Главная » Душеполезное чтение » Праздники. Имена » Преподобные

Сергий Радонежский: Пустынная нищета
Строгия правила пустыни Cepгиевой - Богослужение с лучиной - Книги на бересте - Игумен-древодел - Дорогие куски гнилаго хлеба, снедаемаго в поте лица - Ропот братии - Отеческое увещевание - Упование непосрамляющее - Безвестные благотворители - Чудотворный источник - Золото и мишура - Благоговейныя думы святителя Филарета (1354-1372)

   Апостол Павел, по его собственнымъ словам, день и ночь работал своими руками, чтоб не жить на чужой счет и не быть никому в тягость, хотя, как благовестник спасения, и имел на то полное право (1 Сол. 2, 7 и д.). Такого же правила строго держались и святые подвижники Христовы; то же узаконил в своей обители и Преподобный отец наш Сергий. Он строго запрещал братии выходить из монастыря для собирания по селам и деревням подаяния от мирян на обитель; каждый инок должен был доставать сам для себя пропитание трудами рук своих, а в случаe недостатка - просить и с терпением ожидать милости от Бога. Так учил он и словом, и собственнымъ примером. Понятно, что это было нелегкое правило даже и для такого монастыря, который находился недалеко от мирских селений, и чаще посещался богомольцами; а обитель Преподобнаго Сергия в то время была в полном смысле слова пустынею: "на далекое разстояние", разсказывает блаженный Епифаний, "ее окружали густые непроходимые леса, изобиловавшие всякими дикими животными, от робкаго зайца до кровожаднаго волка и страшнаго медведя". Даже полсотни лет спустя после того времени, о коем мы говорим, во время игуменства Преподобнаго Никона, когда вокруг обители уже было не мало мирских поселений, по лесным рекам, в окрестностях Лавры, ловили бобров; что же было раньше, когда тут не было по близости даже отдельных дворов, и к обители едва можно было пробраться по узкой и прерывающейся тропинкe? В такой глуши кто стал бы посещать пустынников и приносить им что нибудь из жизненных припасов? С другой стороны, в обители не было тогда учреждено правильнаго общежития: пустынники имели общение друг с другом только в молитвенных собраниях церковных, остальное время дня и ночи каждый трудился для себя, в своей уединенной келлии: ни общей трапезы, ни общих послушаний еще не было. Не удивительно посему, что богатая благочестием пустыня Сергиева часто нуждалась в самом необходимом. Чего ни хватись - всего нет, как выражается блаженный описатель жития Сергиева: не редко случалось, что ни у кого из братии не было ни куска хлеба, ни горсти муки, - даже недоставало соли; о масле же и других приправах нечего было и говорить. И много приходилось пустынникам терпеть нужды при таких суровых порядках пустыннаго жития; но Сергий веровал Богу верою твердою, испытанною скорбями, и Бог исполнял по веpe его; он уповал, и упование никогда не посрамляло его!

   Случалось, что недоставало вина для совершения лигургии, пшеницы - для просфор, фимиама для каждения, и тогда пустынники терпели лишение Божественной литургии; не доставало воска для свеч, елея для лампад: они зажигали березовую или сосновую лучину, которая с треском и дымом светила их чтению и пению, и вот при таком-то освещении они отправляли утреннюю или всеношную службу, с трудом читая в полумраке каноны и псалтирь! Нужно ли говорить, что такое служение было не менee приятно Богу, как и торжественная служба, совершаемая в величественных храмах при светe безчисленных лампад и множества светильников; а сердца святых подвижников горели тише и яснее всяких свеч, и пламень их молитвы трепетал воздыханиями из глубины сердечной восходившими к престолу Божию!

   По свидетельству Преподобнаго Иосифа Волоколамскаго, в обители Сергиевой бывала такая нищета, такое нестяжание, что и самыя книги иногда писались не на хартиях, а на берестах, потому что у пустынников не было средств достать пергамента. Самая святыня не блистала тогда золотом: и понынe благочестивые поклонники с благоговейным удивлением разсматривают хранимые в Лаврской ризнице заветные памятники этой заветной нищеты: деревянные сосуды, употреблявшиеся Преподобным Сергием при совершении Божественной литургии, и простое крашенинное его облачение...

   Сам преподобный игумен всего менee заботился о насущном хлебe лично для себя, и потому не редко случалось, что недостаток в пропитании ему приходилось терпеть прежде всех. И он, постившийся еще в колыбели младенческой, с благодарным сердцем переносил всякое лишение, подавая собою пример всей братии. Так однажды у него не было ни хлеба, ни соли, и во всем монастырe ощущалась крайняя скудость в пищe. Три дня провел смиренный игумен без пищи, а на разсвтете четвертаго взял топор и пошел к одному из братии, по имени Даниилу.

   - "Слышал я, старче", сказал он своему сподвижнику: "ты хочешь пристроить сени к своей кельe; позволь мне построить их для тебя, чтоб руки мои не были без дела".

   - "Правда, отвечал ему Даниил, мнe очень бы хотелось построить их; у меня уже все и для работы давно заготовлено, и вот только поджидаю плотника из деревни. А тебe как поручить это дело? Пожалуй запросишь с меня дорого".

   - "Эта работа не дорого тебe обойдется", сказал ему Сергий: "мнe вот хочется гнилаго хлеба, а у тебя он есть; больше этого с тебя не потребую. Развe ты не знаешь, что я умею работать не хуже плотника? Зачем же тебe, старче, звать другаго плотника помимо меня?"

   Тогда Даниил вынес ему решето с кусками гнилаго хлеба, котораго он сам не мог есть, и сказал: "вот, если хочешь, возьми все, что тут есть, а больше не взыщи".

   - "Хорошо", сказал трудолюбивый игумен, "этого с избытком довольно для меня; побереги же до девятаго часа: я не беру платы прежде работы".

   Сказав cиe, он крепко подтянул себя поясом, и принялся усердно за работу. С ранняго утра до поздняго вечера, не смотря на голод, он пилил, тесал доски, долбил столбы, и при помощи Божией окончил постройку. Солнце уже скрылось за дремучим лeсом, когда старец Даниил снова вынес ему гнилые куски хлеба, как условленную плату за труд целаго дня. Положив их пред собою, подвижник помолился, благословилъ их, и начал есть с одною водою, даже и без соли. Это был его и обед и вмeсте ужин!

   Некоторые из братии при этом заметили, что когда он вкушал в пoте лица заработанный им хлеб, то из уст его исходила пыль от гнилости хлеба, и конечно не мало дивились великому терпению своего игумена, который и такую дурную пищу не хотел принять без труда. Так строго держался он заповеди Апостола Христова: aщe кто не хощет делати, ниже да яст (2 Сол. 3, 10). А взирая на его пример, и братия укреплялись в подвиге терпения.

   Но где люди, там и немощи. Нашлись такие, которые поголодали дня два и зароптали... Один из таких нетерпеливцев решился даже сказать от лица всех игумену: "вот, мы смотрели на тебя, все тебя слушались, а теперь приходится умирать с голоду, потому что ты запрещаешь нам выходить в мир просить милостыни. Потерпим еще сутки, а завтра все уйдем отсюда и больше не возвратимся: мы не в силах выносить такую скудость, такие гнилые хлебы!"

   Преподобный игумен видел, что братиею начинает овладевать дух уныния; нужно было подкрепить их малодушие. И вот он созвал к себе всех иноков и с обычною кротостию повел с ними такую беседу: "о чем скорбите вы, братия мои? Зачем так смущаетесь? Уповайте на Господа, ибо сказано: воззрите на древниe роды, и видите: кто верова Господеви, и постыдася? Кто веровал слову Его, и обманулся? Или кто пребысть в страсе Его и оставися? Кого из призывающих Его Он не услышал? (Сир. 2, 10). Не Я ли, глаголет Господь, не Я ли податель всякой пищи? Не Я ли извожу плоды от земли и наполняю ими житницы? Не Я ли кормитель всего мира, питатель всей вселенной, подающий пищу всякой плоти, отверзаюший щедрую руку Свою во благо время, насыщающий всякое животное благоволением? - Братие мои! и во святом Евангелии Господь сказал: ищите прежде царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам. Воззрите на птицы небесныя, яко не сеют, ни жнут, ни собирают в житниц, и Отец ваш Небесный питает их: не много ли паче вас, маловеpы? (Mф, 6, 33. 26. 30). А мы разве напрасно и бездельно подвизаемся? Мы ожидаем получить за свои подвиги жизнь вечную. Люты скорби, но сладок рай; болезненны труды, но вечная за них награда! Не поленимся, 6paтиe! Потерпим хоть немного, чтобы получить нетленные венцы от Христа Бога, Который Сам говорит: в терпении вашем стяжите души ваша (Лук. 21, 19), ибо претерпевый до конца, той спасен будет (Mф, 10, 22). Вотъ", продолжал угодник Божий: "вы скорбите из-за недостатка пищи; но ведь это случилось на краткое время, ради испытания веры нашей; ведь если вы перенесете это лишение, как подобает инокам, с верою и благодарением, то это самое искушение вам же послужить на пользу. Благодать Божия ведь никому не дается без скорбей и искушений: без огня, говорит святый Лествичник, и золото не бывает чисто. А вот, даст Бог, минует скорбь - дождемся радости; ведь так обыкновенно бывает, что радость следует за скорбию: вечер, сказано, водворится плач, а заутра радость (Пс. 29, 6). Так и вы: сегодня терпите оскудение хлеба и недостаток всякой пищи, а завтра - Бог пошлет - вы будете наслаждаться в изобилии и ястием, и ппитием, и всем потребным. Я, грешный, верую, что Бог не оставит места сего и живущих в нем".

   Так уетешал скорбящую братию святой игумен, и Бог, действительно, чудесным образом оправдал веру его. Еще он беседовал с братией, как послышался сильный стук в монастырския ворота; привратник взглянул в окошечко и увидел - к воротам кто-то привез много хлеба. Будучи сам очень голоден, от радости он не отпер ворота и побежал к Преподобному.

   - "Отче", говорил он: "привезли много хлебов, - благослови принять! - Вот, по твоим святым молитвам, они у ворот!"

   - "Отвори им, пусть войдут", - сказал игумен.

   Монастырския ворота отворились, и в них въехало несколько повозок, нагруженных печеным хлебом, рыбою и другими припасами для монашеской трапезы. Все прославили милосердие Божие, а Преподобный Сергий весело сказал: "ну вот, теперь вы, алчущие, накормите кормильцев ваших, позовите их разделить с нами общую трапезу, угостите их и успокойте, как следует". И немедленно он приказал ударить в било и всем итти в церковь; тут он отслужил благодарственный молебен Господу Богу, милующему и питающему рабов Своих, и только после сего благословил братии садиться за трапезу. Все сели, и сам игумен стал оделять братию привезенными хлебами. Они были теплы и мягки, как будто только-что испечены, и на вкус были необыкновенно приятны, будто печены были с маслом, с медом или с каким-либо благовонным зелием. Так некогда манна, сей хлеб ангельский, по выражению Псалмопевца, имела для Израильтян особенную сладость во вкусе. И Преподобному Cepгию, за его дивное терпение, взамен черствых корок гнилого хлеба, послал Бог эту чудную пищу, ибо, по слову Давида, терпение убогих не погибнетъ до конца (Пс. 8, 19).

   За трапезою святой игумен сказал: "гдe же тот брат, который роптал на заплесневелые хлебы? Пусть войдет сюда и отведает, какую пищу послал нам Господь; пусть при этом вспомнить Царя и Пророка Давида, который пепел яко хлеб вкушал, и питие слезами растворял" (Пс. 101, 10).

   Потом Преподобный спросил: "а где же наши благодетели?" - Но никто не мог ответить ему на этот вопрос; все только смотрели в недоумении друг на друга.

   - "Разве я не говорил вам", сказал игумен. "чтобы вы пригласили их к трапезе? Почему же их нет?"

   - "По слову твоему мы звали их, отче", отвечали иноки: "мы даже спрашивали их, от кого все это прислано? Но они только сказали нам, что один Христолюбец, человек богатый, прислал их издалека, чтобы передать тебе эти припасы, а от трапезы отказались и говорили, что им дано еще другое поручение, которое должны также немедленно исполнить, и потому спешат в дорогу".

   Можно себе представить общее удивление, когда узнали, что хлебы привезены издалека, а между тем они были еще теплые, как бы только что вынутые из печи! Преподобный игумен воспользовался сим случаем для назидания своей братии. "Видите сами теперь", сказал он, "что Господь не оставляет места сего и рабов Своих, которые служат Ему здесь с верою день и ночь, и терпят с благодарением всякое лишение. Помните же слово Апостола: имуще пищу и одеяние, сими довольны будем (1 Тим. 6, 18). Зачем нам излишне заботиться о телесных потребностях? Лучше будем всегда уповать на Господа, Который пошлет все, что нужно и полезно и душе и телу нашему. Тот, Кто сорок лет питал в пустыне непокорных и неблагодарных Израильтян, ниспосылая им манну с небес и крастелей до сыта, разве не силен пропитать и нас, Ему работающих? Или Его могущество и благость истощились нынe, и Он пересталъ промышлять о Своих созданиях? Нет, братие! Как в древния времена, так и теперь - Он един и тот же всеблагий Бог, всегда готовый подать нам все потребное для жизни нашей!"

   Сильно подествовал этот урок на малодушных, и с того времени не было слышно ропота при случавшихся недостатках в чем-либо; а между тем, - разсказывает блаженный Епифаний, - к большему укреплению веры въ Промысл Божий, и на другой, и на третий день, неведомые благотворители присылали в обитель обильную пищу для братии. Так Господь оправдывал упование Своего избранника на Его Божественное промышление.

   Не раз, впрочем, и в других случаях, когда сего требовало или назидание братии, или же вообще человеколюбие, вера Преподобнаго Сергия проявляла себя с тою силою, какую присвояет ей Христос Спаситель, когда говорит: вся елика аще воспросите в молитве верующе, приимете (Mф. 21, 22). Был, например, такой случай, возбудивший сперва ропот, а потом обратившийся во славу Божию по молитвам угодника Божия. Когда Преподобный избирал себе место для пустыннаго безмолвия, он вовсе не заботился о том, чтобы иметь воду по близости; трудолюбивому подвижнику даже было приятно носить ее издалека, дабы тем еще более утруждать свою плоть. Так было до семи лет по основании обители. Но с умножением братии недостаток воды становился все ощутительнее. Не раз братия жаловалась ему, что приходится далеко ходить за водою, и некоторые, менee терпеливые, даже говорили ему с упреком: "для чего на таком месте построил ты обитель?"- На это Преподобный отвечал: "я хотел здесь безмолвствовать один; Богу угодно было воздвигнуть здесь обитель во славу Его Пресвятаго Имени; дерзайте в молитвe и не унывайте; если Он в безводной пустыне дал воду из камня непокорному народу Еврейскому, то неужели Он оставит вас, работающих Ему на сем месте день и ночь?"

   Раз, после такого наставления братии, он взял с собою одного инока и пошел с ним в лесной овраг под монастырем; тут он нашел немного дождевой воды, преклонил над нею колена и помолился так: "Боже, Отче Господа нашего Иисуса Xриста, сотворивший небо и землю, и все видимое и невидимое, создавший человека и не хотящий смерти грешника! Молим Тебя мы, грешные и недостойные рабы Твои: услыши нас в час сей и яви славу Твою! Как в пустыне чудодействовала крепкая десница Твоя, от камня воду источив, так и здесь яви силу Твою - даруй нам воду на месте сем, и да разумеют все, что Ты послушаешь боящихся Тебя и имени Твоему славу возсылающих - Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков, аминь!"

   Так молился угодник Божий и едва произнес он эту молитву и осенил крестным знамением место, гдe стояла дождевая вода, как вдруг из-под земли пробился обильный источник холодной ключевой воды, и она потекла быстрым ручьем по долине... С той поры многолюдная обитель Сергиева не имела недостатка в воде; преподобный Епифаний, ученик Сергиев, свидетельствует, что бывали исцеления от воды сей, и даже издалека присылали за нею для болящих, так что ручей тот получил прозвание Сергиевой реки, и в этом наименовании сказалось чувство благодарности к угоднику Божию. Но смиренный чудотворец, узнав об этом, призвал к себе старейших из братии и сказал им: "братие мои, - ведь не я вам воду дал, - это Господь милосердый утешил нас недостойных Своею милостию. Зачем же вы зовете источник моим именем? Причем тут я грешный?" И с того времени братия, из послушания к заповеди своего святаго аввы, мало-помалу, отвыкли от сего наименования.

   "О достолюбезное, святое смирение!" размышляет, по поводу этого разсказа, один проповедник слова Божия: "ты не видишь даже и того, что чудеса творишь; ты всегда и во всем видишь только одну благодать Божию, да свое недостоинство!.. Ты боишься, угодниче Божий, как бы люди не почли тебя за святаго человека; ты готов бы убежать, укрыться в глушь лесную, в чащу непроходимую, в темныя пещеры и мрачныя дебри пустынныя, чтобы не славили люди имя твое, не указывали на тебя, как на Божия избранника!.. А мы грешные... сделаем что-нибудь доброе, - и то иногда с грехом пополам, да сами же и начинаем трубить о том!.. Если же иной раз, из приличия, чтобы не называли нас самохвалами, и молчим о себи, за то уж как же бываем довольны, как утешаемся, когда другие скажут о нас словечко доброе! Точно малые дети игрушкой - так и мы забавляемся похвалою людской! Как же не сказать после - этого, что как небо от земли, так и наша жизнь далека от святой жизни угодников Божиих? А вся беда наша в том, что смирения у нас нет, - нет ни единой крупицы этого некрадомаго сокровища небеснаго, этого злата мытарева, которым так богаты были святые угодники Божии, а без этого золота нельзя купить и царства небеснаго, - без смирения все наше добро - мишура одна, а не золото!"

   Но чтобы стяжать себе хотя малую крупицу этого многоценнаго в очах Божиих золота, нам должно чаще переноситься мысленно и сердцем в те давния времена, когда жили святые угодники Божии, подобные Богоносному Сергию, чтобы привитать духом около избранников благодати, и поучаться у них Христоподражательному смирению. С преподобным, сказано, преподобен будеши (Пс. 17, 26), и незаметно для самого себя навыкнешь мыслить и жить по примеру преподобных. В этом мысленном и духовном общении с Преподобным Сергием любил привитать в Бозе почивший святитель митрополит Филарет; в этом общении он почерпал великую силу благодатнаго помазания, когда из его сердца изливалось умилительное слово, дышащее беззаветною любовию к самому месту обитания Сергиева. He можем не привести здесь этого трогательнаго обращения его к пустыне Сергиевой.

   "Прости мне", - так взывал он, - "великая Лавра Сергиева, если мысль моя с особенным желанием устремляется в древнюю пустыню Сергия. Чту, и в красующихся ныне храмах твоих, дела святых, обиталища святыни, свидетелей праотеческаго и современнаго благочестия; люблю чин твоих Богослужений, и ныне, с непосредственным благословением Преподобнаго Сергия, совершаемых; с уважением взираю на твои столпостены, не поколебавшиеся и тогда, когда колебалась было Россия; знаю, что и Лавра Сергиева и пустыня Сергиева есть одна и та же благодатию, которая обитала в Преподобном Сергие, в его пустыне, и еще обитает в нем и в его мощах, в его Лавре; но при всем том желал бы я узреть пустыню, которая обрела и стяжала сокровище, наследованное потом Лаврою. Кто покажет мне малый деревянный храм, на котором в первый раз наречено здесь имя Пресвятыя Троицы? Вошел бы я в него на всенощное бдениe, когда в нем, с треском и дымом, горящая лучина светит чтению и пению, но сердца молящихся горят тише и яснее свещи, и пламень их досягает до неба, и Ангелы их восходят и нисходят в пламени их жертвы духовной... Отворите мне дверь тесной келлии, чтобы я мог вздохнуть ея воздухом, который трепетал от гласа молитв и воздыханий Преподобнаго Сергия, который орошен дождем слез его, в котором отпечатлено столько глаголов духовных, пророчественных, чудодейственных... Дайте мне - облобызать праг ея сеней, который истерт ногами святых, и чрез который однажды переступили, стопы Царицы Небесныя... Укажите мне еще другия сени другой келлии, которыя, в один день, своими руками построил Преподобный Сергий, и, в награду за труд дня и глад нескольких дней, получил укрух согнивающаго хлеба... Посмотрел бы я, как, позже других насажденный в сей пустыне, Преподобный Никон спешно растет и созревает до готовности быть преемником Преподобнаго Сергия... Послушал бы молчания Исаакиева, которое, без сомнения, поучительнее моего слова... Взглянул бы на благоразумнаго Архимандрита Симона, который довольно рано понял, что полезнее быть послушником у Преподобнаго Сергия, нежели начальником в другом месте... - Ведь это все здесь: только закрыто временем, или заключено в сих величественных зданиях, как высокой цены сокровище в великолепном ковчеге! Откройте мне ковчег, покажите сокровище: оно непохитимо и неистощимо; из него, без ущерба его, можно заимствовать благопотребное, например, безмолвие молитвы, простоту жизни, смирение мудрования"...
 


Источник: http://www.sergievposad.ru/duhovn/sergiy/serg_rad_10.php
Категория: Преподобные | Добавил: Vladimir (15 Июл 2010)
Просмотров: 1504 | Теги: Сергий, преп. Сергий, братия, Радонежский, игумен, Возрождение, обитель, правила, Устав, Литургия | Рейтинг: 5.0/6
Поделиться:
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
В VK
Мини-чат
Почта
Логин:
Пароль:

(что это)

Сайт работает благодаря вашим пожертвованиям.

Форма для пожертвования:
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Душеполезное чтение"
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Возрождение"
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Форум клуба"

Общество друзей милосердия статистика
Besucherzahler femmes russes a marier
счетчик посещений
Сервер 'Россия Православная' Яндекс.Метрика Счетчик тИЦ, PR и обратных ссылок