Главная » Душеполезное чтение » Православная народная газета » Дивен Бог во святых своих

Первый отпор инославному вторжению

От полноты сердца

После паломничества

Первый отпор инославному вторжению

Как мы уже писали, паломничество в центр России в начале осени прошлого года позволило нам взглянуть в глубь времен и отыскать те судьбоносные вехи истории нашей Родины, которые на века определили ее исторический путь, сделали тем великим государством, которое явилось на долгие годы опорой и хранителем вселенского Православия, защитником многих народов от инославного порабощения. Одним из организаторов могущества и процветания Святой Руси стал, несомненно, Святой благоверный князь Александр Ярославич, любовно прозванный в народе Невским. О детстве князя, причинах его превращения в великого воина, дипломата, государственного деятеля рассказали мы в прошлом очерке. Сегодня наше повествование коснется начала его княжения, Промыслом Божиим совпавшим со сложным и вразумляющим значением борьбы Руси с инославием.

Теряясь в безконечно разнообразных и сложных явлениях всемирной истории, наш разум стремится в многообразии отыскать единство, в частностях - найти главную нить при объяснении событий, открыть причины различных явлений. В самом деле, вдумаемся, какая сила в XII веке возбудила, например, алтайских дикарей и двинула их из глубины Азии на наше Отечество в то же самое время, когда Запад, собравшись с силами и придвинувшись к нашим границам, грозно ополчился на Русь со своим духовным оружием? Ответ на этот вопрос можно найти в трудах Николая Яковлевича Данилевского, который считал, что «причины синхронистической связи столь разнородных событий нельзя, конечно, отыскать ближе, чем в том самом плане миродержавного Промысла, по которому развивается историческая жизнь человечества. В грозном могуществе монголов не противопоставил ли Он твердый оплот против разлива западного могущества? Монгольским игом не отделил ли Он нас надолго от всяких отношений с Западом, не приковал ли нас надолго к Востоку с целью охранить нашу народную самобытность, нашу духовную самостоятельность в такое время, когда мы еще не в силах были сами успешно защитить ее?»

О первом отпоре инославному вторжению в пределы Святой Руси - наш рассказ.

Миссианры-вероотступники

У новгородцев и прежде не раз были столкновения со шведами из-за Финляндии. Распространяя свое владычество и католическую веру, шведы становились все более и более опасными для Новгорода. Царствовавший в то время в Швеции король Эрих Эрихсон мало занимался делами, и все управление страной находилось в руках знаменитого Биргера. Он происходил из древней могущественной фамилии Фольконунгов. Близкое родство с царствующими домами Швеции и Норвегии давало этой фамилии огромное влияние и несметные богатства. Высшие должности в государстве принадлежали исключительно роду Фольконунгов. Ненасытное честолюбие и жадность были главными чертами этой фамилии. Биргер женился на сестре короля и за его бездетностью сам рассчитывал занять престол. Его выдающиеся способности позволяли питать столь гордые надежды. Со временем ему действительно удалось оказать своему отечеству безценные услуги. Он обезпечил спокойствие в стране, сокрушив силу рода Фольконунгов, производивших междоусобия, и отразил набеги внешних врагов, главным образом пиратов. С необыкновенною предусмотрительностью угадал Биргер место для столицы и основал Стокгольм на острове, лежавшем при входе в Меларское озеро, улучшил законы, исправил судопроизводство, не оставив без внимания даже нравы и домашний быт шведов. Отличаясь железною волей, не отступавшей перед злодеянием и коварством, он сокрушал все препятствия на пути своих реформ. Ненасытный честолюбец, великий герой и мудрый законодатель, он входил решительно во все и был во многих отношениях истинным благодетелем и преобразователем своего отечества. Но то был век, когда слава и популярность приобретались главным образом громкими военными подвигами. Биргер получил руку Ингерды за боевые услуги против сильного и честолюбивого Фольконунга Кнута Йога неона Долгого, похитившего было престол. За другой более славный подвиг, доставивший его отечеству большие торговые выгоды,- за освобождение Любека от нападения датского короля - он был облечен высоким званием ярла и получил бразды правления. Но для достижения конечной цели его честолюбивых стремлений ему нужно было прославиться каким-нибудь выдающимся предприятием. То был, как сказано выше, век крестовых походов. Совершить славный крестовый поход, приобрести славу героя веры и в то же время расширить пределы государства сделалось мечтою ярла. На восточных границах Финляндии происходили смуты по случаю насильственных поступков епископа Томаса. Назначенный главою новообращенных финнов, родом англичанин, он своей алчностью и жестокостью довел финский народ до крайней степени озлобления. Финны-язычники вступили в истребительную борьбу против епископа и совершали страшные неистовства. Они хватали миссионеров, выкалывали им глаза, забивали в голову гвозди, заливали горло растопленным свинцом, бросали в пропасти и на съедение зверям. Тогда папа повелел архиепископу упсальскому совершить крестовый поход против язычников-финнов и русских. Закипели сборы в давно желанный поход. Папа Григорий IX именем Всевышнего обещал прощение грехов всем участникам похода, а павшим в бою - вечное блаженство. Приготовления продолжались два года. В храмах раздавались горячие проповеди, призывавшие к участию в походе. Священники указывали народу на яркую комету, явившуюся на востоке от Швеции, как на указание свыше. «Туда спешите, братья! Вот вам небесная путеводительница к славе, к вечному блаженству!»

Призыв не пропал даром. Собралось многочисленное ополчение, к которому присоединилось множество искателей приключений и добычи. Шведы захватили с собою норвежцев и подчинившихся им финнов. Войско сопровождали «честные бискупы», множество духовенства, а во главе ополчения, «пыхая духом ратным», стал сам знаменитый ярл. Точно на турок во Святую землю, с пением священных гимнов, с крестом впереди, ополчение погрузилось на корабли. Переезд через Балтийское море к устью Невы совершился вполне благополучно. Нева стояла полною в своих зеленых берегах благодаря весенним дождям, и неприятельский флот гордо вступил в ее воды. Надеясь на многочисленность войска, Биргер рассчитывал прежде всего напасть на Ладогу и, «став здесь твердой ногой», ударить по Новгороду. Покорение Новгородской земли и обращение русских в латинство было конечною целью похода.

Остановившись при устье Ижоры, Биргер «загордевся», послал сказать Александру: «Выходи против меня, если можешь сопротивляться! Я уже здесь и пленю твою землю…» Но этот надменный вызов не смутил юного правителя-воина. Богатырские силы проснулись в нем. Он «разгорелся сердцем». Вот он - великий подвиг, на который зовет его священный долг. Враги идут терзать дорогую Родину и искоренять веру. Их много, но они - грабители, лишь прикрывающие свою алчность священным знаменем служения Богу. Многие из них сами не верят в правоту своего дела, а нечистая совесть - плохой союзник.

Святой Александр вспомнил слова Евангелия о том, что нет выше добродетели как положить живот свой за други своя, впитанные как говорится, с молоком матери. И те, которые получил, взрослея, когда принимал участие в рыцарских турнирах и на царских охотах.

Он позвал новгородцев на защиту Родины и Святой веры, объяснив, что это даст им необоримое мужество. Такое обращение вызвало единодушный порыв на святую брань. Александр Ярославич быстро понял, что внезапному нападению следовало противопоставить молниеносность отпора и хорошо рассчитанную быстроту действий. Медлить было не время. Враги не за горами, всего в каких-нибудь ста верстах от Новгорода. Ждать помощи неоткуда. С горстью отборных воинов он ударит врага и, уповая на Святую Троицу, сокрушит его…
«Жалостно и слышати, - пишет летописец, - яко отец его честный князь Ярослав Всеволодович не бе ведал такового встания на сына своего милаго».
Отдав необходимые приказания своим воинам, готовым к походу, Александр поспешил в соборный храм Святой Софии. Там святитель, окруженный смятенным и плачущим народом, умолял Бога даровать помощь правому делу. Упав на колена перед алтарем, Александр излил свою душу в горячей молитве.
«Боже хвальный и праведный! Боже великий и крепкий! Боже превечный! сотворивый небо и землю и поставивый пределы языком, и жити повелевый, не преступая в чужие части… И ныне Владыко прещедрый! слыши словеса гордого варвара сего, похваляющась разорити святую веру православную и пролити хотяща кровь христианскую, призри с небесе и виждь и посети нас винограда своего и суди обидящих мя, и возбрани борющимся со мною, и прийми оружие и щит и стани в помощь мне, да не рекут врази наши, где есть Бог их? Ты бо ее и Бог наш и на Тя уповаем!»
Принеся теплую молитву Всевышнему, Александр Ярославич принял благословение от владыки Спиридона и, утирая слезы, но с одушевленным и бодрым видом, вышел к своей дружине. Кратко, но исполнено силы и веры было слово, с которым юный герой обратился к дружине.
«Братья! Не в силе Бог, а в правде! Вспомним слова псалмопевца: сии во оружии, и сии на конех, мы же имя Господа Бога нашего призовем… Не убоимся множества ратных, яко с нами Бог!»
Настроение окружающих быстро изменилось. Святое одушевление князя передалось народу и войску. У всех явилась уверенность в торжестве правого дела. Бог не оставит Своей помощью благочестивого князя, возложившего на Него все упование. Горькое разочарование постигнет дерзких врагов, всуе будет их труд.

Боевое крещение
Между тем неприятели, не ожидая близкого отпора, бросили якори у устья Ижоры и предались отдыху после плавания. О нападении со стороны Александра они, очевидно, менее всего помышляли, как вдруг 15 июля 1240 года, в день памяти св. князя Владимира, просветившего Русскую землю святым крещением, Александр Ярославич явился близ места стоянки неприятелей.
Не забудем упомянуть, что князь со своей стороны принял все меры предосторожности. По его распоряжению за врагами наблюдал верный слуга Новгорода, начальник приморской стражи, ижорский старшина Пелгусий, названный во святом крещении Филиппом. Это был человек, со всем усердием принявший христианскую веру. Живя среди своих соплеменников, грубых язычников (ижоры - народ чудского племени), он свято исполнял заветы своей новой веры. Разведчику удалось высмотреть все расположение неприятельского войска и вовремя сообщить свои сведения Александру. Но Пелгусий имел открыть князю нечто еще более важное…
Вот отрывок из его рассказа, зафиксированный в летописи: «Всю ночь провел я без сна, наблюдая за врагами,- так говорил соратник, удалившись несколько в сторону с Александром. - На восходе солнца я услыхал на воде «шум страшен» и один насад с гребцами. Посреди насада стояли, положив на рамена друг другу руки, святые мученики Борис и Глеб, а гребцы, сидевшие в насаде, были «яко мьглою одеяни». И рече Борис: «Брате Глебе! вели грести, да поможем сроднику своему великому князю Александру Ярославичу». Увидав дивное видение и услыхав святых мучеников, я стоял «трепетом в ужасе», пока насад ушел «от очию».
Радостно забилось сердце героя при этом рассказе. В глубоком умилении, проникаясь уверенностью в Божией помощи, Александр тихо проговорил Пелгусию: «Не говори никому об этом, пока не увидим славы Божия».
Это было утром 15 июля 1240 года. Туман с восходом солнца понемногу рассеялся, и наступил день яркий и знойный. Солнце медленно и плавно восходило над горизонтом, даря нашим ратникам лучи надежды и славы. Враги ничего не подозревали… Их шнеки лениво покачивались на волнах, привязанные бечевами к берегу. По всему побережью ярко белели многочисленные шатры, и среди всех высилось златоверхое походное пристанище самого Биргера. Прежде чем враги успели опомниться, русские дружным натиском набросились на них. Как Божия гроза, впереди всех пронесся в средину врагов юный князь. Мгновение - и он увидал своего страшного врага. С неукротимой отвагой бросившись на Биргера, Александр нанес тяжкий удар по лицу,- «возложил ему печать на лицо», по выражению летописи. Русская дружина прошла, избивая смятенных неприятелей, через весь стан. Вражеское полчище бросилось к берегу и поспешило укрыться на корабли. Однако лучшая часть ополчения успела оправиться от внезапного удара, и в разных концах обширного лагеря закипел упорный бой, продолжавшийся до ночи.

Но дело врагов было уже проиграно безвозвратно. Новгородцы овладели боем. Искусно распоряжался молодой вождь, сумевший сохранить ясность соображения, направляя отряды своей дружины. Звучно раздавался его голос, наводя ужас на врагов. Храбрейшие из них были избиты. Оставшиеся в живых с наступлением ночи поспешили убрать с поля битвы наиболее знаменитых павших и «наполнив ими три корабля, с рассветом бежали.

Утром следующего дня на месте побоища виднелись разорванные шатры, разбросанные трупы и наскоро вырытые ямы, наполненные убитыми, которых, очевидно, пытались предать погребению.
Победа русских воинов под водительством князя Александра была столь неожиданна и решительна, что они, с чувством смирения, не осмеливались приписать ее своей храбрости, а были уверены, что вместе с ними ангелы Божий поражали неприятелей. С удивлением видели они на другой день множество неприятельских трупов на противоположном берегу Ижоры.

– Кто ж избил их там? - с недоумением спрашивали новгородцы. - Нас там не было…
При возвращении в Новгород Александр Ярославич радостно встречен был ликующим народом, но он прежде всего спешил в храм воздать горячую благодарность Богу.
«Благодарю Тебя, Владыко преблагий, славлю пресвятое Имя Твое, яко не оставил мя еси раба Твоего, и от враг наших избавил ны еси. Тии спяти быша и падоша, мы возстахом и исправихомся, - молился благоверный князь.
Как истинный христианин, Александр Ярославич скромно умалчивал о своих подвигах, но, как вождь, он спешил вознаградить своих подвижников. Ничто не ускользнуло от его зоркого взгляда. Лично распоряжаясь боем, он имел возможность видеть подвиги каждого, и сам охотно рассказывал о них, чтобы добрая слава его богатырей не умерла в потомстве. Летописец, рассказав все ему известное о ходе сражения, прибавляет: «Вся слышах от господина своего великого князя Александра и от инех, иже в то время обретошася в тон сечи».

- Уважая память Александра и желая почтить память его сподвижников, которых он сам признал достойными этой памяти, - справедливо говорит историк,- мы считаем непременною обязанностию привести этот рассказ теми почти словами, какими он передан в летописи, и тем более находим это необходимым, что рассказ сей, заключающий в себе частию разговор Александра, частню свидетельство других участников Невского боя, превосходно характеризует дух того времени.

- Здесь явились в полку Великого Князя Александра Ярославича шесть мужей храбрых, которые крепко мужествовали с Князем. Первый был именем Гаврило Олексич, он наехал на шнеку и, видя, что несут королевича под руки, взъехал до самого корабля по той же доске, по которой несли королевича, и когда, оттолкнувши лодку, сбросили его в море вместе с конем, то он снова бросился к кораблю и вступил в бой с самим воеводою и так крепко бился, что убил и воеводу, и бискула. Другой был новгородец Сбыслав Якунович; этот много раз въезжал в самыя густые полчища неприятелей с одним только топором и так безстрашно разсекал толпы противников, что все дивились его силе и храбрости. Третий Яков Полочанин, ловчий князя, со своим мечом один ударил на целый полк неприятелей и так мужественно и крепко поражал их, что сам князь похвалил его. Четвертый новгородец, именем Миша, собрав дружину соратников, пеший бросился в море и погубил три корабля шведов. Пятый был некто из младших воинов, по имени Савва, он наехал на большой златоверхий шатер королев и уронил его, подсекши столп, и тем возвестил победу полкам Александровым, которые, видя падение шатра неприятельского, возрадовались. Шестый мужественный воитель был слуга Александров Ратмир, сей пеший бился и погиб от ран, врубившись в толпу шведов"».
Потери новгородцев были весьма незначительны, всего двадцать человек. Так недорого обошлась славная победа! Нам невероятными представляются эти известия, «да и немудрено, - замечает историк, - им дивились современники и даже очевидцы».

Но православный человек знает, что может совершить беззаветная удаль и самоотверженная любовь к Родине, поддержанная небесным водительством! Успех русских много зависел от быстроты, неожиданности нападения. В страшном замешательстве и переполохе разноплеменные враги, обманувшись в своей надежде на богатую добычу и раздраженные неудачей, скорее всего, бросились избивать друг друга и продолжали кровопролитный бой между собою и на другом берегу Ижоры. Но более всего, без сомнения, победа зависела от личных достоинств вождя, который «бе побеждая везде, а непобедим николиже». Недаром современники и потомство дали Александру Ярославичу славное имя Невского. Его орлиный взгляд, его мудрая сообразительность, его юный энтузиазм и распорядительность во время боя, его геройская отвага и разумно принятые меры предосторожности, а главное - небесное содействие ему обезпечили успех дела. Он сумел воодушевить войско и народ.

Сама личность юного героя производила чарующее впечатление на всех, кто его видел. Незадолго до славной Невской победы в Новгород приходил магистр ливонский Андрей Вельвен, «хотя видети мужество и дивный возраст блаженного Александра, якоже древле царица южская прииде к Соломону видети премудрость его. Подобно тому и сей Андрияш, яко узре святаго великаго князя Александра, зело удивился красоте лица его и чудному возрасту, наипаче же видя Богом дарованную ему премудрость и непременный разум, и не ведяше како нарещи его и в велице недоумении бысть. Егда же возвратился от него, и прииде восвояси, и начат о нем поведати со удивлением. Прошед, рече, многи страны и языки, и видех много цари и князи, и нигде же такова красотою и мужеством не обретох ни в царех царя, ни в князех князя, яко же великий князь Александр».

Для объяснения тайны этого обаяния недостаточно указания только на отвагу и предусмотрительность. Одновременно с этими качествами в нем было нечто высшее, что неотразимо влекло к нему людей: на челе его сияла печать гения. Как яркий светильник, горел в нем явно для всех дар Божий. Этим-то все и любовались в нем. Прибавим к этому его искреннее благочестие. Подобно слову Божию о Немвроде, он также был воин «пред Господом». Вдохновенный вождь, он умел вдохновлять народ и войско. Всего ярче отражается светлый образ невского героя в летописях, написанных большею частью современниками. Каким теплым чувством, каким благоговением дышат их безыскусственные рассказы! Например, вот этот: «Как дерзну я, худой, недостойный и многогрешный, написать повесть об умном, кротком, смысленном и храбром великом князе Александре Ярославиче!» - восклицает автор. Изображая его подвиги, они сравнивают его с Александром Великим, с Ахиллом, с Веспасианом - царем, пленившим землю иудейскую, с Сампсоном, с Давидом, по мудрости - с Соломоном. Это не поэтическое сравнение. Все это подсказано глубоко искренним чувством. Подавленный страшным нашествием татар, русский народ инстинктивно искал утешения, отрады, жаждал того, что хотя несколько могло бы поднять и ободрить упавший дух, оживить надежды, показать ему, что не все еще погибло на Святой Руси. И он нашел все это в лице Александра Ярославича. Со времени Невской победы он сделался светлой путеводной звездой, на которой с горячей любовью и упованием сосредоточил свои взоры русский народ. Он стал его славой, его надеждой, его утешением и гордостью. Кроме того, он был еще так молод, так много предстояло ему еще впереди…
«Римляне побеждены и посрамлены!» - радостно восклицали новгородцы. Видя здесь пресекновение  посягательства Запада на русскую народность и веру. Здесь, на берегах Невы, со стороны русских дан был первый славный отпор грозному движению германства и латинства на православный Восток, на Святую Русь. А князь Александр стал для современников и потомков любимым героем - святым князем Невским

Михаил ЩЕРБАК, Главный редактор «Православной народной газеты»

(Продолжение следует)        



Источник: http://Православная народная газета
Категория: Дивен Бог во святых своих | Добавил: Mixail_Borisov (22 Янв 2013)
Просмотров: 2270 | Теги: Святой благоверный князь Александр | Рейтинг: 5.0/2
Поделиться:
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Категории раздела
Вначале было слово [3]
Мир мой даю вам [31]
материалы для тех кто уже воцерковлен
Православный хронограф [1]
События, факты комментарии, православные вести, новости епархиальной жизни
И свет во тьме светит [46]
Все миссионерские материалы.
Проповедь на паперти [19]
Литература, искусство, культура и православие
От избытка сердца [16]
Записки паломников, творчество наших читателей
Возвращение образа [10]
Православная педагогика, образование, основы православной культуры
Дивен Бог во святых своих [1]
Жития святых прошлых веков и современных
Подснежник [2]
Страница для православных детей
Дорогу осилит идущий [3]
Страница для юношества
Богословие в красках [0]
Иконопись, архитектура
В VK
Мини-чат
Почта
Логин:
Пароль:

(что это)

Сайт работает благодаря вашим пожертвованиям.

Форма для пожертвования:
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Душеполезное чтение"
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Возрождение"
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Форум клуба"

Общество друзей милосердия статистика
Besucherzahler femmes russes a marier
счетчик посещений
Сервер 'Россия Православная' Яндекс.Метрика Счетчик тИЦ, PR и обратных ссылок