Главная » Душеполезное чтение » Праздники. Имена » Преподобные

Сергий Радонежский: Умиротворитель князей
Любовь В. Князя Димитрия ко св. старцу - Пр. Cepгий благословляет новокрещеннаго "державца" Терновскою иконою - Св. игумен на служении отечеству - Его путешествие в Ростов - Закрытие церквей в Нижнем Новгороде - Домогательство Тверского Князя - Олег Рязанский - Сила слова Сергиева - Усиление Москвы - Кончина Донскаго и его духовное завешание - Пр. Сергий - охранитель и споручник самодержавия Русских Государей (1358-1391)

Послe описанных событий 1380 года обитель Сергиева стала еще болee близка сердцу Великаго Князя Димитрия Иоанновича. Лишившись в Святителе Алексие отца и благодетеля, он всею душою расположился к смиренному игумену Радонежскому. В нем он нашел мудраго советника и теплаго молитвенника; к нему не раз обращался за помощию в делах государственных, его приглашал быть восприемником от купели святаго крещения детей своих: Юрия (родившагося 26 ноября 1374 г.) и Петра (род. 1385 г. июня 29). По смерти Митяя он избрал себе в духовники племянника и ученика Преподобнаго Сергия - игумена Феодора Симоновскаго, который крестил и его сына Андрея (род. 1382 г. авг. 14, - вероятно Феодор в сем случае заменил Сергия, находившагося в это время в Твери). Примеру Великаго Князя следовали - Серпуховский князь Владимир Андреевич (Преподобный крестил у него сына Иоанна в 1381 г.) и некоторые другие удельные Князья и бояре, - "мысль", по справедливому замечанию святителя Филарета, "достойная мужей, разумеющих силу христианских установлений - избирать в восприемники испытаннаго духовнаго наставника и молитвенника".

В 1384 году к Великому Князю Димитрию из Пруссии приехал служить "державец" Терновский, Воейко Войтегович, в сопровождении 150 человек Сербов, Болгар и Прусаков. Воейко был родом из Болгарии, из города Тернова; по смерти отца оставив город Тернов своему брату Фрианду, он переселился сначала в Пруссию, гдe было также имение его отца, а оттуда прибыл в Poccию. По своему вероисповеданию он принадлежал к Аполлинариевой ереси; святитель Киприан убедил его принять православную веру, и Великий Князь повелел дяде своему, князю Андрею Ивановичу, восприять его от святой купели. Священнодействие крещения и мvропомазания совершал сам святитель Киприан с прилучившимися тогда в Москве Преподобным Сергием, в церкви Архангела Михаила, в Чудовом монастыре, при чем Преподобный игумен Сергий благословил новокрещеннаго Прокопия Воейкова иконою Святителя Николая Чудотворца, а митрополит Киприан - золотым крестом с святыми мощами, украшенным драгоценными каменьями и жемчугом. Предание это записано в родословной книге рода Воейковых, а устное предание дополняет, что Преподобный Сергий выразил при этом свою волю, чтобы сия икона передаваема была из рода в род, от отца к сыну, дотоле, пока род Воейковых будет продолжаться по прямой линии, а в случаe прекращения рода икона была бы возвращена в обитель его, "если милостию Божиею сия обитель будет существовать до того времени". Переходя из рода в род, благоговейно чтимая икона Святителя Николая, наконец дошла до последняго в роде Воейковых, Сергия Феодоровича Воейкова, который, будучи совершенно одиноким, почел долгом совести исполнить завещание Преподобнаго Сергия и в 1895 году возвратил благословение угодника Божия в его родную обитель. Теперь эта святая икона находится в южном притворе Троицкаго собора, где, по преданию, была келлия Преподобнаго Сергия, и пред нею горит неугасимая лампада. Она покрыта золотою ризою и украшена жемчугом и драгоценными камнями.

Смутное, тревожное было то время. Читая летописныя сказания, то и дело встречаешь известия, что такой-то князь поехал в Орду добывать себе титул великокняжеский, другой разорил или совсем отнял удел соседа, третий подговорил Литву или тех же татар итти ратью на Москву... Кровь лилась потоками в этих ссорах и раздорах княжеских, и только мудрое, властное слово Святителей, да таких великих подвижников, как Преподобный Сергий, удерживало князей, и то не всегда, от этих гибельных усобиц и кровопролитных войн. Так, есть сведение, что еще в малолетство Донскаго героя, при жизни Великато Князя Иоанна Иоанновича, в 1358 году Преподобный Сергий путешествовал в свой родной город Ростов, чтобы уговорить Ростовскаго Князя, Константина Васильевича, признать над собою власть Великаго Князя Московскаго. В 1363 году мы видим святаго игумена опять путешествующим в Ростов на "богомолие к Ростовским чудотворцам"; сопоставляя это путешествие, с одной стороны, с тем, что ходить на богомолие, хотя бы и по святым местам, без особенной нужды и повода, кажется, не было в правилах Преподобнаго Сергия, с другой - с известием летописцев, что Ростовский Князь в 1360 году выходил себе в Орде грамоту, чтобы самовольно распоряжаться в своемъ уделе, думают, что Преподобный Сергий приходил в Ростов не на богомолие только, но имел еще поручение убедить стараго Ростовскаго Князя ничего не затевать ко вреду Великаго Князя Московскаго. Действительно, мы видим, что Князь Константин обязался после сего быть в совершенной зависимости от Великаго Князя Московскаго.

Прошел год, и пустынник - примиритель Князей снова должен был отправиться в путь, на этот раз уже в Нижний Новгород. Дело было так: по смерти Великаго Князя Иоанна Иоанновича, в 1359 году, Суздальский Князь Димитрий Константинович добыл себe у хана великокняжеский ярлык. Честолюбивый Князь вовсе не ожидал, чтобы малолетний Князь Московский (Димитрию Иоанновичу было тогда всего 9 лет) решился отбивать у него этот титул. Не видя возможности отстоять права Димитрия Иоанновича своим личным влиянием, мудрый воспитатель юнаго Квязя, Святитель Алексий, благословил Димитрия Константиновича во Владимирском соборe; но, во внимание к пророчественному слову Святителя Петра относительно будущаго величия Москвы, и по любви к роду Калиты, он не согласился перенести митрополичий престол из Москвы во Владимир. Вполнe сознавая всю опасность для только что начинавшей тогда слагаться единодержавной власти Московскаго Князя, Святитель побудил молодаго Князя отправиться в Орду, чтобы там дорогими подарками возвратить себе у хана Великое Княжение. Это путешествие увенчалось желанным успехом, и Суздальский Князь смирился. Но скоро хан Мурат, утвердивший Димитрия Московскаго на Великом Княжении, умер, и Суздальский Князь пытался снова овладеть великокняжеским титулом, - он занял было Владимир, но чрез неделю был изгнан оттуда Димитрием Московскими Этот великодушный юноша-Князь позволил побежденному сопернику спокойно владеть своим Суздальским уделом и через то так расположил к себe последняго, что когда сын Суздальскаго Князя, Василий Димитриевич, привез отцу из Орды ярлык на Великое Княжение, то благоразумный отец отказался от него добровольно, в пользу Князя Московскаго. Спустя два года, в 1366 году, Князь Суздальский выдал за Московскаго Князя Димитрия свою дочь, благочестивую княжну Евдокию, и с того времени стал навсегда верным союзником Великаго Князя. Но брат его, Борис Константинович, не захотел признать власти Московскаго Князя и самовольно захватил у брата Нижний Новгород. Димитрий Суздальский жаловался на него Московскому Князю. Не желая прибегать к кровопролитию, Великий Князь просил Святителя Алексия послать Преподобнаго Сергия в Нижний, чтобы вызвать Бориса в Москву. Сергий исполнил послушание, но Борис не послушался его и в Москву не пошел. На увещания Сергия он отвечал, что Князей судит только Бог, что он знает только хана, который утвердил за ним Нижний Новгород, и больше не желает подчиняться никому. Приходилось смирять гордаго Князя болee строгими мерами. По данной от Митрополита власти, Преподобный Сергий затворил всe храмы в Нижнем; Богослужение прекратилось. Борис вынужден был покориться, тем болee, что из Москвы, под начальством его брата, Димитрия Суздальскаго, пришла сильная рать. И Борис вышеп на встречу брату с повинною. Это было в 1365 году.

Особенно много хлопотал изъ-за великокняжескаго ярлыка Тверской Князь Михаил Александрович. Он не раз путешествовал в Орду, не раз нападал на пределы Московские; два раза он поднимал против Великаго Князя Димитрия - Ольгерда Литовскаго, который был женат на родной сестрe Михаила; оба раза Ольгерд подступал к самой Москвe и опустошал ея окрестности. Чтобы положить конец проискам Тверскаго Князя, Великий Князь Московский вынужден был опять путешествовать в Орду (1371 г.), гдe получил новое подтверждение своего великокняжескаго достоинства. В это путешествие провожал его до Оки Митрополит Алексий. Думают, что умиротворению Тверскаго Князя с Московским содействовал своим благодатным словом игумен Радонежсюй.

Другой безпокойный сосед Московскаго Князя был Олег, Князь Рязанский. Хитрый и вероломный, он не раз нарушал договоры, входил в сношения то с Ольгердом и Тверским Князем, то с Мамаем и Тохтамышем. Великий Князь не раз посылал к нему доверенных лиц с мирными предложениями, но Олег не хотел и слышать о мирe. Тогда Великий Князь призвал Преподобнаго Сергия и лично просил его принять на себя труд убедить упрямаго Князя Рязанскаго к примирению. Позднею осенью 1385 года, смиренный старец отправился, по своему обыкновению пешком, в Рязань. Олег уже много слышал о Радонежском игуменe: еще пять лет назад он не peшился присоединиться к полчищам Мамая только потому, что Московский Князь получил от Преподобнаго Сергия благословение на битву с Мамаем, и теперь рад был видеть святаго старца своим гостем и благословиться у него. Кроткия увещания Богомудраго Сергия смягчили сердце суроваго Князя Рязанскаго, и он чистосердечно открылся Преподобному в своих замыслах и "взял с Великим Князем Димитрием вечный мир и любовь в род и род". Этот мир впоследствии скреплен был семейным союзом: сын Олега Феодор взял за себя дочь Великаго Князя Coфию Димитриевну.

Так, при неусыпном попечении и отеческом руководствe Святителя Алексия, и благодаря деятельному участию игумена Радонежскаго, Преподобнаго отца нашего Сергия, постепенно возрастала власть Великаго Князя Московскаго, а под ея знаменем стала постепенно объединяться и Русская земля, обезсиленная раздорами удельных Князей. Мало-по-малу эти Князья свыклись с мыслию о необходимости подчиниться власти Московскаго Князя, а в народе пробуждалось сознание нужды сплотиться во едино, дабы общими силами сбросить с себя ненавистное иго татарское. Бог знает, мог ли бы достигнуть какого-нибудь успеха в этом великом деле Великий Князь Московский, предоставленный самому себе, без содействия Церкви в лице таких святых мужей, исполненных Духа и силы, каковы были угодники Божии - Митрополит Алексий и Богоносный Сергий игумен Радонежский.

Преподобный Сергий присутствовал при кончине и погребении угасшаго во цвете лет Великаго Князя Димитрия Иоанновича: он умер в 1389 году, 19 мая. В его прекрасном по духу христианскому завещанию нельзя не ощущать веяния духа Сергиева. "Вы, дети мои", говорил благочестивый Князь, "живите за одно, а матери своей слушайтесь во всем... Кому что даст она, то тому и есть; дети мои из воли ея не выйдут... Который сын не станет слушаться матери своей, на том не будет моего благословения... Вот я отхожу к Богу, и вас поручаю Богу и матери вашей: под страхом ея будьте всегда... Бойтесь Бога; бояр своих любите, будьте приветливы ко всем своим слугам. А вы, бояре, знаете мой обычай и нрав, - я родился у вас на глазах, при вас я возрос, с вами ходил на врагов, с вами свою отчину защищал... Я любил вас и детей ваших, с вами делил и радость и горе... Вспомните, что говорили вы мне всегда: на службе тебе и детям твоим мы должны сложить и свои головы... Будьте же верны слову своему, послужите Княгинe моей и чадам моим, повеселитесь с ними в их радости, не оставьте их и во время скорби"... Так говорил умирающий Донской герой; а в своей духовной грамоте он навсегда заповедал своим детям и потомству своему, чтобы после отца наследовал великокняжеский престол старший сын его, помимо других лиц, старших в роде, и таким образом установил новый порядок престолонаследия, не допускавший никаких споров и претензий со стороны братьев усопшаго Великаго Князя. И вот, охранение этого, столь важнаго постановления, которому не только Москва, но и вся Россия на веки обязана укреплением единой самодержавной власти, было вверено Промыслом Божиим не иному кому, как великому печальнику земли Русской Преподобному Сергию!.. Его драгоценная для нас подпись украшает и скрепляет это великое по своему значению государственное законоположение, которому в 1889 году, мая 19-го, исполнилось ровно пятьсот лет... "Как не признать, замечает один внимательный к путям Промысла Божия изследователь, как не признать в этом особаго благоволения Божия к Самодержавию и ко всем, верным оному, сынам России! Русский народ так и понял это, и доселе в лице Преподобнаго Cepгия чтит особенно великаго и сильнаго молитвенника за своего Самодержавнаго Царя, Его Августейшую Супругу и старшую Богорасленную ветвь, именуемую, в отличие от всех других, Государем Наследником Цесаревичем".
 


Источник: http://www.sergievposad.ru/duhovn/sergiy/serg_rad_16.php
Категория: Преподобные | Добавил: Vladimir (16 Июл 2010)
Просмотров: 1754 | Теги: князь Олег, народ, Церковь, Возрождение, князь Димитрий Донской, преп. Сергий Радонежский, престолонаследие, Москва, Русь, преп. Сергий | Рейтинг: 5.0/6

Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
В VK
Мини-чат
Почта
Логин:
Пароль:

(что это)

Сайт работает благодаря вашим пожертвованиям.

Форма для пожертвования:
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Душеполезное чтение"
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Возрождение"
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Форум клуба"

Общество друзей милосердия статистика
Besucherzahler femmes russes a marier
счетчик посещений
Сервер 'Россия Православная' Яндекс.Метрика Счетчик тИЦ, PR и обратных ссылок