Главная » Душеполезное чтение » Православная народная газета » От избытка сердца |
Реформы, разрушающие страну.
А чтобы было ещё понятнее, начнём с истории, то есть расставим все по своим местам. Наше село Неклюдово было основано представителем древнего дворянского рода Иваном Васильевичем Неклюдовым в 1773 г. (год постройки первой церкви в селе в честь Казанской иконы Божией Матери). По соседству в 20 верстах жила его родная сестра Ирина Васильевна Аксакова (1725-1799), урождённая Неклюдова. Её внук Сергей Тимофеевич Аксаков (1791-1859)-классик русской литературы с мировым именем. Его дед, Степан Михайлович Аксаков (1724-1797), похоронен в нашем селе возле старой церкви. В XVII-XVIII веках, когда в России еще можно было найти свободные земли, "пустоши", ими, как высокой наградой, жаловали особо отличившихся в сражениях, за государственную службу, успехи на дипломатическом поприще. Преследовалось три цели: поощрить, наградить землёй наиболее видных деятелей, своими ратными и государственными делами, прославивших Россию; как можно быстрее получить с этих необжитых, плодородных черноземных земель больше зерна и другой сельскохозяйственной продукции для укрепления экономики страны; продвижение православия на восток. Вот только некоторые представители Неклюдовых: Петр Васильевич Неклюдов (1745-1797) - обер-прокурор Сената; Сергей Васильевич Неклюдов (1746-1811) - тамбовский губернатор; Вера Васильевна Неклюдова (1862-1935), работала в организации Красного креста в Стокгольме, учредительница и старшая сестра сестричества при церкви святого Александра Невского в Париже; Неклюдов Анатолий Васильевич (1856-1934)- дипломат, посланник России в Болгарии, Швеции, Испании; Неклюдова Мария Алексеевна (1865-1948) - благая душа, начальница Харьковского девичьего института, похоронена в с. Кузькино Самарской области; Неклюдов Леонтий Яковлевич (1748-1839)- генерал-майор, герой Измаильского штурма и многие многие другие достойные сыны и дочери нашего Отечества. Стоит заметить также, что род Неклюдовых берет свое начало от Радши, прибывшего в Новгород. Правнук его Гавриил Олексич, прославился в Невской битве (1240) и состоял боярином при великом князе Александре Невском. Потомок Радши Григорий Дмитриевич Бутурлин по прозвищу Неклюд ("неуклюжий", "нескладный", давалось в обратном смысле в качестве языческого оберега), имел сына Федора Григорьевича, который действительно стал писаться Неклюдовым. Как видите, неклюдовцам есть чем гордиться. Тем более что наше село и помещичий быт описано в произведениях С.Т. Аксакова "Семейная хроника" и "Детские годы Багрова внука". Да, люди тех времён, даже будучи родом из немцев, приехав в Россию, всячески старались верой и правдой послужить царю и Отечеству. Осваивали новые земли. Приносили с собой в самые тёмные уголки России свет Православия. Жили там семьями и детей патриотами воспитывали. Сыновей в 18 лет дворяне отдавали на службу, почитая это за высокий долг. Например, на одной из надгробных чугунных плит некрополя Неклюдовых в нашем селе сохранилась надпись: "Сын Уланского полка Самойлов Василий, умер в 1813 году". По рассказам старожилов села Чекмаевой Марины Яковлевны (1913 г.р.) и Сивачовой Ксении Гавриловны (1915 г.р.), в нашем селе усадьба Неклюдовых представляла собой двухэтажный белый дом с колоннами на юг в сад-дендрарий ( с растениями, завезёнными из разных стран). От дома через весь сад шла дорожка из красного кирпича по липовой аллее к старой церкви и Некрополю. Сад этот с многовековыми соснами, елями и липами сохранился и поныне. В селе был кирпичный завод, суконная фабрика, кожевенные мастерские, водяная мельница. В 1861 году из кирпича и привозной сосны была построена новая церковь. Обшили ее красным тесом. Считалась самой красивой в округе. Звон ее колоколов был слышен даже в Бугуруслане. Народу в селах было столько, что из соседнего села Дурасово (в двух км. от Неклюдова), нельзя было протиснуться между людьми, когда зимой все шли к обедне; батюшка (Батюшев) на пасху в один день не успевал обходить дворы, они ещё и на другой день оставались. Раз в месяц священник ходил по дворам и кропил дома изнутри и снаружи святой водой. Перед началом полевых работ выходили в поле на молебен, детей вперед на коленочки ставили, да так дружно молились, что наши бабушки это и в 97 лет помнят. По воскресеньям даже детям кушать ничего не давали до окончания литургии (пока в колокола не зазвонят). Звонили заутреню, обедню, вечерню, а на Пасху - целый день. Школа звалась ликбезом. Учительница была барыня, Александра Михайловна. Девочки брали с собой гребень, веретено, мочки(кудельки) и пряли прямо на уроках, слушая учительницу. Работу бросали только тогда, когда вызывали к доске. Без работы вообще ни минуты не сидели. От Дурасова до Дмитриевки было такое длинное поле в несколько километров "барская лента", так его жали серпами до обеда один проход туда и обратно, и после обеда также. Зимой на полях лопатами делали снегозадержание, ставили вешки до Дурасова и до Дмитриевки. Вечером ходили на "беседы", тоже со своим рукоделием, где были и "робяты". Соревновались, у кого рукоделие лучше. За зиму девочки готовили каждая себе суконную юбку и кофту. Венчались в церкви. Детей было по 9 человек и более. Рожали всех, вот и здоровье было. На две деревни была одна повитуха (Вера Алёнина - уважаемый человек). Летом в поле на работы брали с собой и грудных младенцев, зыбку подвешивали на поднятые вверх оглобли. Вместо соски - нажеванный хлеб в тряпочке. Зимой и пряли, и зыбку ногой качали. Пьянки в деревне не было. Разрешалось выпивать только на Пасху, Рождество и на Казанскую - Престольный праздник. Молодёжи вообще пить не полагалось. На всё Дурасово один был Лазарь-пьянчужка. За стол садилисьвсей семьёй. Сначала молились Богу. После еды дети говорили «Слава Богу и спасибо папаке" и "мамаке". Стариков почитали. Начало начал С революцией начались гонения на церковь. "Комсомолы" в кожаных куртках всячески насмехались: то во время службы в сторожке на дудке играли, то на Пасху ходили с песнями по деревне и с красным флагом. В 1932 году церковь ломали тоже "комсомолы", не в один день. А крест подпилил и сбросил местный парнишка Сергунька Дубоносов, Таисии сын. Вскоре он умер и все из их семьи тоже. В то время пели частушки: "Комсомолы - люди честны, они жулики известны". "Комсомолы" ходили по дворам и считали скотину, даже кур. Всех обложили продналогом. Надо было сдать картошки - 200 кг., масла топленого коровьего - 8 кг., яиц - 100 штук, шерсть с каждой овцы. Сами пили снятое молоко, яиц не видели. Ели лебеду, коневник, желудки (желуди), медуницу, липовые листья, шкерду, бурсаки. Лебеду мололи, добавляли чуть-чуть муки и пекли лепёшки. Мясо тоже ели. В колхозе корову или овцу зарежут, расхватывали наразрыв. Особенно много облагали в хрущевские времена. На каждый двор налагали кроме продуктов еще и делянку леса выпилить. Тетя Мариша сама ездила в лес и жила там, пока все не напилит и не вывезет. В семье тети Окси нанимали татарина за барана. В 1941 году мужей забрали в Тоцкие лагеря как бы на месяц на маневры, а получилось - на войну. По деревне где плач - там и похоронка. В войну по дворам стояли раненые солдаты по 2-3 на квартире, а в школе, переделанной из церкви, был госпиталь, где солдат лечили и кормили. Вдовы замуж потом не выходили, считали это распутством. В 1946 году вновь открыли Неклюдовскую восьмилетнюю школу. Учителя все были приезжие. Директор школы (1946-1954) Батюшев Сергей Алексееевич, родом из Шенталинского района (п.Н.Кувак), прошел всю войну; завуч - его жена, Галина Михайловна; учитель географии - Мезгайло Григорий Иванович, родом из Белоруссии. Физрук Мозлов и учитель Иванов организовали закладку школьного сада. Яблок там было столько, что их даже продавали. На продажу ученики также выращивали в парниках-ямах рассаду капусты и помидоров. Черную смородину собирали и прокручивали с сахаром, варенье хранили в директорской и подавали ученикам к обеду. Уборку в классах, работы в школьном саду и на пришкольном огородном участке учащиеся выполняли под руководством педагогов. За уклонение от летней практики могли и на второй год оставить. Учителей очень уважали. Недаром их имена до сих пор помнят в селе. В 1986 году, при директоре Рогожниковой Валентине Кузьминичне ,построили современную двухэтажную школу с прекрасным спортзалом, столовой, тиром в подвале, с душами и теплыми туалетами для учащихся на всех трёх уровнях; с мастерскими для уроков труда, оборудованными деревообрабатывающими станками для мальчиков и электрическими швейными машинами, оверлоками, электрической плитой с духовкой и кухонным комбайном - для девочек; с лингафонным кабинетом; с оборудованной фотолабораторией и уголком живой природы. В селе построили новую улицу из десяти благоустроенных коттеджей, на двух хозяев каждый. Планировалось построить и ещё одну такую улицу. Провели асфальтированную дорогу. Казалось, вот оно начало новой жизни. Демократическая перелицовка Что же мы увидели буквально через ближайшие пять лет? Поросшие татарником поля, заброшенные фермы, тока, склады. А ведь недавно за вывод из севооборота даже небольшого участка поля агроному грозила уголовная ответственность и председателю то же самое - за расхищение имущества. На глазах всё растаскивалось с молниеносной быстротой - колхозное, значит ничье. Созданное с таким трудом многими поколениями имущество почти исчезло. Жалкие остатки обрели недавно своих хозяев в лице местных фермеров в соответствие с новыми законами. И это еще хорошо, потому что в некоторых соседних селах имущество коллективных хозяйств вообще досталось "дядям со стороны". Работы у людей почти нет. Самые предприимчивые отцы семейств подались на север и в охранники. Единицы продолжают обрабатывать землю на старой, собранной из металлома советских времен, технике. Чаще они работают себе в убыток, имея при этом высшее сельскохозяйственное образование. Община в деревне постепенно распадается. Каждый сам за себя. Пропаганда во всех средствах массовой информации делает свое дело. Если еще 20 лет назад всё было общее - свадьбы, похороны - всем миром; праздники, крупные покупки - всей улицей праздновались. То теперь многие стараются вообще от всего отгородиться. «Моя хата с краю, ничего не знаю», - такой принцип тоже стал причиной вымирания села. По архивным данным в 1965 году на территории Неклюдовского сельского совета проживало 1247 человек, а сейчас осталось в селе Неклюдово 115 человек. В близлежащих сёлах Хмелевке -65 человек, Дурасове - 33, Чаговке - 6. Совсем исчезли села: Новая Чаговка, Степановские Выселки, Новое Осоргино, Поникла, Мозгут, Подлесный, Кордон, Красный бережок, Лупеневка. Осталось только в воспоминаниях, что на территории Неклюдовского сельского совета находились два коллективных хозяйства "Коммунар" и "им. Шевченко", которые обрабатывали 5256 га. и 4245га. соответственно. Сейчас из них обрабатывают 355 га и 210 га два фермерских хозяйства, которые снабжают односельчан зерном. В 1965 году было в колхозе "Коммунар" две фермы крупного рогатого скота, одна овцеводческая ферма, одна свиноводческая ферма; в колхозе "им. Шевченко" две фермы крупного рогатого скота, одна овцеводческая ферма. Сейчас животноводства у нас вообще нет. Поголовье по крестьянским дворам также сокращается из года в год. Может кто-то скажет, что это только в нашем селе происходит. Тому мы просто посоветуем проехать по российской глубинке и убедиться во всем воочию. Образование – отражение целей перестройки Последней каплей в уничтожении сел стало отношение государства к образованию. В то же самое время, когда в соседнем селе Степановка вместо прогремевшей в печати статьи "школы на печках" строили новую школу по программе К.С. Титова, у нас стали говорить о закрытии нашей. Выражаясь языком чиновников – предстояла реструктуризация. Узнав об этом, директор школы с семьей из села уехали. За ними и другие. При этом школа в Неклюдове была еще средняя. В 10 - 11 классах у нас учились ребята и из Никиткино, приезжали и из ст. Усманово. Школу заставили пройти жесточайшую аттестацию, во время которой в течение трёх суток, во время которой домашние вообще не видели учителей. Компьютера в школе не было, а всю документацию необходимо было сдать в надлежащем виде. Тут нам очень помог глава волости в ст. Усманово, у которого компьютер уже был. Ни о каком учебном процессе в это время речи не шло. Учеников натаскивали на тесты как собак. В результате двое учителей из школы уволились и уехали. Но аттестацию мы все-таки прошли. Несмотря на это в 2003 году школу реструктуризировали в основную, т.е. девятилетнюю. Количество учеников сразу убавилось вдвое. На всех учительских совещаниях стали говорить о некомпетентности наших учителей. Пришлось доказывать ещё и свою компетентность. Теперь у нас из девяти 2 учителя с высшей категорией и 3 - с первой. Остальные учителя, всю жизнь свою отдавшие детям, имеющие многие заслуги, но в силу возраста не сдававшие на разряд, имеют категории ниже молодых. О каком наставничестве тут можно говорить. Но таков закон - молодежь ставят на голову выше заслуженных учителей. Не помогают сохранить школу и воспоминания о том, только начиная с 2001 г. из средней школы у нас вышли двое медалистов и ещё двое после нашей основной получили медали уже в других школах. Среди наших знаменитых земляком уместно было бы вспомнить Панина Алексея Васильевича (1935-2002) - члена Союза художников России; Спорыша Михаила Федоровича - известного изобретателя и рационализатора в области авиации и космонавтики; высокопоставленного ныне чиновника в Самаре; генерального директора объединения "Трансгаз" в Екатеринбурге; проректора одного из старейших вузов в Самаре. В 2005 году над нами опять нависла угроза закрытия. Учеников мало и это неудивительно. После стольких лет идеологической обработки многие семьи с детьми из села уехали. А из молодых оставались только самые отчаянные - спасибо им. Девятый класс, как и в случае с десятым в недавнем прошлом, всеми правдами и неправдами пытались склонить к тому, чтобы возить каждый день на учебу в Ново-Усмановскую школу по маршруту в 35 км., не выдерживающему по расстоянию никакие нормы СанПинов. Пока шли разбирательства по этому поводу в прокуратуре района, учителя полгода работали вообще безплатно. Оставшихся учеников всё время держали в нервном напряжении, обещая им различного вида проверки вплоть до самых экзаменов, что и отразилось впоследствии на их здоровье. Как один из вариантов , Администрацией района предложено было объединить нашу школу с Никиткинской, расстояние до которой согласуется с нормами СанПин, но вот здание там по сравнению с нашим гораздо хуже – ветхое. Приехал чиновник из области и предложил каждой школе составить программу развития учебного заведения. У кого программа будет лучше, там школа и останется. С неимоверной нагрузкой на некоторых учителей, за зимние каникулы программы были составлены. В феврале провели совместное собрание двух школ. Но до самого сентября учителя ученики были в неведении: оставят школу или нет. В таких условиях школу все-таки удалось сохранить. Возможно, тут есть заслуга и чиновников района и округа. Надо сказать, что все это время школьный автобус 2 раза в день исправно курсировал по маршруту Н-Усманово, Ст-Усманово, Никиткино, Хмелевка, Неклюдово. Н-Усманово стало образовательным центром по названию, но осталось все той же деревенской школой по сути. Большинство учителей в школах сел Ст.Усманово, Никиткино, Неклюдово стали получать не просто нищенские, а смешные зарплаты, даже ниже чем техперсонал, и много ниже, чем водители школьных автобусов. Теперь все открытые уроки, предметные недели, олимпиады и другие работы с детьми, которые раньше проводились по зову сердца, стали строго учитываться и влиять на зарплату. А ведь детям не объяснишь, что учитель просто так хочет провести для них "Зарницу" или сводить в поход. Теперь они считают, что это делается только из-за зарплаты и расценивают это как предательство со стороны педагога. Вот вам и рынок в сфере образования. Не заметили как с водой и ребеночка выплеснули. В 2009 году школа опять прошла успешно аттестацию как основная. Но враг не дремлет и наносит удар изнутри руками тех самих родителей, которые раньше с честью отстаивали нашу школу во всех инстанциях. Поводом послужил раздор в столовой из-за питания. В результате - сговор и почти половину учеников сами же родители отправили в Н-Усмановскую школу. Наше учебное заведение опять оказалось на грани закрытия. Чиновники от образования обещали к сентябрю 2010-го оставить только начальную школу. Впрочем, предложили еще усыновить побольше детей. А сами жители подумывают о ходатайстве открытия на базе нашей школы детского дома. Детей-то у нас брошенных сейчас еще больше стало, чем после войны. Кого только ни привозили к бабушкам из городских сложных учеников доучиваться, всех удавалось вырвать из плохих компаний и наставить на путь истинный. Порукой к тому было бы и восстановление в нашем селе разрушенной церкви. Ведь нравственность людей основывается на их вере. Без высоких идеалов человек превращается в животное. Не на это ли направлены все последние реформы образования, политика развала сельского хозяйства в стране? Наталия Андреева, учитель географии Неклюдовской девятилетней школы Саиарской области. | |
Просмотров: 2948 | Комментарии: 2
| Теги: |
Всего комментариев: 2 | |
| |
Категории раздела
Вначале было слово [3] |
Мир мой даю вам
[31]
материалы для тех кто уже воцерковлен
|
Православный хронограф
[1]
События, факты комментарии, православные вести, новости епархиальной жизни
|
И свет во тьме светит
[46]
Все миссионерские материалы.
|
Проповедь на паперти
[19]
Литература, искусство, культура и православие
|
От избытка сердца
[16]
Записки паломников, творчество наших читателей
|
Возвращение образа
[10]
Православная педагогика, образование, основы православной культуры
|
Дивен Бог во святых своих
[1]
Жития святых прошлых веков и современных
|
Подснежник
[2]
Страница для православных детей
|
Дорогу осилит идущий
[3]
Страница для юношества
|
Богословие в красках
[0]
Иконопись, архитектура
|
В соц. сетях
Почта
Мини-чат
Поделиться в соц. сетях:
Сайт работает благодаря вашим пожертвованиям. | ||
Наши друзья |
![]() |
![]() |
InetLog.ru |
|
|||||
![]() |
|
![]() |