметом, орудием массовых казней; персонаж, выпускающий из мешка свинью с церковным крестом; блудница в генеральской шинели, накинутой на голое тело; баба в горностаевой шубе, добытой при осуществлении девиза «Грабь награбленное!»; «революционная семья» в венчальных коронах, на которых пришпилены пентаграммы... Известно, как во времена «великой французской революции» алтарь храма занимала голая проститутка... Известно и то, что ударной силой революций становились наемники — китайцы, латыши и другие, отличавшиеся особой беспощадностью в расправах с коренным населением. Вот и здесь мы видим китайчонка в офицерской фуражке.

Кровожадная черная масса, подпираемая врывающимися в храм лошадьми (вспомним о конях Апокалипсиса), обрушивается на тех, кто пришел восславить Воскресение Спасителя, светлейший православный праздник. «Изыдите», — простирает в гневном жесте руки служитель Церкви Христовой. Окружающие его люди — это та Россия, которая приняла на себя самый сокрушительный удар сатанинской силы. Стоит вглядеться в лица этих людей, чтобы почувствовать, какой была подвергшаяся распятию Россия, с ее священнослужителями и юродивыми Христа ради, дворянством, воинством и купечеством, простыми пахарями, со всеми теми, кто был олицетворением государственного строительства на началах православия, самодержавия и народности.

Как изумительны в своей выразительности женские лица, несущие печать трагедийности от свершающегося глумления! Как индивидуален каждый образ и при этом будто узнаваемый с первого взгляда или вызывающий определенные ассоциации с известными образами.

Узнаваемость времени и его характерных образов объясняется глубочайшим проникновением художника в историческую ткань эпохи. Атмосфера действия и образы картины воссозданы на основе редкостного богатства исторических и художественных материалов, собираемых им в течение всей жизни. В их числе редкие отечественные и зарубежные издания, как, например, трехтомный альбом портретов русской аристократии, вышедший в Испании в 1987 году; чудом сохранившиеся родовые коллекции; собственные зарисовки с натуры, сделанные в студенческие годы; образы реальных людей, переживших революционное лихолетье и последующие «великие переломы». Естественно, в картине отразились и биографические мотивы. Те, кто знаком с книгой-исповедью И. Глазунова «Россия распятая», в офицере со свечой и стоящей рядом с ним женщиной могут узнать родителей художника, а в образе государственного сановника в левом углу картины — его деда.

Происходящее в храме трагическое действо свершается на фоне евангельских сюжетов, запечатленных на стенах оскверняемого храма.

Земное в картине перекликается с небесным, и эта перекличка заставляет глубже вдуматься в происходящее, соотнести прошлое с нашими днями, задуматься о будущем.

http://alchevskpravoslavniy.ru 

 

 

   

 

 

......


Читайте также:

Иван Ильин "Почему мы верим в Россию?"

За национальное возрождение России

Апология образа Императора Николая Александровича (К 150-летию со дня рождения Государя и 100-летию мученической кончины Царской ...

Все святые в земли Русской просиявшие – это и есть Русский мир!

Категория: Другое | Добавил: Vladimir (17 Май 2011)
Просмотров: 5246 | Теги: Россия, Православие, Возрождение, художник, русский, Глазунов, Русь, Отечество, академия, любовь | Рейтинг: 5.0/2
Поделиться:
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела
Апологетика [7]
Аскетика [5]
Богословие [45]
Вера и жизнь [34]
Вера и наука [4]
Ветхий Завет [1]
Текст. Толкование
Дела милосердия [4]
Духовная жизнь [26]
Дорога к храму [19]
Закон Божий [11]
История Церкви (христианства) [6]
Катехизис [2]
Литургика [8]
Новый Завет [6]
Текст. Толкование
Подвижники [29]
Православие и медицина [3]
Размышления [96]
О грехах и добродетелях. Месяцеслов с размышлениями православного священника на каждый день года
РАССКАЗЫ СТРАННИКА [16]
ОТКРОВЕННЫЕ РАССКАЗЫ СТРАННИКА ДУХОВНОМУ СВОЕМУ ОТЦУ.
Святая гора Афон [29]
Святые места [18]
Сектоведение [1]
Слово пастырей [79]
Слово и послание пастырей
Храм святой мученицы Татианы [3]
История, события, новости, связанные со храмом
Другое [59]
В соц. сетях
Мини-чат
Почта
Логин:
Пароль:

(что это)
Поделиться в соц. сетях:




Сайт работает благодаря вашим пожертвованиям.

Форма для пожертвования:
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Душеполезное чтение"
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Возрождение"
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Форум клуба"

Общество друзей милосердия статистика
Besucherzahler femmes russes a marier
счетчик посещений
Сервер 'Россия Православная' Яндекс.Метрика Счетчик тИЦ, PR и обратных ссылок
40e78245a810e8be