Главная » Душеполезное чтение » Праздники. Имена » Преподобные

Преподобный Александр Свирский. Значение его подвига в истории России

Из книги Преподобный Александр Свирский и его ученики. Глава I …

Пятнадцатый век – эпоха наивысшего подъема духовной культуры, государственного и церковного строительства, век усиленной молитвы и небывалого роста числа святых подвижников. Это время было проникнуто молитвой и покаянием монашеской братии, молящейся за весь мир. Их было много, истинных подвижников, постоянно ходящих перед лицом Божиим. Среди них - особые избранники Божии, имена которых запечатлелись в народной памяти. Одним из таких избранников был преподобный Александр Свирский – тайнозритель Святой Троицы.

Год рождения преподобного Александра Свирского - избранника Бога-Троицы 1448

Этот год - историческая веха в жизни русского государства. В этом году Русская Церковь отошла от Константинопольского Патриархата и получила самостоятельность. Впервые был избран Собором русских епископов митрополит Киевский и Всея Руси – святитель Иона. Вскоре он стал называться митрополитом Московским и Всея Руси, т.к. произошло разделение Киевской и Московской Руси. Получение самостоятельности Церковью стало значительным событием для всей последующей церковной и церковно-политической жизни России. Это было время образования и укрепления Руси вокруг Московского княжества.

Очень многое в единении государства зависело от Церкви и ее Первоиерарха. По промыслу Божиему, им стал ревностный служитель Господа – митрополит Иона. Церковный труд митрополита Ионы был велик и значителен для Русской Церкви: он ликвидировал последствия флорентийской унии, отстаивал православие и независимость Русской Церкви, фактически установил русскую автокефалию. Он как никто поднял авторитет митрополичьей власти, он не колебался отрешать епископов от церковной власти даже за малые погрешности против церковных канонов. Святость митрополита Ионы для его современников была несомненной, - его канонизация произошла через 11 лет после кончины – в 1461 году.

Спустя пять лет после рождения будущего тайновидца Святой Троицы произошло еще одно важное историческое событие - падение Византийской империи в 1453 году. Оно не могло не отразиться на положении Русской Православной Церкви. С этого времени надежды православных всего мира устремляются на Русь.

Представляется не случайным, что именно в год утверждения автокефальности Русской Православной Церкви родился избранный Богом -Троицей будущий святой подвижник. Оценивая это событие во времени, перестаешь сомневаться в том, что преподобный Александр был избран Богом для выполнения им особой духовной миссии, важной для Дополнительно эта «неслучайность» подчеркивается тем, что день памяти ветхозаветного пророка Амоса, день рождения преподобного Александра Свирского и день памяти митрополита Московского и всея Руси Иона приходится на одно и то же число – 15 июня ст.ст.

Новгородская земля, в состав которой входила вепсская деревня Мандера – место рождения святого Александра, вошла в состав образующегося тогда Московского государства в 1478 году и с тех пор потеряла свою самостоятельность. Новгород – древнейший русский город пережил тогда один из самых трагических моментов своей истории. Московские власти, чтобы покончить с республиканскими порядками Новгорода, организовали самые крупные выселения новгородцев из пределов Новгородской земли. В летописи сообщается, что более 7000 семей было переселено на жительство в Москву. История сохранила пророчество св. Михаила Клопского об этом событии. В 1440 году новгородский владыка Евфимий посетил Клопскую обитель, тогда-то Михаил Клопский и заявил ему: « А сегодня радость большая в Москве… у Великого князя Московского родился сын, которому дали имя Иван, разрушит он обычаи новгородской земли и принесет гибель нашему городу».

Теперь, по прошествии веков, можно понять, чему радовался св. Михаил Клопский: Ивану III удалось объединить многие удельные княжества вокруг Москвы и превратить свое Московское княжество в сильное национальное государство, способное противостоять врагу.

* * *

Прп.Александр Свирский и при жизни своей и по праведной кончине исполнял особую миссию – он был молитвенником за царей.

Об этом свидетельствуют монастырские архивные документы. В одном из них – письме монахов Александро-Свирского монастыря Великому Князю Сергею Александровичу Романову повествуется о явлении в 20 году XIX века преп. Александра устроителю Реконской обители старцу Амфилохию: когда тот молился Свирскому чудотворцу, прося его о помощи. Святой Александр благословил его на «подвиг ходатайствовать перед в Боге почившими Монархами» . Верится, что преп. Александр Свирский не просто дал совет старцу Амфилохию, но преподал и нам откровение о том, какую силу имеет молитва Помазанников Божиих перед престолом Пресвятой Троицы. Таким образом, Преподобный засвидетельствовал и свое глубокое почитание Божиих помазанников. Примечательно, что в Троицком соборе Реконской обители, созданной старцем Амфилохием, были утверждены образа Живоначальной Троицы, Тихвинской иконы Божией Матери и иконы преп. Александра Свирского .

Еще один архивный документ подтверждает статус «молитвенника за царей». В отчете в Синод за 1863 год настоятель Свирского монастыря- архимандрит Павел о поездке в СПб по поводу строительства подворья писал: "Святой чудотворец, преподобный Александр Свирский – молитвенник Царей и обитателей Санкт-Петербурга …”

Насколько трудна миссия молитвенника за царей, можно лишь отчасти себе представить, если исходить из постулата, вытекающего из ветхозаветной истории о том, что монарх может быть для народа не только благословением свыше, но и бичом Господним. Связь между монархом и народом, которым он управляет, неразрывна при доминирующей роли Божиего Помазанника. Благочестие царя возвышает и всю его державу; царские грехи могут обрушиться на народ тяжелыми ударами. Свидетельства об этом хранит ветхозаветная и новозаветная история. Отсюда понятна высокая миссия молитвенников за царей – отмаливать царские грехи, дабы уберечь народ от гнева Господня.

Примечательно, что первое помазание на русское царство - внука Василия III - Дмитрия совершилось в 1498 году при жизни преподобного Александра Свирского, но этому помазаннику не суждено было править.

Первый венчанный царь на Русский престол - Великий князь Иоанн Грозный также родился при жизни преподобного Александра Свирского и в возрасте трех лет в 1533 году был объявлен царем. В житии преподобного Александра Свирского упоминается о просьбе царя Василия III молитв преподобного Александра о рождении сына. Значит, по его молитвам был рожден первый русский Царь.

В 1533 году Преподобный Александр покинул земную юдоль. Венчание на Русское царство семнадцатилетнего Великого князя Иоанна IУ произошло в 1547 году. До этого события коронование на Руси не происходило. Оно совершалось в Константинополе или в Риме. Через 14 лет Константинопольский патриарх подтвердил царское венчание Иоанна Грозного. Спустя несколько дней после венчания на Царский престол состоялся Собор, на котором в присутствии царя был канонизирован преподобный Александр Свирский и еще одинадцать святых.

История хранит память о том, что, начиная со времени царя Федора Иоанновича – сына первого Помазанника Иоанна Грозного, все царицы Московской Руси с надеждой молились преподобному Александру Свирскому, прося его молитв ко Господу о даровании ребенка, и получали просимое. Свидетельства этих просьб - драгоценные покровы на раку преподобного, вышитые их руками, украшенные жемчугами, бисером, золотыми и серебряными нитями, хранящиеся в музеях, в частности, в Государственном Русском музее. До сих пор взывают к святому неплодные, прося его молитв о рождении ребенка.

С конца XIX века, начиная с царя Бориса Годунова, избрание русских Царей на царство начиналось с торжественного слова – слова обращения к Святой Троице: « Великаго Господа Бога Отца страшного, всесильного и вся содержащего, сидящего на престоле Херувимстем с превечным и единорододным Своим Сыном, и божественным и животворящим Своим Духом Им же Цари царствуют от Него же земля Русская своими Государями обладаема.». К Троице обращались и последующие цари при помазании на Царство. Помазанники Божие получали в таинстве миропомазания особые благодатные дары, дабы быть Царем и Судиею людям Божиим.

Мощи прп.Александра были обретены в период правления первого царя из 300 – летней династии Романовых. Царь Михаил Федорович Романов воспринял обретение мощей святого как Божие благословение на царство и отблагодарил святого устроением ему в Оружейной палате Кремля 40-пудовой серебряной вызолоченной раки, украшенной драгоценными камнями.

Первый царь династии Романовых получил много знаков Божиего благоволения к новой династии, сменившей 735 – летнюю династию Рюриковичей: хитон Господа Иисуса Христа (подарок персидского шаха Аббаса), знаменитый крест царя Юстиниана от митрополита Ираклийского Дионисия, три посоха от куста, от которого Моисей взял жезл - подарок архиепископа Синайского Иеремии, Честная риза Пречистой Девы Богородицы и, как упоминалось выше, мощи молитвенника за царей преп. Александра Свирского. «Благословен от Господа Бога царь и благословенно царство, в котором и при котором совершаются великие знамения неотступности от них всеспасительного Промысла Божиего…»

Ничего под солнцем не совершается без воли Божией, Господь живит и мертвит, возвышает и унижает, а тем более ничего не может совершиться без Его воли в целом государстве. Не без воли Господа совершал свой последний земной путь последний Его Помазанник – Император Николай Александрович. Случайно ли то, что Государя Николая Александровича привезли в Екатеринбург на страстной неделе, в день памяти молитвенника за царей – 17\30 апреля 1918 года. Это был Великий вторник - тогда в дом Ипатьевых привезли Царственных Узников – Государя Николая Александровича, Государыню Александру Федоровну и Великую княжну Марию Николаевну. Снова, как и во время правления царя Михаила Федоровича, имя Божиего Помазанника из династии Романовых и имя преподобного Александра Свирского сошлись перед великой переменой в жизни государства. С этого дня страстной седмицы -30 апреля 1918 года начался последний путь – крестный путь на Голгофу царственных страстотерпцев и начало страшного многолетнего испытания для России.

Через три месяца после убийства царя богоборцы пришли в Свирский монастырь, дабы расправиться с избранником Пресвятой Троицы, молитвенником за царей – преподобным Александром Свирским. Видно, знал древний змей духовную силу этого святого и ту миссию, которую он несет перед престолом Пресвятой Троицы: его мощи первыми были подвергнуты вскрытию, кощунству и лжи, за 3.5 месяца до начала официально объявленной кампании по ликвидации мощей. Таков удел: молитвеннику за Царей с Царем быть рядом. Рядом они были при становлении династии Романовых, рядом – и при окончании.

* * *

Бог-Троица явился преподобному Александру Свирскому в 1507 году.

В силу нашего человеческого устроения – желания понять все умом, невольно ищешь ответ на вопрос, почему Бог – Троица второй раз явился человеку новозаветного времени, именно тогда, в 1507 году. При этом понимаешь, что Бог пришел по любви Своей к людям, а значит пришел тогда, когда в этом необычном посещении, видимом земным взором, возникла необходимость.

А необходимость в особой Божией помощи тогда, действительно, была: через 470 лет после Крещения Руси над ней возникла угроза отступничества от православной веры. По Русской земле стала распространяться так называемая «ересь жидовствующих». Надо особо оговорить, что слова «жид», «жидовствующие» на Руси в то время не имели никакого бранного антисемитского смысла, который в них стали усматривать позднее. Это было обозначение религиозно – этнической принадлежности, слово «жид» было славянской транскрипций слова «иудей». Отсюда и название секты – «жидовствующие», т.е. «иудействующие». Ересь содержала в себе величайшую опасность, которой когда-либо подвергалась Русь, русскоеправославие, русская государственность – так оценил тогда эту опасность преподобный Иосиф Волоцкий.

Ересь имела поистине всеохватный характер: она затрагивала все стороны вероучения, завладела умами множества людей самых разных сословий и состояний, проникла к самым вершинам церковной и государственной власти, так что и первоиерарх Русской Церкви, и великий князь были затронуты ею, - так на православной Руси творились немыслимые бесчинства.

В 70 –е годы ХУ века гостеприимный Владычный двор Новгорода, который всегда принимал европейских гостей, посетил литовский князь Михаил Олелькович и вместе с ним некий " жидовин именем Схария,” а с ним два в свите князя Моисей Хануш и Иосиф Шмойло Скоробей. Они отрицали Божественную природу Христа, возможность вхождения Бога в человеческую плоть, признавали Христа пророком, Троицу принимали за троебожие, утверждая, что это противоречит Ветхому завету в его учении о едином Боге, также отрицалось иконопочитание. С ними получили распространение чародейство, чернокнижие, астрология. За 17 лет нелегального существования секты в Новгороде число адептов ереси стало весьма значительным.

Причем, сознательно пропаганда велась среди духовенства, а дальше уже священники – восприемники распространяли ересь среди паствы. Из Новгорода ересь перекинулась на Белоозеро и вологодские леса, где нашла приют в тамошних бедных скитах и монастырьках; потом перенесена была в Москву. Первыми учениками Схарии были священники Дионисий и Алексей, софийский протопоп Гавриил и самые образованные из горожан. Еретики отличались наружным благочестием, ученостью имели много книг, каких не было у православных, и легко увлекали последних искусными спорами. В 1480 году Новгород посетил великий князь Иоанн III. Способные ученики Схарии вошли в доверие к князю, привели его в восторг своей образованностью и красноречием. Князь перевел их к себе поближе в Москву. Здесь Алексей стал протопопом Успенского собора в Кремле, Денис – протопом Архангельского собора – великокняжеской усыпальницы. Таким образом, кафедральный Успенский собор Московского Кремля – главный храм православного мира, пришедший на смену обращенной в мечеть Софии Константинопольской, парадоксальным образом получил в настоятели протопопа – еретика. Из иерархов, зараженных ересью, был Московский митрополит Зосима. Приверженцы ереси на первых порах покорили и самого великого князя Ивана III.

Первым ратоборцем против еретиков выступил архиепископ Геннадий, возведенный на Новгородскую кафедру 12 декабря 1484 года. Вооружился против еретиков и Волоцкий игумен Иосиф, направивший свой писательский дар против самого царя Иоанна III. Вместе с новгородским владыкой он мобилизует сторонников, заручается поддержкой епархиальных владык, удельных князей; к еретикам применяется даже физическая расправа. В 1488 и 1490 годах состоялись Соборы в Москве о «ереси жидовствующих», где виновники были осуждены, часть из них отправлена в заточение. В 1494 году был отстранен от митрополичьей московской кафедры митрополит Зосима, - преподобный Иосиф Волоцкий не побоялся обличить иерарха в склонности к иудаизму.

В 1503 и 1504 годах были еще два Собора, посвященных осуждению «ереси жидовствующих». На этих Соборах игумен Иосиф Волоцкий руководил судом: осужденных на соборе 1504 года еретиков частью сожгли, других отправили в Новгород. Всех обвинили в неверии, в поругании семи Соборов Святых Отец и отрицании догматов церкви и прежде всего обвиняли еретиков в отрицании символа веры – Троицы. Игумен Иосиф Волоцкий вопреки утверждению еретиков, что Авраам принял Бога с двумя ангелами, а не Троицу, констатирует единственно верное, ортодоксальное: Авраам принял Бога в трех лицах. " Они же седяще вси Три во едином месте, равни славою, равны частию, и ни един вящши, ни менши, равно и послужение, равно и поклонение от Авраама прияша”. Участником собора был и великий современник св. Александра Свирского – прп. Нил Сорский, его взгляды на судьбу еретиков расходились со взглядами прп. Иосифа Волоцкого: любвеобильный Нил призывал к милосердию к павшим; прп. Иосиф стремился к радикальному искоренению ереси.

После 1504 года движение еретиков угасло, но не было полностью уничтожено. Страсти еще кипели и в Москве, и в Новгороде, и в селах.

Грозный обличитель и борец с ересью преподобный Иосиф Волоцкий в заключительном шестнадцатом слове своего труда «Просветитель» со скорбью пишет: «Мы не нашли ни одного лекарства, чтобы исцелить эту болезнь». Не напрасно скорбел преподобный Иосиф. Современный священник Александр \Круглов\ с не меньшей скорбью по этому же поводу продолжает: «Самый страшный симптом недуга, порожденного ересью – поражение покаянного чувства. Эта ересь разрушала не только догматы веры или традиции церкви, она поражает само основание церкви - смиренный покаянный дух. Оно - то и сделало заболевание неисцелимым общественным явлением».

Как тонко все было рассчитано врагом рода человеческого – древним змеем: он вполз в мысли и помыслы людей не с каким – нибудь учением, резко отходящим от новозаветного христианского учения. Он подошел с теми же библейскими сюжетами, где главное действующее лицо –Бог, только не в Трех Ипостасях. Все воспринималось понятным, относительно знакомым – в этом и был заложен камень преткновения.

Преподобный Александр Свирский был далек от этих страстей, он не принимал участия в осуждениях еретиков и никуда не отлучался из своей пустыни до 1508 года. Но он не мог не знать об этой напасти, поразившей духовную и политическую жизнь Новгорода и Москвы. Святые подвижники прозревали окружающий мир духовными очами, от которых ничто не могло укрыться. Его душу и ум занимала молитва, которая, без сомнения, возносилась об укреплении Православной Церкви, подобно тому, как преп. Сергий Радонежский молился за сражающихся с татарской ордой и ему ведомо было все, что происходило на поле битвы.

Видимо, за чистоту молитвы и любви к Богу и дано было преподобному Александру воспринять Бога-Троицу. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» \Мф. 5.8.\.

После тридцати трех лет усиленной монашеской молитвы (если считать от времени прихода в Валаамский монастырь), в 1507 году Бог в виде трех Светоносных Ангелов посещает подвижника. В это время преподобному Александру было шестьдесят лет.

Бог не пришел к ратоборцам, сражающихся за истинность Троицы, чтобы подтвердить их правоту в борьбе. Бог явился кроткому, смиренному монаху во время его обычной уединенной ночной молитвы на той же новгородской земле, где происходило борение за чистоту веры.

Явление Пресвятой Троицы прп.Александру не осталось тайным, очень скоро о нем стало известно многим. Знали ли о нем современники св. Александра Свирского?

«Житие» преподобного Александра Свирского написано его учеником Иродионом всего через 12 лет после преставления преподобного. Еще многие из его учеников были живы, был жив и духовник Преподобного иеромонах Исайя, который после отшествия преподобного был освобожден от тайны его исповеди и мог многое открыть о Небесных посещениях святому подвижнику. В «Житии» упоминается о пяти посещениях ангелов преп. Александра: первый раз Ангел пришел исцелить подвижника от болезни сердца; в другой раз – оповестил его о том, что он избран Богом для спасения многих и должен строить храм; третий – явление Самой Святой Троицы; четвертый – Ангел указал место для строительства храма во имя Пресвятой Троицы; пятый – явление Богородицы с младенцем Христом на руках и сонмом Ангелов. Вот такими щедрыми Небесными посещениями радовал Господь душу Своего избранника.

Монахи Иосифо-Волоцкого монастыря первыми поняли избранность святого Александра Свирского Господом, поэтому гимнографически и иконографически этот святой был прославлен здесь еще до того, как он был прославлен соборно в Москве в 1547 году. Узнал о явлении Пресвятой Троицы преп. Александру и митрополит Макарий, занимавший Новгородскую кафедру с 1526 года. В 1542 году митрополит Макарий стал митрополитом Московским и всея Руси. В его иконописной мастерской была написана икона преп. Александра Свирского со 128 клеймами, повествующими об основных событиях жизни преподобного Александра, в том числе и о явлении Преподобному Пресвятой Троицы.

Промыслом Божиим преподобный Александр занимает особое положение в жизни святителя Макария. Среди канонизованных им святых жизненная линия святителя пересеклась только с одним святым, канонизованным им на Соборе 1547 года. Этим святым был Александр Свирский. Есть косвенные доказательства, что великий князь Василий III и митрополит Макарий посещали Александро - Свирской монастырь. Известно, что, находясь на Новгородской кафедре, владыка часто совершал поездки по управляемой им епархии. В то время преподобному Александру было уже 78 лет; на общие их молитвы и деяния во славу Православной Церкви Господом было отведено еще 7 лет земной жизни Преподобного.

Игумен Иродион – автор Жития своего учителя оставил нам повесть, в которой рассказывает о своем духовном видении, которое свидетельствовало о том, что и после своей кончины Преподобный был неразлучен с митрополитом Макарием. Вещественным знаком их неразрывного духовного единства является большая икона прп.Александра, находящаяся у гробницы митрополита Макария в Успенском соборе Московского Кремля.

Особенно широкую известность явление Троицы прп.Александру получило после Собора 1547 года – времени канонизации св. Александра Свирского. Об этом свидетельствует рост числа монастырей, посвященных Живоначальной Троице, построенных после Собора. В течение 50 лет после 1547 года число монастырей на Руси, построенных в честь Пресвятой Троицы, стало 23; значит, на созидание одного монастыря затрачивалось в среднем 2 года. Для сравнения: за 550 лет - от времени Крещения Руси и до 1547 года был построен 41 монастырь, посвященный Живоначальной Троице. Если провести простой расчет, то становится очевидным, что энтузиазм и желание построить монастырь в честь Святой Троицы после Собора 1547 года увеличились.

Чем же вызван такой быстрый рост строительства храмов в честь Триипостасного Бога? Можно предположить, что этот рост монастырей был свидетельством того, что на Соборе во время канонизации Александра Свирского, внимание соборян было снова привлечено к прославлению Пресвятой Троицы, как это уже было на Соборах, посвященных осуждению «новгородской ереси». Только теперь о явлении Пресвятой Троицы в виде Трех Ангелов говорили, как о недавно произошедшем явлении, которое воочию видел и с Которыми разговаривал тихий и кроткий игумен небольшой тогда северной обители - Александр Свирский.

Таким образом, Святая Троица через Свое явление преподобному Александру приблизилась к людям, стала реальнее для них - милостью Божией было дано знание о Ее явлении в России и названо имя Ее очевидца. Надо признать, что для укрепления веры, многим из нас и сегодня нужна наглядность, нужны чудеса.

* * *

В 50-е годы XVI века почитание преподобного Александра как идеала монашеского благочестия и подвижничества прочно соединилось с одной из крупных военных и дипломатическх побед – взятием Казани и переходом Казанского ханства под власть России. Царь Иоанн Грозный отметил значение молитвенного заступничества преп. Александра Свирского в сражении с татарами – победа произошла 30 августа, в день преставления святого. Царь увековечил память об этой победе сооружением придела св. Александра Свирского в храме Покрова Божией Матери, называемом ныне храмом Василия Блаженного на главной площади Москвы. В то же время была написана и уже упомянутая нами икона для Успенского храма Кремля. Так же после взятия в ходе Ливонской войны русскими войсками древнего Полоцка, царь писал митрополиту Ионе, что победа совершилась по молитвам русских святых и в частности прп. Александра Свирского.

Еще одна победа над врагом была одержана в день памяти святого Александра Свирского. Северная война закончилась 30 августа 1721 года Ништадтским миром, по которому Россия вернула все свои земли по Неве и по берегам Финского залива, ранее отторгнутые Швецией. Однако Император Петр I отошел от традиции, принятой на Руси: не отдал дань святому в день памяти которого, а значит и по молитвенному заступничеству которого, одержана победа.

За эту победу царь вознёс благодарение благоверному князю Александру Невскому, который защищал берега Невы в XIII веке. При этом царь Петр с благоговением относился к преподобному Александру Свирскому, дважды жил в монастыре в течение нескольких дней, много сделал для Свирского монастыря, в частности, внес пожертвование на восстановление храма Пресвятой Троицы и украшение его фресками.

В Благовещенской церкви Александро-Невской Лавры СПб есть удивительная икона середины XVIII века, на которой изображен величественный князь-воин Александр, а перед ним коленопреклоненный смиренный инок Александр Свирский с воздетыми к Богу руками.

* * *

Наши предки не только понимали величие преподобного Александра Свирского, но и, поняв, на века запечатлели память о нем. Агиография прп.Александра одна из самых богатых по количеству сделанных на Руси списков, так же богата гимнография – богослужебные тексты, посвященные Преподобному, уже в XVI столетии и позднее создано было множество иконописных изображений.

Храмы в честь прп. Александра строились в Москве, в Новгороде и других городах Русского государства. В середине XIX века память о святом была увековечена в самом центре первопрестольной столицы в храме во имя Казанской Божией Матери на Красной площади. Частица его мощей хранится во вновь отстроенном храме на прежнем историческом месте.

На Соборе в 1547 года святитель Макарий при канонизации Свирского подвижника сказал, что духовные подвиги Александра Свирского равняют его с преподобным Сергием Радонежским. Впоследствии преп. Сергия стали называть Игуменом земли Русской, а имя другого святого – преподобного Александра Свирского – новозаветного созерцателя Пресвятой Троицы, враг рода человеческого стирал из памяти верующих на протяжении всего ХХ века. Сегодня мало кто знает, что преп. Александра называли молитвенником за царей, а стало быть - и за судьбы народные.

Историки XIX века, прослеживая по векам жизнь Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря, оставили нам следующие строки, позволяющие понять значение этой обители во Всероссийском масштабе: « Государи \ русские цари и князья\ оказывали обители милости не в пример другим монастырям, вельможи и бояре чтили ее, не переставали несмотря на отдаленность, приезжать молиться у раки Свирского Чудотворца. Свирский монастырь не уступал великолепием лучшим обителям в населенных областях России и служил не только училищем благочестия, но и местом христианской благотворительности, особенно щедрой по отношению к местному населению».

Велико было значение монастыря для русского Севера; он был не только духовным центром - вокруг него в XVI веке возникло 22 монастыря, он был богатейшим памятником художественной церковной старины. Иконы Александро-Свирского монастыря сегодня составляют одну из значительных коллекций \ 100 памятников\ Государственного Русского музея.

Свирская обитель долгое время служила и центром торговли и экономического оживления края, чему способствовала Троицкая ярмарка, существовавшая при монастыре со времен преподобного и в последствии развившаяся, как свидетельствуют историки, до степени главных ярмарок России. В связи с этим примечательным является то обстоятельство, что преподобный Александр основал монастырь на месте дремучего леса, вдали от людей. Как мощно нужно было разгореться светильнику духовного огня, чтобы привлечь к себе массы людей со всеми их и духовными, и земными потребностями.

Созданный прп.Александром монастырь явился школой благочестия для многих подвижников и иноков и мирян-паломников на протяжении веков. И сейчас тысячи почитателей прп.Александра со всего мира притекают к раке с его мощами с благодарностью, надеждой и молитвенными прошениями.

Инокиня Леонида (Сафонова)



Источник: http://ruskline.ru/analitika/2012/08/17/prepodobnyj_aleksandr_svirskij_znachenie_ego_podviga_v_istorii_rossii/
Категория: Преподобные | Добавил: Evgenei (17 Авг 2012)
Просмотров: 2675 | Теги: Александр Свирский, смиренный, помазанник, Бесплодие, Победы, инок, Царь | Рейтинг: 5.0/2
Поделиться:
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
В VK
Мини-чат
Почта
Логин:
Пароль:

(что это)

Сайт работает благодаря вашим пожертвованиям.

Форма для пожертвования:
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Душеполезное чтение"
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Возрождение"
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Форум клуба"

Общество друзей милосердия статистика
Besucherzahler femmes russes a marier
счетчик посещений
Сервер 'Россия Православная' Яндекс.Метрика Счетчик тИЦ, PR и обратных ссылок