Главная » Душеполезное чтение » Праздники. Имена » Преподобные |
Дни памяти: Март 5, Март 30![]() Иоанн Лествичник Преподобный Иоанн Лествичник почитается Святой Церковью как великий подвижник и автор замечательного духовного творения, называемого "Лествицей", поэтому преподобный и получил прозвание Лествичника. ![]() Преподобный Ксенофонт, Мария и их чада Иоанн и Аркадий
О происхождении преподобного Иоанна почти не сохранилось сведений.
Существует предание, что он родился около 570 года и был сыном святых Ксенофонта ![]() Лествица Иоанна Лествичника У преподобного Иоанна был ученик, инок Моисей. Однажды наставник приказал своему ученику наносить в сад земли для грядок. Исполняя послушание, инок Моисей из-за сильного летнего зноя прилег отдохнуть под тенью большого утеса. Преподобный Иоанн Лествичник находился в это время в своей келлии и отдыхал после молитвенного труда. Внезапно ему явился муж почтенного вида и, разбудив святого подвижника, с упреком сказал: "Почему ты, Иоанн, спокойно отдыхаешь здесь, а Моисей находится в опасности?" Преподобный Иоанн тотчас пробудился и стал молиться за своего ученика. Когда его ученик возвратился вечером, преподобный спросил, не случилось ли с ним что-либо плохое. Инок ответил: "Нет, но я подвергся большой опасности. Меня едва не раздавил большой обломок камня, оторвавшийся от утеса, под которым я в полдень уснул. К счастью, мне представилось во сне, что ты зовешь меня, я вскочил и бросился бежать, а в это время с шумом упал огромный камень на то самое место, с которого я убежал..." ![]() Лествица Иоанна Лествичника Об образе жизни преподобного Иоанна известно, что питался он тем, что не запрещалось уставом постнической жизни, но - умеренно. Не проводил ночей без сна, хотя спал не более того, сколько необходимо для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. "Я не постился чрезмерно, - говорит он сам о себе, - и не предавался усиленному ночному бдению, не лежал на земле, но смирялся.., и Господь скоро спас меня". Примечателен следующий пример смирения преподобного Иоанна Лествичника. Одаренный высоким проницательным умом, умудренный глубоким духовным опытом, он с любовью поучал всех приходивших к нему, руководя их к спасению. Но когда явились некоторые, по зависти упрекавшие его в многословии, которое они объясняли тщеславием, то преподобный Иоанн наложил на себя молчание, чтобы не подавать повода к осуждению, и безмолвствовал в течение года. Завистники осознали свое заблуждение и сами обратились к подвижнику с просьбой не лишать их духовной пользы собеседования. Скрывая свои подвиги от людей, преподобный Иоанн иногда уединялся в пещере, но слава о его святости распространилась далеко за пределы места подвигов, и к нему непрестанно приходили посетители всех званий и состояний, жаждавшие услышать слово назидания и спасения. В возрасте 75-ти лет, после сорокалетнего подвижничества в уединении, преподобный был избран игуменом Синайской обители. Около четырех лет управлял преподобный Иоанн Лествичник святой обителью Синая. Господь наделил преподобного к концу его жизни благодатными дарами прозорливости и чудотворений. ![]() Феодор Студит
Во время управления монастырем по просьбе святого Иоанна, игумена
Раифского монастыря (память в Сырную субботу), и была написана
преподобными знаменитая "Лествица" - руководство для восхождения к
духовному совершенству. Зная о мудрости и духовных дарованиях
преподобного, Раифский игумен от лица всех иноков своей обители просил
написать для них "истинное руководство для последующих неуклонно, и как
бы лествицу утверждену, которая желающих возводит до Небесных врат..."
Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала
смутился, но затем из послушания приступил к исполнению просьбы раифских
иноков. Свое творение преподобный так и назвал - "Лествица", объясняя
название следующим образом: "Соорудил я лествицу восхождения... от
земного во святая... во образ тридцати лет Господня совершеннолетия,
знаменательно соорудил лествицу из 30 степеней, по которой, достигнув
Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения". Цель
этого творения - научить, что достижение спасения требует от человека
нелегкого самоотвержения и усиленных подвигов. "Лествица" предполагает,
во-первых, очищение греховной нечистоты, искоренение пороков и страстей в
ветхом человеке; во-вторых, восстановление в человеке образа Божия.
Хотя книга была написана для иноков, любой христианин, живущий в миру,
получает в ней надежного путеводителя для восхождения к Богу, и столпы
духовной жизни - преподобный Феодор Студит ![]() Иоанн Лествичник Содержание одной из степеней "Лествицы" (22-я) раскрывает подвиг истребления тщеславия. Преподобный Иоанн пишет: "Тщеславие высказывается при каждой добродетели. Когда, например, храню пост - тщеславлюсь, и когда, скрывая пост от других, разрешаю на пищу, опять тщеславлюсь - благоразумием. Одевшись в светлую одежду, побеждаюсь любочестием и, переодевшись в худую, тщеславлюсь. Говорить ли стану - попадаю во власть тщеславия. Молчать ли захочу, опять предаюсь ему. Куда ни поверни это терние, оно всё станет спицами кверху. Тщеславный... на взгляд чтит Бога, а на деле более старается угодить людям, чем Богу... Люди высокого духа сносят обиду благодушно и охотно, а слушать похвалы и не ощущать никакой приятности могут только святые и непорочные... Когда услышишь, что ближний или друг твой в глаза или за глаза злословит тебя, похвали и полюби его... Не тот показывает смирение, кто сам себя бранит: как быть несносным самому себе? Но кто, обесчещенный другим, не уменьшает своей любви к нему... Кто превозносится природными дарованиями - счастливым умом, высокой образованностью, чтением, приятным произношением и другими подобными качествами, которые легко приобретаются, тот никогда не приобретает даров сверхъестественных. Ибо кто в малом не верен, тот и во многом будет не верен и тщеславен. Часто случается, что Сам Бог смиряет тщеславных, насылая неожиданное бесчестие... Если молитва не истребит тщеславного помысла, приведем на мысль исход души из этой жизни. Если и это не поможет, устрашим его позором Страшного суда. "Возносяйся смирится" даже здесь, прежде будущего века. Когда хвалители, или лучше - льстецы, начнут хвалить нас, тотчас приведем себе на память все беззакония свои и найдем, что вовсе не стоим мы того, что нам приписывают". Этот и другие примеры, находящиеся в "Лествице", служат образцом той святой ревности о своем спасении, которая необходима каждому человеку, желающему жить благочестиво, а письменное изложение его мыслей, составляющих плод многих и утонченных наблюдений его над своей душою и глубокого духовного опыта, является руководством и великим пособием на пути к истине и добру. Степени "Лествицы" - это прехождение из силы в силу на пути стремления человека к совершенству, которое не вдруг, но только постепенно может быть достигаемо, ибо, по слову Спасителя, "Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" (Мф. 11, 12). Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года![]() (Ев. 6, 13-20; Мк. 9, 17-31). В изречениях Своих о блаженствах Господь изображает райское сердце (Мф. 5, 1-12). В настроение его входят: смирение, плач и сокрушение, кротость и безгневие, правдолюбие полное, милостивость совершенная, чистота сердца, миролюбие и миротворение, терпение бед, напраслин и гонений за веру и жизнь христианскую. Хочешь рая, будь таков. И здесь еще предвкусишь рай, в который готовым вступишь по смерти, как преднареченный наследник. Источник: http://days.pravoslavie.ru/Days/20100301.htm | |
Просмотров: 2080
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |
| |
Двунадесятые [33] |
Пресвятой Богородицы [114] |
Пророки [17] |
Апостолы, равноапостольные [31] |
Святители [50] |
Мученики, свщмч, прпмч, влкмч [66] |
Марийские новомученики [1] |
Преподобные [101] |
Праведные [16] |
Благоверные [8] |
Страстотерпцы [2] |
Блаженные, юродивые [8] |
Святых [2] |
Другие [25] |
Сайт работает благодаря вашим пожертвованиям. | ||
Наши друзья |
![]() |
![]() |
InetLog.ru |
|
|||||
![]() |
|
![]() |