Главная » Душеполезное чтение » Газета "Возрождение" » История и культура

Русская идея в творчестве И.А. Ильина
Иван Александрович Ильин (1883-1954), великий национальный мыслитель, религиозный философ и публицист прошлого столетия, занимает особое место среди деятелей русского религиозно-философского ренессанса. Он жил и творил в эпоху трагических потрясений, выпавших на долю нашего государства. Стойко приняв революцию в России, И.А. Ильин всегда оставался верен своим идеям, всегда был убежден в своей духовной правоте. За это в 1922 г. большевики выслали его из России и он не смог вернуться на Родину до конца своих дней. Тем не менее, И.А. Ильин как никто другой, всю жизнь был верен своему долгу, который видел в самоотверженном служении России и делу национального возрождения русского народа. В эмиграции им были написаны и изданы десятки трудов, среди которых наиболее значительными стали «О сопротивлении злу силою» (1925), «Аксиомы религиозного опыта» (1953), «Путь кочевидности» (1954), «Наши задачи» (1948-1954) и ДР.
Философия И.А. Ильина по своему характеру, источникам и методу, качественно отличается от философских концепций русского возрождения начала XX века. Ильин никогда не предавался философии ради философии, он думал и писал в первую очередь о том, чем жила русская общественность. Его идеи основываются не на отвлеченном теоретизировании или интеллектуализме, а на непосредственном духовном опыте жизни. Ильин полагал, что истинная философия не должна строиться из рассудочной систематизации умозрительных философских понятий, - методе, который был принят русскими мыслителями из немецкой философии. Напротив, он основывал свои рассуждения на опыте живой религиозности и духовности, не раз отмечая, что его философия простая, тихая, доступная каждому, рожденная главным органом православного христианства созерцающим сердцем.
Именно с высоты такого взора Иван Александрович рассматривает смысл русской идеи. Понятие это, однако, не является его нововведением. Впервые о русской идее заговорил еще Ф.М. Достоевский, выделив ее как идею национальную, но в то же время общечеловеческую и объективно-ценную для всех народов. Впоследствии определенный вклад в развитие русской идеи внесли крупнейшие русские философы B.C. Соловьев, Н.Ф. Федоров, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, А.Ф. Лосев и др. Итогом их творчества стало понимание русской идеи, как составной части всеобщей христианской идеи, имеющей глубинные национальные особенности и выраженной в терминах диалектической философии. По существу вся русская философия стала теоретическим оформлением различных сторон русской идеи. Именно так можно расценить и творческое наследие И.А. Ильина. Русская идея была для него, прежде всего, идеей творческой, идеей, которой уже обладал русский народ, которая составляла его силу и самобытность среди всех прочих народов. В то же время она отражала призвание русского народа, его высокую историческую задачу и духовный путь. Русская идея в философии И.А. Ильина никогда не была пустым умозрительным определением, а служила основным ориентиром на пути освобождения русского народа от безбожного тоталитаризма и возрождения его традиционных духовных ценностей.
Русская идея определяется у И.А. Ильина как идея «сердца, созерцающего свободно и предметно, и передающего свое видение воле для действия и мысли для осознания и слова». Понятие «сердце» выступает здесь в качестве философской концепции человеческой души и ее внутреннего сокровенного мира. Русская идея, таким образом, есть «идея сердца», которая утверждает, что главное в жизни любовь, на основе которой строится вся совместная жизнь на земле и «культура духа». Русская душа изначально была предрасположена к чувству и эта особенность исторически была развита у нас Православием. Для России всегда была характерна вера «не волею и умом, а огнем сердца», и это, как считал Иван Ильин, определило корень русской идеи, который выражался в стремлении к совершенному качеству, к объективному идеалу. Желание увидеть подлинное совершенство проявилось в духе русского быта, русского искусства, русской науки. Ильин убежден, что без этого стремления, без веры и без любви русский человек становится пустым существом, без идеала и без цели.
Основным же проявлением любви и веры в русской жизни служит «живое созерцание». Термин этот напрямую связан с религиозностью и составляет центральное место философии Ильина. Жизнь в «сердечном созерцании» означает, прежде всего, пребывание в духовности, которое наполняет душу человека и лежит в основе всего человеческого бытия. «Сердечное созерцание» - это особое состояние, своеобразное внутреннее «зрение», направленное к совершенству и открывающее человеку духовные предметы. Это характерная русская черта, которая выражается в потребности «увидеть любимое вживе и въяве и потом выразить увиденное поступком, песней, рисунком или словом. Вот почему в основе всей русской культуры лежит живая очевидность сердца, а русское искусство всегда было чувственным изображением нечувственно-узренных обстояний». Это и есть проявление русской идеи в народной жизни. Воспитанное бесконечной широтой и красотой русской природы, «сердечное созерцание» воплотилось и в духовно-творческую силу народа, и в небезызвестную русскую ментальность и «созерцающую лень».
Однако сердечная любовь и созерцание неизбежно исчезают при отсутствии свободы. В философии Ильина можно выделить два типа свободы: внутреннюю и внешнюю. Последняя является лишь необходимым условием развития первой, которая в свою очередь и воплощается в сердечном стремлении к совершенству. По мнению И.А. Ильина, желание свободы, как внешней, так и внутренней, есть явление исконно русское, которому соответствовала и православная концепция христианства: не формальная, не законни-ческая, не морализующая, но освобождающая человека к живой любви и к живому совестному созерцанию. Свобода всегда была важнейшим компонентом русской идеи, исторически отразившемся в том «органическом свободолюбии», который проявил русский народ в эпоху иноплеменного порабощения и крепостного права. Тем не менее, обладание свободой не должно переходить в своеволие и самораз-нуздание, поэтому созерцание должно быть не просто свободным, но и предметным. Предметность в жизни человека, по словам И.А. Ильина,-это «прекрасная и священная» духовная цель жизни, значимая и в объективном и в субъективном отношении, ради которой стоит «жить, бороться и умереть». Предметность вселяет в человека чувство радостного служения, духовного достоинства и высшей ответственности. В России служение Предмету отразилось во многих сферах общественной жизни, начиная от религиозных традиций и заканчивая идеей праведного патриотизма в русской армии.
Таким образом, русская национальная идея выступает в творчестве И.А. Ильина в качестве идеи созерцающей любви и свободной предметности, углубляясь в которую мы сможем восходить к Богу. В связи с этим все состояния человека Ильин подразделяет на «первичные силы» (сердце, созерцание, свобода, совесть) и «вторичные силы» (воля, мысль, форма, организация). С этой позиции смысл русской идеи может быть выражен иначе, как подчинение и формирование вторичных сил на основе первичных, т.е. создание духовной культуры. Это определило и характер русской религиозности, основанной на созерцании, свободе и совести, которые проявились в Православной дисциплине и организации; и в русском искусстве, где во внешнюю форму облекается глубокое идейное содержание; и в русской науке, раскрывающей предмет во всей его полноте благодаря свободному творческому исследованию.
В сфере общественно-политической организации государства, по мнению И.А. Ильина, наиболее приемлемой формой правления для России является Монархия. «Россия росла и выросла в форме Монархии не потому, что русский человек тяготел к зависимости или политическому рабству -писал мыслитель, - но потому, что государство в его понимании должно быть художественно и религиозно воплощено в едином лице, беззаветно любимом и укрепляемом всеобщей любовью». Власть Монарха в России всегда выполняла роль консолидирующей силы, символа могущества и независимости Русского государства. Как и многие другие философы русского ренессанса, Иван Ильин полагал, что Монархия в России имеет сугубо экзистенциальные основания, которые выражались, прежде всего, в «живой очевидности сердца». Это составляло   отражение   сущности русской идеи в сфере исторически сложившегося общественно-политического строя России. Согласно справедливому замечанию многих исследователей, в творчестве И.А. Ильина, наряду с трудами И.Л. Солоневича, М.В. Назарова и Л.В. Тихомирова, теория монархического государственного устройства нашла наиболее полное отражение.
Исторически сложившаяся самобытность духовной культуры русского народа есть неотъемлемое наше призвание и историческая задача. И.А. Ильин определял ее смысл как необходимость для русского народа «быть таким со всей возможной полнотой и творческой силой, блюсти свою духовную природу и не соблазняться чужими укладами». Все, что дано России в качестве национального своеобразия, будь то особенность государственного устройства, молитвы, быта, искусства или науки, - все это есть дар Божий и призвание наше. Иван Александрович был убежден, что заимствование западной культуры губит Россию, что «мы Западу не ученики и не учителя. Мы ученики Богу и учителя самим себе», - и в этом он видел смысл русской идеи.
Вне всякого сомнения, И.А. Ильин оставил глубокий след в истории русской религиозной философии. А.В. Гулыга в этом отношении отмечал, что «в XX столетии в России не было более трезвого и глубокого политического мыслителя, чем Иван Александрович Ильин». В его творчестве черты русского духовного и политического своеобразия не просто получили четкое оформление и осмысление, но, прежде всего, были обозначены как путь национального возрождения России. Идея эта не теряет своей актуальности и в наше время, время утраты русским народом преемственности своей истинной культуры и ментальности, когда нам особо необходимо национальное духовное обновление. И в связи с этим творческое наследие И.А. Ильина и его идеи являются для нас основополагающим ориентиром на пути возрождения России.

 
Юрий СТАРИКОВ
 
Взято из газеты клуба "Возрождение", № 11-12 (2) ноябрь-декабрь 2008 год




 
Категория: История и культура | Добавил: ИванЯ (22 Окт 2009)
Просмотров: 10363 | Теги: долг, служение, душа, Иван, Православие, Возрождение, Русская идея, Ильин, Россия, философия | Рейтинг: 5.0/2
Поделиться:
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Категории раздела
Литературная страничка [12]
Державное строительство [3]
Книжное обозрение [2]
Раскрывает перед читателем широкую панораму книжного дела в современной России, знакомит его с новинками православной литературы и периодики, рассказывает о насущных проблемах и планах церковного книгоиздательства. Надеемся, что новая рубрика предоставит читателю много интересной и полезной информации.
Исторический календарь [6]
Церковный словарь [2]
Традиции и современность [14]
Свет православие [10]
Православные праздники и не только...
История и культура [16]
Русское слово [13]
Из истории русской эмиграции [6]
Из жизни клуба "Возрождение" [2]
Воинский подвиг [1]
Клубная страничка [2]
Славянскiй мiръ [2]
Царский крест [4]
Из истории Марийского края [4]
Дни славянской письменности и культуры [1]
Нам пишут [2]
В VK
Мини-чат
Почта
Логин:
Пароль:

(что это)

Сайт работает благодаря вашим пожертвованиям.

Форма для пожертвования:
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Душеполезное чтение"
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Возрождение"
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Форум клуба"

Общество друзей милосердия статистика
Besucherzahler femmes russes a marier
счетчик посещений
Сервер 'Россия Православная' Яндекс.Метрика Счетчик тИЦ, PR и обратных ссылок