Главная » Душеполезное чтение » Газета "Возрождение" » История и культура |
Пасхальный архетип в романе Ф.М. Достоевского «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
Православно-христианский характер классической литературы в настоящее время ни у кого не вызывает сомнений. Это своеобразие русской литературы означает то, что она всегда была пасхальной, спасительной и воскрешающей «мертвые» и грешные души. В наибольшей степени это относится к Ф.М. Достоевскому, в творчестве которого идея воскресения и спасения человека становится важнейшей и центральной идеей, начиная с первого романа его великого пятикнижия романа «Преступление и наказание» (1866). Сам Достоевский называет идею воскресения человека мыслью «христианской и высоконравственной»: «...формула ее - восстановление погибшего человека, задавленного несправедливо гнетом обстоятельств, застоя веков и общественных предрассудков»1. По мнению В.Н. Захарова, «у этой идеи Достоевского было несколько этапов воплощения. Первый - сознать человека в себе, найти человека в человеке. Второй восстановив человеческий облик, обрести свое лицо. И, наконец, сознав божеское в себе, преобразиться, стать человеком, живущим по Христовым заповедям»2. Таков путь многих героев Достоевского. Этот же путь проходит и главный герой «преступления и наказания» Родион Раскольников. При этом важно, что не каждый герой писателя идет по пути воскресения и возрождения, а лишь приходящий к вере и сохранивший в своей душе совесть «глас Божий». Отсюда вполне понятно, что И.А. Есаулов справедливо ставит в своих работах вопрос о наличии в поэтике Достоевского особого «пасхального архетипа» сюжетной схемы, ориентированной не на миф, а на Евангелие, составляющего общую особенность литературных произведений с христианской идеей воскресения3. Подобной «сюжетной схемой» романа «Преступление и наказание» служит евангельский эпизод о воскрешении Христом Лазаря, - последнем чуде, совершенным Спасителем в Его земной жизни. Этот отрывок из Евангелия от Иоанна читает Раскольникову Соня Мармеладова. Евангельский отрывок о воскрешении Лазаря почти полностью входит в текст романа, придавая ему глубокий философско-религиозный смысл. Включение его в произведение далеко не случайно, поскольку он не просто несет в себе идею возможного воскресения человека (Раскольникова), не просто утверждает пасхальный характер романа, весь роман становится реализацией данного архетипа. Сцена чтения Соней Евангелия ключевая в романе, это идеологический и философско-религиозный центр «Преступления и наказания». Она символизирует возможное воскресение Раскольникова - человека, вступившего на путь греха и погибели, но благодаря вере, христианской любви и смирению Сони Мармеладовой вставшего на путь воскресения и возрождения своей души. Соня, читая Раскольникову евангельский отрывок, верит всей душой в это чудо - воскрешение Спасителем Лазаря. Выслушав позднее исповедь Раскольникова, она видит только один выход - в покаянии и принятии страдания: «Страдание принять и искупить себя им, вот что надо». Покаяние - непременное условие очищения души. «Покаяние есть второе возрождение от Бога», утверждает ИсаакСирин4. Раскольников признается в убийстве, но уходит на каторгу не раскаянным в своей теории деления людей на «обыкновенных» и «необыкновенных». Гордость и безверие еще властвуют в его душе. Вместе с тем, на каторге, пройдя страдания и болезнь, герой с особенной силой ощущает свое состояние как величайшую муку. Только в эпилоге романа мы видим, как христианская любовь и смиренное долготерпение Сони помогли Раскольникову прийти к вере и стать на путь воскресения и возрождения. Герой Ф. М. Достоевского возвращается к жизни, первым проявлением которой становится любовь к Соне Мармеладовой. «Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого», пишет Достоевский о своих героях. Держа в руках Евангелие, Раскольников размышляет в конце эпилога: «Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями?» Православно-христианские идеи Достоевского, воплощенные в глубоко духовном романе «Преступление и наказание», оказались неизмеримо шире его социально-психологической проблематики. Свидетельство этому - пасхальный архетип произведения, в процессе реализации которого «Преступление и наказание» становится романом, содержащим основополагающую идею русской литературы, идею воскресения и возрождения человека. Ольга Васильевна МИХЕЕВА,
кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы МарГУ
Читайте также: ПАСХА. Светлое Христово Воскресение О том, что полезно и спасительно частое Причащение Святых Тайн Годичный круг Церковных праздников. Светлое Христово Воскресение | |
Просмотров: 12672
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |
| |
Категории раздела
Литературная страничка [12] |
Державное строительство [3] |
Книжное обозрение
[2]
Раскрывает перед читателем широкую панораму книжного дела в современной России, знакомит его с новинками православной литературы и периодики, рассказывает о насущных проблемах и планах церковного книгоиздательства. Надеемся, что новая рубрика предоставит читателю много интересной и полезной информации.
|
Исторический календарь [6] |
Церковный словарь [2] |
Традиции и современность [14] |
Свет православие
[10]
Православные праздники и не только...
|
История и культура [16] |
Русское слово [13] |
Из истории русской эмиграции [6] |
Из жизни клуба "Возрождение" [2] |
Воинский подвиг [1] |
Клубная страничка [2] |
Славянскiй мiръ [2] |
Царский крест [4] |
Из истории Марийского края [4] |
Дни славянской письменности и культуры [1] |
Нам пишут [2] |
В соц. сетях
Почта
Мини-чат
Поделиться в соц. сетях:
Сайт работает благодаря вашим пожертвованиям. | ||
Наши друзья |
![]() |
![]() |
InetLog.ru |
|
|||||
![]() |
|
![]() |