Главная » Душеполезное чтение » Православие » Слово пастырей |
О Рождестве Христове
В настоящий день празднуется Рождество Господа нашего Иисуса Христа в Вифлееме от Приснодевы Марии. Установление этого праздника принадлежит самым первым временам Церкви. По общепринятому мнению, праздник Рождества Христова древнее в Церквах Западных, нежели Восточных, но это касается только даты 25 декабря (7 января). В Церквах же Восточных До IV века он праздновался 6 января и был известен под именем Богоявления. Этот праздник имел особый характер и был посвящен не воспоминанию собственно Рождества Христова или Крещения, но вообще явлению Бога во плоти, откровению во Христе и через Христа Божественной благодати, отчего и назывался Богоявлением. Первоначально основанием для празднования Рождества Христова 6 (19) января служило не историческое соответствие этого числа с днем рождения Господа, который и в древности оставался неизвестным, а таинственное понимание соотношения между первым и Вторым Адамом. Второй Адам, по таинственному созерцанию древней Церкви, родился и умер в тот же день, в ко-торый сотворен и умер первый Адам, то есть 6 (19) января. Таким образом, с IV века между Восточными и Западными Церквами устанавливается единство только относительно времени празднования, именно, 25 декабря (7 января). Впервые в таком виде праздник был введен в Церкви Константинопольской около 377 года, по указанию императора Аркадия на обычай Церкви Римской и благодаря святителю Иоанну Златоусту, а отсюда он распространился по всему православному Востоку. Уже самый предмет праздника указывает на цель установления его, а именно: воспоминание и прославление рождения Господа нашего Иисуса Христа по плоти от Пресвятой Девы Марии. Это - первоначальная и основная цель установления праздника. К ней очень рано присоединяется и другая: дать противодействие заблуждениям еретиков. По причине их лжеучений и в самом празднике 6 (19) января древняя Церковь обращала главное внимание на воспоминание события Рождества Христова, как собственно явления Бога во плоти. В IV веке. С появлением и распространением арианства, да Православной Церкви явилось новое и сильнейшее побуждение прославить событие Рождества Христова. Наконец, отнесением праздника на 25 декабря (7 январе Церковь имела в виду дать противовес языческому культу и предохранить верующих от участия в нем... Утверждая нашу веру в величайшую тайну воплощения Господа нашего Иисуса Христа и обличая всех еретиков, искавших своим суемудрием этот догмат, Святая Церковь, празднуя Рождество Христово, в своих песнопениях изображает этот праздник как день всеобщей радости, яко родися вам днесь Спас, Иже есть Христос Господь (Лк. 2:11). "Небо и земля, - восклицает Святая Церковь, - днесь пророчески да возвеселятся", "играет вся тварь рождшагося ради в Вифлееме Спаса Господа: яко всякая лесть идоль-ская преста, и царствует Христос во веки". Вместе с тем Святая Церковь празднованием Рождества Христова нравственно поучает нас святой жизни, достойной родив-шегося Господа: Родися вам днесь Спас, Иже есть Христе Господь, "нас ради человек и нашего ради спасения". И мы, празднуя ныне это рождение Христа Господа, естественно, должны возгреть в себе решимость возродиться от жизни греховной к жизни святой и богоугодной, ибо снисшедший на землю Господь наш Иисус Христос вступил в благодатное сродство с нами и не стыдится братию нарицати нас (Евр. 2: И). Но, чтобы нам быть достойными этого высокого общения и союза, нам необходимо удаляться от тьмы греха и при-ближаться к свету веры, благочестия и добрых дел... Не в славе и великолепии, а в нищете, убожестве и уничижении является в мир Создатель и Владыка Неба и земли; не роскошные палаты, а убогий вертеп приемлет Царя царствующих и Господа господствующих. Этим показывается нам величие смирения, нищеты, кротости, простоты и пагубность гордости, богатства, тщеславия и роскоши. Удостаиваются первыми услышать благовестие Ангелов о рождении Спасителя мира и первыми поклониться Ему простые вифлеемские пастыри, а после них - мудрые персидские волхвы. Здесь видим два рода людей: пастырей и волхвов, то есть людей и самых простых, и самых образованных. Это учит каждого довольствоваться своей участью и, вместе с тем, показывает, что никакое звание и состояние не препятствует приближаться к Богу... что пред очами Божиими драгоценны не внешние преимущества в свете, а чистота сердца и совести, кротость и смирение духа, покорность и послушание закону Божию, терпение и благодушие, упование и преданность воле Божией, незлобие и доброжелательство к ближним, безпорочное хождение пред Богом во всех заповедях и оправданиях Его. Эти драгоценные качества не принадлежат исключительно какому-либо сословию: во всех званиях и состояниях человек может быть угоден Богу, если будет благоугождать Ему словом и делом, желанием и помышлением... Вообще живописно изображаемое в праздничном богослужении событие явления Бога во плоти со всеми сопровождавшими его обстоятельствами представляет собой неисчерпаемый источник для нашего назидания. | |
Просмотров: 3782
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |
| |
Категории раздела
Апологетика [7] |
Аскетика [23] |
Богословие [49] |
Вера и жизнь [50] |
Вера и наука [5] |
Ветхий Завет
[1]
Текст. Толкование
|
Дела милосердия [4] |
Духовная жизнь [72] |
Дорога к храму [19] |
Закон Божий [11] |
История Церкви (христианства) [7] |
Катехизис [2] |
Литургика [8] |
Новый Завет
[6]
Текст. Толкование
|
Подвижники [40] |
Православие и медицина [3] |
Размышления
[111]
О грехах и добродетелях. Месяцеслов с размышлениями православного священника на каждый день года
|
РАССКАЗЫ СТРАННИКА
[16]
ОТКРОВЕННЫЕ РАССКАЗЫ СТРАННИКА ДУХОВНОМУ СВОЕМУ ОТЦУ.
|
Святая гора Афон [49] |
Святые места [18] |
Сектоведение [1] |
Слово пастырей
[89]
Слово и послание пастырей
|
Храм святой мученицы Татианы
[3]
История, события, новости, связанные со храмом
|
Другое [62] |
В соц. сетях
Почта
Мини-чат
Поделиться в соц. сетях:
Сайт работает благодаря вашим пожертвованиям. | ||
Наши друзья |
![]() |
![]() |
InetLog.ru |
|
|||||
![]() |
|
![]() |