Главная » Душеполезное чтение » Праздники. Имена » Преподобные

Сергий Радонежский: Смиренный игумен
Радость обители - Первое поучение братии - Смиренное прошение игумена - Труды игумена - Архимандрит послушник - Умножение братии - Разширение обители - Сергий "яко един от древних" - Свидетельство пр. Иосифа Волоколамского. (1354 - 1391)

   С нетерпением ожидали братия своего перваго игумена, - говорим "перваго" потому, что почивший в Бозe игумен - Митрофан был только случайным представителем власти, которым Преподобный Сергий только хотел оградить себя от необходимости начальствовать. - С какою-же радостию вышли они теперь на встречу своему новому начальнику, или, лучше сказать, своему давнему наставнику и любимому отцу! Со слезами сыновней любви поклонились они ему до земли. Радовался и святой игумен, смотря на радость любимых чад своих. Войдя во врата обители, он прошел во храм, и там, весь в слезах, пал ниц пред святою иконою Живоначальныя Троицы, прося благодатной помощи в предстоящем ему многотрудном служении. В пламенной молитвe своей он призывал на помощь Пресвятую Владычицу Богородицу и безплотных служителей у Престола благодати - святых Ангелов и Архангелов, святаго Предтечу Христова и мудрых Апостолов; он вспомянул и великих Святителей: Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго и всех святых, дабы их молитвами укрепила его десница Вседержителя - неосужденно, со дерзновением и несмущенным сердцем предстоять престолу Пресвятыя Троицы и касаться руками Агнца Божия, закланнаго за спасение Mиpa.

   Окончив молитву, он обратился к братии с словомъ поучения, убеждая их не ослабевать в подвигах ради Царства небеснаго. "Царствие Божие", говорил он между прочим, "с нуждею восприемлется, и только понуждающие себя восхищают оное (Mф. 11, 12). Подвизайтеся же, братие, войти в него узкими вратами! (Mф.7, 3). Приидите, чада, послушайте мене, по слову Давидову, я страху Господню научу вас (Пс. 33, 12). Помните слова Апостола: плод духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22. 23). Подвиг немалый предстоит нам противу невидимаго врага, ибо диавол яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити

   После поучения святый игумен в первый раз благословил свою братию. При этом он поручал себя их молитвам, исповедуя свою немощь в виду той тяжкой ответственности пред Богом, какую он принимал на себя, еслибы кто подвергся соблазну по его вине. - "Молитесь, братие, обо мне", говорил смиренный игумен, "ибо я человек малосведущий и неопытный. Вот я принял от Царя Небеснаго талант, и должен буду отдать в нем отчет. Страшит меня слово Господа: иже аще соблазнит единого малых сих верующих в Мя, уне есть ему, да обесится жернов осельский на выи его, и потонет в пучине морстий (Mф. 18, 6). Какое же горе угрожает тому, кто своим неразумием погубит многия души! И буду ли я иметь дерзновение, представ пред Господа, сказать Ему: се аз и дети, яже ми дал ecи?благий рабе и верный, вниди в радость Господа своего?" (Mф. 25, 21).

   Так вступил Преподобный в управление своею родною обителию. Поучая братию, он избегал многоглаголания; его речь обнаруживала глубокое знание Священнаго Писания, дух и смысл котораго он постигал не умом только, но и сердцем, просвещаемый благодатию Божией и руководимый опытом духовной жизни. Оттого все его поучения, при своей простотe и краткости, были проникнуты особенною силою, дышали благодатным помазанием и властно действовали на сердца слушателей. В одной из рукописей XVII века, принадлежавших Новгородской Софийской библитеке, а ныне находящихся в библютеке С.-Петербургской Духовной Академии, есть такое поучение Преподобнаго Сергея:

   "Внимайте себe, братие, всех молю: прежде имейте страх Божий и чистоту душевную и любовь нелицемерную; к сим и страннолюбие, и смирение с покорением, пост и молитву. Пища и питие в меру; чести и славы не любите, паче же всего бойтеся и поминайте час смертный и второе пришествие".

   Вот и все поучение. Дествительно ли оно написано самим Преподобным Сергием, или только записано его учениками, но от него несомненно веет духом Сергиева смирения, и потому мы читаем его, в несколько сокращенном видe, на многих древних иконах угодника Божия, написанным в свиткe.

   Блаженный Епифаний говорит, что Преподобный Сергий всегда имел пред духовным взором своим великие образцы ангелоподобной жизни таких светильников монашества, как великие Антоний и Евфимий, Савва Освященный и Пахомий, Феодосий Киновиарх и другие. Поэтому в своих беседах с братиею и в поучениях он любил воспоминать об их подвигах и всегда удивлялся, как они, будучи облечены плотию, побуждали врагов безплотных и были страшны диаволу; сильные земли в удивлении склонялись пред ними, а они во смирении благодетельствовали людям: исцеляли больных, избавляли от бед на сушe и на морe, предстательствовали в час смертный, питали нищих, вдов и сирот, по слову Апостола: ничтоже имуще, а вся содержаще (2 Кор. 6, 10). Размышляя о сем, Преподобный усердно молил Бога, дабы сподобил его непреткновенно итти по стопам сих подвижников, и убеждал братию подражать их равноангельной жизни.

   Игуменство Преподобнаго Сергия во многом напоминало игуменство Преподобнаго Феодосия Киево-Печерскаго: та же строгость к себе и любовь к братии, та же неутомимость в трудах, безсонныя ночи, обличение праздных, тихия, кроткия речи, растворенныя слезами отеческой любви. В отношении к братии и в сане игумена он нисколько не переменился. По прежнему он учил не столько словом, сколько своим примером. К великому утешению братии, каждый день совершал он Божественную литургию. Никакая усталость, никакия дела и заботы не могли помешать ему первым являться в церковь ко всякому Богослужению, и выходил он из церкви - всегда последним. В продолжении всей службы Божией он стоял как свеча, и отнюдь не позволял себе прислоняться к стене, "что знаменовало", по выражению святителя Московскаго Филарета, "мысль в Богомыслии водруженную, и дух непобеждаемый леностию тела". Сидения в церкви не допускал - никогда. Памятуя слова Господа: иже аще хочет в вас быти старый, да будет всем раб (Мр. 10, 44), он и в сане игумена продолжал по прежнему служить братии в домашних делах: он сам скатывал свечи, варил кутию, или коливо, которое в те времена было приносимо в церковь на память всех великих святых, особенно же просфоры всегда приготовлял сам, не допуская никого из братии участвовать в этом, хотя, конечно, многие и желали того; даже и пшеницу для сего молол сам. А потом приносил сии чистые труды благоговейных рук своих к алтарю Божию для безкровной жертвы Господу Богу.

   В начале игуменства Преподобнаго Сергия, как мы уже говорили, число братии в его обители не превышало двенадцати. Так было до 1357 года, когда пришел к нему архимандрит Симон - первый принятый им сверх сего числа. С этого времени число братии стало возрастать: "многие христолюбцы, имена коих записаны у Господа в книге жизни", говорит блаженный Епифаний, "стали издалека приходить к Сергию, оставляя суету житейскую и приклоняя свои главы под благое иго Господне". Кажется, всего чаще приходили к нему земляки - Ростовцы: кромe Елисея и Онисима, мы знаем Андроника и Афанасия, уроженцев Ростовских.

   Упомянутый выше архимандрит Симон был дивный муж, старейший из архимандритов области Смоленской, известный своими добродетелями и строгою жизнию. Слушая разсказы о подвигах Преподобнаго Сергия, он возгорелся ревностию по Боге, оставил свое настоятельство в Смоленске, оставил почет и уважение, коими пользовался там, оставил наконец родную сторону, разстался с друзьями и всеми близкими, и с посохом простаго странника пришел в пустыню Радонежскую. С глубоким смирением просил он Преподобнаго Сергия принять его в число своих послушников, и Преподобный с любовию и радостию принял смиреннаго архимандрита. Много лет провел усердный Симон в послушании у святаго игумена; на его пожертвование был построен болee просторный - но только деревянный, как и первый - храм Живоначальныя Троицы; украшенный всеми добродетелями подвижника пустыни, в глубокой старости преставился он к Богу, и Преподобный игумен с великою честию проводил его в могилу.

   Мало по-малу расширялась обитель Сергиева и принимала вид вполне благоустроеннаго монастыря. Там, где прежде была непроходимая чаща, где некогда бродили страшные медведи, и никогда не ступала нога человеческая, там теперь расцвела пустынная обитель; ея келлии, сначала разбросанныя без порядка по дремучему лесу, мало-по-малу, были поставлены четвероугольником вокруг церкви, которая таким образом стояла среди монастыря в своей скромной пустынной красотe и была видима из всех келлий. - И в этой церкви, и в этих убогих на вид кeллияx не умолкало славословие Господу, и в тишине пустынной смиренные иноки неустанно трудились, под опытным руководством своего святаго игумена Сергия, над очищением своего сердца от страстей, стараясь вовсе позабыть о том, что там, за пределами их заветной пустыни, есть другой мир, который шумит и волнуется как море непостоянное, погружая людей в мутныя волны житейской суеты... "Есть", замечает преподобный списатель жития Cepгиева, - "есть в древних книгах отеческих такое сказаниe: сошлись однажды святые отцы и повели между собою беседу о последних временах. В пророческом духе говорили они, что в последния времена люди будутъ слабы, и не будетъ среди их таких великих подвижников, каковы были первые отцы-пустынножители. Но вот, Бог укрепил Преподобнаго Сергия и в последнем роде, и явил в нем как бы одного из древних отцев. Он водворился в глуши лесной, не страшась привидений диавольских, и за то Бог оградил обитель его полками Ангельскими. Многие приходили к нему, чтобы спасать души свои под его мирным кровом, и никому он не отказывал - ни старому, ни юному, ни богатому, ни убогому; всех принимал он с радостию и с любовию, по слову Евангельскому: грядущаго ко мне не изжену вон (Иоан. 6, 37), - только не скоро постригал. Прикажет, бывало, одеть пришельца в длинную свитку из грубаго чернаго сукна, и велит ему проходить какое-нибудь послушание вмесге с прочими братиями, пока тот не навыкнетъ всему уставу монастырскому; потом облечет его в одежду монашескую", или, как ныне говорят: в рясофор; "и только после тщательнаго испытания пострижет уже в мантию и даст ему клобук. А когда видел, бывало, что который-либо инок стал опытен в духовном подвиге, таковаго удостоивал и святой схимы".

   Одним из правил порядка, установленнаго Преподобным Сергием в своей обители, требовалось, чтобы послe повечерия братия не ходили из келлии в келлию и не беседовали друг с другом, кроме крайней нужды, когда, например, нужно было побывать зачем-нибудь у самого игумена; каждый в своей келлии должен был заниматься молитвою и рукоделием. Преподобный сам строго наблюдал за исполнением этого правила. Бывало, в глубокий вечер, особенно ъ долгия осенния и зимния ночи, заботливый игумен, совершив свою келейную молитву, тихо обходит все келлии, и через малыя волоковыя оконца замечает: кто чем занимается. Если инок стоит на молитв, или занят своимъ рукоделием, - пишет, читает св. книгу, или же погружен в размышление о грехах своих, - святый игумен радуется, благодарит за него Бога и молится, чтоб Господь подкрепил труженика в подвигe спасения. А если слышит он беседу непозволенную, то ударяет в дверь или в окно и удаляется. На утро же призывает к себе празднословивших, кротко вступает с ними в разговор об обязанностях монашеских, и, не обличая прямо, говоря будто о других, склоняет их к смиренному признанию в прегрешении; кроткий и послушливый инок тут же, бывало, сознается и со смирением просит и получает от своего аввы прощение; но случалось и то, что неразумный инок уклоняется от признания; тогда авва с кротостию и любовию обличает его, по слову Псалмопевца: накажет мя праведник милостию и обличит мя (Пс. 140, 5); если же и тут инок упорствует, Преподобный налагает на него какую-нибудь епитимию. Так любящий отец подавал руку помощи немощным чадам своим; так умел он совмещать кротость с строгостию, не послабляя нерадению и не подавая повода к унынию! Нельзя без умиления читать страницы древняго жития, повествующия о том, как Сергий воспитывал своих иноков, с какою любовью, с каким терпением и знанием человеческаго сердца он следил за теми, которые вверили себя его мудрому руководительству. Можно сказать, что он глаз не спускал с каждаго новичка, возводя его со степени на степень иноческаго искуса, постепенно приучая его к самоотверженному труду, к строгому порядку в занятиях, помыслах, чувствах и подвигах. Богомудрый наставник терпеливо трудился над каждым отдельным братом, над отдельными особенностями каждаго брата, приспособляя их к целям всего братства. По последующей самостоятельной деятельности учеников Преподобнаго Сергия видно, что под его воспитательным руководством ученики не обезличивались; напротив, каждый, постепенно очищая свое сердце от страстей, в тоже время служил Богу теми свойствами своей души, какими его Бог наделил. Наблюдение и любовь к людям, собственный духовный опыт, а наипаче благодать Божия, обитавшая в его чистом сердце и преисполнявшая его тихою духовною радостью о Господе, дали ему уменье и способность тихо и кротко настроивать душу человека и извлекать из нея, как из хорошаго инструмента, лучшия ея чувства, умиляя сердце речами благоуветливыми. "Слышахом", писал о Преподобном Сергии другой Преподобный, живший спустя только сто лет после него, - Иосиф Волоколамский, - "слышахом о блаженном Cepгиe и о прочих святых от неложных свидетелей, иже бяху в лета их, яко толику бодрость и тщание имеяху о пастве, яко нимало небрежение или преслушание презрети. Бяху бо милостиви, егда подобаше, и напрасни (строги), егда потреба бываше, и обличающе, и понуждающе ко благому согрешающия; непослушающия же не оставляху своим волям последовати, но всячески возбраняху, и от Церкви отлучаху".

   Таковы были порядки в пустыне Радонежской в первое время игуменства Сергиева. Число братства постепенно возрастало: "добродетель", говорит блаженный Епифаний, "так - же творит явным стяжавшаго ее, как зажженная свеча - носящаго оную, И как оленей привлекают к себе источники вод, так и жаждущих спасения влекли к себе благодатныя дарования души Сергиевой".
(1 Петр. 5, 8). Не устрашимся, други, этого подвига, чтобы страшнаго геенскаго мучения избегнуть; пусть сведены будутъ руки от трудов: будем простирать их только к Богу, а ноги - пусть неподвижно стоят на молитве!.. Не будем, братиe, щадить естество тленное, со всем усердием возмемся за подвиг, чтобы получить победные венцы от Христа Бога!" (Исаии 8, 18). Услышу ли я сей Божественный глас великаго Пастыря горних и дольних, с милосердием вещающаго:
 
Далее читайте:
 


Источник: http://www.sergievposad.ru/duhovn/sergiy/serg_rad_09.php
Категория: Преподобные | Добавил: Vladimir (14 Июл 2010)
Просмотров: 1424 | Теги: Сергий, преп. Сергий, Радонежский, игумен, Возрождение, обитель, послушник, поучение, монах, Литургия | Рейтинг: 5.0/6
Поделиться:
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
В VK
Мини-чат
Почта
Логин:
Пароль:

(что это)

Сайт работает благодаря вашим пожертвованиям.

Форма для пожертвования:
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Душеполезное чтение"
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Возрождение"
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Форум клуба"

Общество друзей милосердия статистика
Besucherzahler femmes russes a marier
счетчик посещений
Сервер 'Россия Православная' Яндекс.Метрика Счетчик тИЦ, PR и обратных ссылок