Главная » Душеполезное чтение » Праздники. Имена » Преподобные

Сергий Радонежский: Пророческое видение и дальные посланцы
Избранники Божии - Птицы небесныя - Радость о Господе - Гости с Востока - "Патриаршие поминки" - Недоумениe старца - Патриаршие послание - Благословение святительское - Начало общежития - Новыя должности и послушания - Списание книжное - Библиотека - Число братии возрастает - Завет странноприимства и обетование старца (1372)

   Дивен Бог во святых своих! Прославляя Своих избранников, Он чрез них же устрояет и наше спасение. В истории Церкви Божией мы постоянно видим примеры такого попечительнаго промышления Божия; а в трудныя для Церкви времена, когда благотребна была особенная помощь Божия к укреплению веры Православной в сердцах людских, или когда нечестие людское грозило подавить собою благочестие и веру Православную, - в такия трудныя времена Бог нарочито посылал особых избранников Своих, которые, будучи преисполнены благодати Божией, своею дивною жизнию, своим смирением привлекали к себе сердца людей и делались наставниками и руководителями в духовной жизни для всех, кто искал очищения от страстей и спасения души своей. Целые тысячи монашествующих воспитывались под их духовным руководством, и потом расходились в разныя стороны, основывали свои обители, - в свою очередь делались также наставниками других в иноческой жизни, делились добрым совeтом духовнаго опыта и с мирянами, были избираемы в сан святительский, или же выходили на проповедь Евангелия к неверующим в истиннаго Бога. Каково же было их смирение, когда им и на мысль не приходило, что они совершают великое дело Божие, что из их уединения, из их пустынь обильным потоком разливается свет благодатный по лицу их родной земли!.. А между тем именно чрез них-то благодать Божия и отбирала чистую пшеницу от плевел, выделяя и привлекая ко Xpисту Спасителю всех, способных восприять в свое сердце благодатное семя слова Божия и соделаться сынами Царствия Божия.

   Одним из таких великих избранников Божиих был и Преподобный отец наш Сергий. Ему суждено было обновить дух подвижничества на земле Русской, зажечь благодатный огонек во многих отдаленных пределах Русской земли, и чрез то соделаться духовным родоначальником безчисленнаго лика монашествующих. Справедливо поэтому говорят, что он был для северной, Московской Руси, тем же, чем были для южной, Кевской Руси - Преподобные Антоний и Феодосий.

   И Богу угодно было утешить еще при жизни смиреннаго подвижника Радонежскаго пророческим откровением о будущем многочисленном духовном его потомстве. Это было не за долго до введения в его обители устава общежительнаго, который справедливо почитается образом совершеннейшаго иноческаго жития во всех православных обителях.
   Святому игумену было уже за пятьдесят лет. Около тридцати лет он уже подвизался на "Маковице". Отовсюду стекались к нему искатели безмолвия, под его кров, и монашествуюшие, покидая свои прежния обители, считали для себя болеe полезным жить в послушании у такого аввы. Таков был Смоленский архимандрит Симон, таков был и брат Преподобнаго Стефан, который оставил игуменство в Богоявленском монастыре и жил теперь в обители Сергиевой вместе с своим сыном Феодором. И Преподобный Сергий, видя над своею обителью благословение Божие, еще с большим усердием и дерзновением молился о преуспеянии братии. И вот, однажды, в глубокий вечер, когда он совершал свое обычное молитвенное правило и весь был погружен в сердечную молитву за духовных чад своих, вдруг он слышит голос, который звал его по имени: "Сергий!" Удивился Преподобный столь необычному зову в тишине ночной; сотворив молитву, он открывает оконце своей келлии и видит дивное видение: в высоте небес сияет чудный свет и разгоняет тьму ночную так, что стало светлее дня; а неведомый голос снова говоритъ ему: "Сергий! Ты молишься о детях твоих духовных: Господь принял твою молитву. Посмотри кругом - видишь, какое множество иноков собрано тобою под твое руководство во имя Живоначальныя Троицы!"..

   И Сергий видит пред собою множество прекрасных птиц, никогда дотолe им невиданных; оне летают не только по всему монастырю, но и вокруг ограды его, - летают и поют несказанно-сладостно...

   А он опять слышит таинственный голос с высоты небес: "так умножится стадо учеников твоих, и после тебя не оскудеют они; так чудно они будут украшены разными добродетелями, если только захотят последовать стопам твоим!"..

   Небесная радость наполнила сердце смиреннаго Сергия; пророческое видение касалось не его одного, но и всего возлюбленнаго его братства, всех дорогих чад его по духу, и он пожелал разделить свою духовную радость с кем-нибудь из присных учеников своих. В соседней с ним келлии жил Смоленский архимандрит Симон: его и пригласил Преподобный быть участником чуднаго видения.

   Удивленный нечаянным зовом игумена в ночное время, Симон поспешил на его голос; но не сподобился полнаго видения, и только успел видеть некую часть чуднаго света. Тогда Преподобный поведал ему все, что сам видел и слышал, и оба они, по слову Псалмопевца, возрадовались о Господе с трепетом...

   Читая этот разсказ, невольно оглянешься на теперешния окрестности Лавры: вот - Вифания, вот - Гефсимания, Пещеры, Киновия, а там, в чаще лесной - уединенная пустынь Святаго Духа-Утешителя; все эти обители, как дети, на виду у своей матери - славной Лавры Сергиевой; но не забудем, что это - дети младшиe; сто лет назад их еще не было; а сколько обителей было основано в течении 500 лет сынами обители Сергиевой! Ниже мы увидим, что еще при жизни угодника Божия, его учениками было основано до 25 монастырей, а потом число их возрасло до 70-ти.

   Но для высшаго духовнаго преуспеяния самих учеников Сергиевых, их святому наставнику нужно было сделать нечто очень важное в устройстве монастырской жизни. До сего времени каждый брат сам заботился о всем необходимом для жизни, а потому каждый имел свою собственность, и, может быть некоторые, подобно архимандриту Симону и схимникам-воинам Пересвету и Ослябe, приносили из Mиpa средства для жизни. Такой порядок открывал путь зависти, любостяжанию и превозношению одних перед другими; чтоб устранить все поводы к усилению в среде братии таких пороков, нужно было ввести в обители общежитие. Впервые в русских обителях было введено общежитие Преподобным Феодосием Печерским; но ко времени Преподобнаго Сергия мало-по-малу общежительные порядки в наших обителях ослабли и забылись. Иноки того времени, по недостаточному разсуждению духовному, не любили общежития. Много стоило трудов пастырям Церкви и после того устроять жизнь апостольской общины в обителях. Вот, может быть, причина, почему Преподобный Сергий, всегда кроткий и смиренный сердцем, всегда склонный снизойти немощам братии, сколько можно это сделать без ущерба основным требованиям иноческой жизни, не решался сам, своею личною волею, без особеннаго указания свыше, ввести общежитие в своей обители. Тем не менee именно ему, а не кому другому судил Господь возстановить строгие общежительные уставы в монастырях северной Руси. И действительно, мы видим, что в тех обителях, которые основаны были его учениками, как-то: Пешношской, Андрониковой, Симоновской, общежитие было введено при самом учреждении сих обителей и, это сделано, конечно, по заповеди Преподобнаго Сергия. Промысл Божий помог ему ввести общежительный устав и в его Лавре, - помог совсем неожиданным образом.

   Около 1372 года в его обитель прибыл один греческий митрополит, в сопровождении нескольких греков, из Царьграда. Они объявили святому игумену, что "Вселенский Патриарх Константинопольский Кир Филофей благословляет его и посылает ему поминки: крест, параманд и схиму, вместe с своим писанием".

   Смутился смиренный Сергий; думал ли он, чтобы имя его было известно Вселенскому Первосвятителю? Целыя три тысячи верст отделяли его скромную пустыню от Царьграда; да и кто он, чтобы удостоиться такой великой чести от Патриарха Вселенскаго?

   - "Смотрите", сказал он патриаршим посланцам: "не к другому ли кому вы посланы? Кто я грешный, чтоб мне получать поминки от святейшаго Патриарха?"

   - Нет, отче святый", - отвечали они: "мы не ошиблись. Мы хорошо знаем, что к тебе посланы, а не к иному кому: ведь ты - Сергий Радонежский?"

   - Да, я - грешный чернец Сергий", сказал он.

   - "Тебя-то вот и благословляет святейший Филофей, Вселенский Патриарх", подтвердили пришельцы.

   Тогда игумен поклонился им до земли. Он угостил их пустынным обедом, и пригласив отдохнуть в обители, приказал братии успокоить дальних гостей; а сам, не раскрывая послания патриаршаго, поспешил в Москву, к Святителю Алексию: смиренный пустынник не решился принять даров Патриарха без благословения своего святаго друга и Архипастыря. Явившись к нему, Преподобный разсказал о пришельцах и подал ему Патриаршую грамоту. Митрополит велел прочитать ее и было читано следующее:

   "Божию милостию Архиепископ Константинограда Вселенский Патриарх Кир Филофей, о Святом Дусе сыну и сослужебнику нашего смирения Сергию: благодать и мир, и наше благословение да будет с вами. Слышахом убо еже по Бозe житие твое добродетельно, и зело похвалихом, и прославихом Бога, якоже рече Господь: да возсияет свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже на небесех. Но едина главизна (правило) еще не достаточествует ти: яко не общее житие стяжаете. Понеже веси, Преподобие, и самый Богоотец Пророк Давид, иже вся обсязавый (изследовавший) разумом, ничтоже ино возможе тако похвалите, точию: се ныте что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе. Потому же и аз совет благ даю вам: послушайте убо смирения нашего, яко да составите общее житие, и милость Божия на вас и Пречистыя Богородицы, и всех святых, и наше благословение и молитва да есть с вами".

   - "Ты что повелишь, владыко святый?" - спросилъ Преподобный Сергий Святителя Алексия, когда было прочтено это послание.

   - "Сам Бог прославляет славящих Его", - отвечал Митрополит: "Он сподобил и тебя такого блага, что имя твое и твоя святая жизнь стали известны в такой далекой стране, и даже сам Вселенский Патриарх шлет тебе советы на общую пользу. Можем ли мы предложить тебе лучший совет? Мы очень благодарны Святейшему Патриарху за такой совет, и что он повелевает и благословляет, то благословляем и мы".

   Для смиреннаго игумена этих слов было довольно, чтобы знать волю Божию. Возвратившись из Москвы, он объявил братии желания Патриарха и Митрополита. Пустынники с радостию согласились на введение в обители общежития. Правда, и между ними нашлись недовольные: но они не стали возражать потому, что невозможно же было итти против воли Патриарха и Митрополита; их было немного, и некоторые из них вскоре оставили обитель.

   Теперь Преподобный Cepгий со всем усердием занялся усгройством полнаго общежития в своем монастыре. Немало новых трудов и забот легло на него при введении новых порядков в обители. До сего времени он мог не заботиться о житейских потребностях всего братства, потому что каждый заботился сам для себя; к нему приходили больше за духовным советом, для откровения ему своих помыслов, своих скорбей и нужд духовных; теперь приходилось заботиться и о пище, и об одежде, и обо всем, необходимом для братии. Иметь свою собственность, или называть что-нибудь своим было строго запрещено, и потому каждый шел с своею нуждою к игумену. Трудиться должны были все способные к труду, исключая, конечно, престарелых и больных, к которым были приставлены послушники; но пример трудолюбия подавал всем святой игумен.

   Общежитие потребовало устройства особых помещений для трапезы, хлебопекарни, амбаров, кладовых и под. И все это было построено.

   Соответственно общежительному уставу распределены были и должности между старейшею братиею. Самый почтенный из братии, пользовавшийся всеобщим уважением, был поставлен келарем. Эта должность известна с самаго основания монашества в России: она учреждена Преподобным Феодосием Печерским. Келарь в наших древних монастырях исполнял должности казначея, эконома и благочиннаго; он был в монастыре вторым лицом после настоятеля, а в то время, когда монастырь имел вотчины, келарь заведывал оными, и всем хозяйством, и судебными делами. Одним из первых келарей в обители Преподобнаго Сергия был Преподобный Никон. Списатель жития его говорит: "и умысли Cepгий сего пастыря обители оныя поставити вместо себе, еже и бысть, и устрояет его в служении, яко быти ему вторым по настоятели. Блаженный же Никон милосердие на всех просто имея, и еже до конца тихо и человеколюбиво; о всех бо всегда печашеся, благоразумие же и великодушие тем служа, и премудре их утешая, и коего же лишение подаянием исполняя. Никтоже им от братии презираем бываше, и толико, яко ни от родитель неким удобно таковая к чадам сотворити, елика он к братии творяше". Такое усердие преподобнаго Никона много радовало его великаго старца - игумена.

   Наиболее опытный в духовной жизни, отличавшийся смиренномудрмем и кротостию старец был назначен духовником для всей братии. Из первых духовников Троицкой Лавры известен был Преподобный Савва, в последствии основатель Сторожевскаго Богородичнаго, близь города Звенигорода, монастыря. Позднее духовником был преподобный Епифаний, "премудрый" списатель жития Сергиева.

   Для соблюдения порядка и благочиния в церкви во время Богослужения был избран экклесиарх. На его обязанности лежало наблюдение за точным выполнением церковнаго устава, он испрашивал у игумена благословение начинать благовест к Богослужению, и вообще проходил послушание нынешняго уставщика и отчасти ризничаго. Таким экклесиархом был, например, преподобный Симон, один из приближенных учеников Преподобнаго Сергия.

   У экклесиарха под рукою был параэкклесиарх, или пономарь, который назывался также кандиловжигателем. На его обязанности лежало, как видно из самого названия, соблюдать в церкви безукоризненную чистоту; он зажигал и гасил лампады и свечи, приготовлял кадило, заведывал звоном по указанию экклесиарха и под.

   В подчинении тому же экклесиарху был и канонарх, которому поручено было выдать клиросное послушание и хранить Богослужебныя книги. Петь на клиросе обязаны были все, к тому способные.

   Что касается до устава Богослужебнаго, то, вероятно, в начале употреблялся в обители Сергиевой устав Студийский, как более простой и несложный. Но с учреждением общежития в Троицкой обители введен был устав Иерусалимский, (обители Преподобнаго Саввы Освященнаго), так как в это время в ней было уже достаточное число священников, которые могли без нужды совершать Богослужение, хотя бы ежедневно, с большею торжественностию по Иерусалимскому уставу.

   За исполнением правил общежития строго наблюдал сам Преподобный Сергий. От начальствующих он требовал быть кроткими и милостивыми к подчиненным; а братии заповедывал быть в безпрекословном послушании у начальствующих. Поступь у всех должна быть тихая и спокойная, с наклоненною головою, чтобы наружность соответствовала внутреннему смирению. В свободное время братия должны были находиться в своих келлиях, а чтобы руки их не были праздны, должны были заниматься рукоделием, или, как говорят иноки - "поделием" потому что настоящее "дело" инока - спасение своей души. Одним из важных келейных послушаний, судя по оставшимся в Лаврской библиотеке и ризнице памятникам, было "списание книжное" и переплет рукописей в кожу. Жизнеописатель ученика Сергиева Афанасия, впоследствии основателя Высоцкаго монастыря, говорит, что Сергий особенно любил Афанасия за его трудолюбие в переписании книг. И теперь в Лаврской ризнице можно видеть: Евангелие Преподобнаго Hикона на пергаменте, малой меры, с надписью на нем: "Евангелие четвертное, на харатье, Никона чудотворца. А не отдати его никому". Служебник, писанный, может быть, для Преподобнаго Сергия, рукою Преподобнаго Никона в 1381 году, на пергаментe, в 12 долю. В библютеке Лавры также сохранилось несколько драгоценных рукописей от времен Преподобнаго Сергия. Некоторыя из них принесены из Ростова, где в то время процветало книжное учение в обители Григория Богослова, и откуда пришел к Преподобному списатель жития его - Епифаний премудрый, а другия рукописи писаны в самой обители Сергиевой, или же относятся к более раннему времени и драгоценны для нас потому, что они бывали в руках угодника Божия, по ним он молился, читал братии поучения и сам поучался в словe Божием. Таковы: на пергамене Пятокнижие Movceево (N 1), собрание некоторых книг Ветхаго Завета (N 2), "Паремейник" (N 4), Евангелие (N 5), Поучения Ефрема Сирина (N 7), 16 слов святаго Григория Богослова (N 8), с искусною заглавною заставкою из перевитых фигур с красками, и с надписью: "Елисеевской" - может быть эта рукопись принадлежала преподобному Елисею, ученику Преподобнаго Сергия; Иоанна Златоуста (N 9), "Златая Цепь" (N 11), два Сборника (NN 12 и 13), - Пандекты Никона Черногорца (N 14), "Мерило Праведное" (N 15); - из Богослужебных на пергамене замечательны: "Кондакарь" XII века с крюковыми нотами, по которымъ пели при Преподобном Cepгиe и "Стихирарь", писанный преподобным Епифанием, как видно из его подписи на первой странице:

 

то есть: "многогрешный раб Божий Епифан недостойный"... далее трудно прочитать. Под 12 мая, на память святаго Епифания Кипрскаго подписано:
 

то есть: "господине святый Епифание Кипрский, сеименинниче мой, елеисон ми". Из рукописей на бумаге упомянем: "Потребник", по которому тогда постригали иноков (N 229), и - "Слова Постническия Преподобнаго Исаака Сирина", писанныя при Преподобном Сергие в 1381 году (N 172). Некоторых драгоценных рукописей сохранились одни заглавия в описях древних; таковы: два служебника на харатье; свертки на деревце Чудотворца Сергия; Евангелие в десть на бумаге Исаковское Молчальниково; Псалтирь в полдесть на бумаге, письмо Исаака Молчальника, ученика Преподобнаго Сергия. - От времен Преподобнаго Hикона тоже сохранилось несколько рукописей, из коих здесь упомянем только две: "Лествицу", списанную "рукою грубаго и худаго, страннаго и последняго в иноцех, смереннаго многыми грехы Варлаама", - в конце книги смиренный инок приписал: "о ленивый Варлааме, готовися к ранам. Близь есть конец". Но особенно замечательна из числа сохранившихся от времени Преподобнаго Никона - другая рукопись: Псалтирь с последованиями писанная около 1428 года: изобретательность писца в почерках и художественное выполнение красками с золотом разных заставок - изумительны! С характером этих прекрасных заставок читатель может ознакомиться по заставкам, какия видит в этой книге... Но обращаемся к правилам общежития в пустыне Сергиевой.

   Одежду и обувь иноки получали от монастыря. И Епифаний, и Преподобный Иосиф Волоколамский свидетельствуют, что сам игумен Сергий шил одежду и обувь для братии: посему можно думать, что была мастерская для приготовления их. Без особенной нужды выходить за ворота монастырския запрещалось. Правило строго исполнялось братиею не только при жизни Преподобнаго Сергия, но и по кончине его. Когда Преподобный Пафнутий Боровский приходил в Троицкий монастырь помолиться Святой Троице и чудотворцу Сергию, и, исполнив свое желание, намерен был возвратиться в свою обитель: тогда братия вышли было провожать преподобнаго богомольца за ворота монастырския; но вспомнив завет Преподобнаго отца своего Сергия - не выходить за ворота, тут же остановились, и, помолившись, простились с Преподобным Пафнутием.

   Когда совершилось благоустройство обители, то еще больше возрасло число ея братства, и она стала всем изобиловать. А чтобы избыток не привел с собою нерадения, или не подал повода к зависти и осуждению, - чтобы, напротив, он послужил к умножению благословения, мудрый распорядитель ввел в обители странноприимство. Он считал это учреждение столь важным для обители, что в пророческом духе подкрепил свою волю относительно сего особенным обещанием Божия покровительства: "если вы, дети", - так говорил он братии, "сию мою заповедь сохраните без роптания, то и по отшествии моем от жития сего обитель процветет, и на многия лета неразрушима постоит благодатию Xpистовою". - Рука Сергиева простерта была к нуждающимся, по красноречивому выражению блаженнаго Епифания, как река многоводная, тихая струями; и если кому приходилось в зимнее время, от сильнаго мороза, или глубоких снегов, или бурной метели, умедлить в обители долее обыкновеннаго, то во все время пребывания своего в ней он получал все необходимое. А странники, нищие и болящие подолгу в ней отдыхали, пользуясь полным довольством и покоем по заповеди старца. Уединенная дотолe обитель Сергиева, теперь как бы вдруг выдвинулась из дремучих лесов на распутие жизни людской: мимо ея гостеприимных ворот часто проходили Князья и воеводы с своими полками, и всех она принимала радушно, с подобающею честию и отпускала с щедрым запасом. А бывали годы, отмеченные в летописях тяжкими скорбями для всей Русской земли: так в 1357 году "велика была истома Князем русским" от посла татарскаго Кошана, въ 1364 году был мор повсюду, так что в Смоленске осталось от него живыми всего 15 человек; въ 1368 году Москва претерпела опустошение от Олгерда; в 1382 - земля Русская опустошена Тохтамышем. В этом же году была "великая дань, тяжкая по всему княжению великому - всякому без отдатка" (уступки). Нет сомнения, что в такие годы много нуждающихся приходило в обитель Сергиеву, и она делилась с ними всем, что имела. Делится она и по ныне, строго исполняя святой завет гостеприимства, оставленный ей святым ея первоначальником, и как тогда, так и теперь в обилии потребных нельзя не видеть над нею особеннаго Божия благословения за молитвы досточуднаго старца.
 


Источник: http://www.sergievposad.ru/duhovn/sergiy/serg_rad_12.php
Категория: Преподобные | Добавил: Vladimir (15 Июл 2010)
Просмотров: 2040 | Теги: Сергий, любовь, странноприимство, Возрождение, преп. Сергий Радонежский, преп. Никон, преп. Епифаний, общежительный устав, преп. Сергий | Рейтинг: 5.0/6
Поделиться:
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
В VK
Мини-чат
Почта
Логин:
Пароль:

(что это)

Сайт работает благодаря вашим пожертвованиям.

Форма для пожертвования:
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Душеполезное чтение"
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Возрождение"
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Форум клуба"

Общество друзей милосердия статистика
Besucherzahler femmes russes a marier
счетчик посещений
Сервер 'Россия Православная' Яндекс.Метрика Счетчик тИЦ, PR и обратных ссылок