Главная » Душеполезное чтение » Праздники. Имена » Преподобные

Сергий Радонежский: Власть за послушание
Нужда въ игумене - Черная смерть - Желания братии - Скорбь смирения Сергиева - Просьбы братии - Угроза любви - Братолюбие побеждает - Святитель Афанасий - "Ты не имеешь послушания!" - Сергий иеродиакон, иеромонах и игумен - Святительское поучение (1354)

   Около двенадцати лет протекло со времени прихода к Преподобному Сергию его первых сподвижников, а игумена в новой обители все еще не было. Правда, в среде отшельников царило полное единодушие и братская любовь; каждый готов был, еслибы оказалось нужным, пожертвовать самою жизнию, не говоря уже об удобствах, для сохранения мира и спокойствия остальных братий, и такое безначалие, конечно, было крепче всякаго порядка, существующаго в миру; тем более, что одно слово любимаго наставника могло прекратить всякое несогласие и побудить к подчинению уставам монашеским; но таков уж Самим Богом изначала установленный закон для обществ человеческих, чтоб во главе их непременно стояла власть, в послушании коей выражалось бы послушание людей Самому Богу - Творцу и Владыке всяческих. Правда, что Сергий на деле был истинным руководителем в духовной жизни своих учеников; но все же он не был еще и, без сана священнаго, не мог быть их духовным отцем в таинстве покаяния; а эта должность в древних обителях нередко соединялась с должностью игумена или настоятеля обители. Притом неудобно было каждый раз для Богослужения призывать соседняго священника, - нельзя было не иметь в обители лица, облеченнаго священною властию вязать и решить согрешающих.

   Особенно должна была сказаться нужда в священнослужителе в то время, когда над Русскою землей разразилось тяжкое бедствие - моровая язва, известная в истории под именем черной смерти; она появилась в пределах России около 1348 года и опустошала ее в продолжении нескольких лет, переходя из края в край, из города в город. Справедливо говорит один историк: "Ангел смерти никогда не губил вдруг столько людей с самаго Ноева потопа, сколько погибло их с 1348 по 1350 и в следующие годы". Страх и ужас объял всех и каждаго; уныние распространилось повсюду. Ничем нельзя было остановить грознаго шествия "черной смерти", не было от нея никакого спасения. В одном Китаe легло в могилу до 13 миллионов народа; вымирали целые города, становились безлюдными целыя области. В Киеве, Чернигове, Смоленске и Суздале едва уцелела одна третья часть населения; в Глухове и Белозерске не осталось ни одного человека. Не успевали хоронить умерших: отпевали по тридцати - по сорока человек зараз, клали по три, по пяти человек в один гроб... В короткое время умерли: Митрополит Феогност, два сына Великаго Князя и сам Великий Князь Симеон Иванович...

   В эту тяжкую годину многие православные Русские люди шли в монастыри: под благодатным кровом святых обителей не так страшно было и умереть, как в среде мирской суеты; здесь каждый мог с мирною душею совершенно предать себя в волю Божию и приготовиться к смерти по христиански. Можно ли сомнeваться, что и к Преподобному Сергию, в его пустынную обитель, в это время особенно много приходило людей, искавших у сего благодатнаго инока-подвижника утешения в горестях жизни, в тяжкой потере близких сердцу, мирнаго приготовления к переходу в будущую жизнь? И мог ли он, любвеобильный отец, отвергать сих несчастных пришельцев? Но принимая их, он должен был заботиться и об удовлетворении их духовных нужд, о напутствии приготовляющихся к смерти - таинствами Церкви. Так самыя обстоятельства, а лучше сказать - Промысл Божий располагал эти обстоятельства к тому, чтобы в обители Сергиевой был свой совершитель таин Божиих, а с умножением братии и свой игумен...

   Преподобный Cepгий, по своему смирению, и слышать не хотел, чтобы ему принять эту должность; он всегда говорил, что "желание игуменства есть начало и корень властолюбия;" тем не менее и сам он сознавал нужду в духовном пастыре для своей обители. Одного боялся он, чтобы братия не стала настаивать на своем желании иметь его своим игуменом; и потому усердно молил Господа, чтобы Сам Он дал им наставника, который мог бы управить душевный корабль их от волн потопления к пристанищу спасения. И Господь, всегда готовый исполнить волю боящихся Его, услышал молитву Своего угодника, и поелику никто, лучше самого просившаго, не мог послужить на сем месте к славе имени Его, благоволил его самого и дать игуменом братии. Вот как это было.

   В сердцах братии уже давно сложилось желание поставить на игуменство своего возлюбленнаго авву, а при столь скорбных обстоятельствах, о коих мы сейчас упомянули, еще более усилилось это единодушное желание. "И в самом деле", - замечает святитель Платон: "на ком прежде всего могли они остановиться мыслию? Каждый, сравнивая свои подвиги с его подвигами и добродетелями, с его опытностию и заслугами пред Богом, и в мыслях стыдился присвоивать себе такое преимущество, чтобы затмить собою свет столь ясно горящаго светильника". Сообщая свои чувства один другому, они решились наконец обратиться с своим желанием к Преподобному. Укрепив себя надеждою на Бога, братия пришли к нему все вместе и сказали: "отче! мы не можем долee жить без игумена; исполни наше сердечное желание: будь нам игуменом, будь наставником душ наших; мы будем каждый день приходить к тебe с покаянием и открывать пред тобою нашу совесть; а ты будешь подавать нам прощение, благословение и молитву. Мы желали бы видеть тебя совершающим ежедневно Божественную литургию, и от твоих честных рук причащаться Святых Христовых Таин. Ей, честный отче, таково наше общее сердечное желание; не откажи нам в этой милости!"

   Такое единодушное заявление всей братии, конечно, не было неожиданным для угодника Божия; тем не менее его глубокому смирению не легко было выслушать его. "Не труда и подвига убегал он", говорит святитель Платон, "а считал себя недостойным такого сана, и разсуждал, что, будучи подначальным, он удобнее устроит дело своего спасения, нежели тогда, когда примет на себя нелегкое бремя попечения о спасении других". С другой стороны, он хорошо понимал, что его решительный отказ глубоко опечалит всю братию, столь горячо им любимую, и будет иметь скорбныя последствия для самой обители. Поставленный в такое затруднительное положение, подвижник вздохнул из глубины сердечной и смиренно отвечал просителям: "братие мои! у меня и помысла никогда не было об игуменстве; одного желает душа моя - умереть здесь простым чернецом. Не принуждайте же меня и вы, братия! Оставьте меня Богу: пусть Он, что хочет, то и творит со мною".

   Но братия настаивала на своем. - "Зачемъ ты, отче, отказываешься исполнить наше общее желание? Ведь ты основатель обители сей; будь же ей и настоятель. Твоя добродетель собрала нас сюда: она же пусть и управляет нами. Ты насадил виноград сей: ты и питай нас своим учением и плодами примера твоего. Вот наше последнее слово: или сам будь нам игуменом, или, если не хочешь, иди, испроси нам игумена у святителя; если же не так, то мы все разойдемся отсюда".

   Мысль об ином игумене лично для смиреннаго Сергия, конечно, была приятна: он готов был сделаться последним послушником у кого бы то ни было, лишь бы самому не быть начальником. Но любовь к ближнему требовала на этот раз забыть о себе и подумать о пользе братии; а духовный опыт указывал опасность, что новый, чуждый по духу обители игумен задумает вводить новые порядки, что эти порядки могут смутить братию, которая привыкла смотреть на порядки, установленные самим основателем пустынножительства, как на неизменный закон; а отсюда можетъ возникнуть не мало искушений и нестроений в юной обители. Посему, не решая вопроса окончательно, но желая по возможности отдалить это решение, Преподобный кротко сказал братии: "идите пока с Богомъ каждый в свою келлию; лучше помолимся все поусерднее Господу Богу, чтобы Он Сам открыл нам волю Свою; и тогда увидим, что нам делать".

   Братия послушалась любимаго аввы и разошлась; но не надолго. Прошло несколько дней и старцы опять пришли к Преподобному и стали умолять его - принять сан игумена. "Ведь ради тебя мы и сошлись-то сюда, в это место пустынное", говорили они, "мы слышали о твоих подвигах, знаемъ труды твои; ведь ты своими руками построил и эту церковь во имя Живоначальныя Троицы. И мы веруем, что в тебе обитает благодать Ея, и потому вот пришли сюда, возложив упование на Господа, и желаем совершенно предать себя твоему руководству. И так, будь нашим игуменом и духовным отцемъ и, предстоя престолу Божию, возноси за нас свои теплыя молитвы. Ведай, отче", присовокупляли к сему старейшие из них, "мы шли сюда в надежде, что ты упокоишь нашу старость и похоронишь наши кости".

   Тронутый до глубины души такою любовию братии, смиренный подвижник открыл пред ними все свое сердце: он стал говорить им о своем недостоинстве, всячески упрашивал и умолял не принуждать его к принятию священнаго сана и игуменства. "Простите меня, отцы мои и господие", так говорилъ он: "кто я грешный, чтобы быть мне иереем Божиим? Как дерзну я на такое служение, пред которым со страхом и трепетом преклоняются и самые Ангелы? Нет, это выше меры моей, отцы мои; я еще не начинал жить по монашески: как же я осмелюсь коснуться святыни Божией? Вот мое дело: плакать о грехах моих, чтобы вашими же святыми молитвами достигнуть онаго края желаний, к которому стремится от юности моя грешная душа".

   Сказал cиe Преподобный, и, чтобы не продолжать более сего тяжкаго для его смирения спора, ушел в свою келлию...

   Тогда сподвижники его поняли, что им не склонить его к своему желанию кротким словом сыновней любви, - оставалось употребить средства более решительныя. Уже не со слезами только, но и с горьким словом упрека и даже угрозы приступили они теперь к своему авве! "Мы не желаем спорить с тобою, отче честный", сказали они: "мы веруем, что Сам Бог привел нас сюда; мы сердечно желали подражать твоему житию и подвигам, и чрез то надеялись достигнуть вечнаго блаженства. Но если уж ты не хочешь пещись о душах наших и быть нашим пастырем, то мы все - принуждены будем оставить это место, - мы уйдем от храма Пресвятыя Троицы, и будем невольными нарушителями нашего обета, - будем блуждать как овцы без пастыря, и расхитит нас мысленный волк; а ты дашь за нас ответ нелицеприятному Судии - Богу!"

   Еще раз попытался было угодник Божий отклонить от себя высокую честь; еще раз сказал братии: "отцы мои! вы излишне понуждаете меня, я излишне отрицаюся: к чему это?"... - но все было напрасно: братия стояла на своем, и братолюбие победило.

   - "Желаю", - сказал Преподобный, - "лучше учиться, нежели учить; лучше повиноваться, нежели начальствовать; но боюсь суда Божия; не знаю, что угодно Богу; святая воля Господня да будет!"

   Это значило, что он болee спорить не будет, и предает все дело в волю Божию.

   "Какая прекрасная распря!" замечает святитель Филарет Московский, - "распря едва ли не превосходнейшая, нежели самое согласие. Здесь смирение старшаго сражается с любовию и покорностию младших - единственная брань, в которой ни одна сторона не теряет, а обe приобретают в каждом сражении! Как благополучны были бы общества, если бы члены их так же препирались между собою за сохранение подчиненности, а не за домогательство власти!"

   "В мирских обществах", говорит другой святитель, Филаретъ Черниговский, - "люди сражаются друг с другом за власть, и чрез то производят разстройство в делах, разстройство в сердцах, и губят себя и других жаждою власти. А тутъ - все совершенно обратно: как благотворен законъ Твой, Господи!"

   Побежден был смиренный Сергий любовию к братии, однакоже не хотел выступить из обычнаго порядка; а может быть не терял еще надежды, что высшая церковная власть не соизволит на поставление его во игумена. "Отцы и братия", сказал он сотрудникам своим в подвиге пустынном: "не хочу болee прекословить вам; но не нам решать это дело: пусть pешит его святитель; и так, пойдемте же к нему".

   Московскаго первосвятителя, Митрополита Алексия, в то время не было в Poccии: в 1354 году он путешествовал в Царьград по делам церковным, а управление делами митрополии, на время своего отсутствия, поручил Волынскому Епископу Афанасию, который жил в Переяславлe Залесском, в Нагорном Борисоглебском монастырe. Туда и отправился Преподобный Cepгий, взяв с собою двух старейших иноков.

   Ранним утром, пред самою литургиею явился Преподобный к святителю. Он пал к ногам его и просил благословения. Епископ спросил его: кто он и откуда?

   - "Грешный инок Сергий - мое имя", смиренно отвечал пришедший.

   Имя Сергия давно было известно Афанасию: он раньше много слышал о его пустынных подвигах, об основанной им обители и о постройке церкви, и теперь очень рад был видеть у себя такого гостя. Он с любовию принял его, отечески поцеловал, и долго беседовал с ним о спасении души.

   В заключение сей беседы гость смиренно поклонился хозяину и стал просить у него игумена для новой обители.

   "Сын и брат мой!" отвечал ему, как бы по вдохновению свыше, святитель Божий: "Господь Бог устами Пророка Давида сказал: вознесох избранного от людей Моих, ибо рука Моя заступит его (Пс. 88, 20. 22); и Апостол говорит: никтоже сам о себе приемлет честь, но званный от Бога, якоже Аарон (Евр. 5, 4). А тебя воззвал Господь Бог от чрева матери твоей, как от многих слышал я о том; посему ты и будь отныне - отцем и игуменом для братии, тобою же собранной в новой обители Живоначальныя Троицы".

   Подвижник стал было отклонять от себя это назначение, ссылаясь на свое недостоинство; но блаженный пастырь внушительно остановил его, сказав: "возлюбленный! ты все стяжал, а послушания не имеешь", - и сим словом обезоружил смиреннаго Сергия, который с покорностию на это отвечал: "как Господу Богу угодно, так и пусть будет; благословен Господь во веки!" И все присутствовавшие при этом единодушно сказали: "аминь!"

   Тогда святитель со всеми священно - служителями пошел в церковь, взяв с собою и Преподобнаго; там он облачился во все священныя одежды, велел Сергию гласно произнести Символ веры, и, осенив крестообразно его преклоненную главу, поставилъ его во иnoдиакона. Началась Божественная литургия и Сергий произведен был во иеродиакона; а на другой день облечен и благодатию священства. Святитель распорядился, чтобы на следующий день новоблагодатный иеромонах Сергий один совершил Божественную литургию. Нужно ли говорить, с каким сердечным умилением впервые приносил Преподобный Сергий безкровную жертву собственными руками? Он весь исполнен был благоговейнаго страха и весь сиял неземною радостию...

   По окончании литургии святитель Афанасий произнес над ним молитвы, совершаюшия его поставление во игумена. За тем он пригласил новаго игумена в свои келлии, и там, в отеческой с ним беседе наединe, наставил его в правилах апостольских и святоотеческом учении о спасении души и руководствe подчиненных ему иноков. "Чадо", говорил он, "вот, ради святаго послушания к нам, восприял ты теперь сан священный; знай же, что cиe служение дается только верным человеком, как говорит Апостол Христов, иже довольни будут и иных научити (2 Тим. 2, 2). Посему надлежит тебе, возлюбленный, по заповеди великаго Апостола, немощи немощных носити и не себе угождати (Рим. 15, 1). Помни слово его: друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов (Гал. 6, 2). Если будешь так поступать, то и себя спасешь, и живущих с тобою".

   Так заключил свое поучение святитель и, благословив новопосвященнаго, отпустил его с миром. И пошел он, новый игумен, облеченный теперь свыше благодатию и властию иерейскою, в свою родную обитель, чтобы прилагать там труды к трудам, и восходя на небо по лествице христоподражательнаго смирения, вести туда же за собою и всех присных учеников своих...
 
Далее читайте:
 


Источник: http://www.sergievposad.ru/duhovn/sergiy/serg_rad_08.php
Категория: Преподобные | Добавил: Vladimir (13 Июл 2010)
Просмотров: 1648 | Теги: любовь, преп. Сергий, иерей, братия, священник, Воля, игумен, Сергий Радонежский, обитель, сан | Рейтинг: 5.0/6

Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
В VK
Мини-чат
Почта
Логин:
Пароль:

(что это)

Сайт работает благодаря вашим пожертвованиям.

Форма для пожертвования:
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Душеполезное чтение"
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Возрождение"
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Форум клуба"

Общество друзей милосердия статистика
Besucherzahler femmes russes a marier
счетчик посещений
Сервер 'Россия Православная' Яндекс.Метрика Счетчик тИЦ, PR и обратных ссылок