Главная » Душеполезное чтение » Культура и искусство » Общие вопросы культуры

Русские сказки как обществоведческие пророческие трактаты

Обществоведческий смысл «Василисы Прекрасной» …

Старшие поколения стремятся оставить своим потомкам свой опыт, свои открытия в различных областях знаний, свою веру, свои предчувствия и пророчества, свои нравственные принципы и мораль, свою идеологию, законы и правила взаимоотношения с окружающим миром. По этой причине люди исстари писали, пишут и будут писать впредь: трактаты, исследования, наставления, монографии, пророчества, притчи, былины, пословицы, поговорки и сказки.

В разных культурах формы изложения знаний, наставлений, поучений, откровений и житейского опыта могут носить разный характер. В некоторых культурах эти изложения более строги и сухи, в других - более красочны, более символичны. Характер изложения трактата также зависит и от того, на кого направлен данный письменный труд. Когда в античные и средние века дело касалось прогнозов и откровений, направленных в далёкое будущее, и включающих в себя качественно новые понятия, как, например, для средних веков понятия: самолёт, танк, подводная лодка, электричество, атомная энергия; авторы трактатов излагали их для своих сограждан, естественно, не так, как сейчас эти вещи объясняют старшеклассникам в школах. Средневековые и античные читатели из таких объяснений ничего бы не поняли.

Да и сегодня есть математика, излагаемая в высшей школе в своих естественных сущностях, а есть популярная математика для начинающих, излагаемая по-другому.

Этими соображениями объясняется и характер изложения «Откровений» Иоанном Богословом. Для примера рассмотрим часть содержания 9-й главы «Откровения», стихи с 7 по 11:

«По виду своему саранча была подобна коням, приготовленным на войну; и на головах у ней как бы венцы, похожие на золотые, лица же её - как лица человеческие; И волосы у неё - как волосы у женщины, а зубы у неё были как у львов; На ней были брони, как бы брони железные, а шум от крыльев её - как стук от колесниц, когда множество коней бежит на войну; У неё были хвосты, как у скорпионов, и в хвостах её были жала; власть же её была - вредить людям 5 месяцев».

Современному человеку ясно, что буквально понимать приведённый текст «Откровения» наивно. В нём, скорее всего, идёт речь об индивидуальных летательных аппаратах для существ, вышедших из качественно других сред обитания. Так же нельзя буквально понимать образ великой блудницы, образ зверя, выходящего из воды, и многое другое из «Откровений». Об этой особенности повествования Иоанн Богослов предупреждает в самом начале «Откровений», когда поясняет, что под звёздами, которые держит Дева, имеются в виду 7 христианских Церквей.

Такой же подход к изложению материала о будущем, как в «Откровениях», используется и в сказках, но современные искусствоведы и культурологи этого не хотят понимать и замечать. Они смотрят на сказки, как на чтиво только для детей. Они охотно трактуют труды современных писателей, фантастов, других деятелей искусств. Старательно ищут, что автор хотел сказать и чего - не хотел. По заказу перетолковывают много раз одни и те же фильмы, литературные и публицистические труды, картины и инсталляции. В нынешних условиях бытования литературы и искусств автору нет нужды особенно напрягаться и проникать в глубокие связи явлений мира. Ему достаточно навалить в общественном месте какую-нибудь кучу из железа, разбитых унитазов и старых рам, встать в позу и смотреть, как искусствоведы ходят вокруг его кучи, морщат лбы, пытаясь родить сколь-нибудь содержательную мысль. Но русские сказки для них не представляют интереса. Они будут перетолковывать поделки современных околонаучных фантастов, но они не будут вникать в откровения русских сказок.

В старые добрые времена, однако, люди в большинстве своём более ответственно подходили к тому, о чём и как они думают, говорят и пишут; несут ли они людям пользу, правду, важные знания и серьёзный общественный опыт или нет.

 

Русская сказка «Василиса Прекрасная» и её обществоведческий смысл

Рассмотрим обществоведческое пространство русских сказок на примере сказки «Василиса Прекрасная».

Краткое содержание сказки таково: Жил-был купец с женою и дочерью Василисой Прекрасной. Жили - не тужили. Но вот жена умирает, и оставляет дочери куклу, но куклу не простую. Купец приводит в дом мачеху с дурным характером и с двумя дурными дочерьми, которые несколько старше Василисы. Жизнь Василисы становится тяжёлой, но ей помогает кукла, благословение и память матери. Мачеха со своими дочерьми выгоняет Василису из дома к Бабе-Яге. Василиса проходит через многие испытания, но возвращается не к мачехе, а устраивается у доброй старушки. И вскоре выходит замуж за Царя.

 Переходим непосредственно к рассмотрению текста сказки.

«В некотором царстве жил-был купец, 20 лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было 8 лет». В этих строках сжато и символично излагается общественно-экономическая ситуация жизни Василисы Прекрасной. Отец - символ власти. Он - купец, из этого следует, что власть в целом в стране - финансовая и торгово-закупочная. Мать Василисы олицетворяет духовную сторону жизни, а кукла - символ веры и взаимодействия с действительностью. Веру надо лелеять и беречь с детства. Смерть матери говорит о том, что духовная атмосфера в стране по сути своей резко изменилась, и стала более меркантильной, направленной больше на материальные потребности. Цениться в стране начинают уже больше люди приземлённого меркантильного типа. Данная общественная направленность обозначилась в русской жизни уже со времён царствования Алексея Михайловича, отца Петра I-го.

 «Умирая, мать призвала дочь к себе, вынула из-под одеяла куклу, отдала её и сказала: «Слушай, Василисушка! Помни и исполни последнее моё слово. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги её всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у неё совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью». Мать поцеловала дочь и умерла».

Кончина матери - это символ расставания русских с материнской верой. Предсмертная речь матери-веры богата смысловым содержанием. Хоть дочь и оставляет свою мать, но мать-вера не оставляет свою дочь - Россию, и наказывает ей беречь духовную сокровенную связь с ней. В предупреждении матери, «никому не показывать свою веру», звучит наставление о том, что наступят тяжёлые времена, когда веру придётся исповедовать тайно. При господстве денег, выгоды и торговли истинной вере также будет нелегко. В истории России так и произошло в 19-21 веках. Хотя в 20-м веке Церковь была отделена от государства, но тайная сокровенная связь со Христом и Церковью у народа продолжалась. Церковь продолжала молиться за Россию и помогать стране в трудные времена и молитвой и делом, например, во время войны.

После смерти жены купец стал подумывать о новой женитьбе. «За невестой дело не стало, но больше всех по нраву пришлась одна вдовушка. Она была уже в летах, имела своих двух дочерей, - стало быть, и хозяйка и мать опытная». Очень деловой подход, можно сказать, подход бизнесмена, таких сегодня - хоть пруд пруди. Вдовушкой для российских дельцов, купцов и новых аристократов уже в 18-м веке явилась дряхлеющая Европа, опытная интригантка, умеющая считать чужие деньги, хозяйка и мать только для своих детей. Так было и в 19-м и 20-м веке. Среди дочек этой вдовушки можно, прежде всего, назвать СМИ и идеологию революций, разрушения, наживы, потребления, жизни за чужой счёт (часто завуалированной).

 

Жизнь Василисы при мачехе

Купец женился на стареющей европейской системе, но не нашёл в ней доброй матери для своей Василисы. Это мы теперь знаем доподлинно. Василиса Прекрасная была первая на всё село (Вселенную) красавица, мачеха и сёстры завидовали её красоте. Её красота и стала причиной её мучений. Мучили её множеством работ, чтобы она от чрезмерного труда потускнела, похудела, занемогла. Василиса всё переносила безропотно и с каждым днём всё хорошела и полнела, постепенно становясь шестой частью земной суши. Подтверждением может служить царствования Николая 1-го, Александра 2-го, Александра 3-го и Николая 2-го. Несмотря на происки декабристов, либералов, террористов, народовольцев, покушавшихся с помощью западных идеологий и приёмов на всех названных царей и строй России, Россия постепенно набирала культурную, промышленную, образовательную и военную мощь, увеличивала темпы развития. Примеров этому много, смотрите справочники 19-го века. В 20-м веке Россия стала второй сверхдержавой.

Как и мачеха с дочками, так и иноверные и инославные элементы в российском обществе в 18 - 19 веках всегда занимали привилегированное положение. В этом отношении и в 20-м веке изменения были невелики.

Василисе же Прекрасной помогал подарок матери - вера и средство связи с ней , а России - также чувство национального духа, который особенно проявился в Великую Отечественную войну. Важная деталь: Василиса приносила жертвы ради веры, будущего и духовной поддержки. Русский народ приносил жертвы ради будущего страны и укрепления национального духа, который есть в значительной степени проявление Духа Божия.

«Василиса сама, бывало, не съест, а уж куколке оставит самый лакомый кусочек, и вечером, как все улягутся, запрётся в чулане, где жила, и потчует её, приговаривая: «На, куколка, покушай, моего горя послушай» «Живу я в доме у батюшки, не вижу себе никакой радости; злая мачеха гонит меня с белого света (здесь Василиса раскрывает смысл политики мачехи относительно России). Научи ты меня, как мне быть и жить, и что делать? Куколка покушает, да потом и даёт ей советы и утешает в горе, и работу выполнит».

На Руси и в России много было старушек, которые несли в храмы последние свои пожитки, последние копейки и куски хлеба; испрашивали помощи Божией, праведников и святых молитвенников для сохранения России. И в нашей истории было много событий, которые иначе нельзя определить, как чудо. Разве не чудо, что Россия не распалась в первой трети 20-го века и в значительной степени сохранилась в конце того же века? Разве не чудо, что голодные ленинградцы отстояли свой город, и вся страна победила фашистов?

Шло время, и Василиса стала невестой. Женихи присматриваются к ней, а на мачехиных дочерей не смотрят. Мачеха злая, пуще прежнего, всем женихам отвечала: «Не выдам меньшой прежде старших!» Проводя женихов, побоями вымещала зло на Василисе.

«Однажды купцу понадобилось уехать из дому на долгое время по торговым делам. Мачеха перешла на житьё в другой дом. А возле этого дома был дремучий лес, а в лесу на поляне стояла изба, а в избе жила баба-Яга, никого она к себе не пускала, и ела людей, как цыплят. Перебравшись на новоселье, мачеха то и дело посылала за чем-нибудь в лес ненавистную ей Василису. Василиса всегда возвращалась домой благополучно, куколка указывала нужную дорогу и не допускала её к избе бабы-Яги».

Этот абзац говорит уже о том времени в России, когда финансовые и рыночные интересы власть предпочтёт духовным и культурным интересам страны полностью, когда власть в стране фактически перейдёт в руки западно- ориентированных авторитетов, к тем властно-элитным кругам, которые тяготеют к публично закрытой геополитической власти. Закрытость этой власти олицетворяет дремучий лес, в котором находится изба бабы-Яги, сам образ бабы-Яги и другие детали, о которых речь будет ниже. Переезд власти из одного дома в другой - вполне реальные события нашей истории. Я не удивлюсь, если изба бабы - Яги окажется белой и новый дом мачехи - тоже белый. Впрочем, перемена властью своего местоприбывания, характерная особенность властей, тяготеющих к разрушению национального уклада России. Достаточно вспомнить переезд власти при Петре I и при Ленине.

Дремучий лес в сказке также олицетворяет те моральные, политические и правовые джунгли, в которые старались поместить традиционную Россию прозападно ориентированные политические круги. Мы не будем сейчас обсуждать вопрос о том, какие фонды и какие страны олицетворяет собой избушка бабы-Яги. Указание на то, что Яга ела людей, как цыплят, на дипломатическом языке означает: устраивала частые провокации и локальные войны в различных местах.

Далее в сказке сообщается: «Пришла осень». Ясно, что осень не может быть символом улучшения политического и нравственного климата в стране.

«Мачеха раздала всем девушкам вечерние работы: одна должна была кружева плести, другая - чулки вязать, а Василису заставила прясть. Погасила огонь во всём доме, оставила только одну свечку там, где работали девицы, а сама легла спать». Погашение огня в доме - это символ кризиса в России, причем не стихийного, а осуществлённого по воле власти - «мачехи». Показательно также и то, как мачеха раздала работы своим дочерям: «плести кружева» это задача СМИ, «вязать чулки» - тоже понятно, что это такое, если вспомнить, что раньше в чулках хранили деньги и другие ценности. Василису же заставила прясть, чтобы обеспечить себе и своих дочерей одеждой, одеялами и другими средствами защиты и безопасности.

«Одна их мачехиных дочерей взяла спицу, чтобы поправить светильник, но по приказу матери потушила свечу. «Что нам теперь делать? - заговорили девушки. - Огня нет во всём доме, а уроки наши не кончины. Надо сбегать за огнём к бабе-Яге». В геополитическом смысле это значит - отправить Россию на поклон к международным финансовым фондам и силам. Девицы некоторое время попререкались, изображая демократию, но в итоге к Яге пришлось идти Василисе, её вытолкали из горницы, плетя кружева лжи и обмана. Потухший огонь здесь отображает собой ещё и тот факт, что прежние ориентиры и цели в России потухли, Василису отправили за новыми указаниями, ориентирами и идеалами. Можно отметить ещё одну непустую деталь: темнота дочкам мачехи подходит больше, чем Василисе; они предпочли темноту, а Василиса предпочла идти искать огонь, чем сидеть в темноте. В самом деле, Россия себя без светлых ориентиров чувствует весьма неуютно. Ей нужны идеалы, пусть даже несбыточные. Показательно, что мачехины дочки, истые почитательницы свободы, вслед Василисе закричали: «Тебе огонь надо брать у бабы-Яги, ступай к Яге!».

«Василиса поставила перед куколкой ужин и сказала: «На, куколка, покушай и моего горя послушай: меня посылают за огнём к Яге; баба-Яга съест меня!» «Не бойся Василисушка! - сказала куколка, - «Ступай, куда посылают, только меня держи всегда при себе. При мне ничего не станется с тобой». Василиса собралась, положила куколку в карман и, перекрестившись, пошла в дремучий лес».

 

Жизнь Василисы при бабе-Яге

«Идёт она и дрожит. Вдруг скачет мимо её всадник, сам белый, одет в белое, конь под ним белый, и сбруя на коне белая, на дворе стало рассветать. Идёт она дальше. Скачет другой всадник: сам красный, одет в красное и на красном коне, стало восходить солнце. Василиса прошла всю ночь и весь день, только к следующему вечеру вышла на поляну, где стояла изба бабы-Яги; забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские, с глазами; вместо дверей у ворот - ноги человечьи, вместо запоров - руки, вместо замка - рот с огромными зубами. Василиса обомлела от ужаса и встала как вкопанная. Вдруг едет опять всадник: сам чёрный, одет в чёрное и на чёрном коне; подскакал к воротам бабы-Яги и исчез, как сквозь землю провалился. Настала ночь. Но темнота продолжалась недолго: у всех черепов на заборе засветились глаза, а на всей поляне стало светло, как среди дня. Василиса дрожала от страха, но, не зная куда бежать, оставалась на месте».

Василиса, как и народ в целом, естественно испытывает страх перед неопределённостью и неведомым.

Образ всадников, белого, красного и чёрного, сегодня для нас уже не составляют большой загадки. Это образы революций в России. Белая - это дворянская революция, начатая расколом русского общества при Петре I-м, возникновением либеральных и масонских, тайных и явных лож и союзов, и достигшей своего апогея в восстании либералов - декабристов, подорвавших духовное и государственное здоровье страны.

Красный всадник в особых комментариях не нуждается, вспомним Л. Троцкого-Бронштейна, В. Ульянова-Ленина, Рузского, Корнилова, Урицкого, Землячку, Бела Куна, Котовского, Дзержинского, Тухачевского и многих других, прямых и переносных всадников.

Чёрный всадник - это образ той силы, которая пока ещё только надвигается. И мы, как и Василиса, пока не знаем куда идти и что делать. Следует отметить, что промежуток времени между белым и красным всадниками было всего от утра до полудня. И мы знаем, что белая и красная революции сменили друг друга достаточно быстро, между ними было меньше века. Промежуток времени между красным и чёрным всадниками был заметно больше, более суток. Между красным всадником и настоящим временем уже прошёл век. Сказка нам говорит, что пойдёт ещё не меньше века, пока появится чёрный всадник, который, скорее всего, окажется всадником всемирных потрясений. Сегодня важно это отметить.

Рассматриваемый нами отрывок русской народной сказки интересен ещё и описанием места жительства бабы-Яги. В описании его часто попадаются такие словосочетания: человечьи кости, черепа людские с глазами, ворота с человечьими ногами, запоры-руки, замок - рот с зубами. Сегодня мы понимаем, что все эти образы говорят о том, что жилище тёмной силы, бабы-Яги, было хорошо роботизировано. Людские скелеты с черепами и глазами - это экзаскелеты и экзакостюмы для слуг бабы-Яги или вообще роботы-андроиды, которые мы уже сегодня можем наблюдать на выставках и на некоторых производствах. Ворота с человечьими ногами, запоры-руки, замок - рот с зубами - это всё роботизированные устройства, управляемые диспетчером.

Понятно, что людям 17-18 веков писать о роботах, как об информационно-технических системах, было бесполезно; и описание их в сказке носит символический образный характер, на уровне тех образов, которые мог воспринять и понять человек того времени.

«Скоро послышался в лесу страшный шум: деревья трещали, сухие листья хрустели; выехала из лесу баба-Яга (в ступе сидит пестом погоняет, помелом след заметает). Подъехала к воротам, и обнюхав вокруг себя, закричала: «Фу, фу, Русским духом пахнет! Кто здесь?»

Эту фразу бабы-Яги можно встретить не только в её публичных заявлениях, но и во многих перестроечных газетах и телевыступлениях, как и в зарубежных, и либеральных российских СМИ и в выступлениях патентованных либералов сегодня. Их отношение к русским и России одного духа с духом бабы-Яги. Рассматриваемая реплика Яги является типично западэнской и со всей очевидностью говорит, что Яга воспринимает Василису, прежде всего, не как просто девушку, но как носительницу национального духа России и русского народа. И в этом очевидное обществоведческое звучание и значение рассматриваемой нами русской сказки и свидетельство того, что Василиса - это символ русскости и России. Разница между бабой-Ягой и ныне действующими ворчливыми чёрными силами в России состоит только в том, что баба-Яга выражает свою геополитическую неприязнь ко всему русскому гораздо более откровенно, чем это делают сегодня «смердяковы» в России, если использовать словесную находку Ф.М.Достоевского.

Василиса сказала: «Это я, бабушка. Мачехины дочери послали меня за огнём к тебе. «Хорошо, - сказала Яга, - знаю я их, поживи ты наперёд да поработай у меня, тогда и дам огня; а коли нет, так я тебя съем!» Выразительный пример взаимовыгодных отношений и общечеловеческих ценностей в понимании тех, кого олицетворяет собой Яга.

«Потом, обратившись к воротам, она воскликнула: «Эй, запоры мои крепкие, отомкнитесь, ворота мои широкие, отворитесь!» Ворота отворились, и Яга въехала, посвистывая, за ней вошла Василиса, потом всё заперлось». Всё это говорит о высокой степени технического оснащения жилища Яги. Василиса попала в плен, Яга надавала ей кучу заданий и определила жёсткие сороки.

«Василиса зажгла лучину от тех черепов, что на заборе, и начала таскать из печи и подавать Яге в изобилии разные кушанья. Та всё съела, а Василисе оставила только щец немного, краюшку хлеба да кусок поросятины. (Очевидный пример реального воплощения западных идей комфорта и достатка для золотого миллиона). Стала баба-Яга спать ложиться и говорит: «Когда завтра я уеду, ты смотри - двор вычисти, избу вымети, обед состряпай, бельё приготовь да пойди в закрома, возьми четверть пшеницы и очисть её от шелухи. Чтобы всё было сделано, а не то - съем тебя!» Достаточно красноречивое представление места России в мировом распределении труда, по мнению баба-яговистов.

После этого баба-Яга захрапела, а Василиса помолилась и пообщалась со своим ангелом-хранителем - куколкой. Куколку также можно рассматривать, как миниатюрного робота-андроида, связанного не только с человеком, но и с духовным миром.

«Раненько проснулась Василиса, а баба-Яга уже встала, выглянула в окно; у черепов глаза потухают; она вышла во двор, свистнула, перед ней явилась ступа с пестом и помелом. Яга села в ступу и выехала со двора. Осталась Василиса одна, осмотрела дом Яги, подивилась изобилию во всём и остановилась в раздумье: за какую работу браться прежде. Глядит, а вся работа уже сделана; куколка выбирала из пшеницы последние зёрна чернушки. Василисе осталось сделать обед».

Из этого отрывка нашей сказки следует, что в нём идёт речь о временах ещё не насупивших для нас. Баба-Яга пользуется индивидуальным средством передвижения, которое совершеннее сегодняшних. Оно - невелико, помещается на дворе, перемещается и по земле и по воздуху, просто в управлении, достаточно помела и песта. Для нас также важно и то, что у Василисы есть тоже мощное несимметричное, но эффективное, средство, которое вместе с верой, даёт ей возможность противостоять идеологическому и политическому самодурству Яги.

Появления белых, красных и чёрных коней и всадников при покидании Ягой избы и при возвращении её говорят о том, что Яга очень педантична, что крупные общественные потрясения в мире непременно связаны с ней и с ними, и что встречи с Ягой очень опасны. Педантизм - это то качество, которое особенно присуще деятелям с западным менталитетом.

«Василиса встретила Ягу. «Всё ли сделано?» - спросила Яга. «Изволь посмотреть сама, бабушка!» - молвила Василиса. Яга осмотрела всё, подосадовала, что не за что рассердиться, и сказала: «Ну, хорошо».

То, что Яга подосадовала, что не за что рассердиться, весьма примечательно.

Сегодня наш народ тоже ставят в очень трудные условия жизни: дефолты, кризисы, инфляции, ужесточения требований со стороны всяких внешних фондов. Международные организации и союзы ищут повод, чтобы оклеветать нас, предъявить нам претензии и учинить санкции против нас. Но наш народ проявляет стойкость и не поддаётся на провокации. Это всё злит Ягу, её прессу и её идеологов. Символический смысл этого абзаца говорит нам о том, что если мы сохраним живую связь с верой и заветами предков, сохраним самообладание, будем находить несимметричные ответы на западные выпады, мы разоружим наших противников и будем непобедимы.

«Верные мои слуги, сердечные мои други, смелите мою пшеницу!» - крикнула Яга. Явилось 3 пары рук, схватили пшеницу и унесли вон с глаз. Баба-Яга наелась, стала ложиться спать, и вновь надавала Василисе ворох наказов, а та пошла на совет с куколкой.

Стоит задуматься, почему волю Яги исполняют именно 3 пары рук, а не 3 шустрых волка или 3 медведя, или 3 лисы? Куда естественнее для читателя 17-19 веков воспринимались в образе лакеев звери или люди, нежели одни только руки. Ан, нет, образ лакеев в сказке более абстрактный и более кибернетический. Одно это говорит, что образы этой сказки и других русских сказок куда глубже бытового уровня понимания. Три пары рук являются характеристикой уровня жизни и уровня технического развития эпохи чёрного всадника.

Наутро повторился педантичный уклад жизни бабы-Яги: она уехала, Василиса с куколкой принялись за работу. По возвращении Яга вызвала 3 пары рук, и те приготовили ей масло. Она вновь наелась до отвала. Василиса молчала. Старуха спросила Василису: «Чего ты не говоришь со мной? Стоишь, как немая. Спрашивай, только не всякий вопрос к добру ведёт: много будешь знать скоро состаришься».

«Я хочу спросить тебя, бабушка, только о том, что видела, когда шла к тебе, меня обогнал белый всадник на белом коне в белой одежде?» «Это мой день ясный» - сказала Яга. «Потом меня обогнал красный всадник в красном на красном коне?» «Это моё солнышко красное», - ответила Яга. «А что значит всадник, который обогнал меня у самых ворот твоих?» «Это ночь моя тёмная - все мои слуги верные!»

Здесь нам надо отметить два важных обстоятельства. Конечно, Василиса помнила своей молодой памятью, в какое время кто из всадников её обогнал. Она помнила, что один обогнал утром, другой - в полдень, третий - поздним вечером. Но Василису только такие представления о всадниках, очевидно, не удовлетворяли, иначе бы она вопросов на их счёт Яге не задавала. Василиса понимала, что всё не так наивно просто с бабой-Ягой, поскольку она и до личной встречи имела представление о Яге из многочисленных рассказов, и боялась её. Василисе надо было проверить, будет ли Яга врать и дипломатически уползать от правдивого ответа. Последнее довольно свойственно западной дипломатии. Но Яга всё же проговорилась, сказав, что они все её слуги верные. Василиса наша суть дела разгадала. Вопросы Василисы ясно показывают, что Василиса пришла к бабе-Яге не для того, чтобы тупо взять то, что соизволит дать Яга, ей важно было разобраться. Всякому православному человеку ясно, что солнце не может быть верным слугой тёмных сил, сил Бабы-Яги. Солнце появляется над землёй в принципе не для того, чтобы пожирать людей, а для того, чтобы поддерживать жизнь в целом и жизнь людей - в частности. Такие категории и явления, как Солнце и баба-Яга, - категории разных духовных вселенских масштабов. Отсюда также ясно, что верные слуги Яги, её всадники не могут быть одновременно олицетворением света и солнца и олицетворением верного служения людоедки. Баба-яга явно врала.

«Что же ты ещё спросишь? - сказала старуха и продолжила - Я не люблю, когда спрашивают о дворе и выносят сор из избы, очень любопытных я ем». Тем самым Яга сообщила, что у неё рыло в пуху, что для нас сейчас не является тайной. Затем Яга сказала: «Теперь я тебя спрошу: как успеваешь ты исполнять всю работу, которую я задаю тебе?» «Мне помогает благословение моей матери» - ответила Василиса. «Так вот что! Убирайся от меня, благословенная дочка! Не нужно мне благословенных». Здесь полностью раскрывается духовное содержание сил бабы-Яги и её верных слуг, противников русского духа.

 

Возвращение домой

Вытащила Яга Василису из горницы и вытолкала за ворота - дипломатия закончилась, Яга ещё раз, предметно, оголила своё сущностное нутро относительно русского духа. Но вспомнив о своих сатрапах, сняла с забора череп с горящими глазами, отдала его Василисе, сказав: «Вот тебе огонь для мачехиных дочек, они ведь за огнём тебя прислали».

К вечеру другого дня Василиса добралась до своего дома. Из черепа послышался глухой голос: «Не бросай меня, неси к мачехе». В окнах дома света не было. Впервые встретили её ласково и рассказали, что с той поры, как она ушла, у них света в доме не было; сами высечь огонь они никак не могли, а огонь от соседей тоже гас, как только входили с ним в горницу.

Мачеха внесла череп в горницу, глаза черепа постоянно глядели на мачеху и её дочерей. К утру глаза черепа сожгли мачеху с её дочерьми. Другими словами мачеху и её дочерей уничтожила та идеология, которой они и поклонялись. Василису тот вредный идеологический огонь не тронул.

Эти абзацы сказки-пророчества для нас поучительны и назидательны. Во-первых, важные слова самих мачехиных дочек о том, что без Василисы они всё время сидели без огня и ничего путного сделать не могли. Другими словами, либерально-болтливые почитатели бабы-Яги не являются созидателями, они ничего другого не могут делать, кроме как порочить, критиковать, предъявлять претензии другим, в частности, русским и Василисе Прекрасной. Во-вторых, бездарные почитатели не нужны даже бабе-Яге, она расправляется с ними без тени сожаления. В-третьих, Россия не погибнет и вернётся к своим корням, родному очагу, возвратившись из общечеловеческого дремучего рая-леса. В- четвёртых, враги русского духа, те самые «фу-фу», сами себя изничтожат, змея сама себя съест.

«Поутру Василиса зарыла череп, заперла дом на замок, и устроилась на житьё к одной старушке; живёт себе и поджидает отца. «Скучно мне сидеть без дела, бабушка, хочу прясть» - сказала Василиса. Бабушка купила льну хорошего, Василиса села за дело. Куколка помогла соткать полотно. Весной полотно выбелили. Василиса говорит бабушке: «Продай полотно, а деньги возьми себе». Старушка взглянула на полотно и ахнула: «Нет, дитятко! Такого полотна, кроме царя, носить некому, понесу во дворец». Царь увидел и спросил: «Что тебе, старушка, надобно?» «Ваше царское величество, - молвила старушка, - я принесла диковинный товар; никому, кроме тебя, показать не хочу». Царь увидел полотно, подивился. «Что хочешь за него?» «Ему цены нет, царь-батюшка! Я тебе в дар принесла». Поблагодарил царь и отпустил старушку с подарками.

Символический смысл этой части повествования тоже в обществоведческом плане очень содержателен. После самоуничтожения разрушительных революционных сил, Россия вернётся к традиционным формам жизни, в России возникнут своеобразные технологии и ремёсла. В России восстановится монархия. Всё это очень хорошо согласуется с пророчествами Серафима Саровского, Иоанна Кронштадтского и иеромонаха Авеля (Васильева).

Царь позвал старушку и сказал: «Умела ты напрясть и соткать, умей из него и сорочки сшить». «Не я, государь, пряла и соткала полотно. Это работа приёмыша моего - девушки». «Ну так пусть и сошьёт она». Василиса вскоре сшила дюжину рубашек. Как увидел царь Василису Прекрасную, так в неё и влюбился. Сыграли свадьбу. Союз в любви между царской властью и Россией Прекрасной - залог долгой ладной жизни в нашей стране в обозримом будущем.

Скоро воротился и отец Василисы, и остался жить при дочери. Василиса взяла к себе старушку, а куколку до конца жизни носила при себе.

Итак, Россия снова почувствовала свою силу, достоинство и радость жизни, будучи повенчанной с помазанником Божиим, вернувшись к своей вере, традициям, сохранив и восстановив народное единство.

 

Заключение

Мудрых и пророческих сказок в русском народе бытует много. В сборнике «Русские сказки» А.Н. Афанасьева есть и другие поучительные сказки для сегодняшних россиян, например, «Притворная болезнь», «Иван Быкович», «Правда и кривда», «Шабарша», «Жадная старуха» или «Птичий язык».

Кто-то может сказать, что найденные автором параллели между событийными ситуациями в сказке и событиями русской истории случайны. Но это не так. Такое большое число найденных параллелей нельзя объяснить случайностью. В математической статистике показано, что событие, вероятность которого не больше (3 х 10 в минус 2-й степени), практически не наступает. Вероятность того, что в нашем случае все найденные параллели случайны, равна (10 в минус 21-й степени), т.е на 19 порядков меньше, практически не наступающей ситуации.

В заключение хочу посоветовать любителям предъявлять претензии русскому народу и ставить ему в пример иноверцев: «Читайте русские народные сказки, но читайте их не для развлечения, а для вразумления». Сказки помогут лучше понять русский народ, понять, что все дела без веры и Бога - тщета. Для того чтобы русский народ мог действительно сделать серьёзные продвижения в общественной жизни, он, прежде всего, должен вернуться к своей вере, Богу и любви. А к Богу он не может вернуться, не научившись молиться. Ни в советской школе, ни в современных рыночных школах его молиться не учат, и даже - наоборот. Сегодня реальная духовная общественная сила в России - это те, кто умеют молиться. А умеют молиться, прежде всего, священники, их этому учили и в семинариях, и в академиях. Созидать и намаливать Русскую Православную Церковь и Россию, прежде всего, должны монахи и священники вместе с пока ещё не умеющими молиться русскими и нерусскими людьми.

Надо учиться и любви, учиться и у Василисы Прекрасной. Порядок в быту и в головах происходит от любви, а не от внешней силы, законов и правовых актов. Не будет в России любви - не будет ни порядка, ни жизни, ни экономической, ни политической силы и воли. Силовой порядок - другого духа, чем русский, и он - недолговечен. Жизнь в России может быть восстановлена только любовью. Господь ждёт от нас любви. Понятно, что атеистические и настроенные светски власти восстановить Россию в принципе не смогут. Без веры и любви очень скоро при многопудовых правовых актах появится множество продажных чиновников, судей, стражей порядка, журналистов и ведущих на телеканалах. Рано или поздно власть придёт в уныние, к агрессии относительно русского народа и предательству интересов России. Такое уже было неоднократно. Эксперимент, проведённый в 20-м веке, с очевидностью это показал. Если долговечна любовь в Боге - долговечна жизнь, долговечна история. Юридический закон - это неудачный протез псевдоума вместо любви и веры. Сам по себе он никогда не искоренит продажности, взяточничества и разврата.

Русская сказка «Василиса Прекрасная» наглядно это показывает тем, кто её с любовью читает.



Источник: http://ruskline.ru/analitika/2012/10/19/russkie_skazki_kak_obwestvovedcheskie_prorocheskie_traktaty/
Категория: Общие вопросы культуры | Добавил: Vladimir (19 Окт 2012)
Просмотров: 1939 | Теги: молитва, русский дух, юридический закон, Православие, вера, сказка, Россия, русский народ, любовь, русская сказка | Рейтинг: 5.0/3
Поделиться:
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
В VK
Мини-чат
Почта
Логин:
Пароль:

(что это)

Сайт работает благодаря вашим пожертвованиям.

Форма для пожертвования:
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Душеполезное чтение"
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Возрождение"
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Форум клуба"

Общество друзей милосердия статистика
Besucherzahler femmes russes a marier
счетчик посещений
Сервер 'Россия Православная' Яндекс.Метрика Счетчик тИЦ, PR и обратных ссылок